Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 15:47, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей ознакомления подростков с произведениями современной приключенческой литературы на уроках внеклассного чтения.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности изучения литературных произведений на уроках внеклассного чтения;
2) дать характеристику приключенческой литературы как прозаического жанра;
3) разработать уроки внеклассного чтения, целью которых является изучение современной приключенческой литературы для подростков.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения
современной приключенческой литературы для подростков
на уроках внеклассного чтения..............................................................................5
1.1. Уроки внеклассного чтения
как специфическая форма занятий по литературе...............................................5
1.2. Приключенческая литература как прозаический жанр..............................12
Глава 2. Изучение произведений современной
приключенческой литературы на уроках внеклассного чтения.......................20
2.1. Урок внеклассного чтения по теме «Творчество В.П. Крапивина»..........20
2.2. Урок внеклассного чтения по теме
«Повесть В.П. Крапивина «Взрыв Генерального штаба».................................26
Заключение.............................................................................................................30
Список использованной литературы...................................................................33
VI. Поисковое задание.
Укажите момент в повести, где раскрывается идеология Объединенного Генерального штаба.
Это момент, когда генерал рассказывает Лёну и Зорко об Объединенном Генеральном штабе:
«- С тех пор как существует человечество, господа, существуют войны. Можно сказать, что они - такое же проявление стихийных сил, как наводнения, землетрясения, тайфуны. Они были и будут всегда. Но, в отличие от природных явлений, войнами можно управлять. Можно их регулировать и... даже заставить работать на пользу человечеству...».
Речь генерала звучала уже с привычной лекционной интонацией. Лён вдруг вспомнил полковника Дана с его приплюснутой головой. И показалось, что они похожи: что голова генерала так же приплюснута, хотя на самом деле она была как огурец.
«...Именно эту функцию выполняет наш ОГШ - Объединенный Генеральный штаб. Он регулирует взаимодействие противостоящих армий с целью их адекватного... ну, выражаясь проще, чтобы все было в нужных рамках».
«- В рамках... в таких. Войны - это процесс, необходимый для планеты. Как кровообращение для живого существа. С их помощью можно развивать промышленность, повышать благосостояние тех или других стран, сокращать излишнее население...».
<...> Лён сказал сквозь звон: «- Господин генерал, разрешите вопрос...».
«- Разумеется, сублейтенант».
«Господин генерал, - хотел сказать он, - значит, когда имперские войска, положив тысячи солдат, берут йосский город и вдруг оставляют его... или когда окруженные повстанцы получают по воздуху неизвестно откуда новейшее оружие, или когда они уходят из окружения невредимыми... Или когда начинаются переговоры, а там бомба... это все ваших рук дело?» Он сказал короче, по-военному: «- Господин генерал. Следовательно, затяжной и переменный характер боевых действий - результат планов ОГШ?».
«- В основном и целом это так. Бывают просчеты, но...».
VII. Проблемное задание.
Основываясь на представленном отрывке назовите основы идеологии Объединенного Генерального штаба и охарактеризуйте ее мораль словами одного из главных героев повести
Основы идеологии Объединенного Генерального штаба:
- война приносит пользу;
- войной можно управлять;
- жертвы во время войны не имеют значения и даже полезны.
Характеристику морали Объединенного Генерального штаба дал Зорко:
Мальчик сказал громко, чисто и честно:
- Я думаю: у-у, какие же вы сволочи.
VIII. Обобщающая беседа.
Основной вопрос беседы: Напоминают ли события, изображенные в повести, какие-либо из происходящих в настоящее время событий на мировой политической арене?
Основное направление беседы: установление общего между ролью Объединенного Генерального штаба из повести и ролью США в разжигании конфликтов между государствами, народами, этническими группами и т.п., а также в манипулировании частью мирового сообщества.
Заключение
В процессе проведения данного исследования были сделаны следующие выводы.
Во-первых, внеклассное чтение является одним из важных направлений в работе учителя литературы. Так, в методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса. Опыт передовых педагогов прошлого и творчески работающих современных учителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов - это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект.
При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть: а) разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы; б) тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.); в) сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся); г) чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения); д) систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).
Во-вторых, приключенческая литература включает в себя произведения с острыми сюжетными ситуациями, напряженным действием, обыгрыванием разного рода загадок и тайн. Приключенческая литература соотносима с жанрами путешествия, детектива, фантастики, фэнтези.
В-третьих, одним из современных авторов, работающих в жанре приключенческой литературы для подростков является В.П. Крапивин, творчество которого получило широкую известность еще в 70-е – 80-е годы прошлого столетия. Можно сказать, что В.П. Крапивин является признанным корифеем современной детской литературы: у писателя насчитывается около двухсот изданий на языках мира.
В-четвертых, особенностью произведений В.П. Крапивина является противостояние взрослого и детского миров, что выводит героев-детей на новую ступень самосознания, а взрослым персонажам помогает осознать ценность детства как социокультурного феномена человеческого бытия. Данный конфликт может рассматриваться не только как взаимодействие ребенка с ближайшим окружением – учителями и родителями, но и как противостояние маленьких героев бесстрастной государственной машине или аллегорическому образу захватчиков с другой планеты. Взрослые персонажи изображаются писателем или как инициаторы основного конфликта, активно использующие конфронтационную модель поведения, или как медиаторы, в период активной эскалации конфликта помогающие конструктивному разрешению данного противостояния.
Внутриличностный конфликт в произведениях В.П. Крапивина выступает как средство изображения самоидентификации персонажей. В художественном мире писателя инцидентом, предшествующим развитию конфликта, является случай, нарушающий равновесие во внутреннем мире личности. Кульминацией развития внутреннего противостояния становится ситуация прохождения персонажей-детей и героев-взрослых через реальную или ирреальную смерть, представляющую собой разновидность их психологической инициации. В качестве защитного механизма герои Крапивина выбирают отрицание действительности или отказ от опыта прошлой жизни. Итогом рационального осмысления и эмоционального переживания внутреннего конфликта в произведениях писателя становится длительная рефлексия персонажей, возникающая вследствие несоответствия их высоких духовно-нравственных идеалов окружающей их жизни.
Такой характер внутреннего конфликта очень важен для нравственного воспитания подрастающего поколения, поскольку осмысление его причин и результатов может привести подростка к осознанию важных мировоззренческих проблем, что насущно необходимо для развития его сознания и формирования его Я-концепции.
В-пятых, произведения В.П. Крапивина могут являться предметом для изучения на уроках внеклассного чтения, поскольку они способствуют формированию у подростков правильного мировоззрения, основанного на понимании различий между добром и злом (что особенно актуально на данном этапе развития нашего общества). Кроме того, художественные особенности этих произведений могут вызывать у подростка неподдельный интерес, что должно способствовать развитию у него направленности на прочтение и других литературных произведений, а также к формированию у подростка читательского интереса вообще.
Список использованной литературы
1. Абрамова, М.А. Приключенческая литература [Текст]/ М.А. Абрамова// Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. Стб. 806.
2. Аникина, Ю.А. Специфика конфликта в художественном мире В.П. Крапивина [Текст]. Автореф. дис. ... канд. филолог. наук/ Ю.А. Аникина. – Волгоград, 2014. – 24 с.
3. Анищенко, Г.А. Литературный справочник [Текст]. Учебное пособие/ Г.А. Анищенко. – М.: Форум, 2012. – 176 с.
4. Богатырева, Н.Ю. Литературная сказка В. П. Крапивина [Текст]. Автореф. дис. ... канд. филолог. наук/ Н.Ю. Богатырева. – М., 1998. – 26 с.
5. Богданова, О.Ю. Теория и методика обучения литературе [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.Ю. Богданова, С. А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с.
6. Бор, А. Цикл «В глубине Великого Кристалла» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusf.ru/vk/
7. Бор, А. Верность выбранной теме [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusf.ru/vk/
8. Борисов, М. Владислав Крапивин: космология детства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusf.ru/vk/
9. Введение в литературоведение [Текст]. Учебное пособие для филол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов/ Под ред. Г.Н. Поспелова. – М.: Высшая школа, 1976. – 422 с.
10. Виноградова, О. Авторская модель мира и человека
в нем в философско-аллегорической прозе
Владислава Крапивина [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://sf.convex.ru/vk/recen/
11. Гопман, В.Л. Фэнтези [Текст]/ В.Л. Гопман// Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. Стб. 1161 – 1164.
12. Гуминский, В.М. Путешествие [Текст]/ В.М. Гуминский// Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. Стб. 839 – 841.
13. Исследование художественных
интересов современных
14. Кормилов, С.И. Проза [Текст]/ С.И. Кормилов// Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. Стб. 811 – 814.
15. Крапивин, В.П. Дырчатая луна [Текст]/ В.П. Крапивин. – М.: Эксмо, 2006. – 608 с.
16. Крапивин, В.П. Взрыв Генерального штаба [Текст]// Крапивин, В.П. Дырчатая луна. – М.: Эксмо, 2006. С. 503 – 602 с.
17. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия [Текст]/ Гл. ред. А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 1680 с.
18. Литература. Справочник школьника [Текст]/ Научная разработка и составление Н.Г. Быковой; Научный редактор В.Я. Линков. – М.: Филологическое общество «Слово»; Издательский Дом «Ключ-С»; ООО Издательство «АСТ-ЛТД»; Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МНУ им. М.В. Ломоносова, 1997. – 576 с.
19. Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся [Текст]/ С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988. – 335 с.
20. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст]/ Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб.
21. Маранцман, В.Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе [Текст]. Пособие для учителей/ В.Г. Маранцман, Т.В. Чирковская. – М.: «Просвещение», 1977. - 206 с.: ил.
22. Методика преподавания литературы [Текст]: Учебник для пед. вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с: ил.
23. Методика преподавания литературы [Текст]: Учебник для пед. вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с: ил.
24. Муравьев, В.С. Фантастика [Текст]/ В.С. Муравьев// Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. Стб. 1119 – 1124.
25. Николаев, Д.Д. Детектив [Текст]/ Д.Д. Николаев// Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. Стб. 221 – 223.
26. Нянин, А. Этапы творческого пути Владислава
Петровича Крапивина [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://sf.convex.ru/vk/recen/
27. Петрова, В. Владислав Крапивин накануне юбилея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusf.ru/vk/
28. Рубакин, Н.А. Избранное: В 2 т. Т. 2 [Текст]/ Н.А. Рубакин. - М.: Книга, 1975. – 284 с.
29. Сидорова, А. Антропонимы трилогии В. Крапивина
«В ночь большого прилива» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://sf.convex.ru/vk/recen/
30. Сидорова, А. Ономастика в фантастических
произведениях В.П. Крапивина [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://sf.convex.ru/vk/recen/
31. Совершенствование преподавания литературы в школе [Текст]: Пособие для учителя/ Г.И. Беленький, Ю.И. Лысый, Н.Л. Крупина и др.; Под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1986. – 191 с.
32. Талалаев, В. Топологии Миров Крапивина
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sf.convex.ru/vk/recen/
33. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Л.И. Тимофеев. – М.: Просвещение, 1976. – 548 с.
34. Цукерник, Я. Три комиссара детской литературы
(Гайдар, Кассиль, Крапивин) [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://sf.convex.ru/vk/recen/