Роман Л.Н. Толстого “ВОЙНА И МИР”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:30, реферат

Краткое описание

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость.
Л.Н. Толстой
Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно использует предписанные ему законы.

Содержание

История создания романа “Война и мир”
2. Система образов в романе “Война и мир”
3. Военная тема
4. Нравственные и философские искания героев и автора романа
5 . Значение романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Вложенные файлы: 1 файл

Bezzateeva_Effective_english_iz_redaktsii.doc

— 4.31 Мб (Скачать файл)

 К людям Платон относился  с любовью. «Он любил товарищей, французов, любил Пьера, который  был его соседом…». Так выразил  Толстой основы своего миросозерцания. Во имя раскрытия этих основ  написан роман, во имя доказательства  истинности этого миросозерцания созданы образы князя Андрея и Пьера. Еще в 1856 году Толстой записывает в дневнике: «Могучее средство к истинному счастью в жизни, это — без всяких законов пускать из себя во все стороны, как паук, целую паутину любви и ловить туда все, что попало…»4. Это «могучее средство к истинному счастью» с помощью Каратаева нашел Пьер.

Однако, писатель утверждает, что счастье человека — в любви ко всем, и вместе с тем понимает, что на земле не может быть такой любви. Князю Андрею нужно было или отказаться от этих взглядов, или умереть. В первых вариантах романа он оставался жить. Но тогда умирала бы философия Толстого. Писателю его миросозерцание было дороже героя, поэтому он много раз подчеркивал, что тот, кто вмешивается в ход событий и с помощью разума пытается изменить их, ничтожен. Величие и счастье человека в другом. Обратимся к описанию внутреннего состояния Пьера: «Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно готовое, такое, какого никогда прежде не имел взгляд Пьера”. Теперь он нашел истину, которую искал в масонстве, в светской жизни, в вине, в самопожертвовании, в романтической любви к Наташе. Он искал ее с помощью мысли и, как и князь Андрей, пришел к выводу о бессилии мысли, о безнадежности поисков счастья «путем мысли». В чем теперь нашел счастье Пьер? «Удовлетворение потребностей — хорошая пища, чистота, свобода — … казались Пьеру совершенным счастьем…» Мысль, пытающаяся поднять человека над его непосредственными потребностями, лишь вносит путаницу и неуверенность в его душу. Человек не призван делать более того, что касается его лично. Толстой говорит, что человек должен определить границы своей свободы. И хочет показать, что свобода человека не вне его, а в нем самом. Почувствовав внутреннюю свободу, став безразличным к внешнему течению жизни, Пьер находится в необычайно радостном настроении, настроении человека, открывшего наконец истину.

Роль народа в войне 1812 года — еще одна главная тема романа. По мысли Толстого, участь войны решают не завоеватели, не сражения, а враждебность населения к армии завоевателей, нежелание подчиниться ей.

Народ — главная сила, определившая судьбу войны. Толстой приветствует народную войну. Появляются слова, необычные для его стилистики: «величественная сила», «благо тому народу». Писатель  воспевает «дубину народной войны», считает партизанское движение выражением справедливой народной ненависти к врагу.

 «Война и мир» — роман  о жизни и смерти, о непокорной  силе жизненности, заложенной в  человеке. Толстой раскрывает то  особое состояние души, когда  человек как бы отрывается от земли и видит больше, чем в повседневной, обыденной жизни. Вспомним о тех переживаниях, которые испытывает Наташа после разрыва с князем Андреем. Она отчуждается от обыденного мира, но любовь возвращает ее к жизни. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь», — пишет Толстой. Это уже не та любовь, какую узнал князь Андрей, это любовь земная. Писатель всегда мечтал о гармонии, о том, чтобы люди, любя себя, любили других. И Наташа ближе всего к этому идеалу. Она умеет наслаждаться жизнью, умеет понять и облегчить страдания других. Автор так показывает это состояние героини: «… Под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застилавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и незаметно». Толстой рисует «особенную» любовь Наташи и Пьера. Безухов с трудом узнал Ростову, но, когда она улыбнулась, его охватывает давно забытое счастье. Пьера поражает облик теперешней Наташи: «Ее нельзя было узнать, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь не было и тени улыбки, были одни глаза, внимательные, добрые и печально-вопросительные». Эта печаль не только из-за личных утрат: на лице Наташи отразились все печали людей, столько переживших за последний год. Она не только свое горе понимает, но и умеет проникнуться страданиями другого человека, понять их. Наташа слушала рассказ Пьера о его приключениях, “на лету ловя невысказанное еще слово, и прямо вносила в свое раскрытое сердце”. Так может слушать только человек, сердце которого раскрыто для других людей, человек, в котором бьется живая жизнь. Теперь в финале, после эпических и трагических глав, звучит лирическая песня любви. Из этой темы любви двух человек друг к другу вырастает тема любви к жизни. Главное преступление против жизни — война. Но война закончилась, уходят в прошлое страдания, которые она принесла. Раны зарубцовываются. В конце романа писатель утверждает право людей на любовь, на счастье, на жизнь.

В основе “Войны и мира” заключается миросозерцание Толстого. Это  вера в вечность народа, в вечность жизни, ненависть к войнам, убеждение в необходимости упорных поисков истины, отвращение к культу личности, прославление чистой любви, презрение к индивидуализму, призыв к единению людей.

 

5. Значение романа Л.Толстого «Война и мир»

Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны. Да, это сильно, очень сильно!» Д. Голсуорси назвал «Войну и мир» «лучшим романом, какой когда-либо был написан».5

Р. Роллан писал о том, как еще совсем молодым человеком, студентом, он читал роман Толстого: это «произведение, как жизнь, не имеет ни начала, ни конца. Оно — сама жизнь в ее вечном движении».

По этой книге весь мир учился и учится Россия.

Художественные законы, открытые великим писателем, составляют и поныне непререкаемый образец.

«Война и мир» — это итог нравственных и философских исканий Толстого, его стремлений найти правду и смысл жизни. В этом произведении заключается частица его бессмертной души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

 

  1. Бычков С.Н. Толстой в оценке русской критики. –  М.: Просвещение, 1995
  2. Ермилов В.А. Толстой-художник и роман “Война и мир”. – М.: Гослитиздат, 1984
  3. Лебединская Л.Е. Живые герои. –  М.: Просвещение, 1991
  4. Ломунов К.Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. – М.: Просвещение, 1989
  5. Мотылева Т. О мировом значении Толстого. – М.: Советский писатель, 1957
  6. Сабуров А.А. Война и мир Л.Н. Толстого. – М.:  Изд. МГУ, 1996

 

1 Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 20, стр. 85

2 Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 20, стр. 92

3 Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 20, стр. 105

4 Л.Н. Толстой. Полное собр. соч., т. 20, стр. 71

5 Т. Мотылева. О мировом значении Толстого. М., «Советский писатель», 1957, стр. 520.


Информация о работе Роман Л.Н. Толстого “ВОЙНА И МИР”