Своеобразие комического в романе Генриха Манна "Верноподданный"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 12:27, реферат

Краткое описание

Ровесник Германской империи, возникшей в результате победы Пруссии над Францией Наполеона III во Франко-прусской войне, Генрих Манн на протяжении всего своего жизненного пути, будь то годы вильгельмовской монархии, или Веймарской республики, или гитлеровского "третьего рейха", настойчиво и страстно боролся за демократическое развитие своей родины.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат пестерев.docx

— 42.10 Кб (Скачать файл)

Боязнь  революционных изменений подогревает  верноподданнические чувства героя. Вильгельм поощрял империалистические устремления буржуазии, и в судьбе Дидериха это сатирически запечатлено с достаточной очевидностью. «Мы живем в эпоху расцвета промышленности!— цитирует Геслинг «его величество»,— и это верно,— продолжает он.— Вот почему мы исполнены твердой решимости делать дела под его высочайшим покровительством» [116].

         Высмеивая геслингов, Манн показывает в комическом виде, какую материальную выгоду получал его герой от своих верноподданнических поступков. Он стал выпускать, например, особый сорт туалетной бумаги, при употреблении которой «нельзя было не ознакомиться с напечатанными на ней моральными или политическими сентенциями» [324]. Изобретение Дидериха «появилось на рынке под маркой «Мировая держава» и, как гласила широковещательная реклама, победно распространяло во всем мире немецкий дух, опирающийся на немецкую технику» [325]. Ситуация подчеркнуто гротескная, но писатель не исказил реальную жизнь — он лишь запечатлел в заостренной форме абсурдность немецкой действительности.

Новаторство Манна проявилось между прочим и в том, что он сумел выявить смехотворность геслингов именно тогда, когда они приобрели в стране власть. Он подметил, как новая империалистическая буржуазия одновременно с ростом своего экономического и политического веса духовно мельчала, вырождалась, каким убогим, уродливым, страшным становился ее моральный облик. Писатель не упускает возможности предать своего «героя» позору. Каждый его жест, каждое слово сопровождает умный и уничтожающий смех автора. Обычно речь Дидериха, в особенности его внутренние монологи, построена так, что мы неизменно ощущаемую иронию писателя. Говоря о самых своих подлых замыслах, Геслинг неизменно выбирает патетические, высокопарные слова. О принципах «мужественности и идеализма, которые вошли в его плоть и кровь» [199], Геслинг вспоминает как раз в те моменты, когда он совершает очередную подлость.

          Сатира Манна носит столь резкий характер, что у читателя не остается ни малейших сомнений: автор ведет борьбу не против отдельных неприглядных сторон немецкой жизни, а против ее общественной первоосновы— государственной власти. А эта власть воплощена, как убеждается читатель, не только в кайзере. С Вильгельмом делит власть и его верноподданный...

          В романе много комических ситуаций, но в основе смешного не анекдотическое, а глубоко характерное. Смех, исполненный издевки и ярости, соседствующий с трагическим, наводит на серьезные размышления. Конечно, Геслинг комичен в сцене встречи с Вильгельмом на Унтер ден Линден, когда, неистово орущий «ура» своему кайзеру, он шлепается в лужу. Но ведь этот смешной эпизод развертывается на фоне демонстрации безработных.

Однако  смех в романе «Верноподданный» далеко не беззаботен. Задача, которую ставил перед собой Г. Манн в этом произведении, несомненно, шире, чем критика изжившего себя монархического строя. Писатель обличает германский империализм во всей совокупности и своеобразии его общественных проявлений. Во взгляде на современность Г. Манну присущ историзм. За ничтожеством Геслинга, за маской верноподданничества, он хорошо видит его опасность. Геслинг вовсе не старомодный злодей и не безвредный болтунишка. Напротив, он только выходит на историческую арену. С присущей ему спекулятивной предприимчивостью он рвется к власти, условия ему благоприятствуют. Всем ходом повествования писатель показывает, что разнузданный национализм, подхваченный вкупе с юнкерской кастой капиталистическими дельцами вырождается в агрессивное человеконенавистничество.

Автор рассказывает про общество, в котором находится  Дидерих с явно ироническими замечаниями: так, показательна в этом отношении сцена, когда герой попадает в «высокоаристократическую корпорацию», состоящую из шести формацевтов. Там нужно было только пить, причем делалось это «под громогласную команду». Автор подчеркивает идею о нравственном разложении героя фразой: «именно здесь он чувствовал себя мужчиной».

Вообще  понятие об аристократии и аристократах у Дидериха было достаточно искаженным. Так, его просто ошеломляли и потрясали манеры юриста Вибеля. Герой считает пределом совершенства умение произносить «Ф», «...складывая рот воронкой» [33]; рыжеватая щетина усов, которая росла на губе и т.п.

Комический  элемент в сатире Г. Манна сливается  с элементом трагическим. В романе звучит серьезное предостережение  немецкому народу.

      Обращает на себя внимание и то, что название романа характеризует не только главного героя. Речь идет о явлении, типичном для всей политической жизни предвоенной Германии. Таким образом, автор проводит параллель между личностью Геслинга и современным ему обществом.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Подводя итог, нужно сказать, что отточенный гротеск Генриха Манна позволяет развенчать в романе императорскую систему власти благодаря счастливо найденной единице разоблачения ее - верноподданничеству. Главный персонаж - это мелкая сошка, для которого слепое принятие кайзера и поклонение власти стало чем-то вроде условного рефлекса. А этого достаточно, чтобы при полном нравственном ничтожестве, культурной отсталости и пошлости путем грязного мошенничества сделать карьеру и стать столпом режима. Сила "Верноподданного" -в гротескном разоблачении типичнейшего героя эпохи. Генрих Манн с виртуозным мастерством продемонстрировал читателю, как и чем жили люди в ту эпоху, пусть с комизмом и злым сарказмом, но он очень точно изобразил «героя» того времени – верноподданного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Манн Г. Верноподданный: роман / пер. с нем. И. Горкиной; вступ. ст. А. Дмитриева; примеч. А. Подольского. - Москва: Художественная литература, 1982.
  2. Знаменская Г., Генрих Манн: М., 1971.
  3. Гиленсон Б., История зарубежной литературы конца XIX – начала ХХ вв.: М.: Академия, 2008.
  4. Серебров Н., Генрих Манн. Очерк творческого пути: М., 1964.
  5. Дмитриев А., Основные вехи творческого пути Генриха Манна.
  6. Зарубежная литература XX века: Учеб. для студ.вузов / Ред. Андреев Л.Г.

Информация о работе Своеобразие комического в романе Генриха Манна "Верноподданный"