Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 05:11, курсовая работа
Цель исследования. Целью исследования является описание категории художественного символа, а также особенностей её функционирования в литературе, а именно в творчестве Эдгара По.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
изучить теорию вопроса по проблеме символа;
дать определение термина «символ»;
проследить историю становления термина «символ»;
Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1. Интерпретация понятия «символ» в научно-философском контексте…………………………………………………………………...……...5
1.1. Понятие символа…………………………………………………….………..5
1.2. Становление понятия «символ»……………………………………………10
1.3 Критерии распознавания символа в тексте………………………………...12
1.4 Роль символа в художественном произведении…………………………...15
Глава 2. Анализ символики на материале новелл Эдгара Аллана По……………………………………………………………………....................17
Заключение……………………………………………….…………..…………..25
Используемая литература……………………………………………..………...27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет»
Кафедра переводоведения и МКК
Специальность: Перевод и переводоведение
Курсовая работа
«Роль символа в раскрытии авторского замысла в художественном произведении на примере новелл Эдгара Аллана По»
Студентки 3 курса
Группа 335
Егоровой А. А
Научный руководитель:
Оттенс Г. В.
2013 год
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Интерпретация понятия «символ» в научно-философском
контексте………………………………………………………
1.1. Понятие символа…………………………………………………….……
1.2. Становление понятия «символ»……………………………………………10
1.3 Критерии распознавания
1.4 Роль символа в художественном произведении…………………………...15
Глава 2. Анализ символики на материале новелл
Эдгара Аллана По……………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………….…
Используемая литература……………………………………………..…
Введение
Творчество Эдгара Аллана По (1809 – 1849) является одним из самых сложных явлений американской литературы, во многом и сейчас еще не осознанное до конца, несмотря на большое количество исследований. Его произведения всегда были и остаются до сих пор объектом пристального, глубокого и заинтересованного исследования. Отличительным свойством творческой манеры По, по мнению многих исследователей, является умение вместить огромный художественный смысл в небольшом пространстве литературного произведения. Огромную роль в создании художественных образов такой необычайной емкости и обобщающего значения играют символы.
Актуальность исследования. Многозначность термина "символ" уже давно никем не ставится под сомнение. В теории и истории литературы термин "художественный символ" настойчиво привлекал и привлекает к себе внимание, но у литературоведов до сих пор не сложилось единого мнения о его значении и употреблении.
Кроме того, творчество Эдгара Аллана По до сих пор не осмысленно до конца и требует дальнейшего исследования.
Объектом данного исследования является творчество Эдгара Аллана По, а его предметом - символика в новеллах Эдгара Аллана По.
Цель исследования. Целью исследования является описание категории художественного символа, а также особенностей её функционирования в литературе, а именно в творчестве Эдгара По.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Теоретическую базу исследования составляют работы, в которых рассмотрены теория определения символа, проблемы символа и его связь с литературой (Ф.В. Шеллинг, А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, А.П. Квятковский, П. Флоренский и др.).
Методология исследования: описательный метод, герменевтический, типологический, историко-литературный, структурно-семиотический, общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения.
Научная и практическая значимость исследования. Описание категории символа позволяет обоснованно применять эту категорию и термин "символ" в целях анализа художественных произведений.
Материалы курсовой работы могут быть использованы при чтении курсов и спецкурсов по литературе и анализу художественного текста.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена теории исследуемого вопроса: здесь раскрывается само понятие «символ». Вторая глава посвящена истории становления и развития термина «символ». Третья глава описывает критерии распознавания символа в тексте. В четвертой главе речь идет о роли символа в художественного произведения. Пятая глава представляет собой анализ символики в новеллистике Эдгара Аллана По.
Глава 1. Интерпретация понятия «символ» в философско-научном контексте
1.1 Понятие символа
Проводя исследование по теме "Роль символов при раскрытии авторского замысла в художественном произведении", в первую очередь нам необходимо определить, что же такое "символ", а так же каковы история становления этого термина и его значение в художественном произведении.
В искусстве символ всегда играл особо важную роль. Это связано с природой образа - основной категорией искусства. Ведь всякий образ в той или иной мере условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее. В художественной литературе символичность таится в любом сравнении, метафоре, параллели. Олицетворение в баснях, аллегоричность сказок – это, в сущности, разновидности символики. Символ – характеристика художественного образа с точки зрения осмысленности, выражения или некоей художественной идеи. Символ неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания. В понятие символ у разных поэтов и писателей вкладывалось разное содержание.
В связи с этим ниже мы приведём несколько определений символа.
Однако сразу заметим, что до сих пор «символ» трактуется как один из самых неопределенных в науке. Еще А. Ф. Лосев заметил, что «понятие символа и в литературе и в искусстве является одним из самых туманных, сбивчивых и противоречивых понятий» [12,6]. Проблемами изучения природы символа занимались многие - от Платона и Аристотеля до М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана. Возможно, что такое количество интерпретаций данного термина и повлекло за собой его «туманность».
Само название «символ» произошло от греческого слова symbolon, которое переводится как «знак, опознавательная примета». В искусстве «символ» трактуется как универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории - с другой. В широком смысле можно сказать, что «символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, и что он есть знак, наделённый всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа» [5, 976-978].
Уже то обстоятельство, что
любой символ вообще имеет
«смысл», само символизирует наличность
«смысла» у мира и жизни. Предметный
образ и глубинный смысл
В «Поэтическом словаре» Квятковского А.П. мы находим другое определение: «Символ – (греч, symbolon – знак, примета) многозначный предметный образ, объединяющий собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности» [3, 263].
Символ, по П. Флоренскому, принципиально антиномичен, т.
Русский поэт О. Мандельштам, выдвинул «эллинистическое» понимание символа как всецело подвластной человеку «утвари»: «Всякий предмет, втянутый в священный круг человека, может стать утварью, а, следовательно, и символом».
Емко и в то же время лаконично трактует данное понятие польский литературовед Ежи Фарино: «Символ – это понятийная система, свернутая (или редуцированная) до одного элемента, обладающего статусом реального объекта» [14, 90].
Разные источники утверждают, что символ близок к тропам, особенно к метафоре и сравнению, но обладает более глубоким смысловым содержанием. Формальное отличие символа от метафоры в том, что метафора создаётся как бы «на наших глазах»: мы видим, какие именно слова сопоставлены в тексте, и поэтому догадываемся, какие их значения сближаются, чтобы породить третье, новое. Символ может входить и в метафорическое построение, но оно для него не обязательно. В отличие от аллегории, которая предполагает однозначное истолкование, символ несёт в себе множественность смысла, объясняемого по-разному, в зависимости от контекста. Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок метафоре. Однако эта близость относительна, так как символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен и его трудно, а зачастую и невозможно раскрыть до конца. Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать автор. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Еще Шеллинг писал в своей «Философии искусства», что смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо «вжиться». Именно в этом состоит принципиальное отличие символа от аллегории: смысл символа не существует в качестве некоей рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него. Соотношение между значащим и означаемым в символе есть диалектическое соотношение тождества в нетождестве: «...каждый образ должен быть понят как то, что он есть, и лишь благодаря этому он берется как то, что он обозначает».
Итог в сфере философских поисков понимания художественного символа подвел в целом ряде работ А.Ф. Лосев, занимающийся проблемой символа в течение всей своей жизни. Символ, таким образом, у раннего Лосева предстает эманацией, или выражением, мифа. "Наконец, под символом я понимаю ту сторону в мифе, которая является специально выражающей. Символ есть смысловая выразительность мифа, или внешне-явленный лик мифа ". С помощью символа сущностное выражение впервые выходит на уровень внешнего проявления. Миф как основа и глубинная жизнь сознания являет себя вовне в символе и фактически составляет его (символа) жизненную основу, его смысл, его сущность. Лосев глубоко ощущает эту диалектику мифа и символа и стремится как можно точнее зафиксировать ее на вербальном уровне. Позже, в своей работе «Проблема символа и реалистическое искусство» он пишет: «Символ есть принцип бесконечного становления с указанием всей той закономерности, которой подчиняются все отдельные точки данного становления». Всякий символ, по его мнению, во-первых, есть живое отражение действительности, во-вторых, он подвергается той или иной мыслительной обработке, и, в-третьих, он становится острейшим орудием переделывания самой действительности».
В искусстве различают символы с устоявшимися, понятными всем значениями (например, чёрный цвет символизирует печаль, скорбь, утрату, смерть) и авторские, смысловое содержание которых имеет значение в контексте творчества одного автора.
«Образ мира, в слове явленный»,– эти слова Б.Пастернака можно отнести к символике каждого большого автора. Сама структура символа направлена на то, чтобы погрузить каждое частное явление в стихию «первоначал» бытия и дать через это явление целостный образ мира. Здесь заложено сродство между символом и мифом; символ и есть миф, «снятый» (в гегелевском смысле) культурным развитием, выведенный из тождества самому себе и осознанный в своем несовпадении с собственным смыслом. Откуда же берётся символический смысл образа? Основная особенность символов в том, что они, в своей массе, возникают не только в тех текстах, где мы их находим. Они имеют историю длиной в десятки тысяч лет, восходя к древним представлениям о мире, к мифам и обрядам. Возникновение символов не случайно, оно связано с определенными признаками предмета и всегда отражает его глубинную сущность. В символе всегда наличествует переносное значение, скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта или исторического порядка, со сказаниями, верованиями и т.д. Определённые слова («утро», «зима», «зерно», «земля», «кровь» и т. д.) с незапамятных времён запечатлелись в памяти человечества именно как символы. Такие слова не только многозначны: мы интуитивно чувствуем их способность быть символами. Позднее эти слова особенно привлекали писателей, включавших их в свои произведения, где они получали новые значения. Таким образом, символ приходит в текст из языка многовековых культур, привнося в него весь багаж своих уже накопленных значений. Поскольку значений у символа неисчислимо много, он оказывается способным «отдавать» их по-разному – в зависимости от индивидуальных способностей читателя. Не все символы в литературе имеют столь длинную историю. Многие из них заново построены по образцу общекультурных символов.
Таким образом, мы приходим к выводу, что символ – понятие довольно сложное, и что универсального определения этого термина не существует. Также нам необходимо отметить, что смысловая структура символа многослойна, рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего и ориентирована на духовно-эстетическое восприятие.
1.2 Становление понятия «символ»
Проанализируем историю становления термина «символ».
Философско-эстетическое рассмотрение символа происходит в античности. До этого сама рефлексия над термином была невозможно, поскольку мифологическое сознание предполагает символические формы и смыслы в их нераздельном тождестве.