Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:28, курсовая работа
Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”.
Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано[1]. И всё - таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина.
Я Есенина люблю с детства. Когда я была совсем маленькой, мама читала мне по вечерам стихотворение “Берёза”. Хотя я и не знала, кому принадлежит это творение, но уже с детства меня завораживали эти чудные строки.
Введение……………………………………………………………….............2 - 3
Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина.................................................... 4- 19
1.1 Красота и богатство лирики Есенина.......................................................4- 13
1.1.1. Особенности художественного стиля...................................................4 – 7
1.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина...........................................7 - 8
1.1.3 Поэтическая лексика...............................................................................8- 10
1.1.4. Поэтическая техника С. Есенина…….................................................10-11
1.1.5. Луна в поэзии Есенина.........................................................................11-13
2.1 Ведущие темы поэзии..............................................................................15-19
2.1.1. Тема деревни.........................................................................................15-17
2.1.2 Тема родины в лирике Есенина............................................................17-19
2.1.3. Тема любви.................................................................................................19
Часть 2. Предшественники и последователи...............................................20-33
2.1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина
2.2. Есенин и древнерусская литература
2.3. Параллели с Гоголем
2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века
2.4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова
2.4.2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций
Заключение
Сюжеты и образы,
выразительные средства
Тесная сращенность
есенинских стихов с
2.3. Параллели с Гоголем.
Чтобы сказать о России новое слово, нужно не просто любить её, но быть ею.
«Моя лирика жива
одной большой любовью –
Прямые параллели
с Гоголем мы обнаруживаем
в поэмах Есенина «Страна
В своих воспоминаниях
о поэте А. К. Воронский писал:
– Хотите, прочту вам место, которое я больше всего люблю у Гоголя? – И прочёл наизусть начало 6-й главы первой части» .
Многое становится
понятным при внимательном
«Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать первый раз к незнакомому месту: всё равно, была ли то деревушка, бедный уездный городишка, село ли, слободка, – любопытного много открывал в нём детский любопытный взгляд…
“Теперь равнодушно
подъезжаю я ко всякой
Перечитывая отрывок
построчно, с лёгкостью
Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне…
2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века.
Темы, мысли и идеи,
поднятые в лирике Есенина,
нашли своё отражение и в
поэзии ХХ века. Николай Тряпкин
– самый крупный в наше время
продолжатель традиции
И ещё многие
и многие найдут в творчестве
Есенина что – то своё, родноё.
Таким поэтом стал Н. Рубцов,
который унаследовал основы
2.4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова.
Н. Рубцов прошёл
суровую жизненную школу:
Представление о литературе начала 60–х годов лучше всего дают воспоминания современника, поэта и литературоведа Р. Винонена, учившегося в Литературном институте вместе с Н. Рубцовым. В них запечатлена как выразительная картинка поэтических пристрастий литературной молодёжи, так и пронзительное одиночество Н. Рубцова, полное непонимание его юными современниками. Это непонимание порой толкало Н. Рубцова на непонятные для окружающих поступки: однажды он снял со стен портреты русских поэтов – Пушкина, Лермонтова, Некрасова … - и, уединившись с ними, читал им свои стихи. Казалось бы, чудачество, но ведь есть тут глубокий смысл: Н. Рубцов ощущал себя наследником великой национальной поэтической традиции и через головы “громких” поэтов – современников обращался к вечности, к подлинным непреходящим ценностям.[18]
“Рубцов, вслед
за Есениным, идёт от ощущения,
что в мире господствует
Близость поэтики Рубцова и Есенина, отмечают практически все исследователи творчества Н.Рубцова.
“Принципиально важным
поэтическим явлением стала
Правомерен ли термин "есенинская традиция" вообще? С.Куняев в статье "Завет жизнелюбия" в сборнике статей "В мире Есенина", пишет: "Есенин вошёл в сонм великих, в русло единой русской поэтической традиции, а значит не нужно без основательных причин беспокоить имя поэта". Думается, всё-таки данное высказывание чересчур категорично.
Между прочим, сам Рубцов решительно возражал тем, кто называли его непосредственным наследником Есенина. Это, разумеется, отнюдь не означает, что Николай Рубцов недостаточно хорошо относился к поэзии Есенина, напротив, он ценил ее предельно высоко и любил всем своим существом. Достаточно вспомнить eго стихотворение «Сергей Есенин»:
...Да, недолго глядел он на Русь
Голубыми глазами поэта.
Но была ли кабацкая грусть?
Грусть, конечно, была... Да не эта!
Версты всей потрясенной земли,
Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!
Это муза не прошлого дня,
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.
И все же в рубцовской любви к Есенину не было той исключительности, которую хотели бы видеть в ней некоторые критики и поэты. В зрелой поэзии Рубцова мало общего с есенинским стилем; в ней, в частности, совершенно отсутствует та эстетика и поэтика цвета, без которой немыслимо творчество Есенина:
Я люблю судьбу свою,
Я бегу от помрачений!
Суну морду в полынью
И напьюсь,
Как зверь вечерний...
...От заснеженного льда
Я колени поднимаю,
Вижу поле, провода,
Все на свете понимаю!
Вон Есенин –
на ветру!
Блок стоит чуть-чуть в тумане.
Словно лишний на пиру,
Скромно Хлебников шаманит...
Исследование традиций
важно для понимания
Идейно-художественная
близость Н.Рубцова к
Много общего у
Н.Рубцова с Есениным и в
концепции природы. В
Среди общих тенденций
в изображении природы следует
отметить также восприятие
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Думается, именно от новокрестьянской поэзии, от С. Есенина и Н.Клюева (сосны молятся, схимник - бор) перекочевали религиозные эпитеты и метафоры в творчество Н. Рубцова "Осин тоскливых стоны и молитвы" в стихотворении "В сибирской деревне" сродни образам поэзии раннего С.Есенина.
Можно сказать, что "черты, объединяющие их, ощутимы и в музыке стиха, и в деревенских образах, и в неповторимой интимно-доверительной интонации, в целом же их поэзия является выражением особого рода художественного сознания, связанного с крестьянским трудом, с древними крестьянскими воззрениями на природу, с особой символикой и лексикой, освещёнными многовековым опытом, с непогасшими по сей день яркими красками языческой образности”.[22]
В.Гусев, сравнивая
особенности поэтического мира
С.Есенина и Н.Рубцова,
К счастью для
нас и особенно для будущего
русской культуры, русские поэты
советского периода смогли
Тебе твой дар простором этим дан,
И ты служил земле его и небу,
И никому в угоду иль потребу
Не бил в пустой и бедный барабан.
Ты помнил тех, далёких, но живых,
Ты победил косноязычье мира,
И в наши дни ты поднял лиру их,
Хоть тяжела классическая лира!
2.4.2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций.
Одним из наиболее
ярких стихотворений Н.
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
Звезда в данном
произведении выступает как
Судьба лирического
героя и судьба родины связаны
в творчестве Рубцова “самой
жгучей и самой смертной