Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:46, курсовая работа
Л.С. Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. По собственному признанию, "воровала селедочные головы из соседского помойного ведра", а свою мать в первый раз увидела в 9 лет.
1. Биография Л.С. Петрушевской.
2. Введение.
3. Анализ рассказа «Черное пальто», цветовой анализ.
4. Цветовые имена, идея рассказа.
5. Модель пространства. Как выстраивается время и пространство в этом рассказе.
6. Заключение.
Министерство образования РФ
Российский Государственный Университет имени Им. Канта
Факультет
филологии и журналистики
Курсовая работа
Тема:
Символика цвета в рассказе Л.С.Петрушевской
«Черное пальто».
Выполнила: студентка 4 курса
Заочной формы обуч.
Штыкова Т.
Проверила: канд. филол. наук,
Курлюта
И.Н.
Калининград
2010.
Содержание:
1.Биография.
Л.С. Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. По собственному признанию, "воровала селедочные головы из соседского помойного ведра", а свою мать в первый раз увидела в 9 лет.
После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ (1961). Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения. Рассказы начала писать с середины 1960-х годов. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». Хотя Петрушевскую и приняли в Союз писателей (1977 г.), но ее произведения очень долго не печаталсь. Ни о каких политических темах писательница даже не упоминала, но неприглядное описание советского быта противоречило официальной идеологии. Первая книга Петрушевской вышла в 1988 г., когда писательнице было уже 50 лет.
Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком, первая постановка на профессиональной сцене — пьеса Любовь (1974) в Театре на Таганке (режиссер Ю.Любимов). И тут же пьесы Петрушевской были запрещены и вплоть до второй половины 80-х годов не ставились на профессиональной сцене. Не смотря на запрещение Петрушевская являлась неформальным лидером поствампиловской новой волны в драматургии 70-80-х. Также в 70-80-х г. по сценариям Петрушевской было снято несколько мультипликационных фильмов. В том числе и знаменитая "Сказка сказок" Ю. Норштейна. Отношение к вторчеству писательницы изменилось с началом перестройки. Ее пьесы стали активно ставить, прозу печатать. Петрушевская стала известна широкому кругу читателей и зрителей. Однако, несмотря на заслуженную славу, писательница продолжала литературные эксперименты, создавая произведения в жанре абсурда, активно осваивая "профессию" сказочника. Писательница рисует акварели и принимает участие в довольно экстравагантных музыкальных проектах. В 70 лет Петрушевская заинтересовалась мультипликацией и даже создала собственную "студию": Студия ручного труда. Петрушевская член Русского ПЕН-центра и Академик Баварской академии изящных искусств.
Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве. Вдова, муж директор Галереи «на Солянке» Борис Павлов (умер 19 сентября 2009).
Трое детей. Двое сыновей (Кирилл Харатьян и Фёдор Павлов-Андреевич) известные журналисты. Дочь (Наталья Павлова) занимается музыкой.
Военное детство оставило глубокий след в личности Петрушевской. «Немецкий язык для меня всегда страшен. Я учила многие языки, говорю на нескольких, только не на немецком», — говорит писательница.
Мультипликационный фильм «
Петрушевская утверждает, что именно ее профиль послужил для Ю. Норштейна «источником вдохновения» при создании главного персонажа «Сказки-сказок» Ёжика.
В 2003 году Петрушевская совместно с с московским
фри-джаз-рок ансамблем «Inquisitorium» выпустила
альбом «№ 5. Середина Большого Юлиуса»,
где читала и напевала свои стихи под аккомпанемент
свиста, гула океана или лая собак.
2.Введение.
Людмила Стефановна Петрушевская – современный прозаик, поэт, драматург. Она стоит в одном почетном ряду с такими современными писателями, как Татьяна Толстая, Людмила Улицкая, Виктория Токарева, Виктор Пелевин, Владимир Маканин… Стоит в одном ряду – и в то же время по-своему выделяется, как нечто, безусловно, из этого ряда вон выходящее, не вписывающееся ни в какие жесткие рамки и не подлежащее классификации.
Художественный мир Людмилы Петрушевской представляет собой сложный синтез взаимоисключающих эстетических тенденций: постмодернизма и реализма, натурализма и сентиментализма, модернизма и барокко… С конца 1990-х годов в ее прозе становится все более очевидно преобладание ирреального начала. Синтез реальности и фантазии становится в произведениях этой писательницы основным жанровым, структурно и сюжетообразующим принципом.. Причем Л. Петрушевская не стремится дать читателю целостное представление ни о реальной действительности, ни о таинственном потустороннем мире. На передний план выходит решение задачи соизмерения человека с неизведанным «царством», их взаимопроницаемости: оказывается, что запредельное и инфернальное не просто проникло в наш реальный мир – соседство с людьми темных мистических сил, ужасающих и одновременно манящих, является вполне органичным, законным и почему-то даже неудивительным.
Петрушевская никогда не делает различия между миром небесным и миром земным, более того, между миром сказочным, архаичным, и миром цивилизованным. В ее прозе все запредельное прописано на той же улице и даже в той же квартире, в которой живет обыденность.
Но не только таинственное и потустороннее проникает в «наш» мир, напротив, еще чаще сам человек проникает из «этого» мира в «тот», инфернальный, необъяснимый, пугающий.
Безусловно то, что человек (в данном случае – герой Петрушевской) тем или иным способом попадает на «тот» свет. Однако в основном читателю трудно понять и определить, куда именно попадает герой. Эта особенность мистической прозы Петрушевской одновременно является ее «изюминкой» и загадкой и в то же время камнем преткновения при ее прочтении.
Исследование произведений Л.
Петрушевской, как и исследование
современной русской
3.Анализ рассказа «Черное пальто», цветовой анализ.
«Чёрное пальто» причисляют к
лучшим рассказам Петрушевской.
По сути, он о самоубийстве
и о той границе, которая
проходит между желанием смерти и ею самой.
Рассказ «Черное пальто» вошел в последнее
издание Людмилы Петрушевской. Сюжет произведения
как бы вывернут наизнанку, мы оказываемся
в том пространстве, которое не принадлежит
ни живым, ни мертвым, но надо в это еще
вникнуть, надо еще врасти в рассказ, накинуть
«черное пальто», чтобы попасть в тот мир
символов.
Все просто. Мы оказываемся в мире для самоубийц, Бог дает им десять спичек – десять заповедей, благодаря которым они еще могут спастись, еще могут выжить. «Черное пальто» – это одежда Смерти, которая своими костлявыми пальцами жаждет вырвать молодые, гулко стучащие сердца и съесть их, давясь, свежей грешной кровью.
Сюжет строится как загадка.
Путь к ее разгадке указывают
волшебные предметы. Среди них
- спички, которые героиня находит
в кармане черного пальто. Именно
благодаря волшебным десяти
Герои Петрушевской и в реальных рассказах, и тем более в мистических, сказочных произведениях, стремятся найти путь преодоления, ищут выход из тьмы ночи. Чаще всего эти попытки оказываются неудачными. А в «страшных историях» Петрушевской даже смерть не отбирает у человека последний шанс, ему дается возможность изменить судьбу. Примечательно, что в кармане черного пальто, в котором героиня нашла спички, лежали также ее предсмертная записка, объясняющая, почему она оказалась в мире мертвых, и ключ. Ключ - известный символ освобождения и знания. Героиня проходит путь к обретению нового знания.
Рассказ написан монотонно, в тёмных красках. Он не улучшает настроение, не приносит морального или эстетического удовлетворения — он заставляет размышлять. Так мрачная монотонность художественного мира рассказа становится предметом осмысления.
Героини шли на такой шаг из-за несчастной любви, и не только. Вообще автору часто важно показать нам героя, его состояние на рубеже смерти и жизни. Сам рассказ Л.Петрушевский — описывает эту грань.
Девушка, потерявшая память, должна делать выбор между неизвестностью и известностью — и она, в отличие от собеседницы, пробует все варианты для того, чтобы хоть что-то изменить, а не принимать судьбу.
Чтобы вернуться обратно, девушка проходит испытания — рискует исчезнуть неизвестно куда и всё равно жжёт спички, чтобы узнать, кто она и что её заставило саму идти на смерть.
Впрочем, в фантастическом мире рассказа определяющим всё-таки оказывается не характер героини, а иные обстоятельства: роль воли героини берут на себя те вещи, которые неожиданно оказываются её «помощниками».
Однако рассказ Петрушевской не похож на сказку, поэтому и предметы-помощники закономерно воспринимаются как символы.
Очень много символичного: чёрный цвет пальто (траур, думаю, ассоциации, связанные с чёрным цветом, в комментариях не нуждаются), ключ в кармане (тоже символичный образ, особенно если учесть, что это ключ от всех дверей), спички (метафорическое сравнение жизни с «белым светом», а смерти — с «тьмой»); удушье (когда она выбегала из туннеля) сравнимо с тем способом суицида, который она выбрала.
Пальто: Объединяет всех персонажей
чёрное пальто, которое, на мой
взгляд, отделяет человека от
жизни. В конце рассказа
Ключи: Ключ подходит ко всем дверям, открывая для странницы все пути и давая возможность проникнуть, куда захочется.
Спички: Спички дают свет и тепло, которое ассоциируется с жизнью. Именно поэтому, пока горит спичка (огонь), ещё можно проснуться.
Спички, кроме света, дают ещё и надежду, конкретнее — время, в течение которого можно всё вернуть назад.
Бумажка: Бумажка — «записка», а точнее, прощальное письмо девушки, написанное ею в том, другом мире (именно эта записка и спички помогают девушке вспомнить то, что было).
Перевозчики: Шофёр и его
Весь рассказ в целом построен
на символах и деталях,
Уже давно было замечено, что в кошмарах часто фигурируют предметы, наделенные сверхъестественными демоническими свойствами, на которые указывает черный цвет: «Черные шторы», «Черная лента», «Черные колготки», «Черный платок», «Черное платье». Как известно, в христианской традиции черный - символ ночи, смерти, отчаяния, греха, пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он также выражает отрицание, символизирует негативное начало. В кошмарах «черный» является знаком принадлежности к иному, «страшному» миру. Исследователь данного жанра С. М. Лойтер пишет: «Цвет в детских историях мифичен. Более того, демонологические силы нередко начинают действовать с обретением мифолого-символического цвета. Именно цветом инициируются их свойства и качества»1. Таким образом, Петрушевская следует в своем рассказе сложившейся традиции, связанной с символикой «черного».
Информация о работе Символика цвета в рассказе Л.С.Петрушевской «Черное пальто»