Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 13:05, контрольная работа
В лирике Блока заложен глубокий смысл неразрывной связи его творчества с потоком чужих жизней, которые через него проходят и в нем растворяются. Сам поэт необычайно осознавал это: «Писатель поставлен в мире для того, чтобы обнажать свою душу», «растрачивать свое человеческое «я», растворять его в массе других требовательных и неблагодарных «я»… чем более чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм».
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Цветовой образ мира в поэтике А.Блока. Черный и белый……………….5
2. Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»……………………16
3.Заключение……………………………………………………………………20
4. Список литературы……………………………………………………………21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Цветовой образ мира в поэтике А.Блока. Черный и белый……………….5
2. Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»……………………16
3.Заключение………………………………………………
4. Список литературы…………………………………
Введение
Ожидаемое символистами преображение реальности, как показал опыт 1905 года, обернулось победой «страшного мира». Блок находится в предощущений новых исторических катастроф и испытаний.
«Но узнаю тебя,
начало
Высоких и мятежных дней».
В лирике Блока заложен
глубокий смысл неразрывной
Лирика Блока драматизирована не только
во своему содержанию («Мы – дети страшных
лет России – забыть не в силах ничего»).
Новизна самого характера ее лирического
строя, объемность и глубина формы раскрытия
поэтического духовного мира передают
всю противоречивость и контрастность
жизни, воссоздают слитность и общность
человеческих переживаний в единстве
своего и чужих «я». Именно в этом состоит
открытие Блока в области структуры лирической
поэзии, ее идейно-художественной сущности.
Образы Блока отличаются большой обобщенностью;
вместе с тем они не лишены ярких жизненных
примет. Мысль поэта развивается исключительно
свободно, создавая иной раз ощущение
полетной устремленности в неизведанные
дали времен и пространств. Ткань стиха
воздушна и красочна. В лучших стихотворениях
Блока художественная образность достигла
еще неизвестного русской литературе
слияния выразительных средств поэзии,
музыки и живописи. Впечатление высокой
музыкальности стиха поэта достигается
в первую очередь его своеобразной мелодикой,
приданием последовательности слов и
фраз характера плавно льющегося звукового
потока, интонационно-богатого и очень
широкого дыхания. Живописные качества
стиха определяются тонким подбором красочных
эпитетов, порой необычными, впечатляющими
контрастами цветовых пятен – белого,
синего, красного. Преобладают сопоставления
«чистых тонов», в чем можно усмотреть
сходство с аналогичной техникой художников-колористов
того времени.
Примером его гражданских и гуманистических
устремлений может служить стихотворение
«Так окрылено, так напевно…». Любовная
тема раскрывается в другом стихотворении,
относящееся к тому же времени – «В синем небе, в
темной глуби…»
Центральное место в творчестве Блока
1908-19016 годов заняли стихи о Родине. «Тема
моя, я знаю твердо, без всяких сомнений
– живая, реальная тема; она не только
больше меня, она больше всех нас; и она
всеобщая наша тема. Все мы, живые, так
или иначе к ней придем. Мы не пойдем, -
оно сама пойдет на нас, уже пошла, - писал
Блок Станиславскому, когда он работал
над драмой «Песня Судьбы», предназначенной
для постановки в МХАТе. В таком виде стоит
передо мной моя тема, тема о России –
вопрос об интеллигенции, народе». Этой
теме сознательно и бесповоротно посвящаю
жизнь. Все ярче осознаю, что это – первейший
вопрос, самый жизненный, самый реальный».
2. Цветовой образ мира в поэтике А.Блока. Черный и белый.
В поэтике Блока черный оказывается эстетически важным цветом, не-
обыкновенно богатым
по своим эмоционально-
В поэзии Блока черный
функционирует как в
так и в обобщенно-символическом, выполняя описательно-изобразительные
и эмоционально-оценочные функции. Символика черного цвета становится
важнейшим инструментом в передаче мучительных диссонансов, трагиче-
ских нот неприятия действительности, усиливающихся от первого тома к
третьему.
Ранний период творчества, период «тезы», погружения в мир собствен-
ных страстей и переживаний, окрашен в белый цвет, реализующий идеал свя-
тости, непорочности, нереальности, призрачности. Черный используется не-
часто и, в противовес белому, концентрирует в себе негативное начало, что
проявляется на разных уровнях значения. Так, черный употребляется в номи-
нативном значении «самый темный из существующих цветов, цвета сажи,
угля» при описании одежды. В создании портретов черный всегда таит в себе
скрытый или явный намек на характер героя, его душевное состояние.
Призыв к неизвестной надежде,
За ним – тишина, тишина …
Там женщина в черной одежде
Читала, крестясь, письмена.
А люди, не зная святыни,
Искали на бледном лице
Тоски об утраченном сыне,
Печали о раннем конце …
(«Смолкали и говор, и шутки …», 1902)
Здесь на предметно-понятийной основе реализуется традиционное представление о черном как символе ‘скорби, траура, горя’. Ближайшее окружение поддерживает эмоциональный тон трагичности, связанной со смертью
близкого человека: «тишина, тишина», «читала, крестясь», «тоски об утраченном сыне», «печали о раннем конце».
В примере
На Вас было черное закрытое платье.
Вы никогда не поднимали глаз.
Только на груди, может быть, над распятьем,
Вздыхал иногда и шевелился газ.
(«На
вас было черное закрытое
на основе номинативного значения в условиях контекста актуализируется
эстетическое значение: ‘таинственность, скрытность, непостижимость,
отстраненность от окружающего мира’. На это указывает ближайшее окружение: «закрытое платье», «вы никогда не поднимали глаз», «речь была таинственно проста», «вам замкнул уста», «голос серебристо-утомленный», «страх мой». «Черное закрытое платье» становится символом ‘скрытности, загадочности, неуловимой красоты’. Психологически это можно объяснить, если принять во внимание страстно-напряженное чувство, всецело захватившее поэта,
его веру в свою
возлюбленную Л.Д. Менделееву как в
некое таинственное божество; увлечение
поэта идеалистической
В первом томе черный цвет Блок часто использует и в обычном для поэзии переносном значении в устойчивых общеязыковых метафорах и фразеологизмах:
Я стар душой. Какой-то жребий черный –
Мой долгий путь.
Тяжелый сон, проклятый и упорный,
Мне душит грудь.
(«Я стар душой. Какой-то жребий черный …», 1899)
Когда настанет черный день,
Зови, зови успокоенье,
Буди прошедшей скорби тень, -
Она приносит исцеленье.
(«Не отравляй души своей …», 1900)
В этих примерах особенно полно проступает основной признак значения традиционного символа, бытующего и в настоящее время («черная клевета», «черная ложь») с концентрацией негативного начала. «Черный жребий», «черный день» – символы ‘горькой судьбы, тяжелой доли’. Лексемы «жребий», «день», «сон», «тень» поднимают на поверхность переносное значениеприлагательного «черный», обобщая его до символа: ‘мрачный, тяжелый, безрадостный, страшный, губительный’. Оно поддерживается контекстом:
«тяжелый сон», «проклятый, упорный», «душит грудь», «скорби тень», «зови
успокоенье».
На основе традиционно-символического употребления цвет становится средством передачи душевных переживаний лирического героя, признаком его внутреннего состояния, когда он уже предчувствует грядущие изменения в мире собственной души и окружающем мире. Лирический герой
постепенно уходит от чистой лирики, от безмерного восторга и трепета. Теперь он начинает замечать мир земной, который предстает в его глазах неидеальным, порочным, гнетущим.
На протяжении всего первого тома находим постоянные, сквозные образы на основе традиционно-символического употребления словообраза черный: «черный сон», «черная ночь», «черная мгла», «черная волна», «черный дым», «черные сумерки», «черная грусть». Все они не случайны в лирике Блока. Цветовые эпитеты порывают с обычными и допустимыми возможностями предмета, наделяют его совершенно новыми и необычными признаками, не соотносимыми с его реальным существом, переводят его из ряда определенных явлений в иной, неопределенный в своих границах, «текучий» мир, обретающий все возможности духовного или только воображаемого бытия.
«Черный» подчеркивает неизбежную мрачную окрашенность жизни,
ощущение обреченности, безнадежности, вплоть до безумия:
Я медленно сходил с ума
У двери той, которой жажду.
Весенний день сменяла тьма
И только разжигала жажду.
Я плакал, страстью утомясь,
И стоны заглушал угрюмо.
Уже двоилась, шевелясь,
Безумная, больная дума.
И проникала в тишину
Моей души, уже безумной,
И залила мою весну
Волною черной и бесшумной.
(«Я медленно сходил с ума …», 1902)
В условиях лингвистического окружения прилагательное «черный» на
образной метафоро-
авторское значение ‘постоянного страдания, душевного волнения, мучений,
безумства’. Эмоциональной концентрации способствует окружающий кон-
текст: «Я медленно сходил с ума», «весенний день сменяла тьма», «разжигала жажду», «Я плакал», «стоны заглушал», «угрюмо», «безумная, больная дума», «моей души, уже безумной». Индивидуально-авторское значение надвигающегося ‘безумия, ужаса, страха’ поддержано и многочисленными смысловыми аллитерациями свистящих и шипящих: «сходил с ума», «страстью утомясь», «стоны заглушал» «разжигала жажду», «двоилась, шевелясь, безумная дума», «в тишину моей души, уже безумной», «бесшумной». Лирический герой ощущает демоничность окружающего земного мира, в котором нет места реальной человеческой жизни с ее повседневными радостями и горестями. «Мир» постепенно превращается в «глухую ночь», «весенний день» сменяется «тьмой», а человеческая душа оказывается беззащитной перед наступающим всемирным Бытием. Такое приращение смысла можно объяснить фоновым контекстом: на рубеже веков все в России предвещало близкую революцию: росла безработица, назревал экономический кризис, и Блок был свидетелем демонстраций, подъема революционного движения, центром которого являлся Петербург. Все это не могло не отразиться на творчестве поэта и обусловило его обращение к определенной цветовой символике.
Новые смыслы появляются у Блока и на ассоциативной основе. Так,
«черный» может
выступать спутником
Погибло все. Палящее светило По-прежнему вершит годов переворот.
Под холмами тоскливая могила
О прежнем бытии прекрасном вопиет.
А черной ночью белый призрак ждет
Других теней безмолвно и уныло …
(«Погибло все. Палящее светило …», 1900)
Новое эстетическое значение словообраза «черный» – ‘неотвратимость, опасность, гибель’ – раскрывается на основе контрастного сближения
с «белым». «Белый» в раннем творчестве Блока использовался в обобщенно-
эстетическом смысле – ‘потусторонний, неземной, всесильный, смертоносный’. А «черная ночь», в которой «белый призрак ждет», становится воплощением мучительного сна, могильного холода, смерти. Это подтверждает и
соответствующая лексика: «погибло все», «тоскливая могила», «вопиет о
прежнем бытии», «призрак», «других теней», «безмолвно и уныло».
Стихотворение было написано в 1902 году, в этот период поэт жил в
ожидании катастроф, уже тогда, задолго до революции 1905 года, Блок предвидел ее приход. Он ощущал толчки, которые угрожали основам того строя и того мира, где он рос и который – если ему суждено рухнуть – «никто не сможет спасти». Трагические переживания поэта, его двойственность, «расколотость», вызванные полным неумением и бессилием согласовать свою свободу и свою волю с тем страшным, что творится вокруг, и воплощались в картинах такого ужаса, от которого раскалывается не только сердце поэта, но и небесный свод над его головой 6 Поэтому «черный» несет в сознании поэта постоянный отрицательный заряд, соотносится с угрожающей тишиной, становится символом ‘неотвратимой и грозной опасности’.
Символическая заданность, негативный смысловой напор черного цвета
сгущается во втором томе лирики. Все то тревожное, опасное, что предчувствовал Блок и что в «Стихах о Прекрасной Даме» звучало еще робко и неявно,
как смутный намек, теперь вырывалось наружу, обретая безобразный, грозный, неотвратимый, резко очерченный облик. По выражению Б. ______________________
6 Соловьев, Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока. М.: Сов.
писатель, 1980.
Соловьева, «некогда радостные сады обращались в пепел и прах; рушились ограды, возведенные вокруг «белого дома», где доселе пребывал поэт в сонном покое и недвижном уюте, и ныне сама его жизнь, подобная «цветку над бездной»,
Информация о работе Символика цвета в поэзии А. Блока. Черный и белый