Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 17:23, реферат
Церковная литература в течение веков оставалась главной и единственной умственной и нравственной пищей для русских книжников и для всего народа. Тем самым она немало содействовала формированию народного характера. Таким образом, русская литература сразу и навсегда обозначила свою связь с народным и государственным бытием.
Для русской литературы позднего средневековья характерно ощущение избранности (теория Москвы - третьего Рима). Внутренние потрясения XVI-XVII вв. придали литературе характер религиозно-политической публицистики
Введение.............................................................................................................2
Глава 1 «Развитие Русской литературы в XVвеке» …............................................3
1.1 «Особенность Древнерусской литературы»..................................................
1.2 «В чем главное отличие Древнерусской литературы от литературы Нового времени?» …..............................................................................................................................7
1.3 «Главные произведения XV века» …...........................................................
Глава 2 «Развитие Русской литературы в XVI веке» …........................................10
2.1 «Как исторически складывалась Русская литература XVI века»..............
2 .2 «Особенности Русской литературы в XV веке» …...............................12
2.3 «Произведения, написанные в этот период» ….....................................
2.3.1. «Великие Минеи Четии»............................................................15
2.3.2 «Домострой»....................................................................................17
2.3.2.1. Жанры.................................................................................
2.3.2.2. Композиция .....................................................................
2.3.2.3. Особенности повествования.....................................18
2.3.2.4 О роли женщины в средневековой семье................18
2.3.2.5. «Домострой» о воспитании.....................................20
2.3.2.6. Памятники народной культуры в «Домострое»....22
Глава 3 «Русская литература 17 века»..................................................................22
3.1 «Историко-литературное значение XVII в»...................................................
3.2 «Особенности Русской литературы XVII века»...........................................24
3.2.1 «Изменения в жанровой системе»…......................................................24
3.2.2 «Рост индивидуального авторского начала»........................................26
3.2.3 «Индивидуализация действующих лиц»..............................................29
3.2.4 «Расширение социальной тематики» …................................................34
3.3. Главные произведения XVII века....................................................................36
Заключение ….........................................................................................................40
Список литературы................................................................................................ 41
Историко-литературное
значение XVII в. не получило еще достаточно
точного определения. Одни исследователи,
и их большинство, относят XVII в. целиком
к древней русской литературе, другие
— видят в нем появление литературы новой,
третьи — вообще отказываются дать ему
ту или иную историко-литературную характеристику.
Это век,
в котором смешались архаические явления
с новыми, соединились местные и византийские
традициии с влияниями, шедшими из Польши,
Украины, Белоруссии.
Это век,
в котором прочно укоренившиеся за шесть
веков литературные жанры легко уживались
с новыми формами литературы: с силлабическим
стихотворством, с переводными приключенческими
романами, с театральными пьесами, впервые
появившимися на Руси при Алексее Михайловиче,
с первыми записями фольклорных произведений,
с пародиями и сатирами.
Это
век, в котором одновременно возникают
литературы придворная и демократическая.
Наконец,
в XVII же веке мы видим появление профессиональных
авторов, усиление чувства авторской собственности
и интереса читателей к автору произведения,
к его личности, развитие инидивидуальной
точки зрения на события и пробуждение
в литературе сознания ценности человеческой
личности самой по себе, вне зависимости
от ее официального положения в обществе.
Несомненно, что все эти и иные явления
XVII в. сделали возможным ко второй трети
XVIII в. включение русской литературы в
общеевропейское развитие, появление
новой системы литературы, способной стать
на один исторический уровень с литературами
Франции, Германии, Англии, развиваться
вместе с ними по одному общему типу, воспринимать
их опыт и примыкать к общеевропейским
литературным направлениям (барокко, классицизм,
позднее — романтизм, реализм, натурализм
и пр.) без всяких ограничений, снижающих
или сокращающих значение этих направлений
на русской почве.
Если
кратко, в немногих словах, определить
значение XVII в. в истории русской литературы
и в истории русской культуры в целом,
то придется сказать, что главное было
в том, что век этот был веком постепенного
перехода от древней литературы к новой
соответственно переходу России от средневековой
культуры — к культуре нового времени.
XVII век в России принял на себя функцию
эпохи Возрождения, но принял в особых
условиях и в сложных обстоятельствах,
а потому и сам был «особым», неузнанным
в своем значении. Развитие культурных
явлений в нем не отличалось стройностью
и ясностью. Так бывает всегда, когда историческое
движение сбито посторонними силами, внешними
неблагоприятными обстоятельствами и
когда происходит пропуск какой-то исторической
стадии.
Хотя Россия и не знала эпохи Ренессанса,
она должна была решать задачи, которые
решал Ренессанс.
Русская литература на грани XVI—XVII вв.
стояла перед необходимостью подчинения
литературы личностному началу, выработке
личностного творчества и стабильного
авторского текста произведений. Она стояла
перед необходимостью освобождения всей
системы литературных жанров от их подчинения
«деловьм» задачам и создания общих форм
литературы с западноевропейскими. Развитие
литературных направлений, театра и стихотворства,
активизация читателей и освобождение
литературы от подчинения церковным и
узко государственным интересам, проявление
самостоятельности писательских мнений,
оценок и т. д.— все это должно было появиться
в XVII в., чтобы сделать возможным окончательный
переход во второй четверти XVIII в. к новой
структуре литературы, к новому типу литературного
развития и к новому типу взаимоотношений
с литературами стран европейского Запада.
«Европеизация» русской литературы в
XVIII в. состояла не только в том, что Россия,
достаточно тесно связанная и до того
с греческим и славянским миром, стала
на путь простого знакомства с литературами
Запада, но и в том, что это знакомство
в результате внутренней подготовленности
русской литературы смогло принести обильные
плоды.
Изменения,
которые подготавливаются в XVII в., обязаны
главным образом решительному расширению
социального опыта литературы, расширению
социального круга читателей и авторов.
Прежде чем отмереть, средневековая жанровая
структура литературы крайне усложняется,
количество жанров возрастает, их функции
дифференцируются, и происходит консолидация
и выделение литературных признаков как
таковых.
Чрезвычайно расширяется
количество жанров за счет введения в
литературу форм деловой письменности,
которым, в отличие от предшествующего
времени, все больше и больше придаются
чисто литературные функции. Количество
жанров увеличивается за счет фольклора,
который начинает интенсивно проникать
в письменность демократических слоев
населения, и за счет переводной литературы.
Новые виды литературы, появившиеся
в XVII в.,— силлабическое стихотворство
и драматургия — постепенно развивают
свои жанры. Наконец, происходит трансформация
старых средневековых жанров в результате
усиления сюжетности, развлекательности,
изобразительности и расширения тематического
охвата литературы. Существенное значение
в изменении жанровых признаков имеет
усиление личностного начала, совершающееся
в самых различных областях литературного
творчества и идущее по самым различным
линиям.
Деление литературы на официальную
и неофициальную, появившееся в XVI в. в
результате «обобщающих предприятий»
государства, в XVII в. теряет свою остроту.
Государство продолжает выступать
инициатором некоторых официальных исторических
сочинений, однако последние не имеют
уже того значения, что раньше.
Частично литературные произведения
создаются при дворе Алексея Михайловича
или в Посольском приказе, но они выражают
точку зрения среды придворных и служащих,
а не выполняют идейные задания правительства.
Здесь, в этой среде, могли
быть и частные точки зрения или, во всяком
случае, известные их варианты.
Типичный пример образования
в XVII в. нового жанра — это появление жанра
«видений» в период «Смуты»
Видения были известны и раньше
как часть житий святых, сказаний об иконах
или как часть летописного повествования.
В эпоху «Смуты» жанр видений, исследованный
Н. И. Прокофьевым, приобретает самостоятельный
характер. Это острополитические произведения,
рассчитанные на то, чтобы заставить читателей
безотлагательно действовать, принять
участие в событиях на той или иной стороне.
Характерно, что в видениях соединяется
устное начало и письменное. Видения возникают
в устной молве и только после этого придаются
письму. «Тайнозрителями» видений могли
быть простые посадские люди: сторожа,
пономари, ремесленники и т. п. Но тот, кто
придает это видение письму, автор, еще
продолжает принадлежать высшему церковному
или служилому сословию. Однако и те и
другие уже не столько заинтересованы
в том, чтобы прославить святого или святыню,
сколько в том, чтобы подкрепить авторитетом
чуда свою политическую точку зрения,
свои обличения общественных пороков,
свой политический призыв к действию.
Перед нами один из характерных для XVII
в. примеров начавшегося процесса секуляризации
церковных жанров. Таковы видения протопопа
Терентия, «Повесть о видении некоему
мужу духовну», «Нижегородское видение»,
«Владимирское видение», видение поморского
крестьянина Евфимия Федорова и многие
другие.
Большое значение для образования
новой структуры литературных жанров
имело разделение научной литературы
и художественной. Если раньше «Шестоднев»,
«Топография» Козьмы Индикоплова или
«Физиолог», как и многие другие произведения
«естественнонаучного характера», имели
равное отношение как к науке, так и к художественной
литературе, то теперь, в XVII в., такие переводные
сочинения, как «Физика» Аристотеля, «Космография»
Меркатора, зоологический труд Улисса
АльДрованди, астрономический труд Везалия,
«Селенография» и многие другие, стоят
обособленно от художественной литературы
и никак с нею не смешиваются. Правда, это
различение еще отсутствует в «Уряднике
сокольничьего пути», в котором художественные
элементы смешиваются с регламентацией
охотничьей церемонии, но это объясняется
спецификой самой соколиной охоты, интересовавшей
русских людей XVII в. не только с утилитарной,
но главным образом с эстетической точки
зрения.
Представители определенных
профессий (врачи, аптекари, военные, рудознатцы
и пр.) требуют литературы по своей профессии,
и эта литература становится настолько
специфичной и сложной, что ее авторами
могут стать только ученые или техники-специалисты.
Переводная литература на эти темы создается
в специальных учреждениях для специальных
же целей переводчиками, знакомыми с сложным
существом переводимого сочинения.
Из переводных жанров на Руси
в XVII в. усваивается жанр западноевропейского
рыцарского романа, романа авантюрного
(ср. повествование о Бове, Петре Златые
Ключи, об Оттоне и Олунде, о Василии Златовласом,
Брунцвике, Мелюзине, Аполлонии Тирском,
Валтасаре и т. п.), нравоучительная новелла,
веселые анекдоты (в первоначальном смысле
этого слова анекдот — это повествование
об историческом происшествии) и др.
В XVII в. происходит новое,
очень значительное социальное расширение
литературы.
Наряду с литературой господствующего
класса появляется «литература посада»,
литература народная. Она и пишется демократическими
авторами, и читается массовым демократическим
читателем, и по содержанию своему отражает
интересы демократической среды. Она близка
фольклору, близка разговорному и деловому
языку. Она часто антиправительственна
и антицерковна, принадлежит «смеховой
культуре» народа. Частично она близка
«народной книге» Западной Европы. Социальное
расширение литературы дало новый толчок
в сторону ее массовости. Демократические
произведения пишутся неряшливой или
деловой скорописью, распространяются
в тетрадочках, без переплета.
Происходит новый прилив
в литературу деловых жанров: жанров делопроизводственной
письменности. Но, в отличие от использования
в литературе деловых жанров в XVI в., новое
использование их в XVII в. отличалось резко
своеобразными чертами. До появления демократической
литературы в жанры деловой письменности
вкладывалось литературное содержание,
которое не ломало самые жанры.
В демократической же литературе деловые
формы письменности употребляются иронически,
их функции резко нарушены, им придано
чисто литературное значение.
Деловые жанры употребляются
пародически. Сама деловая форма является
одним из выражений их сатирического содержания.
Так, например, демократическая сатира
берет реально существовавшую форму росписи
о приданом и стремится именно с ее помощью
подчеркнуть абсурдность содержания.
То же отличает, например, церковную форму
«Службы кабаку» или «Калязинской челобитной».
В произведениях демократической пародии
пародируется не автор, не авторский стиль,
а форма, жанр и стиль делового документа.
Новое содержание не вкладывается
в деловые жанры, как это было раньше, а
взрывает эту форму, делает ее предметом
осмеяния, как и ее привычное содержание.
Жанр приобретает здесь несвойственное
ему значение. По существу, перед нами
уже не деловые жанры, а новые жанры, созданные
путем переосмысления старых и существующие
только как факты этого переосмысления.
Поэтому каждая из этих форм может быть
использована один-два раза. В конечном
счете употребление этих «перевернутых»
и переосмысленных жанров ограниченно.
Бессмысленно многократно пародировать
один и тот же жанр. Одна удачная пародия
в известной степени исчерпывает возможности
пародирования данного жанра, явления
и т. д.
Процесс использования жанров
деловой письменности в демократической
литературе имеет типичный для XVII в. «разрушительный»
характер.
«Историки
литературы обычно представляют себе
эмансипацию личности в литературе XVII
в. как эмансипацию поведения действующих
лиц произведения. Герои начинают нарушать
старозаветные нормы, выработанные в русском
быту предшествующих столетий. Эмансипацию
личности видят в образах Аннушки и Фрола
Скобеева, в их «вольном поведении»».1
Эмансипированными личностями представляются
и Савва Грудцын, и девица из «Притчи о
старом муже и молодой девице», и даже
герой «Повести о Горе Злочастии» — безымянный
молодец. Все эти молодцы и девицы не слушаются
родителей, не следуют нормам поведения,
предписывавшимся старозаветным укладом
жизни. Дело, однако, не в появлении своевольных
личностей, нарушающих заветы старины:
такие личности были всегда. Новые герои
литературы не являются носителями каких-либо
новых идей. Дело, как мы увидим в дальнейшем,
в новом к ним отношении авторов и читателей.
Но самое главное в том, что сама литература
как целое начинает создаваться под действием
этого личностного начала. В литературу
входит авторское начало, личная точка
зрения автора, представления об авторской
собственности и неприкосновенности текста
произведения автора, происходит индивидуализация
стиля и многое другое.
В самом деле, личность автора сказывалась
в художественном методе средневековой
литературы значительно слабее, чем в
литературе нового времени. Причины тому
две. С одной стороны, постоянные последующие
переделки произведения, не считавшиеся
с авторской волей и уничтожавшие индивидуальные
особенности авторской манеры.
С другой же стороны, авторы средневековья
и сами гораздо менее стремились к самовыявлению,
чем авторы нового времени. В литературе
Древней Руси гораздо большую роль, чем
авторское начало, играл жанровый признак.
Каждый литературный жанр имел свои традиционные
особенности художественного метода.
Особенности художественного метода,
присущие тому или иному жанру, вытесняли
индивидуальные авторские особенности.
Один и тот же автор способен был прибегать
к разным методам изображения и к разным
стилям, переходя от одного жанра к другому.
Пример тому — произведения Владимира
Мономаха. Летопись его «путей» (походов)
и «ловов» (охот) составлена в летописной
манере (по художественному методу и по
стилю). Совсем иной художественный метод
и иной стиль в нравоучительной части
«Поучения».
Здесь перед нами художественный метод
церковных поучений. Письмо к Олегу отличается
и от того и от другого — это одно из первых
произведений эпистолярной литературы,
своеобразное по художественному методу
и по стилю.
Древнерусские литературные произведения
очень часто говорят от имени автора, но
этот автор еще слабо индивидуализирован.
В средневековой литературе авторское
«я» в большей степени зависит от жанра
произведения, почти уничтожая за этим
жанровым «я» индивидуальность автора.
В проповеди — это проповедник, в житии
святого — это агиограф, в летописи —
летописец и т. д. Существуют как бы жанровые
образы авторов. Будь летописец стар или
молод, монах или епископ, церковный деятель
или писец посадничьей избы — его манера
писать, его авторская позиция одна и та
же. И она едина, даже несмотря на совсем
разные политические позиции, которые
могут летописцы занимать.
Правда, авторская личность начинает заявлять
о себе с достаточной определенностью
уже в XVI в. в произведениях, принадлежащих
перу властного и ни с чем не считающегося
человека — Ивана Грозного. Это в какой-то
мере первый писатель, сохраняющий неизменным
свою авторскую индивидуальность, независимо
от того, в каком жанре он писал. Он не считается
ни с этикетом власти, ни с этикетом литературы.
Его ораторские выступления, дипломатические
послания, письма, рассчитанные на многих
читателей, и частная переписка с отдельными
лицами всюду выявляют сильный неизменный
образ автора: властного, ядовитого, саркастически
настроенного, фанатически уверенного
в своей правоте, все за всех знающего.
Это сильная личность, но жестоко подавляющая
другие личности, личностное начало.
События «Смуты» начала XVII в. перемешали
общественное положение людей. И родовитые,
и неродовитые люди стали играть значительную
роль, если только они обладали способностями
политических деятелей. Поэтому и официальное
положение автора не стало иметь того
значения, что раньше. Вместе с тем каждый
автор стал стремиться к самовыявлению,
иногда самооправданию, начал писать со
своей сугубо личной точки зрения.
Авраамий Палицын, князь Иван Хворостинин,
князь Семен Шаховской пишут свои произведения
о «Смуте» в целях самооправдания и самовозвеличения.
У них были чисто личные причины для составления
своих произведений. В их сочинения проникает
элемент автобиографизма.
Они
даже и не скрывают, что высказывают не
объективную точку зрения на события,
а сугубо субъективную — личную. В своих
«Словесах дней и царей и святителей московских»
Иван Хворостинин дает характеристику
тем деятелям «Смуты», которые были ему
лично знакомы. Авторы повестей о «Смуте»
— участники событий, а не только их свидетели.
Поэтому они пишут о себе и о своих взглядах,
оправдывают свое поведение, ощущают себя
не только объективными историками, но
в какой-то мере и мемуаристами.
Позиция мемуариста появляется даже у
агиографа.
Сын Улиании Осоргиной — Дружина Осоргин
— пишет житие своей матери с позиций
человека, близкого Улиании.
Автобиографии составляют во второй половине
XVII в. многие деятели этого времени: Епифаний
и Аввакум, игумен Полоцкого Богоявленского
монастыря Игнатий Иевлевич. Автобиографическими
элементами полны стихи Симеона Полоцкого
и справщика Савватия.
Если профессиональные писатели-ремесленники
появляются уже в XV в. (Пахомий Серб), то
теперь, в XVII в., появился тип писателя,
осознающего значительность того, что
он пишет и делает, необыкновенность своего
положения и свой гражданский долг. Самосознание
писателя в XVII в. стоит уже на уровне нового
времени.
Рост самосознания автора был только одним
из симптомов осознания в литературе ценности
человеческой личности.
«Ценность
человеческой личности самой по себе осознавалась
не в абстрактном ее понимании (например,
в соответствии с принципами: «человек
по своей природе добр», «нет людей
злых» и пр.), а в самом обыденном, конкретном.
Постепенно отмирало и уходило в прошлое
именно абстрактное понимание человеческой
природы, заставлявшее средневековых
книжников однообразно делить всех людей
на хороших и плохих: тех, что после смерти
пойдут направо и получат награду за свою
праведность, и тех, что пойдут налево
и воспримут воздаяние за грехи.
Человек все больше выступал как сложное
в нравственном отношении существо, связанное
при этом с другими людьми, с обстоятельствами,
приведшими его к тому или иному поступку,
с бытовой обстановкой. Раскрепощение
человеческой личности в литературе было
и своеобразной конкретизацией ее изображения.
Человек все более начинал восприниматься
как конкретный индивидуум, в сложной
«раме» быта и общества. Правда, этот быт
и это общество виделись еще глазами автора,
не совсем обвыкшими к дневному освещению.
Вырисовывались лишь контуры соотношений
и отдельные детали.
Однако принципиально важен был самый
переход к детализированному видению». 2
Герои литературных произведений «спускаются
на землю», перестают ходить на ходулях
своих официальных высоких рангов в феодальном
обществе. Их положение по большей части
снижается, соответствуя отчасти положению
нового читателя, пришедшего в XVII в. из
масс, своими собственными силами выдвинувшегося
или по своей собственной беспечности
не выдвинувшегося в обществе.
Для нового читателя герой литературного
произведения не вознесен над ним, а вполне
с ним сопоставим. Отсюда отношение к нему
автора становится все лиричнее.
Герой не поднимается над читателем и
в моральном отношении.
Во
всех предшествующих произведениях средневековья
действующие лица как бы витали в особом
пространстве, куда читатель, в сущности,
не мог проникнуть. Теперь герой лишен
какого бы то ни было ореола. Герой опрощен
до пределов возможного. Молодец «Повести
о Горе Злочастии» наг или одет в «гуньку
кабацкую». Таков же герой «Азбуки о голом
и небогатом человеке». Он голоден. Он
не признан родителями, изгнан друзьями,
скитается «меж Двор». Натуралистические
подробности делают эту личность «низкой»
и почти уродливой. Но замечательно, что,
так приближая своего героя к читателю,
автор делает его тем самым достойным
жалости и утверждает его ценность.
При этом оказывается, что у этого падшего
героя не отнято главное — ум и самосознание.
На самой низкой ступени падения он сохраняет
чувство права на лучшее положение и сознает
свое умственное превосходство. Он иронизирует
над собой и окружающими, вступает с ними
в конфликт.
Этот
конфликт тоже чисто бытовой. Ирония становится
средством самовыявления героя, но она
же властно овладевает автором во всех
случаях его отношения к действительности.
Снижается не только герой, снижается
сама действительность, язык, которым
эта действительность описывается, отношение
автора к своему произведению и пр.
Демократическая
литература с ее сатирой и пародией в какой-то
мере показательна для всей эпохи в целом.
Родственные демократической литературе
черты мы можем встретить и в «высокой»
придворной литературе. Сатира проникает
в придворную поэзию Симеона Полоцкого.
Герой
«снижается» не только в произведениях
демократической литературы. Всюду в литературе
устанавливается связь с бытом. Пародия
и сатира знаменовали собой снижение литературы,
литературного героя, действительности.
Но развенчание действительности и героя
было одновременно их увенчанием новыми
ценностями, иногда более глубокими и
более гуманистическими.
Но вернемся
к пародии. Демократические писатели XVII
в. забавлялись созданием пародий на челобитные,
судопроизводственный процесс, лечебники,
азбуки, дорожники (дорожники — это своего
рода путеводители), росписи о приданом
и даже богослужение. Вместе с тем в литературу
обильно входили разные «прохладные»
(развлекательные) и «потешные» сюжеты,
различные забавные повестушки и описания
приключений героев.
Все эти внешне «несерьезные» сюжеты были
очень «серьезны» по существу. Только
серьезность их была особая, и вопросы
в них стали подниматься совсем иные —
не те, которые волновали торжественную
и помпезную политическую мысль предшествующего
времени или проповедническую литературу
церкви, а касались повседневной жизни
мелких по своему положению людей. Серьезность
вопросов, стоявших перед новой, демократической
литературой XVII в., была связана с социальными
проблемами своего времени. Авторов непритязательных
демократических произведений XVII в. начинали
интересовать вопросы социальной несправедливости,
безмерная нищета одних и незаслуженное
богатство других, страдания маленьких
людей, их «босота и нагота». Вопросы социальной
справедливости затрагивались и в литературе
XVI в., но там это были философские рассуждения
сторонних наблюдателей Сейчас об этом
пишут сами «босые» и «голодные». Изложение
идет от их лица, и они вовсе не думают
скрывать свои недостатки.
Герой не витает в особом пространстве
над читателем — пространство объединяет
читателя и героя. Читагель чувствует
свою близость к тому, что происходит в
лигературном произведении, а поэтому
сочувствует маленьким людям с их часто
маленькими же житейскими тревогами. Впервые
в русской литературе грехи этих людей
вызывали не осуждение, а симпатию, сочувствие,
сострадание. Безвольное пьянство и азарт
игры в «зернь» вызывали лишь сострадательную
усмешку. Однако беззлобие в отношении
одних оборачивалось величайшей злостью
против других, которые «внидоша в труд»
бедных, «черт знает на что деньги берегут»
и не дают есть голым и босым.
Новый герой литературных произведений
не занимает прочного и самостоятельного
общественного положения; то это купеческий
сын, отбившийся от занятий своих степенных
родителей (Савва Грудцын, герой «Повести
о Горе Злочастии»), то спившийся монах,
то домогающийся места иерей и т. д. Отнюдь
не случайно появление в литературных
произведениях XVII в. огромного числа неудачников
или, напротив, героев, которым, что называется,
«везет» — ловкачей вроде Фролки Скобеева
или «благородных» искателей приключений
вроде Еруслана Лазаревича. Эти люди становятся
зятьями бояр или купцов, легко женятся
на царских дочерях, получают в приданое
полкоролевства, переезжают из государства
в государство, попадают к морским разбойникам
или оказываются на необитаемом острове,
чтобы быть счастливо вызволенными и оттуда.
Оживают вновь сюжеты эллинистического
романа. Образуется как бы перекличка
эпох. Фатальная неудачливость или фатальная,
напротив, удачливость героев позволяет
развивать сложные и занимательные сюжеты
старого, эллинистического типа, но для
XVII в. совершенно нового характера.
Что
же такое — эта фатальность в судьбе героя
XVII в.? Это явление новое и тесно связанное,
как это ни странно, опять-таки с освобождением
личности, с ее эмансипацией от опеки рода
и корпорации.
В русской
литературе предшествующих веков отразились
по преимуществу представления о судьбе
рода. Судьба владеет всем родом, к которому
принадлежит герой, и представления об
индивидуальной судьбе еще не развились.
Судьба не была еще персонифицирована,
не приобрела индивидуальных контуров.
Эти представления о родовой судьбе явны
в летописи. Там князя избирают или изгоняют
жители Новгорода, сообразуясь с его принадлежностью
к определенной княжеской линии. Предполагается,
что князь будет идти по пути своих дедов
и отца, придерживаться их политической
линии. Эти представления о родовой политике
и родовой судьбе служили средством художественного
обобщения в «Слове о полку Игореве». «Слово»
характеризует внуков по деду. Образ внуков
воплощается в деде. Ольговичи характеризуются
через их деда — Олега Гориславича, полоцкие
князья Всеславичи — через их родоначальника
Всеслава Полоцкого. Именно поэтому Олегу
и Всеславу уделяется в «Слове» так много
внимания. Рассказы «Слова» об Олеге и
Всеславе кажутся иногда современным
исследователям историческими отступлениями,
слабо оправданными вставками. На самом
деле рассказы об Олеге и Всеславе — это
характеристики Ольговичей и Всеславичей.
Автор «Слова» прибегает к изображению
потомков через рассказ об их родоначальниках,
и при этом для изображения их фатальной
«неприкаянности».
В последующие века судьбу героя определяет
не только принадлежность его к определенной
родовой линии, но и принадлежность его
к определенной общественной корпорации.
Герой ведет себя так, как должен вести
себя в определенных обстоятельствах
князь, монах, иерарх церкви, проповедник
и т. д. «Литературный этикет» средневековья
утверждает власть корпорации над личностью.
Это обстоятельство очень важно для понимания
самого духа средневекового этикета, повторяемости
сюжетов, мотивов, средств изображения,
известной косности литературного творчества,
варьирующего и комбинирующего ограниченный
набор художественных трафаретов.
В XVII в. с развитием индивидуализма судьба
человека становится его личной судьбой,
она «индивидуализируется». Судьба человека
оказывается при этом как бы его вторым
бытием и часто даже отделяется от самого
человека, персонифицируется. Эта персонификация
происходит тогда, когда внутренний конфликт
в человеке — конфликт между страстью
и разумом — достигает наивысшей силы.
Конфликт
между страстью и разумом часто оборачивается
также конфликтом между человеческой
личностью и его судьбой. Человек в какой-то
мере начинает сопротивляться фатуму.
Он сознает, что подвергается насилию,
хочет изменить свою судьбу, жить иначе,
лучше. Предшествующая литература не знает
такого конфликта. Никто не борется против
родовой судьбы, не вступает в конфликт
с родовой традиционной политикой, с родом,
с этикетом корпорации.
Личность там растворена, она себя не осознает
как противостоящую той среде, к которой
принадлежит. Только с появлением индивидуальной
судьбы стал возможен и бунт личности
против этой судьбы, стало возможным ощущать
судьбу как насилие, как беду и горе. Вот
почему судьба человека воспринимается
теперь как его второе бытие и часто отделяется
от самого человека, персонифицируется,
приобретает почти человеческие черты.
Судьба отнюдь не прирождена человеку,
она появляется иногда в середине его
жизненного пути, «привязывается» к человеку,
преследует его. Она приходит к человеку
извне, становится злым, враждебным началом,
а иногда выступает в образе беса.
В «Повести о Горе Злочастии» Горе возникает
перед молодцем только на середине его
жизненного пути. Оно сперва является
ему в ночном кошмаре как порождение его
собственного воображения. Но затем внезапно,
из-под камня, предстает перед ним наяву
в момент, когда молодец, доведенный до
отчаяния нищетой и голодом, пытается
утопиться в реке. Судьба и смерть близки!
Судьба-Горе требует от молодца поклониться
себе до «сырой земли» и с этой минуты
неотступно преследует его. Горе — и двойник
молодца, и враг молодца, и его доброжелатель.
Оно обладает необыкновенной «прилипчивостью»
— наглой и ласковой, веселой и страшной
одновременно. Уйти от Горя невозможно,
как нельзя уйти от своей тени, но вместе
с тем Горе-судьба — постороннее начало,
избавиться от которого молодец стремится
всю жизнь. Горе показано как существо,
живущее своей особой жизнью, как привязчивая
сила, в своем роде могущественная, которая
«перемудрила» людей и «мудряе» и «досужае»
молодца. Молодец борется с самим собой,
но не может преодолеть собственного безволия
и собственных страстей, и вот это ощущение
ведомости чем-то посторонним, вопреки
голосу разума, и порождает образ Горя.
Избыть Горе можно только с помощью другого
внешнего для человека начала — божественного
вмешательства, и вот молодца избавляет
от Горя монастырь, возвращение в лоно
корпорации, отказ от личности.
Родовые муки эмансипирующегося личностного
начала принимали разные формы. Еще более
многозначителен в отношении своей сюжетной
и идейной роли бес в «Повести о Савве
Грудцыне». Бес также возникает перед
Саввой внезапно, как бы вырастая из-под
земли тогда, когда Саввой полностью, вопреки
рассудку и как бы извне, овладевает страсть
и когда он окончательно перестает владеть
собой. Савва носит в себе «великую скорбь»,
этой скорбью он «истончи плоть свою».
Бес — порождение его собственного воображения
и собственной страсти. Он является как
раз в тот момент, когда Савва подумал:
«...еже бы паки совокупитися мне с женою
оною, аз бы послужил диаволу».
Прилипчивость
судьбы здесь получает свое материальное
воплощение: Савву с его судьбой-бесом
связывает «рукописание», письменное
обещание отдать дьяволу душу.
Возникает сюжет «Фауста», кстати, вышедший
из общих корней: старинная новогреческая,
вернее раннехристианская, «Повесть об
Еладии», продавшем дьяволу душу, породила
и «Повесть о Савве Грудцыне» и через множество
промежуточных звеньев — легенду о докторе
Фаусте. Эллинистические сюжеты, как я
уже сказал, возрождаются на Руси в эпоху
своеобразного русского Возрождения XVII
в.
Злое
и упорно сопротивляющееся начало становится
постепенно началом более общим и более
жестоким... Личность самоопределяется
в борьбе, в утверждении своего благополучия,
а потом в утверждении своих взглядов,
своих идей, против идей господствующих,
властвующих, гнетущих свободу личности
с помощью государства, церкви, различного
рода разжиревших и раздобревших «особей»,
лишенных, однако, личностного начала
и цепляющихся только за свое положение.
И с этой точки зрения борьба Аввакума
с государством и церковью, с людьми благополучными
и косными — это только новый этап борьбы
за освобождение человеческой индивидуальности.
Освободившись, сама эта личность грозит
начать угнетать других. Но здесь «Житие»
протопопа Аввакума стоит на грани новой
трагедии — трагедии индивидуализма.
Как
бы то ни было, Аввакум ведет индивидуальную
борьбу. Его сторонники мало чем ему помогают
в этой борьбе. Он вызвал против себя на
единоборство все современное ему общество
и государство. Он ведет титаническую
борьбу один на один. Недаром во сне кажется
ему, что тело его наполняет собой весь
мир. Это борьба не только духовная, но
и физическая, борьба силы с инерцией материи.
Сопротивление материальной среды в «Житии»
Аввакума поразительно сильно. Ему приходится
преодолевать холод и голод, окружающая
его природа то громоздится над ним горами,
то топит его дощаник бурными водами Иртыша,
то наступает на него льдами и, наконец,
засыпает его землей в Пустозерской тюрьме.
Борьба Аввакума не только духовная —
за духовную, умственную свободу личности,
но и борьба физическая. В этой борьбе
Аввакуму удается одолевать сопротивление
самих законов природы, он совершает чудеса
— чудеса особого склада, побеждающие
косность материи. Эта борьба Аввакума
носит действительно барочные формы. Но
это особое барокко — барокко, ставшее
на место ренессанса...
В русской средневековой
Следовательно, искусство повествования
было ограничено рамками литературного
этикета. Ограничения эти, впрочем, касались
не всех сфер, а лишь наиболее официальных
— тех, в которых поведение действующих
лиц подчинялось официальным церковным
идеалам и официальным способам изображения.
Там, где свобода творчества была сравнительно
мало подчинена этим требованиям, повествование
развивалось более свободно».3
Рассказы о чудесах святого были гораздо
реалистичнее самого жития—как клейма
иконы реалистичнее изображения в среднике.
В рассказах о чудесах внимание повествователя
сосредоточивалось не столько на самом
святом, сколько на тех, кто его окружал,
кто был объектом его нравственного или
сверхъестественного воздействия.
Поэтому чудеса происходят в более разнообразной
и часто в гораздо менее «официальной»
среде: в купеческой, крестьянской, ремесленной
и т. д. Действующие лица оказываются рядовыми
людьми, они ведут себя свободнее, они
важны не сами по себе, а как объект воздействия
чудесной силы молитвы святого. Особенное
значение имели те чудеса, в которых действие
разворачивалось в купеческой среде. Эти
чудеса дали постепенно особую жанровую
разновидность повествовательной литературы
Древней Руси — повести о купцах.
Повести
о купцах в какой-то мере продолжают эллинистический
роман, приемы и сюжеты которого проникли
к нам через многие переводные жития —
типа «Жития Евстафия Плакиды». Эти жития-романы
были распространены на Руси в четьих
минеях и патериках. Так же, как и жития-романы,
повести о купцах рассказывают об опасных
путешествиях, во время которых происходят
всяческие приключения героев: главным
образом кораблекрушения и нападения
разбойников. В повестях о купцах обычны
испытания верности жены во время долгого
отсутствия мужа, кражи детей, потом неузнанных
или узнанных, предсказания и их исполнения.
Важно, что повествование о купцах не подчиняется
в такой мере этикету, как повествование
о героях более «официальных» — церковных
деятелях или военных. Чудесный элемент
повествования получает в повестях о купцах
иное значение и имеет иной характер, чем
в агиографической литературе. В агиографической
литературе чудо—вмешательство бога,
восстанавливающего справедливость, спасающего
праведника, наказывающего провинившегося.
В литературе о купцах чудесный элемент
часто — чародейство. Это чародейство
иногда не может осуществиться, а иногда
сводится на нет усилиями героя или вмешательством
божественной силы. Чудесный элемент —
это и вмешательство дьявола, злой силы,
тогда как в житиях ему противостоит вмешательство
бога. Вмешательство бога в житиях уравновешивает,
восстанавливает справедливость, сводит
концы с концами. Чародейство
и волхвование в купеческих повестях,
наоборот,— завязка действия.
Но расширение социальной сферы действия
литературных произведений не ограничивается
купцами. Действие перебрасывается в сферу
низшего и при этом также не отличающегося
святостью поведения мелкого духовенства
— белого и черного («Стих о жизни патриарших
певчих»), кабацких ярыжек, кабацких завсегдатаев,
мелких судебных служащих, крестьян и
т. д. Это расширение сферы действия снижало
изображение и изображаемое, повышало
изобразительность литературного изложения,
вводило в литературу новые сюжеты, усложняло
интригу и т. д.
Расширение социального круга действующих
лиц идет все время параллельно с расширением
круга «возможностей» литературы: в области
сюжетов, мотивов, изобразительных средств
и т. д.
Можно сказать, что литература XVII в. не
знает социальных ограничений. Героем
произведения может быть купец, крестьянин,
бездомный бродяга, пропойца, представитель
низшего духовенства и т. д.