Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:10, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изучению творчества английского писателя Генри Филдинга, а также его роли его деятельности для Эпохи Просвещения. На первый взгляд может показаться, что данная тема не является весьма актуальной в рамках нашего времени, но на самом деле это не так. Она не утратила своего значения и сейчас. Хоть и с 18 века прошло не много ни мало 3 века, но проблемы остаются все те же. Филдинг описывает общество того времени. На страницах его работ показаны порок и добродетель, люди, причем как хорошие, так и плохие. Здесь же можно найти и политические вопросы Эпохи Просвещения, которые есть и в настоящем. Все это – опыт прошлого, и он может помочь решить проблемы современности.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1: Эпоха Просвещения………………………………………...5
Глава 2: Жизненный путь Филдинга………………………………....7
Глава 3: Произведения Филдинга, черты Просвещения в них….....10
Глава 4: Основные характеристики творчества Филдинга…….......24
Глава 5: Роль творчества Филдинга…………………………………29
Заключение……………………………………………………………31
Список использованных источников………………………………..33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Эпоха Просвещения………………………………………...5
Глава 2: Жизненный путь Филдинга………………………………....7
Глава 3: Произведения Филдинга, черты Просвещения в них….....10
Глава 4: Основные характеристики творчества Филдинга…….......24
Глава 5: Роль творчества Филдинга…………………………………29
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………..33
Введение
Данная курсовая работа посвящена изучению творчества английского писателя Генри Филдинга, а также его роли его деятельности для Эпохи Просвещения.
На первый взгляд может показаться, что данная тема не является весьма актуальной в рамках нашего времени, но на самом деле это не так. Она не утратила своего значения и сейчас. Хоть и с 18 века прошло не много ни мало 3 века, но проблемы остаются все те же. Филдинг описывает общество того времени. На страницах его работ показаны порок и добродетель, люди, причем как хорошие, так и плохие. Здесь же можно найти и политические вопросы Эпохи Просвещения, которые есть и в настоящем. Все это – опыт прошлого, и он может помочь решить проблемы современности.
Цель данной работы – определение основных мотивов и идей в литературных произведениях автора, исследование его трудов на предмет выявления просветительских идеалов и концепций.
Мною была предпринята попытка проследить жизненный путь писателя, осветить его основные произведения, раскрыть их подлинный смысл, описать характерные для автора манеры и стиль написания работ.
Объектом изучения является Филдинг как автор, а предметом – его творчество, важность его литературной деятельности для своей эпохи.
В 1 главе своей работы я опишу основные просветительские тенденции и идеи, которые господствовали в то время, чтобы можно было обнаружить их в трудах автора.
Во 2 главе я рассмотрю биографию Филдинга, чтобы разобраться в том, что повлияло на карьеру писателя, какие события произошли в его жизни, что определили его литературную деятельность.
В 3 главе я изучу работы автора, выявлю в них черты Просвещения.
В 4 главе я установлю основные характеристики произведений, доминирующие идеи и мотивы.
В 5 главе я обращу внимание на роль творчества Филдинга, причем как в рамках Эпохи Просвещения, так и в целом.
Глава 1: Эпоха Просвещения
Эпоха Просвещения – важная часть истории
европейской культуры. Она началась приблизительно
во второй половине XVII века и закончилась к концу XVIII. Просвещение
затронуло многие страны. Среди них особенно
выделяются Англия и Франция.
Развиваются научные и философские мысли, становятся популярны культ разума и свободомыслие. Появляются представления о естестве, о правах, данных человеку природой, возникают естественные законы и права, естественная религия. «Свобода, равенство, братство» - вот главный лозунг того времени. Отвергается несправедливость, не признаются внешние авторитеты, защищаются просвещение и самоуправление.
В литературе Эпохи Просвещения наблюдались политические, общественные идеи — прогресса, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиозной терпимости.
У основных концепций этой эпохи был общечеловеческий характер.
Господствовало убеждение, что человека можно изменить к лучшему, рационально преобразовав общество и отношения внутри него. Также была уверенность в том, что человек способен к нравственному совершенствованию, надо лишь дать ему правильное образование и воспитание.
Центральным явлением литературной жизни Просвещения были философская повесть и роман, прежде всего — роман воспитания. Именно в них просветительская тенденциозность, пафос преобразования человека, назидательность находят наиболее яркое выражение.
В разных странах Просвещение получило различный характер.
В Англии, откуда родом Филдинг, оно шло за революцией, за промышленным переворотом, поэтому не получило такого сильного развития, как, например, во Франции. Главной идеей был компромисс между буржуазией и бывшими феодальными землевладельцами. Также было отмечено стремление примирить природу человека и общество. Ставился вопрос о согласовании интересов частного индивида с интересами общества.
Глава 2: Жизненный путь Филдинга
Родился Филдинг в 1707 году. Получил среднее образование в Итоне. Литературная карьера началась в Лондоне. В 1728 году он отправился в Лейден, чтобы изучать классическое искусство и право в университете. Позже, не доучившись, пытаясь заработать денег на жизнь, Филдинг возвращается в Лондон, и пытаяся добыть средства к существованию, он становится драматургом.
Он начал писать для театра. Он писал на острые политические темы, критиковал правительство и коррупцию, тогдашнего премьер-министра. В результате в 1737 году был принят Закон о театральной цензуре. Из-за этого ему пришлось бросить занятия драматургией.
В 1737 году Филдинг поступил студентом в Темпль и в 1740 году получил звание адвоката.
После этого он служит судьей в одном из районов Лондона до конца жизни и отличается безукоризненной честностью: к нему не смели обращаться с предложением взяток. Должность, которую занимал Фильдинг, была очень значительна и отнимала много времени. Автор отдался новому делу с невероятным упорством и стремлением проникнуть в суть проблемы, которые отличали его как литератора. Он не только председательствовал в суде, но и руководил полицией и сам проводил следствие по наиболее важным делам.
По роду своей деятельности он часто наблюдал ужасавшие его картины народной нужды, растущего пьянства бедняков, многие впечатления отразились потом в его романах.
Филдинг и его семья часто претерпевали периоды бедности, но им помогал его богатый друг и благодетель Ральф Аллен, который по-видимому является прообразом сквайра Олверти в романе «История Тома Джонса, найденыша».
Филдинг никогда не прекращал писать сатиры как политические, так и на современное ему искусство и литературу.
Позже Филдинг начинает писать романы. Началось с того, что он написал произведение «Шамела», пародию на «Памелу» Ричардсона.
После этого в 1742 году появился роман «Джозеф Эндрюс», в котором идет рассказ о брате Памелы, Джозефе.
В 1743 году выходит «История жизни покойного Джонатана Уайлда Великого». Некоторые считают, что этот роман был первым и предшествовал «Шамеле» и «Джозефу Эндрюсу». Это сатира на Уолпола, премьер-министра того времени, которая проводит параллель между Уолполом и Джонатаном Уалдом, известным главарем банды и разбойником. Он косвенным образом сравнивает партию вигов в Парламенте с бандой воров, которыми руководил Уолпол.
В 1749 году в свет выходит лучшая его работа – «История Тома Джонса, найденыша» — это плутовской роман, который рассказывает о том, как найденыш достиг успеха.
А в 1751 году выходит его роман под названием «Амелия», который на волне успеха «Тома Джонса» был почти сразу раскуплен, хотя и не имел того успеха.
Жена Филдинга, Шарлотта, послужила прототипом героинь в романах «Том Джонс» и «Амелия».
Позже здоровье автора стремительно ухудшается, и для лечения он в 1754 году уезжает в Португалию.
Двумя месяцами позже 8 октября 1754 он умирает в Лиссабоне.
Глава 3: Произведения Филдинга, черты Просвещения в них
Генри Фильдинг является одним из лучших романистов драматургов и сатириков Эпохи Просвещения. Максим Горький писал о нем: «творец реалистического романа, удивительный знаток быта страны и крайне остроумный писатель».
Пуританизм XVIII века характеризуется сочетанием политической консервативности с религиозным ханжеством. Вопрос об отношении к пуританизму стал главным в идеологической борьбе среди просветителей.
Свифт, Филдинг, Смоллетт образуют антипуританское течение внутри английского просветительства. Они стремятся воспитать людей, критикуя социально-политические недостатки современного им общества. Они действовали в целях и интересах народных масс, которые страдали от притязаний, как со стороны феодалов, так и со стороны буржуазии. Добиться результатов они хотели с помощью своей моральной проповеди.
Широкая писательская известность Ф. основывается не на его драматургии и публицистике, а исключительно на трех больших его романах: «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга мистера Абрахама Эдамса» (1742), «История Тома Джонса, найденыша» (1749) и «Амелия» (1751), к которым следует присоединить также его сатирическую повесть «История жизни покайного Джонатана Уайльда Великого».
В 1728 году на свет появляется поэма "Маскарад" – первое произведение юного Филдинга, в котором он издевался в ней над пустотой и праздностью английской аристократии, над ее излюбленным увеселением – маскарадами.
В том же году году Филдинг в театре ставится его первая комедия - "Любовь в различных масках". Мысль в основе комедии, ставит ее в один ряд с будущими зрелыми произведениями автора. В пьесах разоблачается притворство в любви ради выгоды. Здесь пропагандируется мысль о том, что подлинное чувство несовместимо с корыстью.
Позже Филдинг оправляется в Голландию, где он ставит комедию "Щеголь из Темпля". Она свидетельствует о росте мастерства автора.
"Политик из кофейни, или Судья в ловушке" – еще одна комедия, написанная Филдингом в начале своего творческого пути. В центре комедии сатирический образ судьи Скуизема, мошенника, взяточника. Он беспощаден к бедным и снисходителен к богатым. Он является воплощением лицемерия и ханжества. Эти черты характерны для всего английского буржуазного общества.
Среди отрицательных персонажей можно также выделить констебля Стаффа, который приводит клиентов к себе в дом, являющийся местом предварительного заключения, и наживается на них, Политика, который помешан на чтении газет и рассуждениях на политические темы и ломает голову над вопросами международной политики, но не видит реальных проблем.
Но здесь же есть и положительные персонажи: героиня пьесы Хиларет и окружающие ее молодые люди – Констант, Рембл и Сотмор . Они любят жизнь и борются за свои права. К ним принадлежит и добродетельный судья Уорти.
Сатирическая драматургия Фильдинга достигает вершины в трех политических комедиях: "Дон Кихот в Англии", "Пасквин" и "Исторический календарь за 1736 год".
Их появление связано политической ситуацией в стране. Премьер-министр Уолпол активизировал свою хищническую финансовую политику. Его закон об акцизе вызвал массовые беспорядки, в результате чего ему пришлось отступить. Но от своей финансовой политики он не отказался и продолжал вводить новые налоги.
В пьесе "Дон Кихот в Англии" Филдинг обличает коррупцию, царившую в Англии во время выборов в парламент. Писатель делает героем своей пьесы знаменитого рыцаря-мечтателя – Дон Кихота.
Его устами автор выражает возмущение ужасным общественным строем, при котором "богатства и власть стекаются в руки одного ценою гибели тысяч". Он говорит о несправедливости английского законодательства: "Коли бедняк украдет у дворянина пять шиллингов - в тюрьму его! Знатный же безнаказанно может ограбить тысячу бедняков - и останется в собственном доме".
Филдинг в лице Дон Кихота предлагает "естественный" порядок природы, при котором все люди должны трудиться, а "сквайры должны были бы засевать поля, а не вытаптывать их копытами своих лошадей".
Сатирическая линия
"Пасквина" продолжает линию "Дон
Кихота в Англии", которая
теперь связывается с
Следующая комедия "Исторический календарь за 1736 год" представляет вершину социально-политической сатирической драматургии Филдинга и английского Просвещения. Автор показывает все достопримечательные события 1736 года. Пьеса состоит из пяти сцен: сцены политиков, сцены светских дам, сцены аукциона, сцены в театре и сцены "патриотов".