Стилистика современного газетного интервью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 22:20, дипломная работа

Краткое описание

Среди огромного разнообразия публицистических жанров интервью выделяется своей активностью и частотностью употребления. В прессе начала ХIХ века уже появляются материалы, оформленные в форме вопросов и ответов, закладываются основные черты, характеризирующие интервью: определенные типы вопросов, формулы вежливости, риторические и стилистические фигуры и так далее. Интервью как жанр претерпел ряд изменений, касающихся стилистики, типологии, характера функционирования, что в значительной степени определяется социальным контекстом.

Вложенные файлы: 1 файл

interview.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Родился 21 января 1960 года в г.Алмалык Узбекской ССР. По окончании Щепкинского училища работает в Москве. В 1991-м, после выхода фильма «Виват, гардемарины!» признан лучшим актером года журналом «Советский экран», а всеми советскими девушками – самым сексуальным мужчиной отечественного кинематографа. Начал сниматься в кино в

1976 –м («Рогон», «Гардемарины, вперед!», «Частный детектив, или  Операция «Кооперация», «Сердца  трех-2», «На Дерибасовской  хорошая  погода, на Брайтон-Бич опять идут  дожди», «Королева Марго», и др. Арт-директор клуба «Кино». Женат вторым браком. Двое детей.

(МК, 23.05.02)

Такие беседы имеют композицию импровизированной беседы, вопросы возникают спонтанно, по ходу интервью:

- Почему вы не выпускаете  альбомов?

- Вот сейчас сделала альбом, потратила на его запись и раскрутку как минимум раз в пять-шесть больше, чем дилеры предлагают.

- А почему они так  занижают?

- Потому что пираты держат весь рынок, они оборзели, им никто не указ. Они что хотят, то и делают. Они имеют власть, и никто с ними не в состоянии бороться.

(МК, 18.04.02)

Использование разговорной и сниженной лексики в любых публикуемых материалах, вне зависимости от тематики и жанра является характерной чертой  «желтой» прессы.

Поскольку портретные интервью ориентируются главным образом на личность человека, то это должны быть по большей части вопросы, ответы на которые  характеризовали бы данную персону.

При подготовке к интервью журналист составляет основные вопросы, целью которых является получение наиболее важных сведений. Однако в реальной ситуации интервьюируемые часто уходят от ответа.  В таком случае с помощью зондирующих вопросов и анализа поведения собеседника журналист сможет определить причину неудовлетворительного ответа  и задать ряд дополнительных вопросов с тем, чтобы получить необходимые сведения, на которые был рассчитан основной вопрос. Чаще всего зондирующие и дополнительные вопросы не готовятся заранее, а возникают по ходу беседы, а так же в тех случаях, когда возникает неожиданно новый поворот темы или новая тема разговора:

- Как  реагируете, когда вас узнают на улицах?

- Трудно. Начинаю раздражаться  и внутренне и внешне. Знают  не меня самого, а некий образ, знакомый давно. Отношение ко  мне сформировано публичностью  актерской профессии. Поэтому я  говорю себе: «Надо быть тем, кем тебя хотят видеть». Но в этот момент моя сущность начинает бороться с моим экранным имиджем: я раздражаюсь, позволяю своему собирательному герою нелицеприятные выпады.

- Поклонницы утомляют?

- Уже нет. Толпы поклонниц меня  осаждали в начале 90-х. Это была какая-то мания, фобия!<...>

- Наверное, приятно?

- Нельзя сказать, что это приятно  или неприятно – это неизбежность.<...>

(МК, 23.05.02)

Цель таких вопросов – проверить, обладает ли интервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претендует, теми чувствами, о которых рассказывает, это своеобразная проверка поступающей информации на достоверность.

Но успех интервью обеспечивается не только характером вопросов, но и их неординарностью. Именно  наличие этого качества в вопросах «провоцирует» неординарность ответов, способных проявить характер героя текста:

- Ты ведь когда-то мечтал стать солдатом, а в результате оказался в самой гуще шоу-бизнеса. А говорят, что богема и армия – две вещи несовместимые.

- Три мечты, три профессии будоражили мое детское воображение – солдат, водитель такси и каменщик <...>

(МК, 16.05.02)

Иногда журналист смешивает несколько вопросов в одном, так как пытается подсказать собеседнику ход размышлений, и тогда эта совокупность вопросов превращается в подсказ:

- Во многих городах вы открываете центры психологической помощи разведенным женщинам. Решили освоить новый вид бизнеса?

(МК, 25.04.02)

Жанр интервью необычайно популярен особенно в массовых изданиях, причиной тому является стремление облегчить восприятие информации читателям. Внимание читателя привлекает  оформление интервью – графически выделены реплики журналиста и его собеседника. Тенденцией последних десяти лет являются новшества в оформлении некоторых репортажей и очерков – при описании какого либо из действующих лиц репортажа в начале абзаца пишется выделенное графически имя человека, о котором идет речь, таким образом, создается иллюзия, что перед глазами жанр интервью.

 

§ 4. «МК в Коми» - региональное приложение газеты «Московский Комсомолец».

«Московский Комсомолец в Коми» – региональное приложение газеты «Московский Комсомолец». Располагается на 2, 3, 12, 14 страницах «Московского Комсомольца», сохраняет графически стиль московского издания – использует одинаковые шрифты, оформление и названия некоторых рубрик, например, «События недели» (с пометкой «Республика»). Основную долю материала МК в Коми составляют информационные жанры: заметки и интервью.  Интервью, публикуемые в каждом номере под рубрикой «Звезды говорят» с Анной Полажаевой, занимают 14 (до мая 2002 года – 12) страницу. Тематика этих интервью привычна и обыкновенна для газет «желтой прессы» - личная жизнь популярных людей (посетивших, в частности, республику Коми).

Характером интервьюируемого, его манерой общения определяется речевое поведение автора. Оно может быть как подчеркнуто вежливым, так и несколько отклоняющимся от нормы. В зависимости от выбранного речевого поведения подбираются соответствующие вопросы:

- Здравствуйте, Андрей Сергеевич. Мы рады, что вы нашли время и посетили сыктывкарскую студию «Русского радио». Вы известный человек и поэтому частый гость радиостанций, в том числе и коммерческих. Как вы относитесь к тому, что большинство станций теперь стремятся перейти на коммерческий уровень?

- Как можно относится к этому, когда мы живем в стране, где нужно зарабатывать деньги? <…>

- Какая музыка интересует  известного кинорежиссера?

(МК в Коми, 23.04.02)

Андрей Кончаловский – герой данного интервью, знаменитый режиссер, человек, старше интервьюера на несколько десятков лет. Эти факторы определяют поведение журналиста – сдержанный тон, использование подготовленных вопросов, вопросов-комплиментов. Это, в свою очередь, определяет выбор свободной композиции беседы. 

В отличие от  предыдущей беседы, интервью с Владимиром Фонаревым (ди-джеем Фонарем) ведется в форме импровизированной беседы:

- Фонарь, поздравляем: наконец-то твоя гастрольная география расширилась и до Сыктывкара.

- Да, я, честно говоря, здесь ни  разу не был, но мне очень  приятно. Я на прошлой неделе  играл в Ухте – там очень гостеприимные ребята. Сегодня мы вместе в большой компании здесь, в клубе «Релакс». Я рад, что моя работа позволяет мне путешествовать, знакомиться с людьми и видеть разные города.

- Несколько часов назад  здесь, в СКЦ, выступала группа  «Динамит»…

- Да, я знаю, мы вместе прилетели  на самолете. Довольно-таки неплохо  с ними знаком.

- Перспективные ребята  на твой взгляд?

(МК в Коми, 23.05.02)

При помощи  вопросов, возникающих по ходу беседы, создается иллюзия живой беседы.

Встречаются интервью, в которых участвуют сразу несколько человек. Например, интервью с группой «Динамит». В таких случаях реплики героев маркируются именем и фамилией говорящего, а в дальнейшем – инициалами:

- Юрий Шамильевич, вы не первый раз в нашей республике. Это правда, что вы отбывали наказание под Печорой за валютные махинации?

Юрий Айзеншпис: - Не за валютные махинации, а за нарушение правил валютных махинаций. <…>

- Говорят, вы очень неуравновешенный человек и иногда можете наградить своего оппонента в лучшем случае крепким словцом, в худшем – устроить ему публичный скандал. Я слышала историю, как вы несколько лет назад ходили с Сашей в ресторан, где устроили ругань, потому что вам не оставили лучшего столика. Вы действительно такой сложный, неуравновешенный человек?

Ю.А. – Видите, я даже удивился. Это неправда. Разве я похож на такого человека, который может?..

Леонид Нерушенко: - Ударить охранника!

Илья Зудин: - Врут.

(МК в Коми, 09.05.02)

Такие беседы, как правило, очень динамичны (каждый из участников торопится высказаться) и ведутся в непринужденной обстановке.

Как показал анализ, стилистика портретных интервью, которые являются ведущим типом интервью в региональном приложении МК в Коми, отвечает требованиям «желтой» прессы. Журналист выбирает такое речевое поведение, которое в дальнейшем определит композицию беседы. Выбор речевого поведения, в свою очередь, зависит от социального статуса интервьюируемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жанровые модели газет «качественной» и «желтой» прессы различны и определяются выбором жанров и их типов, особенностями проявления авторского «я» и средств выражения.

Каждой газете свойственен определенный тип интервью: газете «Труд» – проблемное интервью с логической схемой «дело и человек в деле», газетам «Труд-7», «Московский Комсомолец», «Московский Комсомолец в Коми» – портретное интервью, в смысловом центре которого стоит личность интервьюируемого.

Для проблемного интервью, ведущего типа этого жанра в «Труде», характерны свободная композиция, при которой вопросно-ответные единства самостоятельны по отношению друг к другу, и нормированность языка как интервьюера, так и интервьюируемого. 

Портретные интервью газет «Труд-7», «Московский Комсомолец», «Московский Комсомолец в Коми» обладают сходными чертами, обусловленными стремлением журналиста создать иллюзию живого общения со «звездой», например, обязательными элементами  интервью подобного типа являются разговорная лексика и синтаксис,  наличие различного рода повторов, вопросов-переспросов, перебивов.

Композиционной особенностью интервью «Труда-7» и «Московского Комсомольца» можно назвать такой принцип сочетания реплик, при котором вопросно-ответные единства зависят друг от друга и образуют композицию импровизированной беседы. В приложении «Московский Комсомолец в Коми» композиция интервью и речевое поведение журналиста непосредственно обусловлены социальным статусом собеседника. Так, с Андреем Кончаловским журналист ведет себя предельно вежливо, использует стандартные фигуры вежливости, местоимение «Вы» и полное имя интервьюируемого, вопросы журналиста, как правило, подготовлены, лаконичны и стилистически нейтральны.

Рассмотренные признаки (тип интервью, речевой портрет интервьюера, виды вопросов, типы сцепления реплик) в совокупности дают представление об интервью в целом, которое в свою очередь определяет жанровую модель газеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л., 1971. 
  2. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка.  М., 1986.
  4. Русский язык: Энциклопедия. М., 1997.
  5. Словарь русского языка: В 4-х т. М., 1987     
  6. Словарь современного русского литературного языка: В 17-ти т. М.-Л., 1984-1965.
  7. THE ADVANCED LEARNER'S DICTIONARY OF CURRENT

     ENGLISH (Толковый словарь английского языка)/ Под ред. А.Хорнби.      

     Ставрополь, 1992.

  1. Басовская Е.Н. Лексико-семантический анализ текста как средство изучения языковой личности//Журналистика и культура русской речи. Вып.8. М.,1999.С.23-33.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  3. Бовин А. Профессия журналист//Журналист. 2001.№3.С.45-48.
  4. Бойкова Н.Г., Коньков В.И., Попова Т.И.Устная речь. Л.,1988.
  5. Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М.,1978.
  6. Вартанов А.Горячие пирожки//Журналист. 1997.№9.С.27-30.
  7. Винокур Т.Г.Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.,1993.
  8. Ворошилов В.В.Журналистика. СПб.,2000.
  9. Гальперин И.Р.Текст как объект лингвистического исследования. М.,1981.
  10. Голанова Е.И. О современном публичном диалоге//Поэтика: Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. М., 1996. С. 142-150
  11. Голанова Е.И. Публичный диалог вчера и сегодня (коммуникативно-речевая эволюция жанра интервью)//Русский язык сегодня. М.,2000. С. 251-259.
  12. Голанова Е.И. Устный публичный диалог: жанр интервью//Русский язык конца XX столетия. М.,2000. С.  427-453.
  13. Голанова Е.И.Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности//Русский язык: исторические судьбы и современность. М.,2001. С. 251.
  14. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001.
  15. Гусельникова Н.В. «С улыбкой обо всем» - хорошо, но без ошибок – лучше (обзор материалов «МК»)//Журналистика и культура речи. Вып.2.М.,1997. С.78-93.
  16. Дмуховский М.Б. Делал ли писатель Вайнер обрезание, или Чего не хватает нашей бульварной прессе// Журналист. 1998 №11-12.С.24-28.
  17. Еремина Л.И. Диалогизация как способ построения публицистического текста//Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М., 1987. С.166-196.
  18. Жанры советской газеты. М., 1972.
  19. Журавлев А.Ф. Опыт квантитативно-типологического исследования разновидностей устной речи//Разновидности городской устной речи. М., 1988. С.141-150.
  20. Журналистика – ХХ век: Эволюция и проблемы. Тезисы международной научно-практической конференции 24-25 апреля 1996 г. СПб., 1996.С.125-126.
  21. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.,1987.
  22. Казаринова Н.В.  Деловая беседа//Русский язык и культура речи. М., 2000. С.152-163.
  23. Каминская Т.Л. Сообщение информации в интервью посредством вопроса//Средства массовой информации в современном мире. СПб.,1999. С. 162-163.
  24. Капанадзе Л. К. Структура и тенденция развития электронных жанров. Жизнь языка. Сборник к 80-летию М. В. Панова. М., 2001. С.246-255.
  25. Ким М.Н. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения. СПб,1999.
  26. Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. М., 1997.
  27. Костомаров В.Г.Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М.,1994.
  28. Красильникова Е.В. О соотношении монолога и диалога//Поэтика: Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. М., 1996. С. 138-142.
  29. Кузнецова А.И. Осторожно: «звезды»!//Журналист.2000. №5. С.56-58.
  30. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.
  31. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1987.
  32. Маркелов П.О языке «желтой» прессы (студенты наблюдают и оценивают)//Журналистика и культура русской речи. Вып.3.М., 1997. С.21-27.
  33. Муратов А. Задай вопрос, и я скажу тебе, кто ты (незабываемые правила для интервьюера)//Профессия журналист.2000.№9.С.22.
  34. Основы творческой деятельности журналиста. CПб, 2000. 
  35. Плешаков Л. Интервью: проход по минному полю//Профессия журналист. 2001.№3.С.45-48.
  36. Попов Д.Б., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977.
  37. Попова Т.И. Телеинтервью в дискурсе экзистенциональных ценностей//Русский язык: исторические судьбы и современность. М.,2001. С.25.
  38. Публичный диалог: коммуникативный узус и новые жанровые разновидности//Русский  язык: исторические судьбы и современность. М., 2001. С. 251.
  39. Русский язык и культура речи. М., 2000.
  40. Савчук С.О. Об эволюции в системе жанров современной русской газеты//Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2001. С. 266-267.
  41. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М., 1996.
  42. Солганик Г.Я. Лексика газеты. Функциональный аспект.- М., 1981.
  43. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990.
  44. Тертычный А.А. Гипотеза – обманчивый союзник //Журналист. 2001. № 4. С.72-74.
  45. Толстой И.В., Светана С.В. Семантико-стилистический аспект публицистического текста //Журналистика и культура русской речи. Вып.3.М.,1997.С.30-41
  46. Флоря А.В., Липатова Е.Г. Некоторые типичные черты современной публицистики//Материалы ХХХ межвузовской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. Вып.24. Стилистика. Функциональные разновидности русского языка. СПб., 2001. С.40-44.
  47. Шаронов Н.А. О допустимой резкости в русских стратегиях ведения диалога //Фразеология в контексте культуры. М., 1999. С.58-62.
  48. Ширяев Е.Н. Что такое разговорный диалог? //Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2001.
  49. Шмелёв Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.
  50. Шмелёва Т.В. Кодекс речевого поведения //Русский язык за рубежом. М.,1983.№1. С.10-13.
  51. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М.,1998.
  52. Штатная Е.И. К вопросу о роли заголовочного комплекса в реализации коммуникативной интенции текста//Прагматика и типология коммуникативных единиц языка. Днепропетровск, 1989. С. 96-100.
  53. Щерба Л.В. О монологической и диалогической речи//Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 115-116.
  54. Якубинский Л.П. О диалогической речи//Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. С. 17-58.

Информация о работе Стилистика современного газетного интервью