Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:18, реферат
Цель: рассмотреть изображения в рассказе Пространства и Времени как средство выражения главной идеи произведения «Мальчик у Христа на елке».
Объект: рассказ «Мальчик у Христа на елке».
Предмет: изображение в рассказе Времени и Пространства, их роли в раскрытии идейного содержания произведения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Святочный рассказ. История возникновения, жанровое своеобразие………5
2.История создания рассказа «Мальчик у Христа на елке»……………………8
3.Время в рассказе «Мальчик у Христа на елке» как сочетание реального и фантастического…………………………………………………………………10
4.Изображение пространства в рассказе как средство выражения идейного замысла произведения…………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16
Так, у Достоевского чудесное, сверхъестественное одновременно изображается как явление естественное. Логика жизни в точке соприкосновения неба и земли совпадает с логикой святочного рассказа. Смерть героя ведет к обновлению, он воскресает уже к жизни вечной. Мальчик замерзает в зимний холод, но согретый любовью Спасителя, воскресает уже на его Небе. Здесь он находит то, что так не хватает в земной жизни: свет, тепло, роскошной елки, любящего взгляда матери.
Достоевский наглядно показывает нам, что ничего в истории не проходит бесследно. Если внимательно всмотреться в самые известные иконы Божьей Матери, держащей на руках Младенца Христа, то мы видим на руках Богородицы мальчика лет шести, одетого в какой - то халатик. Герой рассказа выходит на улицы Петербурга в халатике, чтобы его образ напоминал людям образ рожденного Христа. Мальчик в рассказе – лишний на празднике, он всем мешает, все гонят и обижают его. И Богоматери, приехавшей в город, нашлось место лишь в скотном дворе, где и родился Спаситель. Так, автор убеждает читателя, что все связано временем, ничто не приходит бесследно. Жизнь постоянно возвращает нас к событиям Евангельской истории. И история эта длится в веках. Автор напоминает, что мы не должны быть жестокосердны, неотзывчивы, неблагодарны. Господь постоянно надеется на нас, и мы не можем обмануть его надежды.
Всех других героев рассказа: блюстителя порядка, даму, больного мальчика – писатель призывает узнать в нищем мальчике, Младенца – Христа, а в себе – друга Христова. Это так легко – ведь на дворе Рождество. Но никто не способен узнать Христа в «рабском виде». Это жестокая правда нищеты и страдания ребенка написана такими яркими и резкими красками, что эти страдания не могут быть прощены, изгладиться из памяти читателя.
Не является случайным в рассказе и то, что на Христовой елке мальчика встречают не ангела, а дети, такие же, как он. И у каждого из них своя страшная, поражающая своей будничностью история смерти, которую невозможно забыть. «Одни замерзли в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницах к дверям петербургских чиновников, другие задохнулись у чухонок, третьи умерли от голода у иссохшей груди матерей во время самарского голода, четвертые задохнулись в вагонах третьего класса от смраду»4.
Достоевский не может позволить читателю забыть о детских страданиях не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают покой и любовь. Но в укор этому злобному миру на земле, возникает радость детей, приглашенных на елку к Христу. И писатель напоминает читателю об этом праздничном мире – справедливом мире радости и Христовой любви.
В указании автора на этот идеал заключается смысл рассказа.
4.Изображение пространства
в рассказе как средство
Город занимает в творчестве Достоевского особое место. В любом произведении этого писателя город – это действующее лицо, персонаж , выполняющий свою задачу. У писателя город, как правило, враждебен герою.
Город, в котором совершается трагедия – это окружающее маленького героя пространство. Достоевский заставляет своего героя странствовать по улицам огромного города в канун Рождества.
В начале рассказа – это микропространство – темный, серый подвал, где «на тонкой, как блин, подстилке», умирает мать мальчика. А сам он, голодный, замерзающий от холода, даже еще не осознает своей трагедии. Окружающее пространство еще более сужается с наступлением темноты. Стены подвала давят на ребенка. Автор, злоключения героя, употребляет слова с уменьшительными суффиксами, чтобы очертить микромир мальчика: пальчики, картузишко, копеечка, скрипочка, куколки.
Достоевский заставляет своего героя странствовать по улицам огромного города. Увидев огни праздничного города, маленький герой убеждается в разительном отличии макро – и микропространств. У него сначала дух захватывало, он забыл и о голоде, и об умершей в подвале матери, и об отмерших пальчиках на руках и на ногах. Но очень скоро он понял, глядя на общее движение толпы, где «все кричат, бегут и едут, вот здесь так и раздавят наверно», что город оттолкнул его. Он здесь никому не нужен. Блюститель порядка отвернулся поскорее; в доме, в который он вошел, на него закричали; копеечку, которую дала барыня, отобрал злой мальчик, да еще и «треснул» малыша.
В городе, на улицах которого оказался мальчик, всюду взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, отъединение всех друг от друга.
Чувство страха и одиночества охватывают ребенка. Жалость к самому себе вызывает слезы. Он впервые за помощью обращается к Богу: «Господи, кабы покушать!» «Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой – нибудь, и так больно стало пальчикам». Автор заставляет читателей понять, что мальчику холодно не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности, мертвости.
Чувство одиночества и ощущение суеты вокруг не покидают ребенка, оказавшегося в этом огромном пространстве. Результатом всеобщей разъединенности в сияющей рождественскими огнями пространстве являются равнодушие к детскому страданию.
Дети – герои Достоевского живут, «как некое указание нам, что они – посланники Божьи на земле. Дети напоминают о возможности возрождения»5. Но в рассказе «Мальчик у Христа на елке» такого мотива нет. Здесь в холодном пространстве города, мальчик встречается с поразительным равнодушием и бездушием.
Таким образом, Достоевский, изображая Петербург, который считался одним из самых несвяточных мест в России, делает его участником разыгравшейся трагедии. Очерчивая микро – и макропространства, писатель словно хочет сказать, что нельзя забыть о страданиях ребенка.
Заключение
Рассказ «Мальчик у Христа на елке» был наиболее ценим Ф. М. Достоевским. Он неоднократно читал его публично на литературных собраниях. Произведение было радушно встречено критикой. В газете «Санкт – Петербургские ведомости» Х. Д. Алчевская назвала рассказ шедевром.
Достоевский прошел путь от «умалишенного» (так называли его между собой многие современники) до пророка, - так называем его мы, живущие в сегодняшнем мире, о котором пророчествовал великий православный писатель. Он писал о мире, где почти нет места высшему и совершенному идеалу – Христу. И оттого люди, утратившие высший идеал, могут все позволить себе. Ведь, когда «Бога нет - все позволено». К сожалению, это во многом реальность нашего времени, времени «помрачнению ума» и «страшных случайностей».
Рассказ «Мальчик у Христа на елке» можно с уверенностью назвать «золотым ключом» Православия, который нужен современному читателю, чтобы понять величайшие произведения Достоевского «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы». В небольшом рассказе Достоевского отражены его миропонимание, его философские, эстетические, религиозные и нравственные идеалы. В. И. Иванов называл Достоевского «богатырем духа, наиболее живым из всех от нас ушедших».
Достоевский жив среди нас, потому что от него или через него все, чем мы живем. Он делает нашу душу сложнее, как и нашу веру в высший идеал - Христа.
Список использованной литературы
1 Http://www.portat – slovo.ru
2 Достоевский Ф. М. Собр. Соч. в 12 т. Т.12. М.: Изд. Правда, 1982.
3 Достоевский Ф. М. Собр. Соч. в 12 т. Т.12. М.: Изд. Правда, 1982
4 Достоевский Ф. М. Собр. Соч. в 12 т. Т.12. М.: Изд. Правда, 1982.
5 Достоевский Ф. М. Собр. Соч. в 12 т. Т.12. М.: Изд. Правда, 1982.
Информация о работе Святочный рассказ. История возникновения, жанровое своеобразие