Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:10, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена изучению творчества английского писателя Генри Филдинга, а также его роли его деятельности для Эпохи Просвещения. На первый взгляд может показаться, что данная тема не является весьма актуальной в рамках нашего времени, но на самом деле это не так. Она не утратила своего значения и сейчас. Хоть и с 18 века прошло не много ни мало 3 века, но проблемы остаются все те же. Филдинг описывает общество того времени. На страницах его работ показаны порок и добродетель, люди, причем как хорошие, так и плохие. Здесь же можно найти и политические вопросы Эпохи Просвещения, которые есть и в настоящем. Все это – опыт прошлого, и он может помочь решить проблемы современности.
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1: Эпоха Просвещения………………………………………...5
Глава 2: Жизненный путь Филдинга………………………………....7
Глава 3: Произведения Филдинга, черты Просвещения в них….....10
Глава 4: Основные характеристики творчества Филдинга…….......24
Глава 5: Роль творчества Филдинга…………………………………29
Заключение……………………………………………………………31
Список использованных источников………………………………..33
Имя Филдинга не случайно названо Всемирным Советом Мира в числе крупнейших представителей литературы. Любовь к народу, его страстное обличение своекорыстия собственнических классов, разоблачение английской государственной системы, насмешка над лицемерием и пуританским тартюфством, делают Генри Филдинга писателем, дорогим не только английскому народу, который вправе гордиться таким великим сыном, но всему прогрессивному человечеству.
Филдинг остро ощутил неудачу "Амелии". Он заверил публику, что больше не будет писать романов.
Глава 4: Основные характеристики творчества Филдинга
Проблема человеческой природы — основная проблема для всего буржуазного просветительства XVIII в. — занимает центральное место и в творчестве Филиднга, в особенности в «Томе Джонсе», наполняя его романы новым морально-философским содержанием. «Природа человека сама по себе далеко не плоха, — говорит один из персонажей Филдинга. — Плохое воспитание, плохие привычки и обычаи развращают нашу природу и направляют ее к пороку. За порочность нашего мира ответственны его правители, в том числе, я боюсь, и духовенство» («Амелия», кн. IX, 5). Таким же просветительским оптимизмом дышат и заключительные страницы беседы Тома Джонса с Горным отшельником («Том Джонс», кн. VIII, 15), где Том Джонс со всем пылом своей молодости противопоставляет человеконенавистничеству своего хозяина глубоко оптимистическую веру в человеческое достоинство.
Как для деятеля Эпохи Просвещения Филдингу было крайне важно отразить естественность человека и его природу, воплотить в живые образы положительный демократический. Эта идея являлась центральной. Это мы можем заметить в его романах, которые он называл «комическими эпопеями в прозе».
Филдинг утверждал всерьез занимавшую его мысль о том, что истинное достоинство человека проявляется не в себялюбивой заботе о собственной нравственной непогрешимости, а в человеколюбии, в отзывчивости к судьбе других.
Настоящие герои – это люди, следующие своей природе, естественным моральным принципам, великодушным побуждениям, например Джозеф Эндрюс и его невеста Фанни.
«Комические эпопеи в прозе» (как новый тип большого прозаического повествования) родились в пылу литературной полемики, включавшей в себя и глубокие этические проблемы времени.
Филдингу удалось в его «комических эпопеях» воскресить и воспроизвести радостную, жизнелюбивую стихию искусства Возрождения.
В своих «комических эпопеях» Филдинг смотрит на мир глазами оптимиста, так как верит в чистоту и благородство человеческой природы и в то, что пороков можно избежать или избавиться от них.
Логическая стройность композиции (присущая в особенности «Истории Тома Джонса, найденыша»), ироикомические пародийные пассажи, другие античные аллюзии свидетельствовали о знакомстве Филдинга с эстетическими достижениями классицизма, в частности Мольера, которого он, в бытность драматургом, перелагал на английский лад для отечественной сцены и на которого ссылался и в «Томе Джонсе».
Филдинг не боится упреков в низменности, обильно вводит элементы обыденной жизни. Он также против предвзятых правил нормативной эстетики. Он называет себя «творцом новой области в литературе», и вводит новые законы. Таким образом, он показывает людей такими, какими они есть на самом деле, их сущность. Он уходит от клише и стандартов, изображает все, даже то, что может казаться недостойным другим авторам. Главное, чтобы все эти детали соответствовали общей идее и задумке автора.
Писатель смеется над возвышенной риторикой, обильным использованием метафор, сравнений, повсеместным использованием героев античности, их богов, над другими помпезными стилистическими приемами. Начинает он главу, используя эти самые приемы, а потом переходит на простой нормальный человеческий язык.
В изображении характеров своих эпизодических отрицательных персонажей Филдинг (как и Смоллетт) зачастую пользуется приемами сатирического гротеска. Но характеры главных его персонажей достаточно сложны. Их внутренний мир очень богат и раскрывается последовательно на протяжении всего произведения через поступки и действия героев.
Различия и противоречия между тем, что кажется (видимость) и тем, что происходит на самом деле (сущность) присутствовали в «Джонатане Уайльде», и в «Джозефе Эндрюсе». Эта же идея, заложена в «Истории Тома Джонса, найденыша».
Филдинг считает, что главная добродетель нравственной личности –природная склонность к добру, имеющая право на ошибку. Развить эту склонность – задача разумного, естественного воспитания. Естественной человечностью обладает уже Джозеф Эндрюс, но в полной мере романный герой проявит себя в «Истории Тома Джонса, найдёныша» (1749), где Филдинг дал законченную форму просветительскому роману.
В сочинениях Филдинга можно увидеть радикально-демократические тенденции Просветительства. Он представлял второй период просвещения в Англии, а его романы — это вершина его творчества.
Друзья и родственники автора частично служили прототипами героев его романов. Так Олверти — отчасти Джордж Литтлтон, школьный товарищ писателя, много ему помогавший, отчасти Ральф Аллен, добрый гения семьи автора, а Софья Вестерн – это жена Филдинга.
Филдинг создает так называемый просветительский воспитательный роман. Автор смотрит на мир с иронией. В нем нет идеальных людей, но это не значит, что все человечество плохое. Совершенной доброты не бывает, но уже присутствия доброты в человеке достаточно, чтобы оправдать его существование и существование мира.
Особое место в романах занимают пространные авторские суждения (в форме обращений к читателю), в которых развёрнута просветительская программа реалистического искусства. Автор высказывает свое мнение на различные темы, такие как религия, литература, философия, нравственность, временами пропускает большие периоды времени, так как за это время не случилось ничего важного или значительного. Здесь он также рассуждает о событиях, происходящих в его романах, о героях и их жизненной ситуации, об их поступках и даже часто на время вытесняет этих самых героев. Он ввел в повествование всезнающего, всевидящего автора, который время от времени охотно вступает в беседу с читателями, высказывает свои взгляды на жизнь и искусство. Это вторжение автора на авансцену повествования, напоминало аналогичные приемы драматургии Филдинга.
Филдинга вдохновляли идеи Эпохи Просвещения, господствующие в то время. Одна из них – это пагубное влияние и цивилизации на человека, его природу, характер. Так в «Томе Джонсе» также высказываются идеи о развращающем влиянии городов и приятной неиспорченной естественности деревни.
Филдинг писал и во многих различных жанрах своего времени и достиг в этом успехов. Он писал «балладные оперы» и пьесы, которые являлись острыми политическими комедиями с долей иронии и сатиры, написал роман-памфлет («История Джонатана Уайльда Великого»), роман-пародию («История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абрахама Адамса»), создал образцы семейно-бытового, любовно-психологического, социально-психологического романа.
Глава 5: Роль творчества Филдинга
Филдинг – один из лучших писателей своего времени. В его произведениях можно наблюдать просветительские идеи, которые повлияли на его современников и последователей.
Взгляды Филдинга на цели, задачи и возможности просвещения, черты которых отражены в его прозе (предисловия и «вводных главы) сыграли важную роль в развитии эстетики реализма. Значение введения реалистических черт в творчестве автора огромно. Он писал о том, о чем другим авторам казалось писать недостойно, о том, что казалось лишь прозой обыденного существования. Все это представляет интерес и в наши дни.
Филдинг творец нового литературного жанра — «комического эпоса в прозе». Его действие широко и развернуто, он охватывает гораздо более многочисленные и разнообразные характеры».
Автор держится с читателем по-приятельски, делится своими намерениями, заручается поддержкой. Образ "друга-читателя" – огромная победа Филдинга, неоценимо ее значение для судеб европейского романа.
Воспитательно-публицистическое значение литературы этого выдающегося писателя очень важно. Автор борется с социальными злоупотреблениями, человеческими пороками и лицемерием.
Бернард Шоу писал: "В 1737 году Генри Филдинг, величайший из всех профессиональных драматургов, появившихся на свет в Англии начиная со средних веков до XIX века, за единственным исключением Шекспира, посвятил свой гений задаче разоблачения и уничтожения парламентской коррупции, достигшей к тому времени своего апогея. Уолпол, будучи не в состоянии управлять страной без помощи коррупции, живо заткнул рот театру цензурой, остающейся в полной силе и поныне. Выгнанный из цеха Мольера и Аристофана, Филдинг перешел в цех Сервантеса; и с тех пор английский роман стал гордостью литературы, тогда как английская драма стала ее позором".
Шоу хотел подчеркнуть инициативную роль Филдинга - как первого большого английского драматурга-просветителя, как создателя английской политической комедии, как достойного соратника и последователя Свифта в сатирическом жанре.
Под влиянием Филдинга создался тот континентальный тип романа воспитания, который представлен Виландом, Вецелем, Гиппелем и Жан-Полем.
Заключение
В ходе данной работы я изучил творчество Генри Филдинга, его биографию, основные концепции и идеалы и Эпохи Просвещения, которые также можно встретить в работах автора. Я описал основные произведения писателя, а также исследовал основные черты, и произведений. Я проследил его жизненный путь и показал, какие события определили его карьеру.
Я изучил основные работы автора, начиная с менее известных, таких как поэма «Маскарад», комедии «Любовь в различных масках» и «Щеголь из Темпля», и заканчивая наиболее популярными, такими как романы «История жизни покойного мистера Джонатана Уайльда Великого», «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абрхама Адамса», «История Тома Джонса, найденыша», «Амелия». В этих произведениях я выявил основные идеи Просвещения, которых придерживался сам писатель.
Далее я установил стиль написания работ автором и доминирующие мотивы. В результате я выяснил, что Филдинга интересуют проблемы человеческой природы, доброта и отзывчивость людей, естественность. Для его произведений характерна логическая стройность композиции. Также можно наблюдать, что особое место в романах занимают пространные авторские суждения. Писатель ведет с читателем беседы на разные темы, говорит о религии и политике, обсуждает действия и поступки героев. Еще можно заметить, что прототипами некоторых персонажей послужили родственники и друзья литератора.
Филдинг сыграл огромную роль в Эпохе Просвещения. Он писал политические сатиры, боролся против коррупции и продажного правительства, во главе которого стоял Уолпол. Автор внес неоценимый вклад в мировую литературу. Он является создателем такого жанра, как «Комические эпопеи в прозе», он был одним из первых, кто высказывал свое мнение, делал замечания и высказывался на разные темы в своих произведениях.
Он также оказал огромное влияние на своих последователей и, хотя они не добились особого успеха и не развили идеи писателя в полной мере, имя Филдинга навсегда останется в истории и его запомнят как одного из величайших просветителей, авторов, сатириков и романистов XVIII века.
Список использованных источников
1) Харитонов В. Разный Филдинг. М.: Художественная литература, 1989
2) Роджерс П. Генри Филдинг. Биография. Перевод, послесловие и комментарий В.Харитонова. М.: Радуга, 1984
3) Бахтин М.М. Слово в романе. Гл. V. Две стилистические линии европейского романа // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: 1975. С. 178–233.
4) Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения. М.: 1966.
5) С.С.Микульский. Генри Филдинг – великий английский пpосвeтитель Генри Филдинг. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. М.: ГИХЛ, 1954
6)Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. М.: Художественная литература, 1973.
7) Генри Филдинг. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1989 г.
8) Генри Филдинг. Амелия. Серия "Литературные памятники". Издание подготовил А. Г. Ингер. М.: Наука, 1996
9) Верцман И. Генри Филдинг, великий просветитель и гуманист, Новый мир, 1954, N 10;
10) Кагарлицкий Ю. Великий роман и его создатель // Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. Часть первая. М.: Правда, 1982. С. 3-18.
11) Бернард Шоу Б. "Приятные и неприятные пьесы", 1898
12) Фильдинг Г. Комедии / Г. Филдинг. М.: Искусство, 1954. - 346 с.
13) Соколянский М.Г. Творчество Генри Филдинга (книга очерков) / М.Г. Соколянский. Киев: Вища школа, 1975. - 174 с.
14) Алексеев М.П. Сатирический театр Филдинга // Филдинг Г. Комедии. - М.: Искусство, 1954
15) Декс П. Филдинг и комический роман. – В кн.: Декс П. Семь веков романа. М., 1962