Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 10:18, реферат
«Преступление и наказание» - социально-психологический роман, в котором Достоевский выступает тонким и глубоким психологом. Предмет его психологического исследования - социальная среда и человеческая личность, и, проникая в тайное тайных души человеческой, он убедительно связывает психологию героев с их социальным положением, со средой, их породившей. В романе писатель создает социальный портрет капиталистического города, социальное лицо Петербурга. Писатель рисует убогие жилища, необыкновенную скученность людей в них при их полной духовной разобщенности, бедность и нищету, которые доводят человека до того состояния, «когда ему некуда идти», которые становятся основной причиной алкоголизма, проституции, самоубийств.
1. МАСТЕРСТВО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
«Преступление и наказание» - социально-психологический роман, в котором Достоевский выступает тонким и глубоким психологом. Предмет его психологического исследования - социальная среда и человеческая личность, и, проникая в тайное тайных души человеческой, он убедительно связывает психологию героев с их социальным положением, со средой, их породившей.
В романе писатель создает социальный портрет капиталистического города, социальное лицо Петербурга. Писатель рисует убогие жилища, необыкновенную скученность людей в них при их полной духовной разобщенности, бедность и нищету, которые доводят человека до того состояния, «когда ему некуда идти», которые становятся основной причиной алкоголизма, проституции, самоубийств.
«Разгадывая петербургские тайны», Достоевский сосредоточенно изучает мир человека. В письме брату он, например, замечал: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Достоевский - самый жестокий художник XIX века, ибо он обнажает такую жестокую правду, которую трудно даже представить. Его мир населен людьми, доведенными до крайности, до предела полярных человеческих страстей - от извращенного порока и преступления до высочайшей добродетели и нравственной чистоты. В поле его зрения попадают и те и другие, его интересуют и истоки порока, и нравственная высота добродетели. Но главная цель Достоевского, говоря его же словами, «проследить психологический процесс преступления». Шаг за шагом следует он за своим главным героем, ничего не упускает, все запоминает и анализирует. Здесь ценна каждая деталь, каждая мелочь играет значительную роль. Он словно вмонтировал датчик в голову Раскольникова и принимает сигналы, поступающие оттуда. Достоевский-психолог приходит к выводу, что совершивший столь зверское убийство на основании не менее зверской теории должен иметь раздвоенный характер. И таким представлен Раскольников в романе. С одной стороны, он наделен лучшими человеческими качествами, с другой - в нем сосредоточено немало отрицательного. Античеловеческая теория «крови по совести» и идея «двух разрядов людей» могли зародиться лишь в голове человека с раздвоенным сознанием. И это главное качество Раскольникова. Автор воссоздает весь процесс мышления такого сознания, изобретая для этого особую разновидность монолога. Они составляют большую часть романа. По сути, это не монологи, а своеобразные диалоги.
Ведь Раскольников спорит с самим собой, с оппонентами, живущими в его сознании. Он утверждает свою правоту, правильность теории, обосновывает идею, но другой голос разом опровергает все это, опровергает логически, с неоспоримым доказательством, оставляя Раскольникову право вновь обдумывать и доказывать. Герой как бы раздираем внутренними оппонентами, имеющими равноправные голоса.
Анализируя «психологический процесс преступления», автор следует за своим героем, чтобы «показать его путь к наказанию». Путь этот необыкновенно стремителен. Его душевные муки, начинающиеся сразу после убийства, - это расплата за содеянное зло, это и есть наказание, которое ведет к постижению истины. К этому постижению Раскольников идет через страдания. Его разум не хочет мириться, он страдает от социального тупика, обрекает себя на муки нравственного отчуждения и, наконец, через болезненную ломку ложных убеждений постепенно обретает общность с людьми.
Достоевский напряжено изучал душевный и духовный мир людей своей эпохи, стремясь угадать главную мысль человека, общества, человечества, проникнуть, как он сам говорил, «в будущие итоги настоящих событий». В одном из писем он замечал: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». Психологизм Достоевского - это его реализм.
2. ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В РОМАНЕ
Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Пафос всего творчества Достоевского - границы добра и зла. Это центральный философский вопрос, волновавший художника всю жизнь. В своих произведениях писатель пытается дать критерий этим понятиям и установить их взаимодействие как в обществе в целом, так и в отдельном человеке.
Знаменитый математик А. Эйнштейн, не переставая восхищаться всеми произведениями Достоевского и личностью самого автора, в частности, писал о романе «Преступление и наказание»: «Это одна из тех книг, которые разбивают механические представления о внутреннем мире человека, о границах добра и зла».
В столкновении своих героев Достоевский прежде всего выясняет границы добра и зла отдельной личности, их идей, поступков. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Писатель показывает необыкновенную доброту своего героя: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им; он один понял трагедию этого человека, услышав его исповедь в распивочной; отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не может бросить пьяную девушку на бульваре; заботится об отце умершего университетского товарища. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает необыкновенный гуманизм героя, его протест против зла и насилия.
В то же время античеловеческая «теория двух разрядов людей», которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть, еще более антигуманная «идея крови по совести», по которой любого человека можно убить ради высших целей и принципов, рождены в сознании необыкновенно гуманного и доброго Раскольникова. И не только рождены. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры, безобидной Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что по существу означает вседозволенность. Это приводит к тому, что границы зла уже не будет существовать.
Но не следует забывать, что все преступления Раскольников совершает ради добра, иными словами, в основание зла положено добро. Добро и зло борются в его душе. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой. В романе Родион Раскольников и Соня Мармеладова - это противопоставление и противостояние добра и зла. Соня излучает добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим.
Но даже в поступках Сони сама жизнь стирает границу между добром и злом. Вся сотканная из добра, она продает себя, чтобы прокормить больную мачеху и ее детей и не дать им умереть с голоду. Она совершает шаг, полный христианской любви и добра по отношению к ближнему. Себе, своей душе, совести она причиняет непоправимое зло.
И снова, как у Раскольникова: в основании зла заложено добро.
Взаимопроникновение добра и зла отчетливо видно в кошмаре Свидригайлова перед самоубийством. Этот герой - крайняя степень человеческого зла. В романе Достоевский показывает цепь его злостных преступлений: изнасилование, убийства, растление малолетних. Все это он совершает отнюдь не из добрых побуждений и не во имя добра. Оказывается, и этот негодяй преисполнен доброты: пощадил и облагодетельствовал Дуню Мармеладову, устроил детей Катерины Ивановны, помог Соне Мармеладовой, одарил деньгами свою невесту. Достоевский показывает, что этот герой не только противоречивая натура, его образ - сложная борьба между добром и злом. И все-таки он уверен, что нельзя совершить тысячу добрых дел, если изначально в них зло.
В одном из своих стихотворений русский поэт А. Фет писал:
Не бойся горького сравненья
И различай добро и зло.
Именно это пытается сделать Достоевский в романе «Преступление и наказание». Но, не найдя устойчивого критерия добра и зла в этом жестоком мире, он стремится найти истину и утешение в религии. Христос для него - высший критерий нравственности, сеятель добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.
3. ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА И ЖИЗНЬ
Рассказывают, что В.Г. Белинский сказал молодому писателю Достоевскому: «Цените ваш дар и будете великим художников». Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело «государственного преступника» Достоевского. И, вероятно, именно на каторге и зародилось желание написать книгу о душевных муках преступника, о болезненной ломке его гордой теории. В переживаниях Раскольникова чувствуется что-то личное, авторское, хотя в главном писатель и его герой противоположны.
В темном углу, когда нечего было есть, зародилась его страшная теория. Она росла и крепла, заполнила все его думы и подчинила волю.
Родион Романович решился на убийство. Не затем, чтобы завладеть деньгами и продолжить учебу, не затем, чтобы помочь матери, не затем даже, чтобы промотать деньги, а чтобы проверить себя, свою идею, понять, «человек» он или «тварь дрожащая». Высокомерная его теория говорила, что люди подлы и низки, их не переделать «и труда не стоит тратить». Но можно встать над людским «муравейником» и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные властители. Последние внешне ничем не отличаются от обычных людишек, но на самом деле могут добиваться власти любым путем, им «разрешается» переступить через закон и кровь. И вот Раскольников решает стать властелином над людьми. Он считает, что можно силой навязать благо людям, которые сами не понимают своего счастья. Решают такие, как он, избранники.
Одновременно он чувствует и противоречивость своей теории: ведь все эти «наполеоны и Магометы» служили прежде всего своим личным интересам, а общими лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до осознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь.
История показывает, что тот, кто идет к власти путем , насилия, даже во имя высоких целей, всегда рискует пожертвовать этими целями ради самой власти. Сегодня много спорят о нашей революции. Ведь и большевики слишком надеялись на диктатуру, рассчитывая с ее помощью преобразовать мир. Но не может группа людей заставить всех остальных делать что-то, если те не дали такого права. Можно лишь убеждать. Сейчас в нашей стране много партий и групп, которые пытаются силой (в том числе и вооруженной) навязать остальным свою волю. Не пора ли таким прислушаться к советам великого писателя.
Итак, Раскольников убил. Прошел испытание и, казалось бы, может идти дальше к власти. Но он не выдерживает. Почему? Не только потому, что нервы сдали. И не потому, что, как считает сам «герой», оказался «вошью». Мы видим, что Родион Романович - личность незаурядная.
Прав, конечно, проницательный Порфирий Петрович, что действительность и натура любой расчет могут подсечь. Но и это не все.
Хотя ум Раскольникова не может противиться железной логике его теории, но душа восстает. По теории он должен жить для себя, а отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Зачем все это? Не понимает Родион Романович, что чувство любви и сострадания - стержень человеческого общества. Не будь его, давно бы оно распалось, а люди «перегрызлись». Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнет пробовать, какой он, обыкновенный или нет человек... Ведь так люди друг друга начнут резать.
Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти уничтожит множество людей, в том числе и талантливых. Пример Сталина слишком хорошо доказывает это. Нет, не надо таких «наполеонов», «Магометов» и «Сталиных»!
Забыл Раскольников и о том, что тот, кто преступил закон человеческий, пролил кровь, обязан носить в душе страшную тяжесть, оставаться в одиночестве. Так и происходит с ним. Даже мать и сестра становятся для него чужими. Более откровенен он лишь с циником Свидригайловым, который не обставляет свои поступки «высокими теориями. Впрочем, ведь и он не выдерживает до конца своей роли.
Хотя на каторге Раскольников
убежден в правоте своей
4. РОЛЬ ПОРТРЕТА В РОМАНЕ
Ф.М. ДОСТОЕВСКОГ О «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Важно ясно показать текучесть человека,
что он, один и тот же, то злодей, то ангел,
то мудрец, то немой, то силач, то бессильное существо.
Л.Н. Толстой
Психологизм в создании образов героев Достоевского существенно отличается от психологизма Тургенева и отчасти от психологизма Толстого. Раскрывая внутренний мир своего персонажа, Достоевский стремится показать столкновение противоборствующих сил: непрестанную борьбу между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения. Герои не просто пережирают, они мучительно страдают, постоянно анализируют свои поступки, спорят.
Стремясь к глубокому психологическому раскрытию характеров персонажей, Достоевский подчиняет этой задаче и портретную характеристику героев.