Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:30, реферат
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость.
Л.Н. Толстой
Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно использует предписанные ему законы.
История создания романа “Война и мир”
2. Система образов в романе “Война и мир”
3. Военная тема
4. Нравственные и философские искания героев и автора романа
5 . Значение романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
Для князя Андрея Шенграбенский бой означал целую эпоху развития. Он формировал себя по образу и подобию Наполеона, но жизнь связывает его с простыми людьми. Сам князь Андрей еще не чувствует, что отвергнет выбранный им путь борьбы за личную славу и власть, не придает значения тому, что простые люди начинают видеть в нем своего, близкого человека. Но придет время, и он поймет, как выглядит истинное величие и где его искать.
Николай Ростов участвует в тех же сражениях, что и князь Андрей. И когда Ростов, раненый, оказывается в одиночестве и видит, как французы бегут на него, он из лихого гусара превращается в «зайца, убегающего от собак». Но для Толстого важен не только конкретный человек, его переживания, для писателя важен смысл явления. Страх заставил Николая думать о своей жизни. Он должен был стать убийцей, а стал жертвой. Нет, не здесь, не на войне он должен быть. Он не создан для убийства. «И зачем я пошел сюда!» — недоуменно восклицает Ростов. Но там, где нет крови и убийств, действительно ли там мир?
4. Нравственные и философские искания героев и автора романа
В светском обществе тоже идет борьба за деньги, за богатство. Князю Василию инстинкт подсказывает жертву, с помощью которой он мог бы разбогатеть. Словом “инстинкт” Толстой сближает князя Василия со зверем, с хищником. Ему удается женить Пьера на Элен, потому что Пьер наивен и неопытен. Безухову нелегко понять, что только его имения сделали его умным и красивым в глазах светского общества. Поэтому победой сил зла заканчивается столкновение нравственного, но пассивного начала, заложенного в Пьере, с активным хищничеством семейства Курагиных.
Толстому важно выяснить, в чем состоит истинная прелесть женщины. В красоте Элен не было того возвышающего душу начала, которое свойственно красоте человека. Грудь, спина, оголенная по последней моде, запах духов — вот что составляет Элен. Глаза, лицо — вне поля зрения художника. А вот как описывает автор внешность княжны Марьи: «Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны оставалось жалко и некрасиво». И вдруг крупным планом деталь: «большие прекрасные глаза, полные слез и мысли». Эта мысль, эти слезы делают княжну прекрасной той нравственной красотой, какой нет ни у Элен, ни у маленькой княгини, ни у Бурьен с ее хорошеньким лицом. После несостоявшегося сватовства Анатоля Курагина княжна Марья решает: «Мое призвание — быть счастливою другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».
А как же тот мир, о котором с тоской вспоминает раненый Николай Ростов? Этот мир живет только им. Соня, прочитав письмо от Николая, счастлива. Петя горд за брата. Какими-то таинственными нитями привязаны члены этой семьи друг к другу. И никакие соображения, доводы рассудка не могут, по мысли Толстого, сравниться с этим интуитивным чувством кровного родства. Ведь «Война и мир» в сущности — песнь торжества чувства. Графиня Вера после прочтения письма говорит матери: «По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать». Но Ростовы никогда не руководствуются холодными соображениями: пусть чувство, непосредственное чувство радости и любви, прорывается наружу и соединит всех людей в одну семью. Когда человек все делает по расчету, заранее обдумывая каждый свой шаг, он вырывается из общественной жизни, отчуждается от общего, ибо расчет эгоистичен по своей сути, а роднит людей интуитивное чувство.
Воплощением толстовских исканий смысла жизни является Андрей Болконский. Во время Аустерлицкого сражения в душе героя происходит перелом. Этот день — взлет князя Андрея и первое его глубочайшее разочарование. Чего хотел князь Андрей от сражения? «…Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими… одного этого хочу, для одного этого я живу». В этот момент он становится в мыслях своих на этот путь, который приводит людей, проникнутых бессознательным чувством единения с общим, к разрыву с этим общим. Князь Андрей хочет стать над людьми. Мечта о славе жила в юности и в душе писателя. Расставание с этой мечтой отразилось на страницах «Войны и мира». (Толстой в дневнике 1851 года обличал себя в разных грехах, чаще всего в «тщеславии». Желание прославиться владело Толстым в первые годы после того, как он оставил университет. На Кавказе он уже пишет в дневнике: «Все меня мучит жажда… не славы — славы я не хочу и презираю ее, а принимать большое влияние в счастии и пользе людей»1.)
Князь Андрей чувствует отрыв от людей. То, что важно для него, другим безразлично. Он сближается с тем миром, который олицетворяет Наполеон. Император глядел на солнце, выплывающее из тумана, и словно видел, как оно осветит поле его торжества. Он не думал о том, что его торжество будет следствием страданий и гибели людей. Наполеоновское начало, как яд, проникает в кровь князя Андрея. Во время сражения он со знаменем устремляется вперед, уверенный, что весь его батальон побежит за ним. Это движение соответствует и внутреннему порыву князя Андрея - стремлению к славе. Но вот он ранен: “Что это? Я падаю? У меня ноги подкашиваются,” - подумал он и упал на спину. И с этим прекращением внешнего движения резко останавливается его порыв к славе. Он видит небо, которое заполняет взор князя Андрея, и в этом взоре нет уже места земным страстям. То, что накапливалось в его сознании в эти месяцы войны, получает теперь ясную форму: князь Андрей осознал, наконец, страшную противоположность между суетой, ложью, притворством, озлоблением, страхом, царящими на этой бессмысленной войне, и спокойным величием «бесконечного неба». Он приходит к отрицанию войны, военного дела, политики. Вместе с тем важно, что автор подводит своего героя к мысли о ничтожности стремления к личному счастью, если оно, это счастье, не связано с чем-то большим, общим, «с небом».
Но вот война окончена, и герои романа возвращаются к мирной жизни. Вернулся домой Николай Ростов. При его встрече наиболее бурно выражала свои чувства Наташа. Все семейство Ростовых это любовь. Наташа - это движение, это искрящаяся, бурная радость. Любовь к жизни, умение всем своим существом отдаваться радости Ї это счастье избранных натур, таких, как Наташа.
В это же время Пьер вызывает на дуэль Долохова. Герои Толстого сложны. Даже в худших из них порой просыпается нечто хорошее, заложенное в каждом человеке. Так Долохов «жил в Москве со старушкой-матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат». Наташа определила сущность Долохова так: «У него все назначено, а я этого не люблю». А ведь часто голос Наташи — голос авторский, потому, что Наташа - воплощение чуткости и справедливости. Долохову удается стать своим человеком в среде людей-масок, но его не принимают в свою среду Ростовы, вынесшие ему приговор устами Наташи.
В чем же человек, по мысли Толстого, может найти утешение? Весь роман «Война и мир» — это гимн человеческому единению. Всякий раз после описания разрушительных начал, таящихся в светском обществе, Толстой обращается к характерам, стремящимся к единению. Толстой показывает, как ничтожно то, что разъединяет людей, и как величественно то, что их объединяет. Людей разъединяют корысть, честолюбие, ревность, а объединяют любовь, самопожертвование, смерть близких.
Итак, герои Толстого, в конце концов, утрачивают свои иллюзии: князь Андрей понял, как ничтожна слава, ничтожно счастье одного, построенное на несчастье многих, Николай Ростов не нашел мира там, где его искал, у Пьера Безухова раскрылись глаза на окружающее его общество. Утрата иллюзий потрясла внутренний мир этих людей. Но каждый из них по-своему, в соответствии со складом своего характера, с особенностями своего интеллекта начал искать выход, формировать свое жизнеощущение, жизнепонимание.
После дуэли с Долоховым внутренняя жизнь Пьера изменилась. Его стали волновать философские вопросы. Ему кажется, что человек не хозяин своей судьбы, а беспомощная частичка мироздания, безвольное орудие каких-то неизведанных сил. Каждый прав по-своему, следовательно, нет абсолютной истины. Пьер — диалектик по натуре, в его сознании одна мысль вызывает другую, затем — цепную реакцию соображений, выводов, новых вопросов, и все это — вопросы общефилософского характера. Особенностью Пьера и других героев Толстого, да и самого писателя является стремление дойти «до корня», искать, не успокаиваясь. Утверждая преимущество интуитивного познания перед рационалистическим, Толстой, тем не менее, всегда наделял лучших своих героев способностью аналитического мышления. И пусть они не могут ответить на вопросы, выдвигаемые их пытливой жаждой познания, основных законов бытия, привлекательность этих героев именно в страстном желании узнать, понять, что же такое жизнь, в чем ее смысл, в чем высшая справедливость. К чему же приходит Пьер? «Умрешь и все узнаешь или перестанешь спрашивать». Для ищущего разумного объяснения это — трагедия, конец жизни. Но Пьера спасает встреча с масоном Баздеевым. Безухов страдает от отсутствия веры, а когда находит ее, горит желанием действовать, чтобы противоборствовать злу, царящему в мире. Пьер принимает меры для освобождения своих крестьян. Он счастлив, так как считает, что нашел истину. И эта истина — жизнь для ближних. Пьер спешит поделиться своими мыслями с князем Андреем, который сначала скептически отнесся к высказываниям друга, а потом внутренне соглашается с ним. По словам Толстого, «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Князь Андрей – типичный толстовский положительный характер, вечно ошибающийся и ищущий. Писатель указывал: «Вечная тревога, труд, борьба, лишения — это необходимые условия, из которых не должен сметь выйти на секунду ни один человек. Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться»2. Таков идеал Толстого, таковы Андрей и Пьер — воплощение этого идеала.
А каков же мир Николая Ростова? Безоговорочно и навсегда гусарство вытесняет в Николае ростовское начало, гуманистическое по своей природе. Отказ от мысли приводит закономерно к отказу от гуманизма. Князь Андрей и Пьер часто ошибаются, не всегда находят правильный ответ на мучительные вопросы, но их разум всегда в работе, аналитическое мышление столь же свойственно для них, сколько не свойственно для Ростова. Поэтому Николай, попадая в тот мир, который ему казался запутанным, странным и непонятным, вольно или невольно солидаризируется с ним. “Мы солдаты и больше ничего”, Ї говорит он. Так Толстой подводит читателей к мысли, что как бы ни был человек добр, чист, нежен, если у него не развито критическое мышление, он неизбежно приходит к оправданию, защите несовершенных социальных отношений. Писатель мечтает о гармоничном человеке, в котором одинаково сильно развитые чувство и мысль взаимно дополняют и обогащают друг друга.
«Война и мир» — это роман о человеке и истории. Герои романа все время сталкиваются с необходимостью определить свое отношение к политическим событиям, свидетелями и участниками которых они являются. И не только определить свое отношение: Толстой хочет подвести нас к одной из самых важных мыслей романа — к мысли о границах свободы человеческой воли. Писатель замечал: «Мысли мои о границах свободы и зависимости и мой взгляд на историю — не случайный парадокс, который на минуту меня занял. Мысли эти — плод умственной работы моей жизни и составляют нераздельную часть того миросозерцания, которое Бог один знает, какими трудами и стараниями вырабатывалось во мне и дало мне совершенное спокойствие и счастье …»3.
Чтобы предельно ясно выразить свой взгляд на историю и на степень зависимости от нее человека, Толстой, наряду с образным воссозданием действительности, как будто бы не доверяя ему полностью, вводит в роман философские отступления.
Какую жизнь он называет настоящей? Настоящая жизнь — это внутренняя жизнь отдельного человеческого «я», это связь с людьми, основанная на подлинных, а не эфемерных чувствах и интересах. А искусственная, ненастоящая жизнь — это политические интриги «высшего петербургского общества», искусственная дружба и вражда «двух властелинов мира», это «внутренние преобразования во всех частях государственного аппарата», ничего по существу не меняющие. Человек счастлив лишь тогда, когда он живет настоящей жизнью, и все несчастья — от попытки принять участие в ненастоящей, искусственной жизни. Толстой показывает это на примере князя Андрея, внутреннего его развития. Словно весна, в жизнь князя Андрея входит Наташа Ростова, и в его душу приходит долгожданная гармония. Уже нет противоречия между готовностью души к радостному восприятию мира и мрачным взглядом на жизнь. И князь Андрей решает ехать в Петербург служить. Сперанский становится идеалом для Болконского, однако для самого Толстого он несимпатичен. Писатель замечает у Сперанского ту озабоченную пошлость, которая так сильно отталкивала раньше князя Андрея от государственной деятельности. Андрей эту пошлость не сразу увидел, но, как все любимые толстовские герои, начал чувствовать раньше, чем понимать. В том, как автор раскрывает эти противоречивые ощущения (восторг и раздражение), как подводит читателя к самой дорогой своей мысли о степени свободы и зависимости человека, сказывается редкое мастерство Толстого — психолога.
В это же время и Пьер успевает разочароваться в масонстве. Им овладела тоска, которая владела и князем Андреем между Аустерлицем и встречей со Сперанским. Но какие бы этапы развития ни проходили Андрей и Пьер, какие бы разочарования ни испытывали, к каким бы заблуждениям ни приводили их искания, само это развитие, эти искания выводят их за рамки характерного для их класса бытия. Люди их круга воспринимают действительность однолинейно, идут по заранее намеченному пути, а Пьер и Андрей ищут свое место в жизни.
В «Войне и мире» Толстой определяет, в чём заключается человеческое счастье. На своем первом бале Наташа переполнена радостью. Мир ее представлений — это «должный» толстовский мир. Таким мир кажется Наташе, когда она на «высшей ступени счастья» и когда человек, как говорит писатель, «делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя».
Наташа пробуждает в князе Андрее мечты о счастье и возвращает его к большой жизни души. Счастливым князь Андрей становится тогда, когда отдается настоящей жизни, отказываясь от жизни ложной, искусственной. После встречи с Ростовой он думал: «Из чего я бьюсь, из чего я хлопочу в этой узкой, замкнутой рамке, когда жизнь со всеми ее радостями открыта мне?» Любовь меняет мироощущение. И весь мир разделился для князя Андрея на две половины: «одна — она, и там все счастье, надежды, свет; другая половина — все, где ее нет, там все уныние и темнота…» У Наташи просыпается множество чувств: в ней загорается «внутренний огонь», тот огонь любви, который иногда разгорается в княжне Марье и делает ее прекрасной, тот огонь, который никогда не зажигался в Элен. Одновременно в ней просыпается страх, отчаяние, когда князь Андрей уехал.
В “Войне и мире” Толстой ставит и тему взаимосвязи природы и человека, ведь человек - часть природы. В общении с князем Андреем природа становится столь же мыслящей, как он сам; в общении с природой Ростовы становятся такими же непосредственными и простодушными, как природа. По мнению писателя, жизнь на лоне природы, в окружении добрых и уважающих друг друга людей, сближает человека с общим, национальным, человеческим.
Большое место в романе занимают картины Отечественной войны 1812 года. Изображая военные события, Толстой обращается ко многим важным проблемам.
Писатель хотел, прежде всего, восстановить правду, но в таком виде, как он — художник, а не историк ее понимал. Правда войны 1812 года в том, что она выиграна народом. Так называемые великие люди или мешали этой победе (Александр I, Бенигсен), или не мешали (Кутузов). Создавая образы Кутузова и Наполеона, Толстой, как правило, точно воспроизводит внешние обстоятельства их деятельности, однако рисует эту деятельность по-своему, с позиции отрицания роли личности в истории. Поэтому, с точки зрения историков, образы Кутузова и Наполеона не всегда исторически достоверны, но, имея в виду художественную идею романа, мы не можем не восхищаться их целостностью и художественной законченностью.