Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:46, курсовая работа
Л.С. Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. По собственному признанию, "воровала селедочные головы из соседского помойного ведра", а свою мать в первый раз увидела в 9 лет.
1. Биография Л.С. Петрушевской.
2. Введение.
3. Анализ рассказа «Черное пальто», цветовой анализ.
4. Цветовые имена, идея рассказа.
5. Модель пространства. Как выстраивается время и пространство в этом рассказе.
6. Заключение.
Незнакомое место, куда попадает героиня, - это не просто царство мертвых, но тот круг, где оказываются самоубийцы. У Данте в Аду самоубийцы теряют человеческий вид. Тот, кто «порвет самоуправно оболочку тела», не сможет его обрести и в Судный день. В «седьмой бездне» Ада находится Лес самоубийц, где грешники превращаются в деревья. В рассказе Петрушевской героиня попадает не в лес, а в какой-то полуразрушенный район города, но самоубийцы здесь тоже лишаются тела. В своих блужданиях девушка зашла в какую-то пустую квартиру и увидела в углу кучу тряпок, такую же, что и в квартире этажом выше. Девушка подошла к этой груде и села на тряпки.
- Ты что, обалдела? - закричал полузадушенный голос, и она почувствовала, что тряпки под ней шевелятся как живые, как будто змеи.
Однако дантовские аллюзии в рассказе Петрушевской совмещаются с реминисценциями из детских страшилок. Исследовательница детского фольклора Т. В. Зуева пишет, что «цель вредителя в детских страшилках сводится к убийству, поеданию жертвы»5. Водитель грузовика, который привез героиню в это незнакомое место, и его мрачный товарищ «пустая башка» вначале как бы в шутку говорят девушке: «Мы тебя съедим. Мы худые и голодные. Мы питаемся такими как ты». Потом эти двое с аппетитом поедают «груду непонятных вещей», т.е. тех, кто уже потерял свое тело и не сможет в него вернуться.
Примечательно, что у самих этих «пожирателей тряпок» отсутствует лицо. Это тоже знак небытия, полного исчезновения естества. Надо заметить, что не только в ужасах, но и в родственных им жанрах, сказках, например, отсутствие лица символизирует слепоту, как признак принадлежности к иному миру. В. Пропп в своей монографии «Исторические корни волшебной сказки» пишет: «... под слепотой понимается не просто отсутствие зрения. Под слепотой может быть скрыто понятие некоторой обоюдной невидимости живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых»6. Данное замечание позволяет прояснить функцию «ночи» в мистических рассказах Петрушевской.
Пустой город, пустые дома, время суток — нечто между днём, вечером и ночью. Состояние ближе к вечеру тоже можно назвать переходом из чего-то во что-то — в данном случае, из дня — в ночь.
Рассказ переносит нас в мир, находящийся на границе жизни и смерти (или, может, уже смерти). Герои этого пространства показываются нам ничего не помнящими, безликими и странно смеющимися — это сразу даёт нам понять, что это необычное пространство.
Хотя описание мест, в которых происходит действие, почти отсутствует, постоянно подчёркивается запустение, безлюдность, отсутствие света, холод, что, в общем-то, характерно для того пространства, в котором, по представлению людей, должна находиться душа после смерти человека. Внимание сразу заостряется на единственной яркой детали в описании пейзажа — всюду ямы и разрытая земля («В домах не было света, в некоторых даже не оказалось крыш и окон, только дыры, а посредине проезжей части торчали временные ограждения: там тоже всё было раскопано»), и это, естественно, напоминает читателю свежие могилы.
Начало рассказа условно. Условная ситуация: «Одна девушка вдруг оказалась на краю дороги». Усреднённый персонаж: «Она была одета в чьё-то чужое чёрное пальто», под пальто был спортивный костюм, на ногах кроссовки. Здесь сочетаются классический образ чёрного плаща (в данном случае — пальто) и современный образ спортивного костюма, который в глазах современного читателя так же, максимально, стирает индивидуальность героя. Условно пространство, в которое попадает девушка: слабо освещённая электричка, находящаяся на неизвестной станции. Нет чёткого указания на время. Но существуют некоторые привязки к знакомой нам реальности: «Она вспомнила, что из леса, действительно, надо выбираться на какую-нибудь станцию», появляются грузовик, электричка — знакомые нам реалии, и возможно предположить, что речь идёт о современности. На создание образа мира, в который попадает девушка, работают следующие его характеристики: пустой и плохо освещённый, безлюдный, с погашенными огнями; тёмный туннель; пустая и полуразрушенная улица; дома без света, без крыш и окон. Становится понятно, что в этом мире чрезвычайно важен свет.
Автор рассказывает нам о том моменте
жизни человека, когда он находится на
границе жизни и смерти, когда в нём ещё
теплится частичка жизни, но он уже «открыл
дверь в царство смерти». Описывается
это «промежуточное пространство» как
некий город, тихий и пустынный. Мне показалось,
что здесь проводятся параллели с Чистилищем,
как местом, где души умерших ждут решения
Всевышнего о том, Ад или Рай им уготован.
6.Заключение.
По логике повествования более подробный рассказ должен бы быть в начале, но здесь всё наоборот. Такую тенденцию повествования мы наблюдали на протяжении всего рассказа. Вся тайна рассказа раскрывается лишь в конце, когда женщина поведала девушке историю своего попадания в этот странный мир, мир между жизнью и смертью, мир самоубийц. Читателю в начале рассказа многое было неясно; ему хотелось разъяснений, подробностей. И только с развитием сюжета всё встало на свои места.
Главная мысль, на мой взгляд, заключается в представлении читателю того последнего мига, в который может измениться всё или ничего. В самом конце мы понимаем, что время, пока происходили эти события, служит для осознания содеянного и принятия последнего, бесповоротного решения. Тогда же поясняется, что именно произошло в жизни этих двух людей. Их объединяют: попытка самоубийства, тяжёлая судьба, счастливый конец.
Финальная точка всегда заставляет мысленно охватить произведение в целом и попытаться осмыслить его.
Это мир, который помогает человеку увидеть себя со стороны, свою жизнь, возможно, осознать свои ошибки. Я бы сказала, что это испытание, которое даётся человеку как шанс, чтобы исправиться. И только благодаря любви, воспоминаниям, стремлению к новой жизни человек может преодолеть всё это.
Рассказ написан доступным языком, и читателю легко вместе с героиней проходить всё, что проходит она. Автор заставляет нас «появиться на краю дороги зимой» в ту же секунду, что и девушка, так что в этом путешествии мы её сопровождаем от начала и до конца. Она вспоминает, как собиралась кончать жизнь самоубийством, и мы присутствуем не при самом процессе, а в её воспоминаниях.
Автор великолепно показывает, как можно
и нужно человеку совладать с собой и своими
чувствами ради других и жизни в целом.
Список
используемой литературы:
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Люди без лица. |
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Символика цвета в рассказе Л.С.Петрушевской «Черное пальто»