Русская критика в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:22, реферат

Краткое описание

«Анна Каренина» — роман Льва Толстого, над которым он работал с 1873 по 1877 годы. Начиная с 1875, роман печатался по частям в московском «Русском вестнике». Закончен роман был 5 апреля 1877 года.
Роман о трагичной любви замужней дамы Анны Карениной к блестящему офицеру Вронскому на фоне любви и счастливой семейной жизни Константина Лёвина и Кити Щербацкой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-5
Критика романа………………………………………………………………6-9
Комментарии «Анна Каренина»……………………………10-11
Список литературы. Интернет ресурсы………12

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат литра.docx

— 190.54 Кб (Скачать файл)

«От воскресения до сегодня наслаждался  чтением «Анны Карениной», - пишет Толстому друг его молодости, прославленный герой севастопольской кампании С.С. Урусов.

«А  «Анна Каренина» – блаженство. Я плачу – я обыкновенно  никогда не плачу, но тут не могу выдержать!» - эти слова принадлежат известному переводчику и издателю Н. В. Гербелю.

Об  огромном успехе романа среди широких  кругов читателей рассказывают не только друзья и почитатели Толстого, но и те литераторы демократического лагеря, которые не приняли и резко критиковала роман.

«Анна Каренина» имела большой успех  в публике. Ее все читали и зачитывались ею – писал непримиримый враг нового романа критик-демократ М. А. Антонович.

«Русское  общество прочитало со страстной  жадностью, что называется взасос роман «Анна Каренину», - подытоживал свои впечатления историк и общественный деятель А. С. Пругавин.

Важнейшая отличительная черта подлинного искусства, любил повторять Лев Толстой, его способность «заражать чувствами» других людей, заставлять их «смеяться и плакать, любить жизнь.

 

 

Если  бы «Анна Каренина» не обладала этой магической силой, если бы автор не умел потрясти души рядовых читателей, заставить сопереживать его героя, не было бы и пути романа в грядущие столетия, не было бы и вечно живого интереса к нему читателей и критиков всех

стран мира. Вот почему так дороги эти  первые наивные отзывы.

Постепенно  отзывы становятся подробнее. В них  больше раздумий, наблюдений.

С самого начала глубиной и тонкостью  отличились оценки романа поэтом и  другом писателя А. А. Фетом. Уже в марте 1876 года более чем за год до завершения «Анны Карениной» он писал автору: «А небось чуют они все, что этот роман есть строгий неподкупный суд всему нашему строю жизни. От мужика и до говядины- принца!»

А. А. Фет верно почувствовал новаторство  Толстого-реалиста. «Но какая

художническая дерзость – в описаниях родов, - заметил он автору в апреле 1877 года, – ведь этого никто от сотворения мира не делал и не сделает.

Уже в годы печатанья «Анны Каренины»  на страницах журнала. Русские ученые разных специальностей отметили научную ценность многих наблюдений писатель. «Психолог Троицкий говорил, что по вашему роману проверяют психологические законы. Даже передовые педагоги находят, что в изображении Сережи заключаются важные указания для теории воспитании и обучении», - сообщал автору  Н. Н.Страхов.

Роман еще не был опубликован полностью, когда герои его шагнули из книги в жизнь. Современники то и дело вспоминали Анну и Кити, Стиву и Левина, как своих давних знакомых, обращались к героям Толстого, чтобы ярче обрисовать реальных людей, объяснить и передать собственные переживания.

Для многих читателей Анна Аркадьевна Каренина стала воплощением женской прелести и обаяния. Неудивительно, что, желая подчеркнуть привлекательность той или иной женщины, ее сравнивали с героиней Толстого. Многие дамы, не смущаясь судьбой героиней, страстно желали на нее походить. Успех «Анны Карениной» в широких кругах читателей был огромным. Но в тоже время многие прогрессивные писатели, критики и читатели были разочарованны первыми частями романа.

Первые  главы романа привели в восхищение А. А. Фета, Н. Н. Страхова, Н. С. Лескова – и разочаровали И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, В. В. Стасова, вызвали осуждение М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Взгляд  на «Анну Каренину» как на роман  пустой и бессодержательный разделяло часть молодых, прогрессивно настроенных читателей. Когда в марте 1876 года в газете «Новое время» ее редактор А. С. Суворин опубликовал положительную рецензию на роман, он получил сердитое письмо от гимназистов- восьмиклассников, возмущенных снисходительностью либерального  журналиста к «пустому бессодержательному» роману Толстого.

Взрыв негодование вызвал новый роман  у литератора и цензора николаевских времен А. В. Никитенко. По его мнению, главный порок «Анны Каренины» - «преимущественного изображения отрицательных сторон жизни». В письме к П. А. Вяземскому старый цензор обвинял Толстого в том,  в чем реакционная критика всегда обвиняла великих русских писателей: в огульном очернительстве, отсутствии  идеалов, «смакования грязного и прошлого».

Читатели  и критики атаковали автора вопросами, просили подтвердить верность своего, чаще всего крайне узкого, ограниченного понимания романа. Читатели романа сразу разделились на две «партии» – «защитников» и «судей» Анны. Сторонники женской эмансипации ни минуты не сомневались в правоте Анны и были не довольны трагическим концом романа.

 

«Толстой  очень жестоко поступил с Анной, заставив ее умереть под вагоном, не могла же она всю жизнь сидеть с этой кислятиной Алексеем Александровичем», - говорили некоторые девушки- курсистки.

Ретивые поборники «свободы чувства» считали  уход Анны от мужа и сына делом столь простым и легким, что прямо-таки недоумевали: почему мучается Анна, что ее гнетет? Читатели близки к лагерю революционеров-народников. Упрекали Анна не за то, что она ушла от ненавистного мужа, разрушив «паутину лжи и обмана»(в этом она безусловно права), а за то, что она целиком поглощена борьбой за личное счастье в то время как лучшие русские женщины (Вера Фигнер, Софья Перовская, Анна Корвин-Круковская и сотни других) полностью отреклись от личного во имя борьбы за счастья народа!

Роман Толстого заставил многих женщин задуматься над собственной судьбой. В начале 80-х годов «Анна Каренина» пересекла границы России. Раньше всего, в 1881 году роман был переведен на чешский язык в 1885 году, он вышел в переводе на немецкий и французский. В 1886-1887 годах  - на английский, итальянский, испанский, датский и голландский языки.

В эти годы в европейских странах резко возрос интерес к России – стране быстро развивающейся, с бурно растущим революционным движением, большой до сих пор мало известный литературой. Стремясь удовлетворить этот интерес, издательство разных стран со стремительно быстротой, как бы соревнуясь друг с другом, стали издавать произведения крупнейших русских писателей: Тургенева,Толстого, Достоевского, Гоголя, Гончарова и других.

«Анна Каренина» была одной из главных  книг, покоривших Европу. Переведенный на европейские языки в середине 80-х годов, роман издается  вновь и вновь, выходит как в прежних, так и в новых переводах. Только один первый перевод романа на французский с 1885 года по 1911 год был переиздан 12 раз. Одновременно в эти же годы появились еще 5 новых переводов «Анны Каренины».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии «Анна Каренина»

Впервые мысль о сюжете «Анны Карениной» возникает у  Толстого еще в 1870 году. «Вчера вечером  он мне сказал, — пишет Софья  Андреевна в своем дневнике 24 февраля 1870 года, — что ему представился тип женщины, замужней, из высшего  общества, но потерявшей себя. Он говорил, что задача его сделать эту  женщину только жалкой и не виноватой  и что как только ему представился этот тип, так все лица и мужские  типы, представлявшиеся прежде, нашли  себе место и сгруппировались  вокруг этой женщины. «Теперь мне  все выяснилось», — говорил он»3.

До 1873 года об «Анне Карениной» Толстой больше не упоминал. Он изучал греческий язык, переводил Эзопа  и Гомера, ездил в самарские  степи, составлял свою «Азбуку», собирал

3 С. А. Толстая. Дневники. В 2-х томах, т. 1, с. 501.

 

Толстой называл «Анну  Каренину» «романом широким, свободным». В основе этого определения —  пушкинский термин «свободный роман». В «Анне Карениной» нет лирических, философских или публицистических отступлений. Между романом Пушкина  и романом Толстого есть несомненная  связь, которая проявляется в  жанре, в сюжете и в композиции. Толстой, по словам М. Б. Храпченко, «продолжал пушкинские традиции обновления формы  романа, расширения его художественных возможностей»2.

Не фабульная завершенность  положений, а «творческая концепция» определяет в «Анне Карениной» выбор  материала и открывает простор  для развития сюжетных линий. Жанр свободного романа возникал и развивался на основе преодоления литературных схем и  условностей. На фабульной завершенности  положений строился сюжет в традиционном семейном романе, например, у Диккенса. Именно от этой традиции и отказался  Толстой, хотя очень любил Диккенса как писателя.

2 М. В. Храпченко. Лев Толстой как художник. М., 1978, с. 215.

 

«Анна Каренина» — современный  роман. И современность его заключается  не только в актуальности проблематики, но и в живых подробностях эпохи, нашедших отражение в романе. В  «Анне Карениной» есть датированные эпизоды — проводы добровольцев (ч. VIII) — лето 1876 года.

Если идти от этой даты к началу романа, то весь хронологический порядок  событий проясняется с полной отчетливостью. Недели, месяцы и годы Толстой отмечал с такой последовательностью  и точностью, что он мог бы повторить  слова Пушкина: «Смеем уверить, что  в нашем романе время расчислено по календарю»2.

Анна Каренина приехала в Москву в конце зимы 1873 года (ч. I). Трагедия на станции Обираловка произошла  весной 1876 года (ч. VII). Летом того же года Вронский уехал в Сербию (ч. VIII). Хронология романа строилась не только на календарной последовательности событии, но и на определенном выборе подробностей из современной жизни.

Так появляются в романе упоминания о самарском голоде и Хивинском  походе (1873 г.), о всеобщей воинской повинности и воскресных школах (1874 г.), о проекте  памятника Пушкину и университетском  вопросе (1875 г.), о Милане Обреновиче и русских добровольцах (1876 г.).

1 A. H. Mошин. Ясная Поляна и Васильевка. СПб., 1904, с. 30—31.

2 А. С. Пушкин. Собр. соч., т. IV. М., 1975, с. 164. 

 

 

«Анна Каренина» была «романом широкого дыхания», где все события  «освещены своеобразным взглядом автора». И термин «роман широкого дыхания», утратив свою ироническую окраску, мог бы войти в литературный оборот, если бы Толстой не определил свой излюбленный жанр проще и яснее  — «роман широкий, свободный».

В свободном романе есть не только свобода, но и необходимость, не только широта, но и единство. Толстой  особенно дорожил художественной цельностью своего романа, пластической связью идей и философской мыслью, положенной в его основу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы:

1. «Мир читает «Анну  Каренину» В. Горная (1979)

Интернет ресурсы:

1.   http://ru.wikipedia.org/wiki

2.   http://www.rvb.ru/tolstoy

3.   http://student.km.ru

~ ~


Информация о работе Русская критика в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»