Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:18, реферат
Цель: рассмотреть изображения в рассказе Пространства и Времени как средство выражения главной идеи произведения «Мальчик у Христа на елке».
Объект: рассказ «Мальчик у Христа на елке».
Предмет: изображение в рассказе Времени и Пространства, их роли в раскрытии идейного содержания произведения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Святочный рассказ. История возникновения, жанровое своеобразие………5
2.История создания рассказа «Мальчик у Христа на елке»……………………8
3.Время в рассказе «Мальчик у Христа на елке» как сочетание реального и фантастического…………………………………………………………………10
4.Изображение пространства в рассказе как средство выражения идейного замысла произведения…………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Святочный рассказ. История возникновения, жанровое своеобразие………5
2.История создания рассказа
«Мальчик у Христа на елке»…………
3.Время в рассказе «Мальчик
у Христа на елке» как
4.Изображение пространства в
рассказе как средство
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...1
Введение
Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) принадлежит к числу великих писателей – реалистов 19 века. Наряду с Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Л. Толстым и другими представителями критического реализма. Достоевский Ф. М. завоевал признание и оказал большое воздействие на развитие русской и мировой литературы.
Творчеству Достоевского присущ интерес к жизни «маленького человека». Их образы с любовью и сочувствием он создал во многих произведениях начиная с романа «Бедные люди». Продолжал он эту тему на протяжении всего своего творчества: «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» и другие. Особенно волновало писателя положение обездоленных детей. Ему принадлежит знаменитая фраза о том, что никакое светлое будущее не стоит слезинки одного ребенка. Судьбе несчастных детей посвящен его рассказ «Мальчик у Христа на елке».
В произведении образ детства скорбный – «дите плачет». Детские слезы воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых. И только жанр святочного рассказа позволяет писателю среди людского равнодушия раскрыть, что существует мир чудесного, напомнить о добре и милосердии.
Актуальность исследования заключается в том, что в наше сложное и неспокойное время проблема детской безнадзорности стоит очень остро: в нынешней России около 2 миллионов беспризорников и десятки тысяч малолетних преступников. И Достоевский одним из первых заговорил еще в 19 веке о «детях – беспризорниках», заострил внимание на том, какая судьба ждет их в будущем. Об этом он размышляет в главе «Мальчик с ручкой» предваряющей рассказ «Мальчик у Христа на елке». Здесь Достоевский проявил себя как провидец будущего России. А будущее страны – это дети.
Исходя из актуальности проблемы была определена цель работы.
Цель: рассмотреть изображения в рассказе Пространства и Времени как средство выражения главной идеи произведения «Мальчик у Христа на елке».
Объект: рассказ «Мальчик у Христа на елке».
Предмет: изображение в рассказе Времени и Пространства, их роли в раскрытии идейного содержания произведения.
Задачи:
- выявить историю создания
- выявить историю возникновения жанра святочного рассказа;
- определить жанровое
- выявить изобразительные
Методы:
- историко – литературный;
- типологический.
Структура работы: введение, четыре части, заключение, список использованной литературы.
1.Святочный рассказ. История возникновения, жанровое своеобразие.
Рождественский (или святочный) рассказ – это особый литературный жанр, относящийся к разряду календарной литературы. Он характеризуется определенной спецификой по сравнению с традиционным жанром рассказа.
В 19 веке в канун Рождества традиционно печатались на страницах журналов и газет «Нива», «Петербургская жизнь», «Родина», «Огонек», «Звезда» святочные рассказы. Это был традиционный подарок для читателя. Сюжеты рассказов были самые разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и скорбные, назидательные и синтементальные. Целью этих произведений было смягчить сердца людей в канун великого праздника.
При всем разнообразии рождественских рассказов в них сохранилось самое главное – особое рождественское мировосприятие. В святочных историях воплощались мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом. Писатель Лесков от имени героя рассказа «Жемчужное ожерелье» говорит об особенностях этого жанра, что он должен быть приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещения, содержать элементы фантастики, иметь определенную мораль. Главное же, чтобы он непременно кончался счастливо. Исследователи жанра отмечают, однако, что есть рассказы, которые оканчиваются грустно или даже драматично. В журнале «Православная беседа» в разделе для детей «Зернышко» так определяются особенности жанра: «Это рассказ, о каком – нибудь мальчике или девочке, жизнь которых была трудна и безрадостна. Но на Рождество к ним неожиданно приходит счастье»1.
В основе святочного литературного рассказа лежат устные истории (или былички), которые рассказывались в деревне в святочные вечера. Святки (12 дней после Рождества Христова до сочельника) были самым большим и шумным праздником, сочетавшим в себе буйное веселье и страх человека перед силами тьмы. Святочные рассказы обычно повествовали о происшествиях с гадальщиками (встречи с суженными) или о встречах с нечистой силой. Как литературный жанр святочный рассказ стал оформляться в виде романтической прозы в 20 – 30 годах 19 века, которая проявляла большой интерес к национальной старине, к народным традициям. Вспомним «Светлану» Жуковского, где поэт использует сюжет о гадающей на святках героине.
Святочные рассказы не обходятся без элементов чудесного. Фантастичное в них представлено не только призраками, приведениями, злыми духами, но и ангелами, Девой Марией, Иисусом Христом. Такое сочетание: жутковатая игровая атмосфера святок с благочестием церковным праздником Рождества и Крещения – отражало жизненную реальность.
Первые святочные рассказы появились в Европе. Празднование Рождества приобретает здесь не только религиозное, но и бытовое, домашнее значение. Родоначальником рождественского жанра является Ч. Диккенс. Его рассказы «Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок на печи» почти сразу были переведены в России. Святочными рассказами являются «Щелкунчик» Гофмана, «Елка», «Маленькая продавщица спичек» Г. Х. Андерсена.
Традиции западных рождественских рассказов, где обязательным был счастливый конец, русскими писателями были переосмыслены или создавались произведения, в которых сочетались евангельские мотивы с заостренной социальной направленностью. Один из главных мотивов святочного рассказа – это мотив «божественного дитя» - младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества.
Рассказы приуроченные к празднику, строились по определенному закону: во – первых, очень часто они имеют счастливый конец. Чудо входит в жизнь людей. Чудесное спасение, встреча после разлуки, выздоровление от смертельной болезни, преображение бесчестных людей – во всем видится Небесное заступничество.
Во – вторых, в рассказе обязательно присутствуют дети. Именно они способны так радоваться, быть счастливыми при виде блистающего наряда елки, доверчиво ожидать чудо. И чудо должно торжествовать хоть на мгновение. Добро, красота, милосердие – это нравственные уроки, которые одерживают победу.
В 60е – 80е годы 19 века в России растет интерес к жанру святочного рассказа. Писатели начинают осознавать его как особый литературный жанр. Появляются произведения М. Е. Салтыкова – Щедрина «Елка», К. М. Станюковича «Рождественская ночь», «Елка» Н. С. Лескова «Запечатленный ангел», Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и другие.
В 20 веке после Октябрьской революции по понятным причинам святочный рассказ исчез со страниц печати. Однако он не был уничтожен бесследно. Постепенно происходило плавное перетекание святочного рассказа в другие жанры, прежде всего в кинематографические: мультфильмы, сказки, художественные фильмы.
Таким образом, святочный рассказ можно распознать по признакам:
- хронологическая
- наличие элементов чудесного;
- наличие рассказчика;
- наличие среди героев ребенка;
- наличие нравственного урока, морали.
2.История создания рассказа «Мальчик у Христа на елке»
К написанию рассказа Ф. М. Достоевский приступил 30 декабря 1875 года. К концу января 1876 года рассказ «Мальчик у Христа на елке» был опубликован в «Дневнике писателя». В этом же номере напечатаны были материалы, которые писатель назвал «О русских теперешних детях». Он намеревался сообщить своим читателям «кое – что о детях вообще, о детях с отцами, о детях без отцов, в особенности о детях на елках, без елок, о детях – преступниках»2.
Поводом к написанию рассказа «Мальчик у Христа на елке» послужили события: 26 декабря 1876 г. Достоевский побывал на елке и детском балу, устроенном в Петербургском клубе художников, а 27 декабря на следующий день писатель посетил колонию для малолетних преступников в городе Охте. В эти же дни на улицах Петербурга он не раз встречал нищего мальчика, просившего милостыню (мальчик с ручкой). Все эти впечатления легли в основу рождественского рассказа «Мальчик у Христа на елке». Тема голодного и нищего ребенка, начатая писателем еще в 40х годах в произведениях «Бедные люди», «Елка и свадьба» проходит через все его творчество, вплоть до «Братьев Карамазовых».
Рассказ «Мальчик у Христа на елке» обращен к чувствам и сердцу читателей. Невозможно остаться равнодушным к судьбе главного героя: шестилетний ребенок в сыром подвале замерзает от холода. Он голоден. Мотив голода прослеживается до самого конца произведения: «Господи, кабы покушать!» «Господи, как хочется поесть! Хоть бы кусочек, какой – нибудь!» - постоянно молит малыш.
Контрастное описание яркого, большого города, готовящегося к Рождеству, и равнодушного к страданиям ребенка, обреченного на гибель - это трагический, неразрешимый конфликт – такова основная, социально заостренная мысль писателя.
Возникает вопрос: детский ли это рассказ? Не случайно автор предваряет произведение главой, которую назвал «Мальчик с ручкой». В ней писатель описывает обстановку, которая формирует детей, просящих подаяние. Достоевский так определяет их жизненный путь: «мальчик с ручкой» - воришка – бродяжка – ночлежник – преступник – дикое существо». «Это дикое существо не понимает иногда ничего: ни где он живет, ни какой он нации, есть ли Бог, есть ли Государь; даже такие об них передают вещи, что невероятно слышать. И, однако же, все факты!»3 - пишет Достоевский. Он убеждает читателя, что такой ребенок обречен на гибель. Писатель призывает читателя сделать из детского рассказа «взрослые выводы».
3.Время в рассказе «Мальчик у Христа на елке» как сочетание реального и фантастического
Тема детства, тех детей, чья судьба заканчивается, так и не успев начаться, ключевая в рассказе, о котором идет речь. Достоевский горячо, страстно призывает обратиться сердцем к тем, кого жестокое и безнравственное общество лишает детства. «Униженные и оскорбленные», трагически одинокие, бесприютные, безвинно страдающие, рожденные на «мостовых», живущие «в подвалах», изможденные от голода и холода, просящие подаяние, «но кроткие смиренные, наблюдательные и проницательные и родные дети» Бога.
Во всех веках и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты. Великий Толстой писал о том, что ребенок рождается совершенными. Эти слова являются главными для тех писателей, которые обращаются к теме детства. Среди «униженных и оскорбленных» героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Тема детского страдания всегда мучила писателя. Он писал о том, что целый мир познания добра и зла не стоит «слезок ребенка», и если спасение человека зависит лишь от замученного ребенка, не стоит принимать этого спасения.
Все повествование в рассказе построено на контрасте: великолепные елки, горы сладостей, разубранные витрины, нарядные, веселые дети – и маленький голодный оборвыш, замерзающий на улице. Никто не проявил к нему милосердия, даже в дни Рождества, в дни сострадания и доброты.
Достоевский в рассказе «Мальчик у Христа на елке» идет от жизненной правды. Отступая от традиций святочного рассказа, он показывает, что его маленький безымянный герой не получает рождественского подарка от равнодушного и врожденного ему мира окружающих людей. Счастье и успокоение он находит на елке у Христа, то есть в Царствии Небесном.
Так, рассказ о «мальчике с ручкой» у Достоевского постепенно переходит в рассказ «Мальчик у Христа на елке», где правда о судьбе беспризорных детей вытекает в историю короткой и трагичной судьбы одного мальчика. Фантазия писателя создает одновременно реальную и фантастическую картину. Эта фантазия художника позволила автору по – иному решить судьбу маленького несчастного героя: из жестокости реальной жизни перенестись в светлое загробное будущее ребенка. В реальном плане изображаемого чуда не случается – ребенок погибает. Он замерз на улице. Чудо совершается в ином, Небесном плане, где чудесное связано с событием сверхъестественным – с явлением мальчику Самого Господа. В предсмертном видении замерзающему ребенку представляется, что на райскую елку его приводит Христос.
Информация о работе Святочный рассказ. История возникновения, жанровое своеобразие