Русская критика в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:22, реферат

Краткое описание

«Анна Каренина» — роман Льва Толстого, над которым он работал с 1873 по 1877 годы. Начиная с 1875, роман печатался по частям в московском «Русском вестнике». Закончен роман был 5 апреля 1877 года.
Роман о трагичной любви замужней дамы Анны Карениной к блестящему офицеру Вронскому на фоне любви и счастливой семейной жизни Константина Лёвина и Кити Щербацкой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-5
Критика романа………………………………………………………………6-9
Комментарии «Анна Каренина»……………………………10-11
Список литературы. Интернет ресурсы………12

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат литра.docx

— 190.54 Кб (Скачать файл)

Комитет по народному образованию  администрации Солнечногорского муниципального района 
Муниципальное общеобразовательное учреждение Тимоновская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 
Г. Солнечногорск-7 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат 
по литературе 
Тема: « Русская критика в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» » 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Башинская А.И. 
Ученица 10 «А» класса 
 
Руководитель: Данилина Г.Б., 
учитель русского языка и литературы 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

Солнечногорск-7, 2011 г.

 

 

 

 

Оглавление.

 

Введение……………………………………………………………………3-5

Критика романа………………………………………………………………6-9

Комментарии «Анна Каренина»……………………………10-11

Список литературы. Интернет ресурсы………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 

«Анна Каренина» — роман Льва Толстого, над которым он работал с 1873 по 1877 годы. Начиная с 1875, роман печатался по частям в московском «Русском вестнике». Закончен роман был 5 апреля 1877 года.

Роман о трагичной любви  замужней дамы Анны Карениной к блестящему офицеру Вронскому на фоне любви и счастливой семейной жизни Константина Лёвина и Кити Щербацкой. Масштабная картина нравов и быта дворянской среды Петербурга и Москвы второй половины XIX века, сочетающая философские размышления авторского alter ego Лёвина с передовыми в русской литературе психологическими зарисовками, а также сценами из жизни крестьян.

Анна Каренина на картине Г. Манизера

 

Сюжет. Роман начинается с двух фраз, давно уже ставших хрестоматийными: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских».

В Москву к Облонским приезжает  сестра Стивы Облонского — знатная петербургская дама Анна Каренина. Стива встречает Анну на вокзале, и тут же Анна знакомится с молодым офицером Вронским. Через день Анна и Вронский встречаются на балу, и Вронский с изумлением обнаруживает, что вспыхнувшее в нем чувство к Анне столь сильно, что без нее он уже не мыслит себе жизни. Анна уезжает в Петербург, Вронский устремляется следом. В Петербурге он начинает упорно преследовать Анну, нисколько не смущаясь наличием у нее мужа и 8-летнего сына. Вронский знает, что в высшем свете его настойчивое ухаживание за замужней женщиной с целью вовлечь ее в прелюбодеянье, всеми будет встречено с одобрением.

Анна его ухаживаниям  сопротивлялась почти год, но, в конце  концов, совсем потеряв голову от любви  к Вронскому, стала его любовницей. Очень скоро всем в Петербурге стало об этом известно, в том  числе и мужу Анны. Сложившаяся  ситуация была мучительно тяжела для  всех троих, но выхода из нее никто  из них найти не мог. Анна обнаруживает, что беременна. Она надеется, что  Вронский попросит ее бросить мужа и уйти к нему, но Вронский колеблется — он еще мечтает о военной карьере, которая никак не могла бы сложиться, если бы при нем была чужая жена. Анна впадает в отчаяние, роды проходят тяжело и Анна едва не умирает. Ее законный муж, Алексей Каренин, до болезни Анны твердо собиравшийся развестись с ней, увидев ее страдания во время родов, неожиданно для себя самого прощает и Анну, и Вронского. Каренин разрешает ей дальше жить в его доме, под защитой его доброго имени, только бы не рушить семью и не срамить детей. Сцена прощения — одна из самых важных в романе. Анна, однако, не выдерживает гнета великодушия, проявленного Карениным, и забрав с собой новорожденную дочку, уезжает с Вронским в Европу, оставив любимого сына на попечении мужа.

Некоторое время Анна и  Вронский путешествуют по Европе, но вскоре понимают, что заняться им собственно нечем. Со скуки Вронский даже начинает баловаться живописью, но скоро бросает  это пустое занятие, и они с  Анной решают вернуться в Петербург. В Петербурге Анна вдруг обнаруживает, что для высшего света она  теперь изгой, ни в один из приличных  домов ее не приглашают, и никто, кроме двух ближайших подруг, ее не навещает. Между тем, Вронский может  бывать везде, везде его принимают  и везде ему рады. Расстроенная Анна решает не обращать на это внимания, ее главная цель — увидеться с сыном. В день рождения сына, тайком, рано утром Анна пробирается в свой старый дом, заходит в спальню к мальчику и будит его. Мальчик рад до слез, Анна тоже плачет от радости, ребенок наспех пытается что-то рассказать матери и о чем-то расспросить ее, но тут прибегает слуга и испуганно сообщает, что уже проснулся Каренин и сейчас придет навестить сына. Мальчик сам понимает, что матери с отцом встречаться нельзя и мама сейчас уйдет от него навсегда, с плачем, он бросается к Анне и умоляет ее не уходить. В двери входит изумленный Каренин, и Анна, в слезах, охваченная чувством зависти к мужу, выбегает из дома. Больше сын ее никогда не видел.

С этого момента в отношениях Анны с Вронским открывается трещина, разводящая их все дальше и дальше. После встречи с сыном Анна в каком-то угаре едет в театр, где в тот вечер собирается весь большой свет Петербурга. Вся  публика в театре буквально тычет  в Анну пальцами, а женщина из соседней ложи бросает Анне в лицо оскорбления. Анна в истерике уезжает  из театра. Понимая, что и в Петербурге делать им нечего, Анна с Вронским решают переехать в деревню и жить в уединении. Они поселяются в  большом имении Вронского и начинают там вдвоем хозяйничать. Вронский пытается сделать имение доходным, внедряет различные новые приемы ведения  сельского хозяйства и занимается благотворительностью — строит в имении новую больницу. Анна во всем старается помочь ему.

Параллельно с историей Анны разворачивается история Константина  Левина. Несмотря на то, что роман  назван именем Анны, центральным персонажем романа является именно Левин. Именно его Толстой наделяет лучшими  человеческими качествами и ему  доверяет свои сокровенные мысли. Левин — довольно богатый человек, у него тоже есть обширное имение, все дела в котором он ведет сам.

То, что для Вронского  забава и способ убить время, для  Левина — смысл существования и его самого и всех его предков. Левин в начале романа сватается к родственнице Стивы Облонского — Кити Щербацкой. За Кити на тот момент забавы ради ухаживал Вронский. Кити, однако, всерьез увлеклась Вронским и отказала Левину. После того, как Вронский следом за Анной умчался в Петербург, Кити даже заболела от горя и унижения, но после поездки за границу оправилась и согласилась выйти замуж за Левина. Сцены сватовства, свадьбы, семейной жизни Левиных, пронизаны светлым чувством, автор ясно дает понять, что именно вот так и должна строиться жизнь семейная.

Тем временем, в имении Вронского  обстановка накаляется. Вронский тяготится  Анной, его невольно влечет к его  прежней, свободной жизни. Анна чувствует  это, но ошибочно предполагает, что  Вронского тянет к другим женщинам. Она постоянно устраивает Вронскому  сцены ревности, которые его еще  больше охлаждают к ней. Чувствуя, что в деревне им жить более  невозможно, они переезжают в Москву. В Москве, однако, все становится еще хуже. Вронский целыми днями  где-то пропадает, Анна ждет его и  потихоньку принимает морфий. В Москве происходит встреча Анны с Левиным. Левину Анна очень понравилась, но он сам сознает, что эту женщину  иначе, как потерянною, назвать уже  нельзя. Анне же приходит в голову мысль, что мать Вронского потихоньку готовит  почву для того, чтобы женить Вронского  на некоей княжне Сорокиной. Вронскому  не удается доказать Анне абсурдность  этой идеи и он, не в силах уже  постоянно ссориться с Анной, решает махнуть на все рукой и  уехать в имение к матери. Анна же, в один миг, осознав, как тяжела, беспросветна ее жизнь, как бессмысленно ее сожительство с Вронским, бросается следом за Вронским, надеясь еще что-то ему объяснить и доказать. На вокзале, где она должна была сесть в поезд, чтобы ехать к Вронским, Анна вспоминает свою первую встречу с ним, тоже на вокзале, и как в тот далекий день какой-то обходчик попал под поезд и был раздавлен насмерть. Тут же Анне приходит в голову мысль, что из ее ситуации есть очень простой выход, который поможет ей смыть с себя позор и развяжет всем руки. И заодно это будет отличный способ отомстить Вронскому. Анна бросается под поезд.

Ужасным своим поступком  Анна ничего никому не доказала. Убитый горем Вронский уехал добровольцем на войну, чтобы там сложить голову. Каренин забрал ее дочь к себе и  воспитывал ее как свою, вместе с  сыном. У Левина и Кити родился  первенец. На светлой ноте примирения Левина с собой, своим внутренним миром и заканчивается роман.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критика романа.

 

«Анна Каренина» - одна из самых дорогих, любимых  книг читателей всего  мира.Мы попытаемся проследить за судьбой романа - середины 70-х годов, когда роман начал печататься на страницах журнала «Русский вестник», и до наших дней,рассказать о том, чем  притягивает он все новые и новые поколения читателей,как в разных исторических условиях менялись его восприятие и оценка.

«Анна Каренина» принадлежит к тем  редким созданиям мировой литературы,

которые с наслаждением читают все – люди, стоящие на разных уровнях культуры и образования.

Роман как бы подтверждает мысль Толстого о том, что в подлинно великих

творениях искусства «прелесть картины, звуков, образов заражает всякого человека, на какой бы он ни находился степени развития».

«Анна Каренина» читается легко потому, что автор «вводит в действие сразу», с первых строк «схватывает и не отпускает» читателя, покоряя абсолютной художественной достоверностью, физической ощутимостью и драматизмом повествования, заставляя напряженно следить за тем, как разрешиться драма Облонских, как сложиться отношения между Анной и Вронским, Левиным и Кити.

Читать  «Анну Каренину» – высокая  художественная радость, потому что  мы как того и хотел Толстой, «сливаемся чувствами с героями», «начинаем жить жизнью описываемых лиц», волноваться и страдать вместе с ними.

С особой силой захватывает читателей  драматическая история любви  и гибели Анны Карениной, раскрытая, по справедливому замечанию Ф. М. Достоевского, «страшною глубиною и силою, с небывалым доселе у нас реализмом художественного изображения».Роман читает и наслаждается чтением все. В то же время мера понимания великой книги у разных читателей очень разные. Читатели романа дышит воздухом эпохи, входит не только на балы и в светские салоны, но и в кабинеты министров, занятые «важными» государственными делами, встречает людей разных классов и слоев общества (в романе 50 персонажей – и каждый со своим лицом, своим неповторимым характером), слышит их споры по самым злободневным вопросам: о путях развития России, женской эмансипации, народном образовании.

Между тем роман Толстого – это художественный итог многолетних размышлений писателя над жизнью своего буржуазно-дворянского общества. Он был создан в тот знаменательный период (с 1873 по 1877 г.), когда писатель уже приходил к выводу о бессмысленности и аморальности жизни «верхних десяти тысяч», уже стоял на пороге разрыва со своим классом.

В ходе создания романа писатель все  шире и беспощаднее рисовал панораму ложной «искусственной» жизни «богатых и ученых», столичных и поместных дворян, важных государственных сановников, занятых пустым «бумажным» делом, столичных военных,  купцов, адвокатов, буржуазных ученых. Не случайно в процессе создания Толстой резко «снизил» образы важного государственного деятеля Каренина и флигель-адъютанта Вронского, показав бессмысленность их занятий, ложность моральных принципов. С другой стороны от варианта к варианту в романе ярче утверждался идеал «трудовой, чистой и общей прелестной жизни» народа.

Не  случайно в персонажах «Анны Каренина»  – в переживаниях Анны – жены,

матери, страстно любящей женщины, в думах и в чувствах Левина колыбели новорожденного сына и у ложа умирающего брата, в характерах других героев – люди разных стран мира узнают себя.

И в этой радости узнавания –  одна из главных привлекательных  сторон чтения Толстого.

 

Герои «Анны Каренины» для каждого  из нас – живые, знакомые люди. В  тоже время созданные Толстым характеры настолько сложные, многогранны и изменчивы, что их оценка вызывает постоянные споры, противоречивые суждения. Нередко привлеченные одними словами и поступками героев, читателя и критики не замечают других и упрощают толстовские образы.

Вряд  ли стоит доказывать, что до конца  понять и объяснить сложный образ  Анны и других героев романа можно лишь вдумчиво анализируя все их поступки, мысли и чувства.

В «Анне Карениной» Толстой уже  «.с великой наглядностью разоблачал внутреннюю ложь всех тех учреждений, при помощи которых держится современное общество, церковь, суд, милитаризм, «законный» брак, буржуазную науку» и в тоже время силой и свежестью, присуще гениальным художникам, ставил вопросы, которые всегда будут волновать человечество: о любви, ее месте в жизни, семье подлинной и мнимой, вине и нравственной ответственности, тонких и сложных отношениях между людьми о значении крестьянского труда и трудовой морали, связи человека с народом и природой как необходимым условиям полноценной

гармоничной жизни; вел читателя к раздумьями над самыми трудными вечными проблемами бытия: в чем смысл и цель человеческой жизни перед лицом смерти? Это лишь малая часть мысли и чувств, которые возникают и постоянно будут возникать у читателей великой книги.

Роман «Анна Каренина» начал печататься в журнале «Русский вестник» с  января 1875 года и сразу вызвал в обществе и русской критике бурю споров, противоположных мнений и отзывов от благоговейного восхищения до разочарования, недовольства и даже возмущения.

«Всякая глава «Анны Каренины» подымала все общество на дыбы, и не было конца толкам, восторгам и пересудам, как будто дело шло о вопросе, каждому лично близком», - писала двоюродная тетка Льва Толстого фрейлина Александра Андреевна Толстая.

«Роман  ваш занимает всех и читается невообразимо. Успех действительно

невероятный, сумасшедший. Так читали Пушкина  и Гоголя, набрасываясь на каждую их страницу и пренебрегая все, что писано другими», - сообщал Толстому его друг и редактор Н. Н. Страхов после выхода из печати 6-ой части «Анны Каренины».

Книжки  «Русского вестника» с очередными главами «Анны Каренины» добывались в библиотеках чуть ли не с боям. Даже известным писателям и критикам достать книжки, журналы было не просто.

Информация о работе Русская критика в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»