Символика цвета в поэзии А. Блока. Черный и белый

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

В лирике Блока заложен глубокий смысл неразрывной связи его творчества с потоком чужих жизней, которые через него проходят и в нем растворяются. Сам поэт необычайно осознавал это: «Писатель поставлен в мире для того, чтобы обнажать свою душу», «растрачивать свое человеческое «я», растворять его в массе других требовательных и неблагодарных «я»… чем более чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Цветовой образ мира в поэтике А.Блока. Черный и белый……………….5
2. Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»……………………16
3.Заключение……………………………………………………………………20
4. Список литературы……………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

блок.docx

— 58.09 Кб (Скачать файл)

гое,  самое прекрасное,  что есть в жизни,  не случайно это стихотворение

включено в цикл «Родина».

Завершение  «трилогии  вочеловечения» циклом «Родина» знаменатель-

но, потому что лирический герой наконец обретает объективное  и значимое – 

родину, Россию. Путь его к этому был долог и  труден, да и его отношения с

Родиной далеко не просты.

Главный сюжет поэзии Блока –  внутренний драматизм    человеческой

личности, картина  борения души, раздираемой сомнениями и противоречия-

ми. Но сама личность объясняется исторически: это дитя «страшных лет Рос-

сии». Поэтому тема родины в лирике Блока неотделима от темы страдающего и ищущего человека. Они даны в единстве: человек надеется на Россию, для него родина –  единственный свет в обступившем его кромешном мраке «страшного мира». 

______________________

6 Соловьев,  Б.  Поэт и его подвиг.  Творческий путь Александра Блока.  М.: Сов. писатель, 1980. 

 

В стихотворениях о  России, которая рисуется Блоком светлой  и святой,

черный цвет используется поэтом в основном в целях контраста, чтобы под-

черкнуть ее безграничную чистоту и силу:

Лодки да грады по рекам рубила ты,

Но до Царьградских святынь не дошла … 

Соколов, лебедей в степь распустила ты – 

Кинулась  из степи черная мгла … 

(«Русь  моя, жизнь моя, вместе ль  нам маяться?», 1910)

Все стихотворение  пронизано символами: «соколы», «лебеди» как защитники

родной земли  в борьбе с завоевателями. Лебедь – символ благородства, чис-

тоты 7 Это птицы, несущие семантику белого. Они сталкиваются с

черной мглой,  с противостоящей силой.  У прилагательного  «черный»  при

сближении со словом «мгла» как символическим обозначением надвигаю-

щегося врага  появляется индивидуально-авторское  значение ‘угроза,  опас-

ность, беда’. На это  указывает контекст стихотворения: «вместе ль нам ма-

яться?», «разлучиться», «кинулась мгла», «дико глядит лицо онемелое», «очи

татарские мечут  огни», «долгое красное зарево каждую ночь над становьем

твоим». Нарисованный через противопоставление черным краскам  образ ро-

дины приобретает  черты светлые, наделяется чистотой, святостью, величием.

Обращение к героическому прошлому страны не случайно в этом контексте.

Сама тема не столько  историческая, сколько современная, перекликающаяся с нашей эпохой,  с ее живой злободневностью. Это напоминание о подвиге, некогда воплощенном в битве света с тьмой,  в преодолении темного хаоса ради свободы и счастья своей отчизны. Образы истории придают огромную перспективу событиям современности, сплетаются с вековой судьбой страны, которую поэт переживал как свою личную судьбу.  Если некогда действительность представала перед поэтом как обломки миров, страшных в каждом своем образе, то разбуженная революцией и вспыхнувшая с огромной силой любовь к родине и вера в русский народ явились надежным избавлением отужаса и отчаяния. Это создавало новую основу для духовной жизни поэта, определяло новый характер его творчества, поисков и устремлений.

Таким образом,  путь Блока,  воплотившийся в  «трилогии вочеловече-

ния» при всей эволюционности, – от тезы через  антитезу к синтезу – обладал

мифологической  заданностью.  Представляются справедливыми  слова М.

Цветаевой:  «Блок  на протяжении всего своего поэтического пути не разви-

вался, а разрывался … он от одного себя старался уйти к  какому-то другому

себе.  От одного,  который его мучил,  к другому,  который мучил его еще

больше. Характерная  особенность Блока в том, что  он все надеялся уйти от

самого себя.  Так смертельно раненный человек  в страхе бежит от раны … 

______________________

7.Энциклопедия символов / под ред. Е.Я. Шейниной. М.: Изд-во АСТ, 2001..

История Блока,  лирического поэта … –  страдания. Путь –  лишь бегство по

кругу от самого себя»  4 Символика черного цвета, постоянно вра-

щающаяся в одной  точке, возвращающаяся к негативному  наполнению, осо-

бенно выразительно подчеркивает замкнутость этого  пути. 

 

Белый цвет характерен для  мира Блока. Прилагательное “белый”  смешивается с таковыми существительными, как птицы, храм, церковь, ангел Бога, зарево, вьюга, мечта, огонь, ересь, русалка и т.д..

Большая часть эпитетов наряду с прямым значением (белый лебедь, белое платье, белый цветок) могут получать в контексте метафорический смысл:

 

Из лазурного  чертога

Время тайне снизойти.

Белый, белый ангел  Бога

Сеет розы на пути.

(ранешний час.  В пути незрима…)


 

тут прилагательное “белый”, казалось бы, представлено в прямом значении, но из контекста виден  семантический сдвиг: “лазурный  чертог” - нечто одухотворенное, божественное, поэтому “белый” характеризует  чистоту, ясность предвестника прелестной Дамы. Сема чистоты уже заложена в белом цвете.

Б.Соловьев отмечает, что  у Блока “эпитет как будто  бы взрывает обыденное представление  о предмете повествования, поэт неожиданным  образом сталкивает прилагательное с обозначаемым им явлением, переводя понятия духовного и морального порядка на сложную цветовую палитру  1

 

Как ты лжива и  как ты бела!

Мне же по сердцу белая ложь…

(Днем вершу  я дела суеты…)


В русской поэзии начала века белый связан с негативными  эмоциями и с мыслями, обращенными  в потусторонний мир. У А. Блока  белый часто обозначает мертвенность, тоску, отчужденность, транс. «Лицо  мое белее, чем белая стена. Опять, опять сробею, когда придет Она…»

«Белой мечтой неподвижно прикован

К берегу поздних  времен…»

«Терны венчают  смиренных и мудрых

Белым огнем Купины».

_______________________

 4 Луцевич Л.Ф. «Серебряный век» русской поэзии. – Кишинев: Штиинца, 1994

Излюбленным приемом Блока  является употребление белого цвета  как ауры, сопровождающей описываемый  предмет: белая мечта, белая погибель, белый стан, белая пристань:

 

Ты услышишь с  белой пристани

Отдаленные рога.

(Последний путь)


В “Стихах о прелестной Даме”, как понятно, лирический герой  поэта находится в неизменном ожидании прихода прелестной Незнакомки, и неслучайно он обращается к ней:

 

Белая Ты, в глубинах несмутима, 

В жизни строга и гневна.

Тайно тревожна и  тайно любима.

Дева, Заря, Купина.

(странноватых  и новейших ищу…)

 

Полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота (саттва),

пустота (шунья), целомудрие, девственность, сосредоточенность такими

словами можно  выразить символику цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»

 
Поэма “Двенадцать” была написана А. Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма “Двенадцать”.  
Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме “Двенадцать” является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути. 

 
Ветер, ветер!  
На ногах не стоит человек.  
Ветер, ветер —  
На всем божьем свете!  
Завивает ветер  
Белый снежок.  
Под снежком - ледок.  
Скользко, тяжко,  
Всякий ходок  
Скользит - ах, бедняжка! 

 
В этой части поэмы А. Блок стремился  донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может “подскользнуться”  на “ледке” революции, захваченный  врасплох ураганом перемен. 

В поэме встречается  еще один яркий символ - “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция и  революция” Блок писал, что революция  подобна стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для  него “размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она  лелеет надежду поднять мировой  циклон...”. Эта идея нашла свое отражение  в поэме “Двенадцать”, где автор  говорит о “мировом пожаре” —  символе вселенской революции. И  этот “пожар” обещают раздуть  двенадцать красноармейцев: 

 
Мы на горе всем буржуям  
Мировой пожар раздуем,  
Мировой пожар в крови —  
Господи, благослови! 

 
Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов  революционной идеи. Им поручено великое дело - защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.  
В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны, А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь, ревность, страсть - вечные чувства, которые руководят поступками человека.  
Также немаловажными в поэме “Двенадцать” являются образы старухи, попа, буржуя - они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката “Вся власть Учредительному собранию!”, она не принимает и большевиков (“Ох, большевики загонят в гроб!”), но старуха верит в Богородицу, “матушку-заступницу”. Для нее важны насущные проблемы, а не революция: 

 
На канате —  плакат:  
“Вся власть Учредительному Собранию!”  
Старушка убивается — плачет,  
Никак не поймет, что значит,  
На что такой плакат,  
Такой огромный лоскут?  
Сколько бы вышло портянок для ребят...  

Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за сбою дальнейшую жизнь:  

Ветер хлесткий!  
Не отстает и мороз!  
И буржуй на перекрестке  
В воротник упрятал нос.  
А вон и длиннополый -  
Сторонкой - за сугроб...  
Что нынче невеселый,  
Товарищ поп?  
Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как “безродный”, “холодный” пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами: 

 
...Скалит зубы.—  волк голодный —  
Хвост поджал — не отстает —  
Пес холодный - пес безродный...  
Впереди - Исус Христос. 

 
Образ Христа в поэме  олицетворяет веру Блока в преодоление  кровавого греха, в исход из кровавого  настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание “святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к Его заветам, к идеалам  любви, к вечным ценностям. Иисус  идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы  “без креста” к свободе с Христом.  
Революционный Петербург, в котором разыгрываются “вселенские стихии”, олицетворяет всю революционную Россию. А. Блок изобразил ее как расколотый надвое мир, как противостояние черного и белого. Символика цвета играет важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер, черное небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой — белый снег, Христос в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому, светлому, гармоничному будущему. Символикой красного цвета выражается мотив кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного конца, с другой стороны -символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.  
Благодаря системе образов и символике в поэме “Двенадцать” Блоку удалось показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный смысл революции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Все стихотворения А.Блока  насыщены цветом. Цветовые прилагательные в его поэзии - живое движение красок, ими создается атмосфера  красочности. Блок – поэт-символист. Для сотворения собственных знаков он постоянно употребляет цвет, что  обусловлено вначале присущими  цвету качествами знака и способностью порождать массу ассоциаций.

Информация о работе Символика цвета в поэзии А. Блока. Черный и белый