Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:30, курсовая работа
Цель проекта: Создание «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов.
Задачи: Изучить нормативные документы и научно-методическую литературу по формированию выразительного чтения в начальных классах у младших школьников.
Проанализировать ситуацию о необходимости использования памятки по выразительному чтению для уроков литературного чтения.
Создать «Памятку по выразительному чтению» для уроков литературного чтения в начальных классах МОУ СООШ с. Частые.
Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы создания «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов 7
1.1Анализ ситуации создания «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов МОУ СОШ с. Частые 7
1.2Концепция создания «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов 8
1.3.Особенности создания «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов МОУ СОШ с. Частые 13
1.4. Ожидаемый результат реализации создания «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов 13
Глава 2. Создание «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов 15
Литература 16
Содержание
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. [6]
Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения выразительному чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения. [12]
Навык чтения является синтетическим явлением, состоящим из четырех компонентов: правильности, осознанности, беглости, выразительности. В тоже время выработка навыка выразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения. [3]
«Не достаточно, чтобы дети
поняли произведение, а надобно, чтобы
они его почувствовали»
Федеральный государственный
общеобразовательный стандарт начального
и основного образования
Познавательные учебные действия предполагают умение извлечь информацию, и использовать для решения жизненных задач. На уроках литературного чтения младшие школьники учатся так работать с художественными произведениями, чтобы осознать тему и совокупность смыслов текста, подружиться с героями, восхищаться богатством и красотой русского слова. [4]
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы читательской деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях свободного и делового чтения. [2]
Проблемное изучение выразительности в настоящее время вышло за пределы школы, программы. К сожалению не редко школьники механически прочитывают слова с этим нельзя мириться. Немало детей, с трудом справляющихся с техникой чтения. Дети мало читают, что является одной из причин их неуспеваемости по предметам, нежелания учиться. Задача каждого учителя начальной школы научить ребёнка не просто читать, а читать осознанно, понимая смысл прочитанного, показывая голосом своё отношение к героям произведения, к его сюжету. Через умение выразительно читать формируется интерес к книге и чтению. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. [8]
Чтение может и должно стать фундаментом для решения таких актуальных задач современной школы, как обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; разностороннее и современное развитие детей; формирование навыков самообразования и самореализации личности; непрерывность в образовании в течение всей жизни.[6]
Цель проекта: Создание «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов.
Задачи:
Проект разработан на основе следующих документов:
1. ФГОС НОО от 06.11.2009 г. №373,федерально-базисного плана образования учреждения РФ от 06.11.2009 г. №373, СанПин (2.4.2.2821-от 03.03.2011 г. приказ «Минобрнауки» России (об утверждении федерального перечня учебников) от 24.12.2010 г;
Структура проекта:
Этапы проекта:
1. Аналитический – изучение и анализ ситуации создания «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов (октябрь2012г.).
2.
Конструктивный –
3. Оформителько – презентационный – оформление материалов проекта (ноябрь - декабрь 2012 г.)
В МОУ СОШ с. Частые обучение младших школьников ведётся по следующим образовательным программам: «Школа России», «Школа 2100», «Гармония», «Система Л.В.Занкова».
Авторами учебников литературного чтения по всем перечисленным образовательным программам уделено внимание выработке выразительности речи учащихся. [9]
программа |
автор учебника |
характерные особенности учебника |
«Система Л.В. Занкова» |
Н.А.Чуракова |
|
«Школа 2100» |
Е.В.Бунеев |
|
«Гармония» |
О.В.Кубасова |
|
«Школа России» |
Л.Ф.Климанова |
|
Методисты рекомендуют начинать уроки литературного чтения с упражнений на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата, чтобы не один текст на уроке не был прочитан монотонно, не выразительно. [5]
Для совершенствования выразительного чтения необходимо создать памятку, которая будет в помощь учителю и учащимся.
В соответствии с ФГОС НОО новая информационная среда позволит обеспечить индивидуализацию обучения, возможность и интересы младших школьников к чтению, развитие самостоятельности и творческих способностей, доступ к новым учебным информациям. [14]
Памятке по выразительному чтению присуще следующие черты: структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость, которая будет использоваться, как для самостоятельного изучения и ознакомления, так и для общего на уроках литературного чтения.
При создании памятки по выразительному чтению мы преследовали цель – создание условий для выразительного чтения.
Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:
Средство |
компонент |
воздействие |
Техника речи |
|
|
Интонация |
|
|
Невербальные |
|
|
|
|
Преимущества создания памятки по выразительному чтению [15]:
Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением. [7]
В технику речи входят дыхание, голос, дикция. Специалисты советуют делать упражнения по технике речи ежедневно по 8-10 минут. Начинать обучение следует с постановки дыхания. [13]
1.3.Особенности
создания «Памятки по
Разработанная памятка по выразительному чтению будет использоваться на уроках литературного чтения, по программам: «Школа России»; «Школа 2100; «Гармония»; «Система Л.В.Занкова».
Для создания данного
проекта нам потребовались
После использования средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока физические упражнения, для профилактики общего утомления. [13]
Создание памятки позволяет увидеть возможности выразительного чтения. Обозначим основные ожидаемые образовательные результаты.
При использовании памятки по выразительному чтению на уроках литературного чтения учитель должен сформировать у учащихся такие планируемые результаты, предусмотренные ФГОС НОО [14], как:
Информация о работе Разработка памятки по выразительному чтению