Символика цвета в поэзии А. Блока. Черный и белый

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

В лирике Блока заложен глубокий смысл неразрывной связи его творчества с потоком чужих жизней, которые через него проходят и в нем растворяются. Сам поэт необычайно осознавал это: «Писатель поставлен в мире для того, чтобы обнажать свою душу», «растрачивать свое человеческое «я», растворять его в массе других требовательных и неблагодарных «я»… чем более чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Цветовой образ мира в поэтике А.Блока. Черный и белый……………….5
2. Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»……………………16
3.Заключение……………………………………………………………………20
4. Список литературы……………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

блок.docx

— 58.09 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Цветовой образ мира в поэтике А.Блока. Черный и белый……………….5

2. Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»……………………16

3.Заключение……………………………………………………………………20

4. Список литературы……………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ожидаемое символистами преображение реальности, как показал  опыт 1905 года, обернулось победой «страшного мира». Блок находится в предощущений новых исторических катастроф и  испытаний. 

 
    «Но узнаю тебя, начало  
    Высоких и мятежных дней». 

 
     В лирике Блока заложен  глубокий смысл неразрывной связи  его творчества с потоком чужих  жизней, которые через него проходят  и в нем растворяются. Сам поэт  необычайно осознавал это: «Писатель  поставлен в мире для того, чтобы обнажать свою душу»,  «растрачивать свое человеческое  «я», растворять его в массе  других требовательных и неблагодарных  «я»… чем более чувствуешь  связь с родиной, тем реальнее  и охотнее представляешь ее  себе как живой организм». Блок  говорит от имени Гамлета, Демона, женщины. О многих чужих жизнях  он размышляет, как о своей  («Холодный день», «Я в четырех  стенах – убитый…»). Даже судьбу  и муки Христа он раскрывает  как свою судьбу, свои муки: «Пред  ликом Родины суровой я закачаюсь  на кресте…». В каждом лирическом  произведении Блока сочетаются  различные голоса, спорящие, замолкающие,  создающие драматические картины  жизни в своих переплетах, более  сложные, чем только индивидуальное  восприятие. Поэзия Блока расширяет  само представление о лирическом  герое, о поэтическом мире, который  открыт чужим судьбам и голосам.  
     Лирика Блока драматизирована не только во своему содержанию («Мы – дети страшных лет России – забыть не в силах ничего»). Новизна самого характера ее лирического строя, объемность и глубина формы раскрытия поэтического духовного мира передают всю противоречивость и контрастность жизни, воссоздают слитность и общность человеческих переживаний в единстве своего и чужих «я». Именно в этом состоит открытие Блока в области структуры лирической поэзии, ее идейно-художественной сущности.  
    Образы Блока отличаются большой обобщенностью; вместе с тем они не лишены ярких жизненных примет. Мысль поэта развивается исключительно свободно, создавая иной раз ощущение полетной устремленности в неизведанные дали времен и пространств. Ткань стиха воздушна и красочна. В лучших стихотворениях Блока художественная образность достигла еще неизвестного русской литературе слияния выразительных средств поэзии, музыки и живописи. Впечатление высокой музыкальности стиха поэта достигается в первую очередь его своеобразной мелодикой, приданием последовательности слов и фраз характера плавно льющегося звукового потока, интонационно-богатого и очень широкого дыхания. Живописные качества стиха определяются тонким подбором красочных эпитетов, порой необычными, впечатляющими контрастами цветовых пятен – белого, синего, красного. Преобладают сопоставления «чистых тонов», в чем можно усмотреть сходство с аналогичной техникой художников-колористов того времени.  
     Примером его гражданских и гуманистических устремлений может служить стихотворение «Так окрылено, так напевно…». Любовная тема раскрывается в другом стихотворении, относящееся к тому же времени – «В синем небе, в темной глуби…»  
     Центральное место в творчестве Блока 1908-19016 годов заняли стихи о Родине. «Тема моя, я знаю твердо, без всяких сомнений – живая, реальная тема; она не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема. Все мы, живые, так или иначе к ней придем. Мы не пойдем, - оно сама пойдет на нас, уже пошла, - писал Блок Станиславскому, когда он работал над драмой «Песня Судьбы», предназначенной для постановки в МХАТе. В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России – вопрос об интеллигенции, народе». Этой теме сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Цветовой образ мира в поэтике А.Блока. Черный и белый.

 

В поэтике Блока  черный оказывается эстетически  важным цветом, не-

обыкновенно богатым  по своим эмоционально-ассоциативным  качествам.

В поэзии Блока черный функционирует как в номинативном значении,

так и в обобщенно-символическом,  выполняя описательно-изобразительные

и эмоционально-оценочные  функции.  Символика черного цвета  становится

важнейшим инструментом в передаче мучительных диссонансов,  трагиче-

ских нот неприятия  действительности,  усиливающихся  от первого тома к

третьему.

Ранний период творчества, период «тезы», погружения в мир  собствен-

ных страстей и переживаний, окрашен в белый цвет, реализующий  идеал свя-

тости, непорочности, нереальности, призрачности. Черный используется не-

часто и,  в противовес белому, концентрирует в себе негативное начало, что

проявляется на разных уровнях значения. Так, черный употребляется  в номи-

нативном значении  «самый темный из существующих цветов,  цвета сажи,

угля» при описании одежды. В создании портретов черный всегда таит в себе

скрытый или явный  намек на характер героя, его душевное состояние.

Призыв  к неизвестной надежде, 

За ним  – тишина, тишина … 

Там женщина  в черной одежде

Читала, крестясь, письмена.

А люди, не зная святыни, 

Искали  на бледном лице

Тоски об утраченном сыне,

Печали  о раннем конце … 

(«Смолкали  и говор, и шутки …», 1902)

Здесь на предметно-понятийной основе реализуется традиционное представление о черном как символе ‘скорби, траура, горя’. Ближайшее окружение поддерживает эмоциональный тон трагичности,  связанной со смертью

близкого человека:  «тишина,  тишина»,  «читала,  крестясь»,  «тоски об утраченном сыне», «печали  о раннем конце».

В примере

На Вас  было черное закрытое платье.

Вы никогда  не поднимали глаз.

Только  на груди, может быть, над распятьем,

Вздыхал иногда и шевелился газ.

(«На  вас было черное закрытое платье…», 1903)

на основе номинативного  значения в условиях контекста актуализируется

эстетическое значение:  ‘таинственность,  скрытность,  непостижимость,

отстраненность  от окружающего мира’. На это указывает  ближайшее окружение: «закрытое  платье», «вы никогда не поднимали  глаз», «речь была таинственно проста», «вам замкнул уста», «голос серебристо-утомленный», «страх мой». «Черное закрытое платье» становится символом ‘скрытности, загадочности,  неуловимой красоты’.  Психологически это можно объяснить,  если принять во внимание страстно-напряженное чувство, всецело захватившее поэта,

его веру в свою возлюбленную Л.Д. Менделееву как в  некое таинственное божество; увлечение  поэта идеалистической философией Вл. Соловьева, религиозно-мистической  литературой,  его стремление перевести  все окружающее в мистический план. Юный поэт жил внутренне замкнутой, одинокой жизнью, предоставленный своим мечтам и фантазиям, принимавшим – под воздействием всепоглощающего любовного чувства и особого рода литературных влияний – все более экзальтированный, мистический характер.

В первом томе черный цвет Блок часто использует и в  обычном для поэзии переносном значении в устойчивых общеязыковых метафорах  и фразеологизмах:

Я стар душой. Какой-то жребий черный – 

Мой долгий путь.

Тяжелый сон, проклятый и упорный, 

Мне душит  грудь.

(«Я стар  душой. Какой-то жребий черный  …», 1899)

Когда настанет черный день,

Зови, зови успокоенье,

Буди  прошедшей скорби тень, -

Она приносит исцеленье.

(«Не  отравляй души своей …», 1900)

В этих примерах особенно полно проступает основной признак  значения традиционного символа,  бытующего и в настоящее время («черная клевета», «черная ложь»)  с концентрацией негативного  начала.  «Черный жребий», «черный  день» –  символы ‘горькой судьбы, тяжелой доли’. Лексемы «жребий», «день», «сон», «тень» поднимают на поверхность переносное значениеприлагательного  «черный»,  обобщая его до символа:  ‘мрачный,  тяжелый, безрадостный,  страшный, губительный’.  Оно поддерживается контекстом:

«тяжелый сон», «проклятый, упорный», «душит грудь», «скорби тень», «зови

успокоенье». 

На основе традиционно-символического употребления цвет становится средством передачи душевных переживаний лирического героя,  признаком его внутреннего состояния, когда он уже предчувствует грядущие изменения в мире собственной души и окружающем мире. Лирический герой

постепенно уходит от чистой лирики, от безмерного восторга и трепета. Теперь он начинает замечать мир земной,  который предстает  в его глазах неидеальным, порочным, гнетущим.

На протяжении всего  первого тома находим постоянные, сквозные образы на основе традиционно-символического употребления словообраза черный: «черный  сон», «черная ночь», «черная мгла», «черная волна», «черный дым»,  «черные сумерки»,  «черная грусть».  Все они не случайны в лирике Блока. Цветовые эпитеты порывают с обычными и допустимыми возможностями предмета, наделяют его совершенно новыми и необычными признаками, не соотносимыми с его реальным существом, переводят его из ряда определенных явлений в иной, неопределенный в своих границах, «текучий» мир, обретающий все возможности духовного или только воображаемого бытия.

«Черный»  подчеркивает неизбежную мрачную окрашенность жизни,

ощущение обреченности, безнадежности, вплоть до безумия:

Я медленно сходил с ума

У двери  той, которой жажду.

Весенний  день сменяла тьма

И только разжигала жажду.

Я плакал, страстью утомясь,

И стоны  заглушал угрюмо.

Уже двоилась, шевелясь,

Безумная, больная дума.

И проникала  в тишину

Моей  души, уже безумной,

И залила мою весну

Волною  черной и бесшумной.

(«Я медленно  сходил с ума …», 1902)

В условиях лингвистического окружения прилагательное  «черный» на

образной метафоро-метонимической основе воспроизводит индивидуально-

авторское значение ‘постоянного страдания,  душевного  волнения,  мучений,

безумства’. Эмоциональной  концентрации способствует окружающий кон-

текст: «Я медленно сходил с ума», «весенний день сменяла  тьма», «разжигала жажду»,  «Я плакал»,  «стоны заглушал»,  «угрюмо»,  «безумная,  больная дума», «моей души, уже безумной». Индивидуально-авторское значение надвигающегося  ‘безумия,  ужаса,  страха’  поддержано    и многочисленными смысловыми аллитерациями свистящих и шипящих:  «сходил с ума»,  «страстью утомясь»,  «стоны заглушал»  «разжигала жажду»,  «двоилась,  шевелясь,  безумная дума», «в тишину моей души, уже безумной», «бесшумной». Лирический герой ощущает демоничность окружающего земного мира,  в котором нет места реальной человеческой жизни с ее повседневными радостями и горестями. «Мир» постепенно превращается в «глухую ночь», «весенний день» сменяется «тьмой», а человеческая душа оказывается беззащитной перед наступающим всемирным Бытием. Такое приращение смысла можно объяснить фоновым контекстом:  на рубеже веков    все в России предвещало близкую революцию: росла безработица, назревал экономический кризис, и Блок был свидетелем демонстраций, подъема революционного движения, центром которого являлся Петербург. Все это не могло не отразиться на творчестве поэта и обусловило его обращение к определенной цветовой символике.

Новые смыслы появляются у Блока и на ассоциативной  основе. Так,

«черный» может  выступать спутником надвигающейся  опасности, угрожающей как его внутреннему  миру, так и всему окружающему:

Погибло все. Палящее светило По-прежнему вершит годов переворот.

Под холмами  тоскливая могила

О прежнем  бытии прекрасном вопиет.

А черной ночью белый призрак ждет 

Других  теней безмолвно и уныло … 

(«Погибло  все. Палящее светило …», 1900)

Новое эстетическое значение словообраза  «черный» –  ‘неотвратимость, опасность, гибель’ – раскрывается на основе контрастного сближения

с «белым». «Белый»  в раннем творчестве Блока использовался  в обобщенно-

эстетическом смысле –  ‘потусторонний, неземной, всесильный, смертоносный’. А «черная ночь», в которой «белый призрак ждет», становится  воплощением мучительного сна, могильного холода,  смерти. Это  подтверждает и

соответствующая лексика:  «погибло все»,  «тоскливая могила»,  «вопиет о

прежнем бытии», «призрак», «других теней», «безмолвно и уныло».

Стихотворение было написано в 1902  году,  в этот период поэт жил в

ожидании катастроф, уже тогда, задолго до революции 1905 года, Блок предвидел ее приход. Он ощущал толчки, которые угрожали основам  того строя и того мира,  где он рос и который –  если ему суждено рухнуть –  «никто не сможет спасти». Трагические переживания поэта,  его двойственность, «расколотость»,  вызванные полным неумением и бессилием согласовать свою свободу и свою волю с тем страшным, что творится вокруг, и воплощались в картинах такого ужаса, от которого раскалывается не только   сердце поэта, но и небесный свод над его головой 6  Поэтому «черный»  несет в сознании поэта постоянный отрицательный заряд, соотносится с угрожающей тишиной, становится символом ‘неотвратимой и грозной опасности’.

Символическая заданность, негативный смысловой напор черного  цвета

сгущается во втором томе лирики. Все то тревожное, опасное, что предчувствовал Блок и что  в  «Стихах о Прекрасной Даме»  звучало еще робко и неявно,

как смутный намек,  теперь вырывалось наружу,  обретая безобразный,  грозный, неотвратимый, резко очерченный облик. По выражению Б. ______________________

6 Соловьев,  Б.  Поэт и его подвиг.  Творческий путь Александра Блока.  М.: Сов.

писатель, 1980. 

Соловьева, «некогда радостные сады обращались в пепел и прах; рушились ограды, возведенные вокруг «белого дома», где доселе пребывал поэт в сонном покое и недвижном уюте,  и ныне    сама его жизнь, подобная  «цветку над бездной»,

Информация о работе Символика цвета в поэзии А. Блока. Черный и белый