Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 17:23, реферат
Церковная литература в течение веков оставалась главной и единственной умственной и нравственной пищей для русских книжников и для всего народа. Тем самым она немало содействовала формированию народного характера. Таким образом, русская литература сразу и навсегда обозначила свою связь с народным и государственным бытием.
Для русской литературы позднего средневековья характерно ощущение избранности (теория Москвы - третьего Рима). Внутренние потрясения XVI-XVII вв. придали литературе характер религиозно-политической публицистики
Введение.............................................................................................................2
Глава 1 «Развитие Русской литературы в XVвеке» …............................................3
1.1 «Особенность Древнерусской литературы»..................................................
1.2 «В чем главное отличие Древнерусской литературы от литературы Нового времени?» …..............................................................................................................................7
1.3 «Главные произведения XV века» …...........................................................
Глава 2 «Развитие Русской литературы в XVI веке» …........................................10
2.1 «Как исторически складывалась Русская литература XVI века»..............
2 .2 «Особенности Русской литературы в XV веке» …...............................12
2.3 «Произведения, написанные в этот период» ….....................................
2.3.1. «Великие Минеи Четии»............................................................15
2.3.2 «Домострой»....................................................................................17
2.3.2.1. Жанры.................................................................................
2.3.2.2. Композиция .....................................................................
2.3.2.3. Особенности повествования.....................................18
2.3.2.4 О роли женщины в средневековой семье................18
2.3.2.5. «Домострой» о воспитании.....................................20
2.3.2.6. Памятники народной культуры в «Домострое»....22
Глава 3 «Русская литература 17 века»..................................................................22
3.1 «Историко-литературное значение XVII в»...................................................
3.2 «Особенности Русской литературы XVII века»...........................................24
3.2.1 «Изменения в жанровой системе»…......................................................24
3.2.2 «Рост индивидуального авторского начала»........................................26
3.2.3 «Индивидуализация действующих лиц»..............................................29
3.2.4 «Расширение социальной тематики» …................................................34
3.3. Главные произведения XVII века....................................................................36
Заключение ….........................................................................................................40
Список литературы................................................................................................ 41
Содержание
Введение......................
Глава 1 «Развитие Русской литературы
в XVвеке» ….....................
1.1 «Особенность Древнерусской
1.2 «В чем главное отличие
1.3 «Главные произведения XV века»
….............................
Глава 2 «Развитие Русской литературы
в XVI веке» ….............................
2.1 «Как исторически складывалась Русская литература XVI века»..............
2 .2
«Особенности Русской литературы в XV веке»
….............................
2.3 «Произведения, написанные в этот период»
….............................
2.3.1. «Великие Минеи
Четии»........................
2.3.2 «Домострой»...................
2.3.2.2. Композиция ..............................
2.3.2.3. Особенности повествования.................
2.3.2.4 О роли женщины в средневековой семье................18
2.3.2.5. «Домострой» о воспитании....................
2.3.2.6. Памятники народной культуры в «Домострое»....22
Глава 3 «Русская литература
17 века».........................
3.1 «Историко-литературное
значение XVII в»............................
3.2 «Особенности Русской литературы XVII
века».........................
3.2.1 «Изменения в жанровой системе»….....................
3.2.2 «Рост индивидуального
авторского начала».......................
3.2.3
«Индивидуализация действующих лиц»..........................
3.2.4 «Расширение социальной
тематики» ….............................
3.3. Главные произведения
XVII века..........................
Заключение ….............................
Список литературы....................
Введение
Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и получила признание со стороны крупнейших художников.
Первенство литературы в культурной жизни русского народа объясняется ее происхождением и тем значением, которое она приобрела с момента своего возникновения. Письменность и литература на Руси были привнесены извне вместе с христианством. Книга появилась на Руси в виде священного текста, что решающим образом повлияло на место и роль литературы в истории русской культуры.
Церковная литература в течение веков оставалась главной и единственной умственной и нравственной пищей для русских книжников и для всего народа. Тем самым она немало содействовала формированию народного характера. Таким образом, русская литература сразу и навсегда обозначила свою связь с народным и государственным бытием.
Для русской литературы позднего средневековья характерно ощущение избранности (теория Москвы - третьего Рима). Внутренние потрясения XVI-XVII вв. придали литературе характер религиозно-политической публицистики. В ряде случаев эти произведения поднимаются до высокого художественного уровня. Таковы "многошумящие" послания Ивана Грозного и "Житие протопопа Аввакума". Одновременно большой силы, красоты и выразительности достигла устная народная поэзия, но древнерусские писатели почти не использовали этот источник. Зато с конца XVI в. бурно развивается светская бытовая повесть, как правило, перерабатывавшая бродячие сюжеты западной и восточной литератур.
В данной работе я бы хотела рассмотреть то,как развивалась русская литература в период с XV по XVII века. Материалами для написания работы послужила книга Д.С.Лихачева «Развитие Русской литературы X—XVII веков» ,а также различные исследовательские статьи.
В
истории русской литературы
Назначением древнерусской книжности было изображение и постижение божественного мира. Идеи, мотивы и образный строй древнерусских памятников соотнесены с Библией, происходящие события изображаются и осмысливаются как повторение или вариация событий, описанных в Священном Писании. Даже те жанры древнерусской словесности, которые многие исследователи считают светскими (летописи, воинские повести), имеют религиозный характер.
Для древнерусского религиозно-культурного сознания книжник, писатель – не автор в современном смысле слова, а «инструмент», «орудие» Бога, т.е. он пишет по благодати Божией. Слово, дарованное Богом человеку, священно, словом нельзя «играть»: это кощунство, преступление против Создателя. В древнерусской книжности роль автора является относительно меньшей, чем в средневековой Византии или Западной Европе. Своеобразие древнерусской словесности объясняется также особенным религиозным отношением к слову, общим для славянских народов. Книжность, письменность и сама азбука были для православных славян священны.
Средневековые славянские книжники почитали церковнославянский как священный язык и не могли помыслить, что он должен служить иным целям, кроме выражения богооткровенной истины христианства. Поэтому церковнославянский не мог стать языком художественной, светской литературы, а письменность православных славян на протяжении столетий носила почти исключительно религиозный характер.
Древнерусская литература вплоть до 17 в. не создавала вымышленных героев и сюжетов, а также не описывала любовных переживаний и как будто не знала самого понятия «любовь». Литературные произведения рассказывали либо о греховной «блудной страсти», ведущей к гибели души, либо о добродетельном христианском браке. Отсутствовали также светские жанры (рыцарские романы и любовная лирика, свойственные Западной Европе, исторические сочинения, распространённые в Византии, и др.). «Авторские» истории появились на Руси только в 16 в. («История о великом князе московском», А. Курбского, 1573) и широко распространились в 17 в.
По отношению к древнерусской словесности было бы правильнее говорить не о разграничении религиозной и светской сфер, а о границах между сакральными боговдохновенными текстами и сочинениями низшего религиозного статуса. Библия (Священное Писание), Священное Предание (сочинения Отцов Церкви, сформулировавших основы христианского вероучения, догматику), литургические (богослужебные) тексты составляли ядро, или вершину древнерусской книжности.
Памятники церковного красноречия, жития, хожения (описания паломничеств), патерики (сборники рассказов о монахах какой-либо обители или местности) обладали меньшей авторитетностью; переписчики нередко редактировали тексты. На ещё более «нижней ступени» находились 683 произведения, посвящённые повседневным событиям.
Особенностью древнерусской словесности было также отсутствие комических, пародийных произведений, поскольку смех, веселье осуждались православной церковью.
Древнерусская литература совсем иным образом, чем литература Нового времени, связана с бытом, обрядами, практическими потребностями общества. Церковные песнопения исполнялись на богослужениях, в храме звучали образцы церковного красноречия и краткие жития святых (их называли проложными, по славянскому названию сборника кратких житий – Пролога). Чтение пространных житий слушали монахи за трапезой; сведения житий о посмертных чудесах святых служили для обоснования канонизации (церковного почитания) этих святых. Летописи были в Древней Руси своеобразным юридическим документом.
В древнерусской литературе события и вещи, окружающие человека, – символы и проявления высшей, духовной, божественной реальности. В мире властвуют две силы – воля Бога, желающего блага человеку, и воля дьявола, жаждущего своими кознями отвратить человека от Бога и погубить. Человек свободен в своём выборе между добром и злом, светом и тьмой. Но поддавшись власти дьявола, он теряет свободу, а прибегая к помощи Бога, обретает укрепляющую его божественную благодать.
Время и пространство в древнерусской словесности не воспринимались как физические категории и обладали особым смыслом. Сквозь временное пространство просвечивала вечность. Повторяющиеся каждый год церковные праздники были не просто воспоминанием о событиях земной жизни Спасителя, но таинственным и реальным повторением этих самых событий. Пространство воспринималось как «своё» и «чужое»: земли христианские («праведные»), особенно «святые места» (Палестина, Иерусалим, Константинополь и др.), располагались на востоке, «на восходе солнца», а «грешные земли» и самый ад – на западе и севере. Понятия «восток» и «запад» имели прежде всего ценностно-религиозный смысл.
Стиль в древнерусской литературе зависел не от жанра произведения, а от предмета повествования. В описании жизни святого, в летописном фрагменте, в похвальном слове использовался устойчивый набор выражений – «трафаретов» и библейских цитат. Святой обычно именовался «земным ангелом и небесным человеком», князь – «благочестивым, милостивым и справедливым» и т.п. «Трафареты» были характерны и для т.н. воинского стиля.
Жанровое видение летописи непохоже на житийное: летописец фиксировал события иначе, чем составитель жития. Различные подходы иногда совмещались, например житийный рассказ нередко вставлялся в летописный текст. Краткое упоминание о святом или рассказ о подвигах князя в летописи могли трансформироваться в агиографическое повествование. Представления о человеке и мире не создавались древнерусскими книжниками, а были заданы, «преднайдены» в церковном учении.
Самым распространённым жанром были жития святых, имеющие прежде всего религиозно-назидательный смысл. Древнейшие русские агиографические памятники – два жития князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (святых, принявших добровольную смерть в подражание Христу) – «Сказание о Борисе и Глебе» неизвестного автора и «Чтение о житии и погублении… Бориса и Глеба» (1080-е гг. или между 1108–15) монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. В «Сказании...» рассказывается о вероломном убийстве Бориса и Глеба их старшим сводным братом, стремившимся единолично править Русской землёй. Сочинение исполнено определённого психологизма. Молитвы Бориса и Глеба – своеобразные шедевры красноречия. «Сказание...» относится к житийной разновидности, которую ученые называют «мартирий» (от греч. μαρτψριον – «мученичество»). В мартирии повествуется не о всей жизни святого, а лишь о его мученической смерти за веру. Борис и Глеб не мученики за веру в собственном смысле слова (Святополк не принуждал их отречься от веры), тем не менее «Сказание...» напоминает мартирий.
В отличие от «Сказания» «Чтение...» Нестора – это подробное описание всей жизни Бориса и Глеба и посмертных чудес, удостоверяющих их святость. Нестор точно следует композиционной схеме другой житийной разновидности (её называют «житие» в узком смысле слова, или «агиобиография»). Борис и Глеб в обоих произведениях уподоблены праведному Авелю, а Святополк – Каину, брату и убийце Авеля (таким образом осуществлена связь с Библией).
В 13 в. (до 1271) составлено краткое житие-мартирий князя Михаила Черниговского и боярина Феодора – мучеников за веру, убитых монголо-татарами за отказ отречься от Христа. Во 2-й пол. 13 в. создано житие князя Александра Невского, соединившее черты воинской повести и агиобиографии.
В 14 в. появился ещё один мартирий – житие тверского князя Михаила Ярославича, убитого в Золотой Орде по проискам соперника, московского князя Юрия Даниловича. Агиограф искусно использовал приём замедления (ретардации), описывая, как к князю приходят всё новые и новые известия о приближении убийц. В 14 в. написано житие псковского князя Довмонта (после крещения – Тимофея), выходца из Литвы, с описанием его победы над немецкими рыцарями. Другая разновидность агиографии – преподобнические жития (о жизни преподобных – святых-монахов) – унаследована древнерусской литературой от Византии. Древнейшее произведение – житие Феодосия Печерского (1080-е гг. или после 1108), составленное Нестором.
В кон. 14 – нач. 15 в. монах Троице-Сергиевского монастыря Епифаний Премудрый написал два жития – Житие Стефана Пермского (крестителя и первого епископа в Пермской земле) (1396–98) и Житие Сергия Радонежского (1417–18; сохранилось только в более поздних переделках). Оба жития чрезвычайно велики и содержат множество цитат из Библии (в Житии Стефана Пермского – около 340 цитат). Автор виртуозно обыгрывает созвучия слов, переплетает метафоры и сравнения, «нанизывает» одинаково составленные предложения, часто выстраивает длинные ряды слов – синонимов. Епифаний назвал свой необычайно торжественный и пышный стиль «плетением словес». «Плетение словес» – это своеобразное перенесение в агиографию приёмов, характерных для церковного красноречия, проповедей.