Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 18:48, курсовая работа
Целью нашего исследования является выявление системы рассказчиков цикле рассказов Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить литературу посвященную творчеству Гоголя;
- используя достижения современного языкознания описать способы передачи чужой речи в художественных произведениях;
Введение……………………………...……………………………………………3
Глава 1. Способы передачи чужой речи в художественных произведениях……………………………………………………………………..5
1.1.Специфика художественной речи …..….………………………….………...5
1.2. Авторское повествование………………………………..………….….……7
1.3. Сказ как форма повествования с установкой на чужое слово...……….....9
1.4. Система рассказчиков в цикле рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки»………………………………………………………………………13
Глава 2. Отличительные признаки повествовательной манеры рассказчиков……………………………………………………………………...16
2.1. Образ издателя сборника.………………………………………………..…16
2.2. Рассказчики отдельных повестей………………………………………….18
2.3. Повествовательная манера рассказчиков………………………………….21
Заключение…………………...…………………………………………………..30
Список использованной литературы…...………………………………………32
Однако, противопоставление двух типов сказа обнаруживает и другой важный момент в соотнесении «Сорочинской ярмарки» и «Майской ночи» с былями Фомы Григорьевича. Сквозь упоминаемые дьяком приметы повседневного быта Диканьки. Читателю видны своеобразные черты национальной украинской жизни, т.е. здесь передано то народное мышление, дух народа, в котором видели эстетический идеал, с позиций коего оценивали современную действительность.
Конечно, мы видим рад национальных примет в «Сорочинской ярмарке» и «Майской ночи», но если в повестях «панича» осмысление украинского быта не связано с рассказчиком, чуждым национальной традиции, и принадлежит автору, то в «былях» Фомы Григорьевича выразителем авторской позиции становится сам рассказчик. В его повествовании совмещаются черты далекого прошлого Украины («лет – куды! Более чем за сто») с её настоящим. Для Фомы Григорьевича прошлое столь же реально, как и современность, поскольку он кровно связан с миром своих прадедов и дедов, наследует их «живую душу» весь целостный строй народных оценок и представлений.
Вывод
Проанализировав сюжетно-композиционную структуру некоторых повестей сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», мы пришли к выводу, что взаимоотношения фантастического и реального проявляются прежде всего в 2-х типах рассказчиков, а, следовательно, в повествовательной манере каждого из них и сюжетных мотивах повестей. Также данные категории обнаруживают себя в пространственном отношении и временном плане, и в каждом из этих аспектов категории «фантастического» и «реального» проявляют себя неоднозначно.
Рассказчики повестей, за исключением «горохового панича», высмеянного за книжность своего рассказа самим Рудым Паньком, выступают как носители народного начала, разделяя и наивную веру народа в сверхъестественное, в «нечистую силу», и его неприязнь к панству. Уже в предисловии к «Вечерам на хуторе», написанном от лица «пасичника Рудого Панька», как ранее указывалось, подчеркнуто противопоставление его «мужицких» рассказов «светской», салонной литературе. Иронически показывая тот переполох, который произведет появление его повестей в чопорной обстановке Дворянских салонов, Гоголь утверждал право на изображение народной жизни во всем ее многообразии. Предисловие мотивирует жизненную правдивость повестей, подчеркивает народность их содержания и стиля. Обращаясь к читателям чуждого ему дворянского круга, пасичник просит извинения за простоту своего рассказа: «Вы, может быть, и рассердитесь, что пасичник говорит вам запросто, как будто какому-нибудь свату своему или куму...» Безыскусственность и правдивость своих повестей Рудый Панько все время противопоставляет вычурному, книжному рассказу. 49
Заключение
В «Вечерах на хуторе» все время чувствуются как бы два голоса: голос рассказчика и голос автора.
Рассказчики в «Вечерах» являются носителями житейски-трезвого взгляда на жизнь, нередко ограниченного наивными предрассудками. Они не подымаются над бытом, над уровнем взглядов и отношений своих героев, а выступают наравне с ними, будучи полностью погружены в их интересы, в круг их представлений.
Иное дело автор, который в «Вечерах» выступает как носитель положительного идеала, выражая свое стремление к прекрасному и в то же время трагически переживая его неосуществимость. Автор утверждает здоровое и прекрасное начало в человеке, сохраненное народом. Но именно в народе, как в целом, как в коллективе, а не только в его отдельных представителях, у которых это начало может быть заслонено мелким, случайным, бытовым. Выражение этого высокого идеала цельного и благородного человека Гоголь видел, как уже указывалось, прежде всего в народном творчестве, в песне. 50
«Вечера на хуторе близ Диканьки» представляют собой единый художественный цикл, обладая его наиболее устойчивыми признаками. Из них главные:
- композиционная рамка,
- единство места и времени рассказывания,
- наличие нескольких рассказчиков, чем и мотивировано различие индивидуальных стилей и разнообразие тематики. 51
Рассказчики повестей, за исключением «горохового панича», высмеянного за книжность своего рассказа самим Рудым Паньком, выступают как носители народного начала, разделяя и наивную веру народа в сверхъестественное, в «нечистую силу», и его неприязнь к панству. Уже в предисловии к «Вечерам на хуторе», написанном от лица «пасичника Рудого Панька», как ранее указывалось, подчеркнуто противопоставление его «мужицких» рассказов «светской», салонной литературе. Иронически показывая тот переполох, который произведет появление его повестей в чопорной обстановке Дворянских салонов, Гоголь утверждал право на изображение народной жизни во всем ее многообразии. Предисловие мотивирует жизненную правдивость повестей, подчеркивает народность их содержания и стиля. Обращаясь к читателям чуждого ему дворянского круга, пасичник просит извинения за простоту своего рассказа: «Вы, может быть, и рассердитесь, что пасичник говорит вам запросто, как будто какому-нибудь свату своему или куму...» Безыскусственность и правдивость своих повестей Рудый Панько все время противопоставляет вычурному, книжному рассказу. 52
Рудый Панек выступает в цикле «Вечеров» именно как издатель; формально ему принадлежит авторство лишь предисловии соответственно к первой и второй части (книжке) «Вечеров», в остальном же рассказы ведут другие рассказчики. Всего их пять.
Список использованной литературы
В. В. Виноградов. - Москва: Высшая школа, 2005. - 287с.
С. О Цеменчук. - Москва: Гослитиздат, 1971. - 238 с.
1 Щерба Л. В. Спорные вопросы русской грамматики // Русский язык в школе. 1939. – № 1. – С. 10.
2 Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. - Москва, 1927. - С. 162.
3 Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – Москва, 1959. – С. 337.
4 Жирмунский В. М. Задачи поэтики // Вопросы теории литературы. - Ленинград, 1977. - С. 45.
5 Пешковский А. М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. - Ленинград, 1930. - С.159 - 160.
6 Там же. - С.159.
7 Жирмунский В. М. Задачи поэтики // Вопросы теории литературы. - Ленинград, 1977. - С. 131.
8 Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. – Санкт-Петербург: Норинт, 1998.
9 Столярова И. В. В поисках идеала. - Москва, 1978. - С. 154
10 Успенский Б. А. Поэтика композиции. - Москва: Советский писатель, 1970. - 224 с.
11 Корман Б. О. Теория литературы. Избранные труды. – Ижевск, 2006. – С. 72.
12 Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - Москва, 1977. - С.275.
13 Виноградов В. В. О теории художественной речи. - Москва, 1971. - С.191
14 Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литерат. терминов. - Москва - 1974. - 509 с.
15 Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - Москва, 1977. - С. 156.
16 Долинин К. А. Интерпретация текста. - Москва, 1985. - С. 227.
17 Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - Москва, 1977. - С.172.
18 Н. В. Гоголь в русской критике. Сборник статей / [подготовка текста А. К. Котова и М. Я. Полякова ; вступительная статья и примечания М. Я. Полякова] – Москва, 1953.
19 Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. – Москва; Ленинград: Наука, 1966. – С. 145.
20 Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: В 23 т. Т. 1. - Москва: Наследие, 2001. - С. 5.
21 Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – Москва: Худ. лит. - 1998. - С. 34.
22 Немзер А. Предисловие к «Вечерам…» Н. В. Гоголя. – Москва, 1985. – С. 3.
23 Науменко Н. Гоголь от Диканьки к Шинели. – Москва, 1999. – С. 5.
24 Степанов Н. Л. Гоголь Н. В. Творческий путь. – Москва. – 1959. – С. 82.
25 Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – Москва: Худ. лит., - С. 84.
26 Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – Москва: Худ. лит. - 1998. - С. 67.
27 Там же. - С. 51.
28 Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – Москва: Худ. лит. - 1998. - С. 66.
29 Там же. - С. 135.
30 Там же. - С. 234.
31 Степанов Н. Л. Гоголь Н. В. Творческий путь. – Москва, 1959. – С. 134.
32 Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – Москва: Худ. лит. - 1998. - С. 85.
33 Степанов Н. Л. Гоголь Н. В. Творческий путь. – Москва, 1959. – С. 176.
34 Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. — Москва: Худож. лит., 1988. — С. 59.
35 Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – Москва: Худ. лит. - 1998. - С. 46.
36 Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. - 1968. - Вып. 209. - С. 48.
37 Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. - 1968. - Вып. 209. - С. 50.
38 Степанов Н. Л. Гоголь Н. В. Творческий путь. – Москва, 1959. – С. 84.
39 Пропп В. Я. Поэтика фольклора. – Москва, 1998. – С. 176.
40 Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – Москва: Худ. лит. - 1998. - С. 76.
41 Там же. – С. 87.
42 Степанов Н. Л. Гоголь Н. В. Творческий путь. – Москва. – 1959. – С. 82.
43 Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – Москва: Худ. лит., 1998. - С. 80.
44 Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – Москва: Худ. лит., 1998. - С. 32.
45 Лотман Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. - 1968. - Вып. 209. - С. 50.
46 Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – Москва: Худ. лит. - 1998.- С. 45.
47 Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – Москва: Худ. лит., 1998. - С. 54.
48 Там же. – С. 298.
49 Степанов Н. Л. Гоголь Н. В. Творческий путь. – Москва. – 1959. – С. 82.
50 Степанов Н. Л. Гоголь Н. В. Творческий путь. – Москва. – 1959. - С. 65.
51 Лотман Ю. Структура художественного текста. – Москва. – 1986. - С. 32.
52 Степанов Н. Л. Гоголь Н. В. Творческий путь. – Москва. – 1959. – С. 82.