Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:30, реферат
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость.
Л.Н. Толстой
Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно использует предписанные ему законы.
История создания романа “Война и мир”
2. Система образов в романе “Война и мир”
3. Военная тема
4. Нравственные и философские искания героев и автора романа
5 . Значение романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
К людям Платон относился
с любовью. «Он любил товарищей,
французов, любил Пьера, который
был его соседом…». Так выразил
Толстой основы своего
Однако, писатель утверждает, что счастье человека — в любви ко всем, и вместе с тем понимает, что на земле не может быть такой любви. Князю Андрею нужно было или отказаться от этих взглядов, или умереть. В первых вариантах романа он оставался жить. Но тогда умирала бы философия Толстого. Писателю его миросозерцание было дороже героя, поэтому он много раз подчеркивал, что тот, кто вмешивается в ход событий и с помощью разума пытается изменить их, ничтожен. Величие и счастье человека в другом. Обратимся к описанию внутреннего состояния Пьера: «Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно готовое, такое, какого никогда прежде не имел взгляд Пьера”. Теперь он нашел истину, которую искал в масонстве, в светской жизни, в вине, в самопожертвовании, в романтической любви к Наташе. Он искал ее с помощью мысли и, как и князь Андрей, пришел к выводу о бессилии мысли, о безнадежности поисков счастья «путем мысли». В чем теперь нашел счастье Пьер? «Удовлетворение потребностей — хорошая пища, чистота, свобода — … казались Пьеру совершенным счастьем…» Мысль, пытающаяся поднять человека над его непосредственными потребностями, лишь вносит путаницу и неуверенность в его душу. Человек не призван делать более того, что касается его лично. Толстой говорит, что человек должен определить границы своей свободы. И хочет показать, что свобода человека не вне его, а в нем самом. Почувствовав внутреннюю свободу, став безразличным к внешнему течению жизни, Пьер находится в необычайно радостном настроении, настроении человека, открывшего наконец истину.
Роль народа в войне 1812 года — еще одна главная тема романа. По мысли Толстого, участь войны решают не завоеватели, не сражения, а враждебность населения к армии завоевателей, нежелание подчиниться ей.
Народ — главная сила, определившая судьбу войны. Толстой приветствует народную войну. Появляются слова, необычные для его стилистики: «величественная сила», «благо тому народу». Писатель воспевает «дубину народной войны», считает партизанское движение выражением справедливой народной ненависти к врагу.
«Война и мир» — роман о жизни и смерти, о непокорной силе жизненности, заложенной в человеке. Толстой раскрывает то особое состояние души, когда человек как бы отрывается от земли и видит больше, чем в повседневной, обыденной жизни. Вспомним о тех переживаниях, которые испытывает Наташа после разрыва с князем Андреем. Она отчуждается от обыденного мира, но любовь возвращает ее к жизни. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь», — пишет Толстой. Это уже не та любовь, какую узнал князь Андрей, это любовь земная. Писатель всегда мечтал о гармонии, о том, чтобы люди, любя себя, любили других. И Наташа ближе всего к этому идеалу. Она умеет наслаждаться жизнью, умеет понять и облегчить страдания других. Автор так показывает это состояние героини: «… Под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застилавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и незаметно». Толстой рисует «особенную» любовь Наташи и Пьера. Безухов с трудом узнал Ростову, но, когда она улыбнулась, его охватывает давно забытое счастье. Пьера поражает облик теперешней Наташи: «Ее нельзя было узнать, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь не было и тени улыбки, были одни глаза, внимательные, добрые и печально-вопросительные». Эта печаль не только из-за личных утрат: на лице Наташи отразились все печали людей, столько переживших за последний год. Она не только свое горе понимает, но и умеет проникнуться страданиями другого человека, понять их. Наташа слушала рассказ Пьера о его приключениях, “на лету ловя невысказанное еще слово, и прямо вносила в свое раскрытое сердце”. Так может слушать только человек, сердце которого раскрыто для других людей, человек, в котором бьется живая жизнь. Теперь в финале, после эпических и трагических глав, звучит лирическая песня любви. Из этой темы любви двух человек друг к другу вырастает тема любви к жизни. Главное преступление против жизни — война. Но война закончилась, уходят в прошлое страдания, которые она принесла. Раны зарубцовываются. В конце романа писатель утверждает право людей на любовь, на счастье, на жизнь.
В основе “Войны и мира” заключается миросозерцание Толстого. Это вера в вечность народа, в вечность жизни, ненависть к войнам, убеждение в необходимости упорных поисков истины, отвращение к культу личности, прославление чистой любви, презрение к индивидуализму, призыв к единению людей.
5. Значение романа Л.Толстого «Война и мир»
Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны. Да, это сильно, очень сильно!» Д. Голсуорси назвал «Войну и мир» «лучшим романом, какой когда-либо был написан».5
Р. Роллан писал о том, как еще совсем молодым человеком, студентом, он читал роман Толстого: это «произведение, как жизнь, не имеет ни начала, ни конца. Оно — сама жизнь в ее вечном движении».
По этой книге весь мир учился и учится Россия.
Художественные законы, открытые великим писателем, составляют и поныне непререкаемый образец.
«Война и мир» — это итог нравственных и философских исканий Толстого, его стремлений найти правду и смысл жизни. В этом произведении заключается частица его бессмертной души.
Использованная литература:
1 Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 20, стр. 85
2 Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 20, стр. 92
3 Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 20, стр. 105
4 Л.Н. Толстой. Полное собр. соч., т. 20, стр. 71
5 Т. Мотылева. О мировом значении Толстого. М., «Советский писатель», 1957, стр. 520.