Разработка памятки по выразительному чтению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель проекта: Создание «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов.
Задачи: Изучить нормативные документы и научно-методическую литературу по формированию выразительного чтения в начальных классах у младших школьников.
Проанализировать ситуацию о необходимости использования памятки по выразительному чтению для уроков литературного чтения.
Создать «Памятку по выразительному чтению» для уроков литературного чтения в начальных классах МОУ СООШ с. Частые.

Содержание

Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы создания «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов 7
1.1Анализ ситуации создания «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов МОУ СОШ с. Частые 7
1.2Концепция создания «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов 8
1.3.Особенности создания «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов МОУ СОШ с. Частые 13
1.4. Ожидаемый результат реализации создания «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов 13
Глава 2. Создание «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов 15
Литература 16

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая к печати.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главная цель школьного  обучения - формирование личности ученика. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. [6]

Чтение как  учебный предмет имеет в своем  распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий  и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения выразительному чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения. [12]

Навык чтения является синтетическим  явлением, состоящим из четырех компонентов: правильности, осознанности, беглости, выразительности. В тоже время выработка навыка выразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения. [3]

 «Не достаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали»                                                       К.Д.Ушинский [1]                                                                                                             

Федеральный государственный  общеобразовательный  стандарт начального и основного образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как выразительное чтение. [14]

    Познавательные учебные действия предполагают умение извлечь информацию, и использовать для решения жизненных задач. На уроках  литературного чтения младшие школьники учатся так работать с художественными произведениями, чтобы осознать тему и совокупность смыслов текста, подружиться с героями, восхищаться богатством и красотой русского слова. [4]

Метапредметные  результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов способы читательской деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях свободного и делового чтения. [2]                

Проблемное  изучение выразительности в настоящее  время вышло за пределы школы, программы. К сожалению не редко школьники механически прочитывают слова с этим нельзя мириться. Немало детей, с трудом справляющихся с техникой чтения. Дети мало читают, что является одной из причин их неуспеваемости по предметам, нежелания учиться. Задача каждого учителя начальной школы научить ребёнка не просто читать, а читать осознанно, понимая смысл прочитанного, показывая голосом своё отношение к героям произведения, к его сюжету. Через умение выразительно читать формируется интерес к книге и чтению. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. [8]

Чтение может и должно стать фундаментом для решения таких актуальных задач современной школы, как обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной культуры; разностороннее и современное развитие детей; формирование навыков самообразования и самореализации личности; непрерывность в образовании в течение всей жизни.[6]

Цель проекта: Создание «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов.

Задачи:

  1. Изучить нормативные документы и научно-методическую литературу по формированию выразительного чтения в начальных классах у младших школьников.
  2. Проанализировать ситуацию о необходимости использования памятки по выразительному чтению для уроков литературного чтения.
  3. Создать «Памятку по выразительному чтению» для уроков литературного чтения в начальных классах МОУ СООШ с. Частые.

Проект разработан на основе следующих документов:

1.     ФГОС НОО от 06.11.2009 г. №373,федерально-базисного плана образования учреждения РФ от 06.11.2009 г. №373, СанПин (2.4.2.2821-от 03.03.2011 г. приказ «Минобрнауки» России (об утверждении федерального перечня учебников) от 24.12.2010 г;

Структура проекта:

  1. Научно-теоретические основы создания  «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов; анализ ситуации и обоснование проблемы формирования выразительности речи у младших школьников; концепция и план реализации на уроках чтения в начальных классах МОУ СОШ с. Частые; ожидаемые результаты.
  2. Демонстрация «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов; пояснительная записка.

 Этапы  проекта:

1.     Аналитический – изучение и  анализ ситуации  создания «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов (октябрь2012г.).

2.     Конструктивный – структурирование  деятельности по созданию и разработка проекта (октябрь, ноябрь 2012г.).

3.     Оформителько – презентационный – оформление материалов проекта (ноябрь - декабрь 2012 г.)

 

 

 

 

 

Глава I. Научно-теоретические основы создания «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов

1.1 Анализ ситуации создания «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов МОУ СОШ  с. Частые

 

В МОУ СОШ с. Частые обучение младших школьников ведётся по следующим образовательным программам: «Школа России», «Школа 2100», «Гармония», «Система Л.В.Занкова».

Авторами учебников литературного чтения по всем перечисленным образовательным программам уделено внимание выработке выразительности речи учащихся. [9]

программа

автор учебника

характерные особенности учебника

«Система Л.В. Занкова»

Н.А.Чуракова

  • Отрабатывается выразительное, осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации;
  • Практикуется чтение по ролям, наизусть, драматизация произведений;
  • Развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении;

«Школа 2100»

Е.В.Бунеев

  • Излагается тематика чтения, требования к технике чтения, приемы понимания текста и элементов литературного анализа;
  • Развивается письменная и устная речь;

«Гармония»

О.В.Кубасова

  • Совершенствуются навыки чтения, развитие творческих способностей;
  • Уделяется внимание литературным образам;
  • Практикуются приемы овладения содержанием произведения;

«Школа России»

Л.Ф.Климанова

  • Практикуется направленность уроков на организацию творческой деятельности;
  • Формируются читательские умения;
  • Уделяется внимание осмысленности прочитанного;

 

Методисты рекомендуют  начинать уроки литературного чтения с упражнений на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата, чтобы не один текст на уроке не был прочитан монотонно, не выразительно. [5]

Для совершенствования выразительного чтения необходимо создать памятку, которая будет в помощь учителю и учащимся.

1.2 Концепция создания «Памятки по выразительному чтению» для учащихся начальных классов

 

В соответствии с ФГОС НОО новая информационная среда позволит обеспечить индивидуализацию обучения, возможность и интересы младших школьников к чтению, развитие самостоятельности и творческих способностей, доступ к новым учебным информациям. [14]

Памятке по выразительному чтению присуще следующие черты: структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость, которая будет использоваться, как для самостоятельного изучения и ознакомления, так и для общего на уроках литературного чтения.

При создании памятки  по выразительному чтению мы преследовали цель – создание условий для выразительного чтения.

Для реализации данной цели нами были сформулированы следующие задачи:

  1. Использовать дополнительные материалы для развития выразительного чтения. [10]

Средство

компонент

воздействие

Техника речи

  • Дыхание 

 

 

  • Голос

 

 

 

 

 

  • Дикция
  • Правильное использование заключается, во-первых в экономном и равномерном использовании воздуха, а во-вторых в своевременном его пополнении (паузы)
  • Большое значение имеет: звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Оптимальным является голос средней силы и высоты, так как его легко можно снизить и повысить, сделать громким и тихим. Однако голос следует развивать.
  • Нечеткость, неясность или неправильное произношение звуков и заглатывание их замедляет смысл.

Интонация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Сила голоса

 

 

 

 

  • Логическое ударение

 

 

 

 

 

 

  •   Паузы

 

 

 

 

  • Темп 

 

 

 

 

 

 

  • Ритм 

 

 

    • Мелодика речи

 

  • Тембр
  • Именно интонация организует  устную речь в целом, в том числе и чтении. При помощи ее предложениям придается значение вопроса, побуждение, просьбы, сообщения. Также она позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора, его отношение к описываемому. Если читающий в процессе работы над текстом правильно воспримет предлагаемые автором обстоятельства и верно определит свою исполнительскую задачу, то интонация его во время чтения будет естественной и выразительной.

 

  • Это степень его громкости, его усиления или ослабления, во-первых, в общей громкости звучания. При воспроизведении действий, событий, переживаний, а также при перечислении требуется постепенное усиление голоса
  • Выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. Ошибки при постановке ударения искажают смысл читаемого. Причиной при расстановке логических ударений является непонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических ударений требует предварительного анализа текста.
  • Остановки, перерывы в звучании. При помощи их текст делится на смысловые отрезки. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза.
  • Может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа при чтении помогает передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от чувств, переживаний, характера, эмоционального состояния, поведения персонажей.
  • Связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.
  • Движение голоса по звукам разной высоты. Произнесение вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений.
  • Природная окраска голоса, которая остается постоянной выражает радость, печаль, тревогу, спокойствие.

Невербальные

  •   Поза

 

 

  • Удобная поза, не мешающая дыханию и работе всего речевого аппарата, вызывает у исполнителя чувство уверенности и помогает найти нужное для исполнения внутреннее состояние.
  • Мимика
  • Чрезмерное использование мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.



 

Преимущества  создания памятки по выразительному чтению [15]:

  • освобождается время для творчества учителя;
  • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • вероятность повышения качества образования.

   Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением. [7]

В технику речи входят дыхание, голос, дикция. Специалисты  советуют делать упражнения по технике  речи ежедневно по 8-10 минут. Начинать обучение следует с постановки дыхания. [13]

       

1.3.Особенности  создания «Памятки по выразительному  чтению» для учащихся начальных  классов МОУ СОШ с. Частые

Разработанная памятка по выразительному чтению будет  использоваться на уроках литературного чтения, по программам: «Школа России»; «Школа 2100; «Гармония»; «Система Л.В.Занкова».

Для создания данного  проекта нам потребовались следующие  условия:

  1. Организационные (СанПин) 
  2. Методические (научно - методическая литература)
  3. Финансовые (буклет 14 руб.) 
  4. Материально- технический (стулья, парты, кабинет, компьютер)

После использования  средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока физические упражнения, для профилактики общего утомления. [13]

1.4. Ожидаемый  результат реализации создания  «Памятки по выразительному чтению»  для учащихся начальных классов 

 

Создание памятки позволяет увидеть возможности выразительного чтения. Обозначим основные ожидаемые образовательные результаты.

При использовании памятки по выразительному чтению на уроках литературного чтения учитель должен сформировать у учащихся такие планируемые результаты, предусмотренные ФГОС НОО [14], как:

Информация о работе Разработка памятки по выразительному чтению