Творческий путь М. А. Булгакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 10:40, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы - исследование особенностей осмысления проблемы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер Маргарита».
Данной целью определяется решение следующих конкретных задач:
проследить соотношение вечных ценностей в романе;
соотнести творческую работу М. Булгакова над произведением с исторической эпохой;
раскрыть художественное воплощение проблемы добра и зла через образы героев романа.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение - копия.docx

— 58.22 Кб (Скачать файл)

Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое противодействие, поднимая вопрос веры и безверия. Они дуалистичны. Добро для М. Булгакова - это не характеристика человека или поступка, а образ жизни, её принцип, за который  не страшно перенести боль и страдания. Очень важна и ярка мысль автора, произнесенная устами Иешуа: «Все люди добрые». То, что она высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат, то есть двенадцать тысяч лун назад, при повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает борьбу писателя и веру в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью. «Изменились ли эти горожане внутренне?» - прозвучал вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, очевидно, ощущается горькое «нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы». Основной свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает против людских пороков, самым тяжким из них считая трусость, которая порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры, и никчемность существования обезличенного индивидуализма.

Тема добра и зла  у М. Булгакова - это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение мистического зла в романе - воздать  каждому в соответствии с этим выбором. Главная ценность произведения состоит в том, что Михаил Афанасьевич  Булгаков считает только человека способным  преодолеть любое зло наперекор  обстоятельствам и соблазнам. Так  в чем же спасение непреходящих ценностей  по Булгакову?

Двойственность человеческой природы, при наличии свободной  воли человека, является единственным фактором порождения как добра, так и зла. В мироздании нет ни добра, ни зла как таковых, но есть законы природы и принципы развития жизни. Все, что дано для жизни человека, не плохо и не хорошо, но становится тем или другим в зависимости от того, как каждый из нас применяет данные ему способности и потребности. Какое из существующих в мире зол мы ни взяли бы, творцом его будет не кто иной, как сам человек. Поэтому мы сами творит свою судьбу и сами избираем свой путь.

Воплощаясь из жизни в  жизнь во всевозможных условиях, положениях и состояниях, человек, в конце  концов, выявляет свой истинный лик, выявляет или божественный, или демонический аспект своей двойственной природы. Весь смысл эволюции заключается  именно в том, что каждый должен показать, представляет ли он собой будущего бога или будущего дьявола, обнажая  одну из сторон своей двойственной природы, а именно ту, которая соответствовала  его устремлениям или в сторону  добра или в сторону зла.

Через судьбу Маргариты представляет Булгаков нам путь добра к самораскрытию  с помощью чистоты сердца с  горящей в нем огромной, искренней  любовью, в которой и содержится его сила. Маргарита у писателя - идеал. Мастер - носитель добра, потому что оказался выше предрассудков  общества и жил, руководствуясь душой. Но писатель не прощает ему страх, безверие, слабость, то, что он отступил, не продолжил борьбу за свою идею. Необычен и образ сатаны в романе. Зло  для Воланда - не цель, а средство справиться с людскими пороками и несправедливостью.

Писатель показал нам, что каждый человек творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она  будет или злая. Если творить добро, то зло навсегда покинет наши души, а значит, мир станет лучше и  добрее. Булгаков в своем романе смог охватить множество проблем, волнующих  всех нас. Роман «Мастер и Маргарита» - об ответственности человека за добро  и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных  путей, ведущих к истине и свободе  или к рабству, предательству  и бесчеловечности, о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.

 

 

Список использованной литературы

 

Акимов, В. М. Свет художника, или Михаил Булгаков против дьяволиады./ В. М. Акимов. - М., 1995.-160 с.

Андреев, П. Г. Беспросветье и просвет. / П. Г. Андреев. // Литературное обозрение.-1991. - № 5.- С.56-61.

Бабинский, М. Б. Изучение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в XI классе. / М. Б. Бабинский. - М., 1992.- 205 с.

Белый, А. Д. О «Мастере и Маргарите» / А. Д. Белый. // Вестник русского христианского движения. -1974. -№112.- С.89-101.

Боборыкин, В. Г. Михаил Булгаков. / В. Г. Боборыкин. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита: роман. / М. А. Булгаков.- Минск, 1999.-407с.

Галинская, И. Л. Загадки известных  книг. / И. Л Галинская. - М.: Наука, 1986.-345с.

Грознова, Н. А. Творчество Михаила Булгакова / Н. А. Грознова.- М., 1991.-234с.

Казаркин, А. П. Истолкование литературного произведения: вокруг «Мастера и Маргариты» М. Булгакова. / А. П. Казаркин.- Кемерово, 1988.-198 с.

Колодин, А. Б. Свет и во тьме светит. / А. Б. Колодин. // Литература в школе.-1994.-№1.-С.44-49.

Лакшин, В. Я. Мир Булгакова. / В. Я. Лакшин. // Литературное обозрение.-1989.-№10-11.-С.13-23.

Немцев, В. И. Михаил Булгаков: становление романиста. / В. И. Немцев. - Самара, 1990.- 142 с.

Петелин, В. В. Возвращение мастера: о М. А. Булгакове./ В. В. Петелин. - М., 1986.-111 с.

Рощин, М.М. Мастер и Маргарита./ М. М. Рощин. - М., 1987.-89 с.

Русская литература XX века: учеб. пособие/ под ред. В. В. Агеносова.-М., 2000.-167с.

Сахаров, В. Э. Сатира молодого Булгакова. / В. Э. Сахаров. - М.: Художественная литература, 1998.-203с.

Скорино, Л. В. Лица без карнавальных масок. / Л. В. Скорино. // Вопросы литературы. -1968.-№ 6.-С.6-13.

Соколов, Б. В. Булгаковская энциклопедия. / Б. В. Соколов.- М., 1997.

Соколов, Б. В. Роман М. Булгакова  «Мастер и Маргарита»: очерки творческой истории. / Б. В. Соколов.- М., 1991.

Соколов, Б. В. Три жизни  Михаила Булгакова. / Б. В. Соколов. - М., 1997.

Чеботарева, В. А. Прототип булгаковской Маргариты. / В. А. Чеботарева. // Литература в школе. -1998.- №2.-С. 117-118.

Чудакова, М. О. Жизнеописание М. Булгакова./ М. О. Чудакова.- М., 1988.

Янковская, Л. И. Творческий путь Булгакова. / Л. И. Янковская.- М.: Советский  писатель,1983.- 101с.

Яновская, Л. М. Треугольник  Воланда/ Л. М. Яновская. - М., 1991. - 137с.

 

С первых страниц читатель сразу улавливает в романе сатирические нотки, но, на мой взгляд, главное  в романе - философские проблемы: мысли о добре и зле, о неотвратимости наказания, о выборе каждого человека. Свой выбор делают в этом романе все: от Иешуа до Мастера. Каждый герой, хочет он того или нет, стоит перед проблемой выбора, он сам выбирает свой путь. От этого в дальнейшем зависит его жизнь. Но обратимся к роману, рассмотрев судьбы его героев.

Иешуа Га-Ноцри - булгаковский Иисус - в романе показан обычным человеком со своими страхами и слабостями. Мы можем даже сказать, что он слаб, если бы не его вера. Его сила состоит в том, что он выбрал свой путь и не отступил от него. Иешуа считал, что все люди на земле рождаются добрыми, лишь жестокое отношение может сделать человека жестоким. Он говорит так даже о тех, кто избил его, кто предал его, для него все люди добры, даже предатель Иуда, палач Крысолов. Иешуа произносит слова о будущем царстве “истины и справедливости”, но оставляет это царство открытым абсолютно для всех.

Понтии Пилат - полная ему  противоположность. Он наделен властью, его почитают и боятся. Но и он становится перед выбором. Сам Пилат  пытается сделать доброе дело, не порывая  со злом: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро. Он остается на стороне зла. Смерть невинного Иешуа становится непосильным грузом для совести Пилата, приводит его к раскаянию. Пилат в конечном счете понимает справедливость учения Иешуа Га-Ноцри и начинает действовать в его интересах (Понтий Пилат организует убийство Иуды). Но смерть Иуды не снимает бремени с совести прокуратора. Иешуа оказался прав. Не новое убийство, а глубокое искреннее раскаяние в содеянном в конце концов приносят Пилату прощение. Не только евангельские герои отвечают за свои грехи. К примеру, Берлиоз. Председатель МАССОЛИТа обречен на смерть, поскольку самонадеянно полагал, что его знания позволяют ему не только отрицать существование Бога и дьявола, но и вообще нравственные устои жизни. Для этого образованного редактора действительно нет ничего святого, и за это следует наказание.

М. А. Булгаков ставит Мастера, одного из главных действующих лиц, перед выбором — добро или  зло. Как и Понтий Пилат, Мастер оказывается на стороне зла, но не из-за трусости, а потому что им движут малодушие и слабость. Мастер не смог до конца вынести испытания, выпавшие на его долю. Он действительно не пошел ни на какие компромиссы в своем творчестве. Но в то же время отказался от борьбы за свое произведение и не смог больше творить. Мастер не готов бороться, ведь он — художник. Каждый должен быть самим собой. И Мастер, более чем кто бы то ни было, остался самим собой — воплощением безмерной силы и безмерной слабости творчества.

Но не все герои романа выбирают зло, руководствуясь страхом  и трусостью. Такой предстает перед нами Маргарита. Она берет на себя активную роль и пытается вести ту борьбу, от которой отказывается Мастер. Когда силы зла наделяют Маргариту сверхъестественными качествами -летать и быть невидимой — она использует это для мести. Только угроза гибели ребенка останавливает ее. Всепоглощающая любовь к Мастеру и ожесточение против окружающей лжи - основные черты булгаковской Маргариты. У нее нет веры, но эту веру в ней заменяет любовь к Мастеру. Мне кажется, что Маргарита, как и Иешуа, делает правильный выбор, хотя оказывается на стороне сил тьмы, потому что ее выбор никому не приносит горя и страдания. Маргарита в романе Булгакова стала прекрасным обобщенным поэтическим образом любящей женщины.

В романе “Мастер и Маргарита” никто не совершает грехов по подсказке. Свои грехи и преступления, большие  и малые, так же как и свой подвиг, каждый совершает сам, по собственному душевному побуждению. И каждый в  ответе за свои поступки.

 

 

 

Творческий путь М. А. Булгакова (1891 — 1940) проходил в непростые для  России годы. Это были годы великих  перемен — социальных, бытовых, религиозных. Булгаков был художником, остро осознающим свою ответственность за «весь распорядок жизни на земле». В своих произведениях  он стремился поднять проблемы общечеловеческие, проблемы нравственные. В последнем  своем романе «Мастер и Маргарита» Булгаков сумел подняться на новую  художественную высоту в изображении  проблем современности.

Борьба Добра и Зла  — одна из основных тем мировой  литературы на протяжении многих веков. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков наиболее полно раскрывает суть этой борьбы в диалоге Иешуа и Пилата. Перенося действие диалога на два тысячелетия назад, писатель указывает на историческую перспективу постановки проблемы. В то же время по некоторым психологическим и социальным «параметрам» собеседники скорее современники XX века, нежели люди, живущие в 30-е годы I века. Этим Булгаков подчеркивает актуальность проблемы в наши дни.

Иешуа Га-Ноцри — обычный человек, довольно слабый физически. Вместе с тем, это индивидуальность, человек высокого духа. Он свободен от власти патриархальной традиции, неважно, кто его родители, важно, что он — личность. Иешуа человек мысли, независимый от сословных и религиозных догм, он живет «своим умом». Он уверен в возможности человека изменить себя к лучшему, а следовательно, изменить к лучшему окружающий мир.

С точки зрения Булгакова, добро обретает свою истинную силу лишь при соблюдении некоторых условий. И условия эти нелегки.

Во-первых, добро не может  опираться на насилие, ведь насилие  — это обычный инструмент зла. Добро располагает собственным  оружием: доброжелательностью, готовностью  и желанием понять другого. За этим идут искренность, участие, отзывчивость, гибкость... Воспитать в себе эти качества — значит сделать первый шаг к добру. Во-вторых, добро — это самобытность мысли, широта культурного кругозора. В-третьих, добро — это труд и творчество, обращенные на благо людей. И, наконец, это величайшая нравственная стойкость, твердость в защите своей идеи, самоотверженность, воля.

Только все это, вместе взятое, есть оружие добра. Поэтому  добрым быть очень трудно. Добро  легко заменить подделкой, что нередко  и происходит. Но если оно все  же есть в человеческой личности —  оно всесильно. Ведь Иешуа — «бродяга», «слабый человек» — сумел перевернуть жизнь Пилата, «всемогущего правителя», прокуратора Иудеи. Он оказал воздействие и на других людей, с которыми встречался (в романе упоминаются Иуда из Кириафа, Левий Матвей).

Зло, по мнению Булгакова, —  это темные стихийные страсти, не вытесненные и не усмиренные человеческим началом. Зло — это проявление дочеловеческих атавизмов. Поэтому в определение «человека» зло Булгаковым не включается. Человек начинается там, где кончается зло. В романе Булгакова зло воплощается в образах «нечистой силы» (Воланд и его свита) и в ее «достижениях» (бал у Сатаны). В соответствии с философским замыслом романа автор идет дальше, показывая глубинный источник зла. Зло — это доисторический хаос первородного космоса. Добро — это обретенная миллионами лет развития способность человека познать себя и управлять собой.

Булгаков считал проблему Добра и Зла особенно важной. Ведь современная ему жизнь стала  одним из важнейших и острейших  моментов во всемирной истории человечества. С точки зрения масштабности перемен  в обществе современному человеку жить трудно. Но тысячелетия истории не должны пройти для него даром. У человека сегодняшнего есть великое благо  — сознание, знание, исторический опыт, память. И, по мнению Булгакова, человек  обязан продолжить традицию очеловечивания стихийных сил в себе и в  окружающем мире. Вот почему Добро  должно в конечном счете победить Зло.

Творческий путь М. А. Булгакова (1891 — 1940) проходил в непростые для  России годы. Это были годы великих  перемен — социальных, бытовых, религиозных. Булгаков был художником, остро осознающим свою ответственность за «весь распорядок жизни на земле». В своих произведениях  он стремился поднять проблемы общечеловеческие, проблемы нравственные. В последнем  своем романе «Мастер и Маргарита» Булгаков сумел подняться на новую  художественную высоту в изображении  проблем современности.

Борьба Добра и Зла  — одна из основных тем мировой  литературы на протяжении многих веков. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков наиболее полно раскрывает суть этой борьбы в диалоге Иешуа и Пилата. Перенося действие диалога на два тысячелетия назад, писатель указывает на историческую перспективу постановки проблемы. В то же время по некоторым психологическим и социальным «параметрам» собеседники скорее современники XX века, нежели люди, живущие в 30-е годы I века. Этим Булгаков подчеркивает актуальность проблемы в наши дни.

Информация о работе Творческий путь М. А. Булгакова