Творчество Ф.М.Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 10:18, реферат

Краткое описание

«Преступление и наказание» - социально-психологический роман, в котором Достоевский выступает тонким и глубоким психологом. Предмет его психологического исследования - социальная среда и человеческая личность, и, проникая в тайное тайных души человеческой, он убедительно связывает психологию героев с их социальным положением, со средой, их породившей. В романе писатель создает социальный портрет капиталистического города, социальное лицо Петербурга. Писатель рисует убогие жилища, необыкновенную скученность людей в них при их полной духовной разобщенности, бедность и нищету, которые доводят человека до того состояния, «когда ему некуда идти», которые становятся основной причиной алкоголизма, проституции, самоубийств.

Вложенные файлы: 1 файл

Творчество Ф.М. Достоевкого.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Писатель дважды прибегает к портрету своих главных героев. На первых страницах романа он как бы мельком говорит о Раскольникове: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». И вот каким он предстает перед нами уже после убийства: «Раскольников... был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный. Говорил он мало и неохотно. Как бы через силу или исполняя обязанности, и какое-то беспокойство изредка появлялось в его движениях».

Принцип двоекратного портретирования связан с авторским замыслом и идеей романа. Герои Достоевского переживают сложную идейную катастрофу, которая изменяет всю их нравственную сущность. Совершенное Раскольниковым убийство жестоко ранило душу героя, что и проявилось во втором портрете.

Сопоставив две портретные характеристики Сони (первую - во время причащения умирающего Мармеладова, и вторую - когда она пришла пригласить Раскольникова на поминки), можно выделить показательную особенность: одежда описывается как бы сама по себе. Вот описание лица Сони в наряде «по-уличному»; «...бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами», «замечательные голубые глаза». А вот второй портрет: «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком.

Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». Неважно, что неправильные черты лица, что внешне непривлекательна, но глаза излучают тепло души и ослепляют людей. А может быть, не случайно глаза именно голубые. Если воспользоваться формулой «глаза - зеркало души» (а глаза-то у нее небесного (!) цвета), если прибавить еще и глубокую религиозность, то неудивительно такое чудодейственное влияние на Раскольникова. И опять-таки не зря Достоевский подчеркивает не раз, что «несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком» с «простодушным» выражением лица.

Очень интересен о точки зрения определения «глаза - зеркало души» пример с описанием внешности Мармеладова: припухшие веки, «из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное: во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие». Здесь вся сущность Мармеладова и его трагедия: кратко и удивительно содержательно.

Люди, лишенные сложных  душевных переживаний, раскрываются писателем только через их внешность, что является формой выражения отношения писателя к герою, например: «Лицо его весьма свежее и даже красивое... Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светло выбритого блиставшего подбородка»; «восторженная и брезгливая физиономия»; «остановился в дверях, озираясь кругом...». Лексика несет очень сильную эмоциональную нагрузку. Вот идет подробное описание чудесного костюма Лужина и маленькая приписочка: «..все это даже шло Петру Петровичу». Замечательная шляпа, но Лужин «уж слишком почтительно» с ней обращается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. РАСКОЛЬНИКОВ И СВИДРИГАЙЛОВ

Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников создает теорию о праве сильной  личности на преступление, если оно необходимо для всеобщего блага. Желая проверить себя,   Родион «переступает через кровь», и начинается наказание героя, мучительный путь к прозрению. Раскольников не желает расстаться со своими ложными убеждениями, но ощущает, что жизнь для него превратилась в пытку. И вот на его пути появляется человек, который, по слухам, совершил целый ряд тягчайших преступлений: погубил свою жену, замучил слугу, обесчестил девочку, которая не выдержала позора и утопилась. Это Аркадий Иванович Свидригайлов, который и лично Раскольникову ненавистен, так как своими преследованиями оскорбил сестру Родиона Дуню. После письма матери Свидригайлов для героя становится символом насильника, притеснителя слабых.

Впервые встретившись с Аркадием Ивановичем, Родион, несмотря на негодование и отвращение, не может  почему-то  просто  выгнать  этого  человека.   Его удерживает некое любопытство. Постепенно мы понимаем, что героя мучает вопрос: почему же так спокоен этот безнравственный человек? Как он может жить, нося в душе такие воспоминания? Неужели сам Родион слабее духом этого «пустейшего и ничтожнейшего злодея в мире»? Так оценивает Раскольников своего врага, но ошибается во всем.

Аркадий Иванович вовсе не пустой и ничтожный человек. Напротив, это натура, в которой таятся огромные потенциальные возможности. Он необыкновенно умен и проницателен.  Мощные страсти живут в его душе. В нем есть сладострастный зверь, но и жаждущий любви человек. Он способен на благородство по отношению  к  Дунечке,   находящейся в его  власти. Свидригайлов надеется, что любовь Авдотьи Романовны могла бы возродить его душу. Да ведь и факт совершения Свидригайловым преступлений нигде автором   не   подтверждается:   в  основном,   это   сплетни подлеца Лужина. Свидригайлов активно добр: он помогает Сонечке и сиротам Мармеладова.

При первой же встрече  с Родионом Свидригайлов заявляет, «что между ними есть какая-то общая точка».

В последнем разговоре  героев наконец выявляется вся бездна, разделяющая этих людей. Свидригайлов, считавший Родиона преступником по убеждению и циником, подобным ему самому, вдруг открывает, что тот - «Шиллер», то есть идеалист. Для Раскольникова, оказывается, существуют абсолютные представления о добре и зле, он руководствуется этими критериями даже после совершения убийства.

Итак, Свидригайлов - циник, скептик, человек, потерявший грань между добром и злом, так как не верит ни во что.

Загробный мир представляется ему чем-то вроде деревенской баньки с пауками по углам: «Вот и вся вечность». Ничего «справедливее и утешительнее» этого он не знает. Главный герой романа совсем не таков, недаром он «с болезненным чувством» выслушивает такие тирады Аркадия Ивановича, Лишь в снах и кошмарах Свидригайлова реализуется его совесть, но это уже не спасает. Свидригайлов отчаялся, его преследует бесконечное ощущение скуки и тоски, опустошенная душа мертва. Для него нет выхода, и, понимая это своим глубоким умом, герой принимает обдуманное, а не импульсивное решение покончить с собой.

Известие о смерти Аркадия Ивановича поражает Раскольникова. На каторге, куда герой отправляется после добровольного признания, Родион часто вспоминает Свидригайлова, спрашивая себя: отчего же я не смог покончить с собой, как он? Раскольников объясняет это лишь собственной слабостью, «тупой тягостью инстинкта», боязнью смерти. Автор возражает: герой «предчувствовал в убеждениях своих глубокую ложь», и «это предчувствие могло быть предвестником будущего взгляда на жизнь». Раскольников выбирает каторгу, так как ему необходимо принять наказание и в этом обрести единение с людьми. Он действительно воскресает к новой жизни, благодаря Соне и собственной натуре, в которой заложено стремление к добру и жажда веры. Сопоставление двух этих сложных характеров помогает Достоевскому полнее раскрыть мысль о том, что без веры в истину и добро жить невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ  ОСОБЕННОСТИ РОМАНА

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ  И НАКАЗАНИЕ»

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году. Его автор большую часть  жизни прожил в довольно стесненных материальных условиях, вызванных необходимостью расплачиваться с долгами за издание журналов «Эпоха» и «Время», предпринятое  братьями Достоевскими  до  смерти старшего брата Михаила. Поэтому Ф.М. Достоевский вынужден  был  заранее  «запродавать»  свой   роман издателю, а потом мучительно торопиться к сроку. У него не было достаточно времени, чтобы, подобно Толстому, семь раз переписать и поправить написанное. Поэтому роман «Преступление и наказание» достаточно уязвим в некоторых аспектах. Много сказано о его растянутости,   неестественном   нагромождении отдельных   эпизодов,   других   композиционных недостатках.

Но все сказанное  не может заслонить от нас тот факт, что  творчество  Достоевского,   его художественное восприятие   мира   настолько   ново,   своеобразно  и гениально, что он навсегда вошел как новатор, как основоположник  новой  школы  в  историю  мировой литературы.

Главной   художественной   особенностью   романа «Преступление   и   наказание»  является  тонкость  психологического анализа.  Психологизм  в  русской  литературе был  известен давно. Сам Достоевский использует также традиции М.Ю. Лермонтова, который стремился доказать, что «история души человеческой...  едва ли не интереснее и не поучительней истории целого народа». Для Достоевского в романе характерно проникновение в психологию изображаемых героев (будь то кристально чистая душа Лизы Мармеладовой или темные изгибы души Свидригайлова), стремление не только передать их реакцию на господствовавшие тогда отношения между людьми, но и мироощущение человека   в   данных  социальных   обстоятельствах (исповедь Мармеладова).

Раскрыть душу, мироощущение героев помогает автору прием полифонии, многоголосия в романе. Каждый герой помимо участия в диалогах произносит бесконечный «внутренний» монолог, показывающий читателю, что делается в его душе. Достоевский строит все действия романа не столько на реальных действиях и их описании, сколько на монологах и диалогах героев (сюда вплетаются и его собственный голос, голос автора). Писатель тонко передает речевые особенности каждого образа, очень чутко воспроизводит интонационную систему речи каждого персонажа (это хорошо заметно в речи Раскольникова). Из этой творческой установки исходит и еще одна художественная особенность романа - лаконичность описаний.

Достоевского интересует не столько  то, как выглядит человек, сколько  то, что за душа у него внутри. Так  и получается, что из всего описания Сони запоминается одно только яркое  перо на шляпке, совершенно не идущей к  ней, а у Катерины Ивановны - яркий не то платок, не то шаль, которую она носит.

Важной художественной особенностью можно считать и то, что роман  «Преступление и наказание» требует  от нас глубинного философского осмысления жизни. Герои его (особенно Раскольников) - люди ищущие, одержимые одной идеей. Такой идеей, заставляющей главного героя забыть о собственном благополучии, становится идея о «крови по совести». Достоевский обсуждает ее с читателем, Родион с Мармеладовым, Порфирием Петровичем, с читателями в статье, написанной им. На протяжении всего романа идет философская полемика о содержании понятия «преступление» (почему Сонечка - преступница, а Лужин - порядочный человек в глазах общества, хотя на самом деле все наоборот?).

Даже сам сюжет романа основывается на истории преступления (известно, что Достоевский прочитал о чем-то похожем в колонке происшествий). Страсти в романе доведены до предела, в нем нет полутонов. Особенностью романа является также крайняя напряженность конфликта. Нормальная, обычная жизнь скучна для его главного героя.

Все перечисленные художественные особенности романа делают его шедевром русской и мировой литературы, а его автора - основоположником нового «психологического» подхода  к изображению явлений действительности.


Информация о работе Творчество Ф.М.Достоевского