Стилистика современного газетного интервью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 22:20, дипломная работа

Краткое описание

Среди огромного разнообразия публицистических жанров интервью выделяется своей активностью и частотностью употребления. В прессе начала ХIХ века уже появляются материалы, оформленные в форме вопросов и ответов, закладываются основные черты, характеризирующие интервью: определенные типы вопросов, формулы вежливости, риторические и стилистические фигуры и так далее. Интервью как жанр претерпел ряд изменений, касающихся стилистики, типологии, характера функционирования, что в значительной степени определяется социальным контекстом.

Вложенные файлы: 1 файл

interview.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

(Труд, 03.11.01)

    2. формулировать вопросы  так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа:

- Армения  укрепляет связи с Россией. Некоторые  политологи говорят, что это происходит  по «оборонным» соображениям. Справедлива  ли такая оценка?

(Труд, 17.02.02)

    1. первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу:

- Это  первый ваш визит в США в качестве главы правительства Украины. Какие цели ставились, и чего удалось добиться во время этой поездки?

(Труд, 23.01.02)

Характерными для проблемных интервью в «Труде» являются вопросы: 1. открытые (по форме), в которых называется тема или предмет, предполагающие возможность пространного ответа:

- Как случилось, что органы  власти почему-то не замечали  этот ваххабизм, хотя о его  опасности говорила уже вся  страна?

- …А некоторые министры даже брали его под свою защиту.<…>

(Труд 03.11.01)

2. Вопросы о фактах, о мнениях

3.  Вопросы-утверждения, адресованные, главным образом, для читателя, так  как содержащаяся в них информация  знакома герою беседы:

- Рамазан Гаджимурадович, свое отношение к антитеррористической  операции США в Афганистане  вы уже высказывали на страницах нашей газеты: саму операцию против бандитов поддерживаете, но не одобряете методов, которыми она проводится.

- Я не приемлю, когда цивилизованный мир говорит о мести на государственном уровне, когда демократические государства борьбу с терроризмом превращают в борьбу против целых народов и пользуются в чем-то сходными методами…

- Однако сегодня хотелось бы поговорить с вами как правоверным мусульманином…

(Труд 03.11.01)

Прием недосказанности, который в этом случае использовали как интервьюируемый, так и интервьюер, пожалуй, единственный прием, передающий графически иллюзию живой речи в интервью качественных газет. Способы связи реплик традиционны: использование модальных слов,  реже – повторы и вопросы-переспросы - и, как правило, не используются способы  или формы графического оформления речевой манеры или произношения собеседника, способ продолжения недосказанности и вторжение в чужую речь.

Итак, основными чертами рассмотренных проблемных интервью, имеющих логическую схему «дело и человек в деле» газеты «Труд»,  являются свободная схема построения беседы, официально-деловой стиль ведения беседы, сдержанность и осторожность в употреблении маркированной лексики. Складывается определенный образ автора-интервьюера как традиционно вежливого, образованного, стоящего на одной социальной ступени со своим собеседником, человека, способного сделать свои выводы, подвести итоги, прокомментировать и проанализировать факт или явление. 

 

§ 3. Стилистика портретного интервью в газете «Труд-7».

Интервью-портрет, разновидность интервью-диалога, самого распространенного вида этого жанра, составляет более 50% от общего количества изученных интервью за указанный период. Центром внимания в интервью-портретах является личность интервьюируемого, что и отражает приближенность данного издания к желтой прессе.  Портретные интервью (или интервью-знакомства) встречаются не только в специально отведенных для этого постоянных рубриках, таких, как «Идем в гости», «Телеперсона», «Голая правда» и других, но и на страницах, посвященных политике или спорту:

- В «Зените» вы были твердым игроком основного состава. Не жалеете, что поменяли «синицу в руках» на французского «журавля», которого еще предстоит ухватить за хвост?

- Нет. Убежден, что все мои трудности  носят временный характер. Я обязательно наберу свою форму и буду играть за «Сент-Этьенн». Но родной клуб не забываю – слежу по Интернету за результатами «Зенита» в российском чемпионате, регулярно созваниваюсь с бывшими партнерами, радуюсь их успехам. Думаю, я когда-нибудь еще вернусь поиграть в Петербург – родной город, где меня любят и ждут.

    (Труд-7 16.08.01)

Рассмотрим подробнее интервью из постоянной рубрики «Голая правда» с Борисом Химичевым за 6 сентября 2001 года «Не я уходил от жен – они бросали меня». Название рубрики  - отличительный признак бульварной прессы – так называемая  «игра с языком».  Слово «голая» в Словаре современного русского литературного языка в сочетании со словом правда воспринимается в значении устойчивого сочетания «голая правда» - «ничем не смягченная, не прикрашенная; подлинная, несомненная»73.  Но слово «голый» воспринимается в тексте в своем прямом значении – «не покрытый одеждой, обнаженный, нагой»74. Повтор слова выполняет не только композиционно-тематическую функцию, но и подчеркивает игру смыслов:

С народным артистом России Борисом ХИМИЧЕВЫМ мы познакомились в бане. Это случилось на фестивале «Созвездие» в Архангельске, где стояла привычная для Севера прохладная погода. В поисках тепла и душевного комфорта мы то и дело встречались с ним в гостиничной сауне. Химичев оказался знатным парильщиком: он подолгу сидел на верхней полке, где у меня через две минуты начинали плавится мозги, потом яростно плескался в ледяной воде бассейна, откуда и выскакивал буквально через несколько секунд. Высокий, крепкий, без малейших жировых отложений (в бане это хорошо видно) Химичев проговорился за обязательным после бани бокалом пива, что в следующем году ему исполняется 70 лет. Я прямо ахнул…

    (Труд-7 06.09.01)

Графическое оформление текста воспроизводит схему «вопрос-ответ», вопросы и речь журналиста выделены жирным шрифтом, ответ набран обычным для газеты шрифтом. Все реплики каждого из участников интервью составляют некое единство  - «речевую программу», где «каждая реплика – определенным образом организованное высказывание, внутри которого носителями изобразительности становятся и грамматические формы слова»75.  Следовательно, рассмотрев речь (письменную речь) журналиста мы можем выявить не только его степень профессионализма, но и некоторые индивидуальные характерологические черты, речевую манеру, форму образа автора, то есть определенное абстрагированное отношение к действительности, определяющая способ отражения, характер отношения к действительности, степень и глубину охвата материала.

          В зачине, как в необходимом композиционном жанрообразующем элементе, указываются участники интервью (фамилия интервьюируемого выделена графически – ХИМИЧЕВ), место действия (баня, фестиваль «Созвездие», Архангельск), обстоятельства, при которых происходило интервью (сауна), некоторые пикантные подробности происходящего («…без малейших жировых отложений…»), а также обозначена одна из тем дальнейшей беседы.

Некоторая разговорность, отличающая этот диалог, за последнее десятилетие стала своеобразной нормой ведения беседы в большинстве портретных интервью. Экспрессивная окраска речи журналиста Леонида Павлючика во многом определена  обстановкой, в которой происходит интервью. Название рубрики «Голая правда» перекликается тематически со словами баня, сауна, выполняет композиционную функцию, и даже придает в целом беседе некоторую образность.

Следует отметить также, что именно в зачине происходит формирование двух основных образов – образа автора и образа интервьюируемого. Журналист проводит параллель, сравнивает себя и Химичева: « Химичев оказался знатным парильщиком: он подолгу сидел на верхней полке, где у меня через две минуты начинали плавиться мозги, потом яростно плескался в ледяной воде бассейна, откуда и выскакивал буквально через несколько секунд». Автор использует такие эпитеты и словосочетания по отношению к своему собеседнику, как знатный парильщик, яростно плескался, высокий, крепкий, без малейших жировых отложений; в то время, как у самого автора «плавятся мозги» и он «выскакивает из бассейна через насколько секунд». Умышленно снижая свой образ в глазах читателя, журналист ставит себя в ряд обычных людей, обосабливая и возвышая при этом героя беседы,  привлекая таким образом интерес к данной публикации. В последних двух предложениях зачина завязывается интрига интервью: «…Химичев проговорился за обязательным после бани бокалом пива, что в следующем году ему исполняется 70 лет. Я прямо ахнул…». В последней реплике экспрессивно значим глагол ахнул, который передает чувства журналиста и определяет в целом дальнейшее развитие беседы в приподнято-подобострастном настроении. Ахнуть – междометный глагол, выражающий чувство удивления увиденным, которое усилено частицей «прямо».

Отметим, что интервьюер и интервьюируемый обращаются друг к другу на «ты». Интервьюер в нашем случае - представитель «новой волны» журналистов. Эта речевая позиция – характерная черта публицистики двух-трех последних десятилетий, когда интервьюер становится активным участником коммуникации, что ярко отражается в появлении этого типа речевой позиции журналиста.

Типичная композиция портретных интервью представлена типом импровизированной беседы, то есть такими вопросно-ответными единствами, которые нельзя переставить местами. Предполагается, что журналист в таких случаях следует исключительно за ответами интервьюируемого, то есть его вопросы возникают спонтанно по ходу беседы. Но, как показывает анализ,  в процессе подготовки к интервью журналист очерчивает определенный круг тем, которые получают развитие в  форме импровизированной беседы: «Вопросы в интервью, коротко означая темы следующих за ними отрезков текста – ответов, делают содержательную структуру текста и композицию его прозрачными, легко обозримыми (вот тема текста, сейчас пойдет речь о такой детали, сейчас о следующей)»76.

- Что ты обычно ешь?

- Я вырос в деревне, моя привычная  пища с тех пор – картошка, соленый огурец, кислая капуста, кислые щи, гречневая каша, знаменитое  украинское сало…Ничего вкуснее  и полезнее для здоровья, чем  эта простая еда, я не знаю. А вообще-то к трапезе я отношусь функционально: сел, поел, помыл посуду, забыл…

- Стало быть, наклонности гурмана тебе несвойственны…

- С этой стороной жизни как-то  не удалось близко познакомиться. Есть изысканные ресторанные  яства, но я к ним равнодушен. По-моему, ничего не стоит самому достаточно быстро приготовить вкусную еду. Это не является моим хобби, но любимую жену иногда балую собственноручно приготовленными блюдами.

- Согласись, что картошка, соленый огурец, дымящиеся щи  без хорошей рюмки – это  уже не то…

- Совершенно с тобой согласен. Спиртное в умеренных дозах еще никому не навредило. Наукой доказано, что организм из той пищи, которую он получает, человек, сам вырабатывает определенное количество алкоголя. Значит, без него в нашей жизни никуда.

- И что ты пьешь, когда «грешишь»?

- Исключительно русскую водку. <…>

    (Труд-7 06.09.01)

В «Труде-7» используются различные виды вопросов, например:

 - Борис, твоей физической форме могут позавидовать 50-летние. Скажи, это природа, родители постарались? Или работа над собой, над своим духом и телом тоже имеет место?

(Труд-7 06.09.01)

Перед нами сложный вопрос, состоящий из трех частей: первая часть – это закрытый (предполагающий самой своей структурой ответ) вопрос-утверждение, вторая – тоже закрытый, но предлагающий возможность выбора вопрос, и третья часть – это вопрос «в досыл».

Вопросы-утверждения довольно часто появляются в интервью. Как правило, они заранее сформулированы и рассчитаны на определенный ответ:

- Я знаю немало людей, которые занимаются лечебным голоданием. Как правило, они остаются аскетами и по выходе из голода – сидят на вегетарианской пище, не пьют спиртное…

- Это не по мне. Наверное, я  все – таки живу по принципу  «не согрешишь – не покаешься». <…>

(Труд-7 06.09.01)

     Адресатом таких вопросов-утверждений является читатель, которому таким образом сообщается дополнительная информация:

- Но между тем только официально ты женат в пятый раз. Почему ты расставался со своими женами? И кто кого бросал: ты их или они тебя?

(Труд-7 06.09.01)

   Итак, стилистика  данного типа интервью позволяет говорить о том, что газета «Труд-7» приближается по своему типу к бульварной или желтой прессе.  Чаще всего интервью данной газеты  - это портретные интервью (интервью-знакомства) с такой логической схемой построения, при которой смысловым центром  становится личность интервьюируемого. Композиция таких интервью принимает тип импровизированной беседы, речевая позиция автора, связанная с темой, личностью собеседника, языковой компетенцией и языковым обликом говорящих, определяется интервьюером – представителем «новой волны» журналистов. Логическая схема, язык, тематика интервью газеты «Труд-7» подтверждает сделанный нами вывод. 

 

§ 4. «Московский Комсомолец» - представитель «желтой» прессы.

В продолжение темы массовых газет рассмотрим газету «Московский Комсомолец», которая является типичным представителем «желтой» прессы. Такие газеты характеризуются особой позицией к публикуемому материалу - равнодушно-ироничным отношением к происходящему, даже если затрагивается серьезная тема разговора. Например, в  интервью, помещенным под рубрикой «Война» с Александром Бовиным «Бермудский пятиугольник»:

Новости с Ближнего Востока идут потоком, и в этом потоке размывается суть конфликта между израильтянами и палестинцами и его перспективы…Почему Арафат ведет себя так, а не иначе? Есть ли еще надежда на мирные переговоры и что будет их предметом? Как должны действовать Россия и Штаты, чтобы разрядить обстановку? На эти и другие вопросы отвечает человек, который досконально изучил проблемы ближневосточного региона, - обозреватель-международник, бывший посол России в Израиле Александр БОВИН.

- Поводом для обострения  ситуации в Израиле и Палестине  стал, как помнится, поход Ариэля  Шарона на Храмовую гору. Если  бы он туда не пошел, может, сейчас все было бы по-другому?

- Трудно сказать, что было бы, если бы не…Вряд ли это был  лучший поступок в жизни Шарона.<…>

- Что вы думаете о  дальнейшей политической судьбе  Арафата?

- Как в анекдоте. Или Арафата  убьют, или не убьют. Если убьют, то все понятно, а если не убьют, то есть два варианта. Или он останется в Палестине, или он не останется в Палестине. Если он останется в Палестине, то его все равно убьют. А если не останется, то будет жить где-нибудь, деньги у него есть…Но в любом случае то, что происходит сейчас, - конец его политической карьеры. Он много катастроф пережил, он вообще чрезвычайно живучий, но эта, похоже, последняя.

(МК, 18.04.02)

  • Интервью «Бермудский пятиугольник», как и рассмотренное          выше

интервью газеты «Труд», относится по форме к проблемным интервью-диалогам. Это характеризуется наличием зачина, в котором обозначены основные  темы разговора и социальный статус собеседника, а также типом вопросов, заранее подготовленных журналистом. Но в отличие от рассмотренных выше проблемных интервью в газете «Труд», стиль которых строго нейтрален, здесь встречаются черты разговорного стиля в лексике как интервьюера, так и интервьюируемого. Такие интервью имеет свободную композицию.

Проблемные интервью значительно уступают в процентном соотношении  портретным интервью, которые и являются самыми  частоупотребляемыми на страницах газеты «МК».  Портретные интервью с популярным человеком – лицо «желтых» газет. Они печатаются под рубриками «Кинозвезда», «Телегазета», «Шоу-дива» и многими другими. Как правило, героями бесед становятся эстрадные исполнители, кинозвезды, телевизионные ведущие, реже – политики. Часто зачин представляет собой краткую биографию и творческий путь интервьюируемого:

Информация о работе Стилистика современного газетного интервью