Своеобразие поэтики С. Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”.

Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано[1]. И всё - таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина.

Я Есенина люблю с детства. Когда я была совсем маленькой, мама читала мне по вечерам стихотворение “Берёза”. Хотя я и не знала, кому принадлежит это творение, но уже с детства меня завораживали эти чудные строки.

Содержание

Введение……………………………………………………………….............2 - 3

Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина.................................................... 4- 19

1.1 Красота и богатство лирики Есенина.......................................................4- 13

1.1.1. Особенности художественного стиля...................................................4 – 7

1.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина...........................................7 - 8

1.1.3 Поэтическая лексика...............................................................................8- 10

1.1.4. Поэтическая техника С. Есенина…….................................................10-11

1.1.5. Луна в поэзии Есенина.........................................................................11-13

2.1 Ведущие темы поэзии..............................................................................15-19

2.1.1. Тема деревни.........................................................................................15-17

2.1.2 Тема родины в лирике Есенина............................................................17-19

2.1.3. Тема любви.................................................................................................19

Часть 2. Предшественники и последователи...............................................20-33

2.1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина

2.2. Есенин и древнерусская литература

2.3. Параллели с Гоголем

2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века

2.4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова

2.4.2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Есенин.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 

 И счастлив я,  пока на свете белом

 

 Горит, горит звезда моих полей…

 

 Над текстом этого  ключевого стихотворения в сборнике  поэт работал долго и тщательно. 

 

 В этом стихотворении  Рубцов широко использовал фольклорные  символы: образ птицы, как образ  времени, судьбы и души, образ  звезды как символ судьбы, счастья и духовной чистоты, образ храма как символ святости и так далее. В творчестве поэта налицо углубление классической традиции русской поэзии. Недаром Н. Рубцова называют наследником поэзии Есенина. Справедливо В. Гусев заметил: “Рубцов, вслед за Есениным, идёт от ощущения, что в мире господствует гармония, которую следует проявить… Она, прежде всего – в природе, согласно с природой, а не вопреки природе – вот незаявленный, но незыблемый девиз Есенина и Рубцова. Она во всём, что связано с природой: в деревне и её ценностях, в цельном чувстве, в мелодическом и напевно – ритмическом начале мира, как начале именно естественной гармонии”.

 

Заключение.

 

 

 Его поэзия есть  как бы разбрасывание обеими

 

 Пригоршнями сокровищ  его души.

 

 А. Н. Толстой.

 

 

 Слова А. Н. Толстого о Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта ХХ века. И сам Есенин признавался, что хотел бы “всю душу выплеснуть в слова”. “Половодье чувств”, затопившее его поэзию не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания.

 

 Есенин – это  Россия. Его стихи – это разговоры  о Руси, её прошлом, настоящем  и будущем. И, конечно же, время  определило значение есенинской  поэзии, народной по своей сути. В её центре – великие противоречия  нашей эпохи, и прежде всего – национальная трагедия русского народа, раскол между народом и властью, властью и личностью, её сиротство и трагическая судьба. Эти черты в характере русского народа, в русской душе и вошли в характер лирического героя С. Есенина.

 

 Есенин - пример для таких поэтов, как Н. Рубцов. К счастью для нас и особенно для будущего русской культуры, наши поэты ХХ века смогли сохранить и донести до нас и до грядущих поколений живую музу русской поэзии. Да, у каждого из них она своя, но есть в ней то, что роднит всех и о чём хорошо сказал А. Передреев в стихотворении “Памяти поэта”:

 

 Тебе твой дар  простором этим дан,

 

 И ты служил земле  его и небу,

 

 И никому в угоду  иль потребу

 

 Не бил в пустой  и бедный барабан.

 

 Ты помнил тех,  далёких, но живых,

 

 Ты победил косноязычье мира,

 

 И в наши дни  ты поднял лиру их,

 

 Хоть тяжела классическая  лира!

 

 Таким образом,  целью работы являлось выявление  своеобразия поэтики С. Есенина.

 

 Для этого решались  следующие задачи:

 

 выявление особенностей  художественного стиля и поэтической техники С. Есенина.

 

 Как результат:  для Есенина характерно одушевление  природы, приписывание ей человеческих  чувств, т. е. приём олицетворения

 

 Поэзия Есенина  насыщена обращениями, часто это  обращения к природе.

 

 Большое место в  творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры.

 

 Рассмотрение основных  тем творчества.

 

 В результате исследования  были сделан вывод, что основными  темами творчества Есенина являлись  тема деревни, родины и любви.

 

 Определение роли  традиций древнерусской литературы и фольклора.

 

 Было определено, что  поэзия Сергея Есенина и фольклор  имеют очень тесную связь, а  также следует сказать о мощном  воздействии на Есенина древнерусской  литературы и иконописи.

 

 Изучение гоголевских  традиций в творчестве С. Есенина.

 

 Прямые параллели  с Гоголем мы обнаруживаем  в поэмах Есенина «Страна негодяев»,  «Анна Снегина», «Чёрный человек», в статье «Железный Миргород»,  многочисленных лирических стихотворениях. Скрытые параллели пронизывают,  пожалуй, всё творческое наследие Есенина.

 

 Обобщение есенинских  традиций, наследуемых в поэзии 2-й  половины ХХ века.

 

 Николай Тряпкин  – самый крупный в наше время  продолжатель традиции молодого  Есенина. Народно – песенная  традиция Есенина живёт во  многих стихотворениях Н. Тряпкина. Рубцов, вслед за Есениным, идёт от ощущения, что в мире господствует гармония, которую следует проявить… Она, прежде всего – в природе, согласно с природой, а не вопреки природе – вот незаявленный, но незыблемый девиз Есенина и Рубцова.

 

 Практическая направленность видится в возможности использования на уроках литературы.

 

Приложение № 1.

 

 

Фотоматериалы С. Есенина.

 

 

 

 

 

 С.А. Есенин. 1913 год. 

 

 

 

 

 

 С.А. Есенин. Фотография  с заграничного паспорта. 1922 год. 

 

 

 

 

 Н.И. Колоколов,  С.А. Есенин, И.Г. Филипченко. 1914 год.

 

 

 

С.А. Есенин. 1922 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей Есенин с Н. А. Клюевым. Осень 1916 г.

 

 

 

 

 

 С.А. Есенин. 1924 год. 

 

 

 

 

 

Сергей Есенин и Айседора Дункан

 

 

 

 

 С.А. Есенин с  Айсидорой Дункан и ее приемной  дочерью Ирмой. 1922 год. 

 

Библиография

 

 

1. Есенин С.А. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1, 3. М., 1977.

 

2. Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 8 т. Т.1, 7. М., 1984.

 

3. Рубцов Н.: Время,  наследие, судьба: Литературно –  художественный альманах. 1994.

 

4.Агеносов В., Анкудинов  К. Современные русские поэты.- М.: Мегатрон, 1997. – 88с..

 

5. Гусев В. И. Неочевидное6  Есенин и советская поэзия. М., 1986. С.575

 

6. Жизнь Есенина: рассказывают  современники. М., 1988.

 

7. Лазарев В. Долгая  память // Поэзия российских деревень, М., 1982, с. 6, /140/.

 

8. Литература в школе. Научно – методический журнал. М., 1996.

 

9. Прокушев Ю. Л.: Жизнь  и творчество Сергея Есенина.  М.: Дет. Лит., 1984.- 32с..

 

10. Роговер Е. С.  Русская литература ХХ века: Учебное  пособие. – 2-е издание.- СПб. 2004.- 496с.

 

11. В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с.

 

12. Эрлих В.И. Право  на песнь // С.А.Есенин в воспоминаниях  современников: в 2 т. Т.2. М., 1986..

 

13. П.Ф. Юшин. Поэзия  Сергея Есенина 1910-1923 годов. М., 1966.- 317с..

 

1 См. библиографию в конце работы.

 

2 Лазарев В. Долгая  память. // Поэзия российских деревень, М., 1982, с. 6, /140/.

 

3 В.Ф. Ходасевич. Некрополь:  Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с.

 

4 Роговер Е. С. Русская  литература ХХ века: Учебное пособие.  – 2-е издание.- СПб. 2004.- 194с.

 

5 Там же, стр. 198.

 

6 . П.Ф. Юшин. Поэзия  Сергея Есенина 1910-1923 годов. М., 1966.- 317с..

 

7 Роговер Е. С. Русская  литература ХХ века: Учебное пособие.  – 2-е издание.- СПб. 2004.- 496с.

 

8 В.Ф. Ходасевич. Некрополь:  Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с..

 

9 В.Ф. Ходасевич. Некрополь:  Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с.

 

10 В.Ф. Ходасевич. Некрополь:  Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с.

 

11 Жизнь Есенина: рассказывают  современники. М., 1988.

 

12 Жизнь Есенина: рассказывают  современники. М., 1988, стр 67.

 

13 Там же, стр.96

 

14 Там же, стр. 98

 

15 Там же, стр. 98

 

16 В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с.

 

17 Эрлих В.И. Право на песнь  // С.А.Есенин в воспоминаниях современников:  в 2 т. Т.2. М., 1986.

 

18 Литература в школе. Научно  – методический журнал. М., 1996.

 

19 Гусев В. И. Неочевидное:  Есенин и советская поэзия. М., 1986. С.575

 

20 В.В. Бузник, А.С. Бушмин. Русская  советская литература: М., 1989.

 

21 С. Есенин утверждал своё  крестьянское первородство: “У меня  отец – крестьянин, ну, а я крестьянский  сын”. Новокрестьянскими называли поэтов вышедших из крестьян и поддерживающих низшие слои населения.

 

22 Литература в школе. Научно  – методический журнал. М., 1996.

 

23 Агеносов В., А


Информация о работе Своеобразие поэтики С. Есенина