Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 13:05, контрольная работа
В лирике Блока заложен глубокий смысл неразрывной связи его творчества с потоком чужих жизней, которые через него проходят и в нем растворяются. Сам поэт необычайно осознавал это: «Писатель поставлен в мире для того, чтобы обнажать свою душу», «растрачивать свое человеческое «я», растворять его в массе других требовательных и неблагодарных «я»… чем более чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм».
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Цветовой образ мира в поэтике А.Блока. Черный и белый……………….5
2. Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»……………………16
3.Заключение……………………………………………………………………20
4. Список литературы……………………………………………………………21
гое, самое прекрасное, что есть в жизни, не случайно это стихотворение
включено в цикл «Родина».
Завершение «трилогии вочеловечения» циклом «Родина» знаменатель-
но, потому что лирический герой наконец обретает объективное и значимое –
родину, Россию. Путь его к этому был долог и труден, да и его отношения с
Родиной далеко не просты.
Главный сюжет поэзии Блока – внутренний драматизм человеческой
личности, картина борения души, раздираемой сомнениями и противоречия-
ми. Но сама личность объясняется исторически: это дитя «страшных лет Рос-
сии». Поэтому тема родины в лирике Блока неотделима от темы страдающего и ищущего человека. Они даны в единстве: человек надеется на Россию, для него родина – единственный свет в обступившем его кромешном мраке «страшного мира».
______________________
6 Соловьев, Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь Александра Блока. М.: Сов. писатель, 1980.
В стихотворениях о России, которая рисуется Блоком светлой и святой,
черный цвет используется поэтом в основном в целях контраста, чтобы под-
черкнуть ее безграничную чистоту и силу:
Лодки да грады по рекам рубила ты,
Но до Царьградских святынь не дошла …
Соколов, лебедей в степь распустила ты –
Кинулась из степи черная мгла …
(«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», 1910)
Все стихотворение пронизано символами: «соколы», «лебеди» как защитники
родной земли в борьбе с завоевателями. Лебедь – символ благородства, чис-
тоты 7 Это птицы, несущие семантику белого. Они сталкиваются с
черной мглой, с противостоящей силой. У прилагательного «черный» при
сближении со словом «мгла» как символическим обозначением надвигаю-
щегося врага появляется индивидуально-авторское значение ‘угроза, опас-
ность, беда’. На это указывает контекст стихотворения: «вместе ль нам ма-
яться?», «разлучиться», «кинулась мгла», «дико глядит лицо онемелое», «очи
татарские мечут огни», «долгое красное зарево каждую ночь над становьем
твоим». Нарисованный через противопоставление черным краскам образ ро-
дины приобретает черты светлые, наделяется чистотой, святостью, величием.
Обращение к героическому прошлому страны не случайно в этом контексте.
Сама тема не столько историческая, сколько современная, перекликающаяся с нашей эпохой, с ее живой злободневностью. Это напоминание о подвиге, некогда воплощенном в битве света с тьмой, в преодолении темного хаоса ради свободы и счастья своей отчизны. Образы истории придают огромную перспективу событиям современности, сплетаются с вековой судьбой страны, которую поэт переживал как свою личную судьбу. Если некогда действительность представала перед поэтом как обломки миров, страшных в каждом своем образе, то разбуженная революцией и вспыхнувшая с огромной силой любовь к родине и вера в русский народ явились надежным избавлением отужаса и отчаяния. Это создавало новую основу для духовной жизни поэта, определяло новый характер его творчества, поисков и устремлений.
Таким образом, путь Блока, воплотившийся в «трилогии вочеловече-
ния» при всей эволюционности, – от тезы через антитезу к синтезу – обладал
мифологической заданностью. Представляются справедливыми слова М.
Цветаевой: «Блок на протяжении всего своего поэтического пути не разви-
вался, а разрывался … он от одного себя старался уйти к какому-то другому
себе. От одного, который его мучил, к другому, который мучил его еще
больше. Характерная особенность Блока в том, что он все надеялся уйти от
самого себя. Так смертельно раненный человек в страхе бежит от раны …
______________________
7.Энциклопедия символов / под ред. Е.Я. Шейниной. М.: Изд-во АСТ, 2001..
История Блока, лирического поэта … – страдания. Путь – лишь бегство по
кругу от самого себя» 4 Символика черного цвета, постоянно вра-
щающаяся в одной точке, возвращающаяся к негативному наполнению, осо-
бенно выразительно подчеркивает замкнутость этого пути.
Белый цвет характерен для мира Блока. Прилагательное “белый” смешивается с таковыми существительными, как птицы, храм, церковь, ангел Бога, зарево, вьюга, мечта, огонь, ересь, русалка и т.д..
Большая часть эпитетов наряду с прямым значением (белый лебедь, белое платье, белый цветок) могут получать в контексте метафорический смысл:
Из лазурного чертога Время тайне снизойти. Белый, белый ангел Бога Сеет розы на пути. (ранешний час. В пути незрима…) |
тут прилагательное “белый”, казалось бы, представлено в прямом значении, но из контекста виден семантический сдвиг: “лазурный чертог” - нечто одухотворенное, божественное, поэтому “белый” характеризует чистоту, ясность предвестника прелестной Дамы. Сема чистоты уже заложена в белом цвете.
Б.Соловьев отмечает, что у Блока “эпитет как будто бы взрывает обыденное представление о предмете повествования, поэт неожиданным образом сталкивает прилагательное с обозначаемым им явлением, переводя понятия духовного и морального порядка на сложную цветовую палитру 1
Как ты лжива и как ты бела! Мне же по сердцу белая ложь… (Днем вершу я дела суеты…) |
В русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращенными в потусторонний мир. У А. Блока белый часто обозначает мертвенность, тоску, отчужденность, транс. «Лицо мое белее, чем белая стена. Опять, опять сробею, когда придет Она…»
«Белой мечтой неподвижно прикован
К берегу поздних времен…»
«Терны венчают смиренных и мудрых
Белым огнем Купины».
_______________________
4 Луцевич Л.Ф. «Серебряный век» русской поэзии. – Кишинев: Штиинца, 1994
Излюбленным приемом Блока является употребление белого цвета как ауры, сопровождающей описываемый предмет: белая мечта, белая погибель, белый стан, белая пристань:
Ты услышишь с белой пристани Отдаленные рога. (Последний путь) |
В “Стихах о прелестной Даме”, как понятно, лирический герой поэта находится в неизменном ожидании прихода прелестной Незнакомки, и неслучайно он обращается к ней:
Белая Ты, в глубинах несмутима, В жизни строга и гневна. Тайно тревожна и тайно любима. Дева, Заря, Купина. (странноватых и новейших ищу…)
Полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота (саттва), пустота (шунья), целомудрие, девственность, сосредоточенность такими словами можно выразить символику цвета.
|
2. Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
Поэма “Двенадцать” была написана А.
Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские
события были уже позади, но прошло еще
недостаточно времени, чтобы осмыслить
их и дать объективную историческую оценку.
Революция 1917 года пронеслась, как буря,
как ураган, и трудно было однозначно сказать,
что хорошего и что плохого она принесла
с собой. Именно под таким стихийным впечатлением
была написана поэма “Двенадцать”.
Яркие, многозначные образы и символы
играют важную роль в поэме А. Блока, их
смысловая нагрузка велика; это позволяет
более живо представить революционный
Петербург, революционную Россию, понять
авторское восприятие революции, его мысли
и надежды. Одним из главных символов революции
в поэме “Двенадцать” является ветер,
подобно ему, он сносит все на своем пути.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит - ах, бедняжка!
В этой части поэмы А. Блок стремился
донести до читателя атмосферу времени,
когда всякий может “подскользнуться”
на “ледке” революции, захваченный
врасплох ураганом перемен.
В поэме встречается еще один яркий символ - “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон...”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где автор говорит о “мировом пожаре” — символе вселенской революции. И этот “пожар” обещают раздуть двенадцать красноармейцев:
Мы на горе всем
буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
Эти двенадцать красноармейцев
олицетворяют собой двенадцать апостолов
революционной идеи. Им поручено великое
дело - защищать революцию, хотя их путь
лежит через кровь, насилие, жестокость.
С помощью образа двенадцати красноармейцев
Блок раскрывает тему пролитой крови,
насилия в период великих исторических
перемен, тему вседозволенности. “Апостолы
революции” оказываются способны убивать,
грабить, нарушать Христовы заповеди,
но без этого, по мнению автора, невозможно
осуществить задачи революции. Блок считал,
что путь к гармоничному будущему лежит
через хаос, кровь.
В этом смысле образ Петрухи, одного из
двенадцати красноармейцев, который из
ревности убил Катьку, немаловажен. С одной
стороны, А. Блок показывает, что его злодейство
быстро забывается и оправдывается еще
большим грядущим злодейством. С другой
стороны, через образы Петрухи и Катьки
Блок хочет передать, что, несмотря на
происходящие важные исторические события,
любовь, ревность, страсть - вечные чувства,
которые руководят поступками человека.
Также немаловажными в поэме “Двенадцать”
являются образы старухи, попа, буржуя
- они представители старого, отжившего
мира. Например, старуха далека от революции,
от политических дел, ей непонятен смысл
плаката “Вся власть Учредительному собранию!”,
она не принимает и большевиков (“Ох, большевики
загонят в гроб!”), но старуха верит в Богородицу,
“матушку-заступницу”. Для нее важны
насущные проблемы, а не революция:
На канате —
плакат:
“Вся власть Учредительному Собранию!”
Старушка убивается — плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят...
Поп и буржуй боятся
последствий революции, боятся за свою
судьбу, за сбою дальнейшую жизнь:
Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
А вон и длиннополый -
Сторонкой - за сугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Старый, отживший, ненужный
мир в поэме представлен также как “безродный”,
“холодный” пес, который едва плетется
за двенадцатью красноармейцами:
...Скалит зубы.—
волк голодный —
Хвост поджал — не отстает —
Пес холодный - пес безродный...
Впереди - Исус Христос.
Образ Христа в поэме
олицетворяет веру Блока в преодоление
кровавого греха, в исход из кровавого
настоящего к гармоничному будущему.
Его образ символизирует не только
веру автора в святость задач революции,
не только оправдание “святой злобы”
революционного народа, но и идею принятия
Христом очередного греха человека,
идею прощения и надежду, что люди
придут к Его заветам, к идеалам
любви, к вечным ценностям. Иисус
идет впереди двенадцати красноармейцев,
которые проходят путь от свободы
“без креста” к свободе с Христом.
Революционный Петербург, в котором разыгрываются
“вселенские стихии”, олицетворяет всю
революционную Россию. А. Блок изобразил
ее как расколотый надвое мир, как противостояние
черного и белого. Символика цвета играет
важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной
стороны, черный ветер, черное небо, черная
злоба, черные ремни винтовок, а с другой
— белый снег, Христос в белом венчике
из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено
белому, светлому, гармоничному будущему.
Символикой красного цвета выражается
мотив кровавого преступления. Красный
флаг, с одной стороны, - символ победного
конца, с другой стороны -символ кровавого
настоящего. Цвета ассоциируются с образом
времени: черное прошлое, кровавое настоящее
и белое будущее.
Благодаря системе образов и символике
в поэме “Двенадцать” Блоку удалось показать,
что в кровавом настоящем происходит становление
нового человека и переход от хаоса к гармонии.
В этом и заключается, по мысли поэта, истинный
смысл революции.
Заключение
Все стихотворения А.Блока насыщены цветом. Цветовые прилагательные в его поэзии - живое движение красок, ими создается атмосфера красочности. Блок – поэт-символист. Для сотворения собственных знаков он постоянно употребляет цвет, что обусловлено вначале присущими цвету качествами знака и способностью порождать массу ассоциаций.
Информация о работе Символика цвета в поэзии А. Блока. Черный и белый