Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:54, реферат
Основное проявление творческой личности — ее труды — литературные
сочинения: стихи, рассказы, статьи. Рассказывая о жизни Эдгара По надо
говорить о его творческой деятельности: о начальных проявлениях его
призвания, о первом стихотворном сборнике, созревании таланта, периодах
творчества, поэме «Аль-Аараф», о рассказах «Лигейя», «Падение дома Ашеров»,
«Золотой жук», «Ворон» — самое прославленное и популярное стихотворении По,
определившее основу его прижизненной и посмертной славы.
Творчество Эдгара По
«Ворон» принесший славу…»
Основное проявление творческой личности — ее труды — литературные
сочинения: стихи, рассказы, статьи. Рассказывая о жизни Эдгара По надо
говорить о его творческой деятельности: о начальных проявлениях его
призвания, о первом стихотворном сборнике, созревании таланта, периодах
творчества, поэме «Аль-Аараф», о рассказах «Лигейя», «Падение дома Ашеров»,
«Золотой жук», «Ворон» — самое прославленное и популярное стихотворении По,
определившее основу его прижизненной и посмертной славы.
Поэт написал «Ворона» потому, что в браке с Вирдживией он подменил
реальную любовь мечтой, и это обрекло его «на страдания и отчаяние». Это не
единственный случай односторонней и неаргументированной трактовки
произведений По. Автор нередко возникновение и смысл его стиитвореиий и
рассказов объясняет только личзыми, интимными переживаниями поэта,
связанными с темой «утраченной любви». Можно рассматривать героев и героинь
произведений Эдгара По всего лишь как «многоликие ипостаси самого По и
любимых им женщин, двойники, чей придуманный мир он наполнял страданием,
пытаясь облегчить тем самым бремя печалей и разочарований, отягощавших его
собственную жизнь. Дворцы, сады и покои, населенные этими призраками,
блистают роскошным убранством, оно — точно причудливая карикатура на
нищенское убожество настоящих его жилищ и безотрадную обстановку тех мест,
куда набрасывала его судьба.
Творчество писателя, как бы полно ни отражалась в нем его личность, не
замыкается в рамках «психологической автобиографии», и если рассматривать
произведения По, устремляясь к решению только этой задачи, следуя только в
этом направлении, нетрудно упустить из виду важные стороны творчества, его
смыслового наполнения, историко-литературного и общественного значения.
Разгадать странную романтическую символику, раскрыть реальный смысл многих
рассказов Эдгара По — задача необычайно трудная, и в своей полноте она так
и остается нерешенной.
Своеобразие рассказов По
Как новеллист По всерьез заявил о себе рассказом «Рукопись, найденная
в бутылке» (1833), получившим премию на конкурсе «Сатердей курьер». Один из
членов жюри подметил главную особенность дарования По-прозаика: «Логика и
воображение сочетались тут в редкой соразмерности». В традиции
необыкновенных морских путешествий написан рассказ «Низвержение в
Мальстрем» (1841) и единственная «Повесть о приключениях Артура Гордона
Пима» (1838), подготовившая почву мелвилловскому «Моби Дику» и завершенная
Ж. Верном в романе «Ледовый сфинкс». К «морским» произведениям примыкают
рассказы о приключениях на суше и в воздухе: «Дневник Джулиуса Родмена» —
вымышленное описание первого путешествия через Скалистые горы Северной
Америки, совершенного цивилизованными людьми (1840), «Необыкновенные
приключения некоего Ганса Пфааля» (1835), начатые в шутливо-сатирическом
ключе и переходящие в документальный отчет о полете на Луну, «История с
воздушным шаром» (1844) о совершенном якобы перелете через Атлантику. Эти
произведения — не только истории о немыслимых приключениях, но и
приключение творческой фантазии, аллегория постоянного драматического
путешествия в неизведанное, в иные, выходящие за пределы повседневного
эмпирического опыта эмоционально-психологические измерения. Благодаря
тщательно разработанной системе деталей достигалось впечатление
достоверности и материальности вымысла. В «Заключении» к «Гансу Пфаалю» По
сформулировал принципы того вида литературы, который впоследствии назовут
научно-фантастической.
Та же «сила подробностей» у По, отмеченная Ф. М. Достоевским,
характерна для самой многочисленной группы новелл — тех его «арабесок»,
которые ближе всего к европейской романтической традиции. Художественный
смысл таких рассказов, как «Ли-гейя» (1838), «Падение дома Ашеров» (1839),
«Маска Красной смерти» (1842), «Колодец и маятник» (1842), «Черный кот»
(1843), «Бочонок амонтильядо» (1846), конечно, отнюдь не исчерпывается
картинами ужасов, физических и душевных страданий, вообще «уклонений от
природы», по выражению Ш. Бодлера. Изображая различные экстремальные
положения и выявляя реакции героев на них, писатель прикоснулся к таким
областям человеческой психики, которые изучаются современной наукой, и тем
раздвинул границы эмоционального и интеллектуального постижения мира.
Первый свой изданный сборник рассказов Эдгар По назвал «Рассказами
гротесков и арабесок». Название произведения или ряда произведений, тем
более данное самим автором, направляет читателя и критика, ориентирует их,
дает им ключ от входа в область, созданную творческой фантазией. Рассказы
Эдгара По — это .действительно гротески и арабески. «Кто верным именем
ребенка назовет» (Шекспир), будь то человек или произведение искусства? По-
видимому, это лучше всего способен сделать родитель ребенка или автор,
когда речь идет о произведении искусства. Нет у родителя или у автора
имеется не только свое понимание произведенного им на свет детища, но и
свой тайный замысел;, свои пожелания, свои надежды и упования. Гротески и
арабески — наименование точное, но в большей мере оно характеризует, так
сказать, внешний облик, способ, манеру, чем суть. Нередко литературоведам и
критики рассказы Эдгара По называют «страшными». С равным основанием их
можно назвать «рассказами тайн и ужасов». Когда Эдгар По писал свои
рассказы, подобный жанр был а Америке широко распространен, и он знал его
особенности и лучшие его образцы, знал о его популярности и причине успеха
у читателя.
Казалось бы, легче всего разобраться в рассказах Эдгара По, если
поставить их в связь с традициями готического романа английской
писательницы Анны Радклиф (17(;4—1823) и европейской романтической
фантастики, прежде всего с Гофманом (1776—1822), с его «Фантазиями в манере
Калло». Это делали и делают, это можно и нужно делать, не слишком
обнадеживая себя, учитывая «странность» Эдгара По, его гротесков и
арабесок, о которой так решительно сказал Достоевский: «Вот чрезвычайно
странный писатель — именно странный, хотя и с большим талантом». Порой
кажется, что тот или иной гротеск Эдгара По написан в духе традиции
готического романа, в духе жанра «тайн и ужасов», а на поверку оказывается,
что это пародии на него. Наглядный пример — рассказ «Сфинкс»
Человек приехал из Нью-Йорка к своему родственнику и живет «в его
уединенном, комфортабельном коттедже на берегу реки Гудзон». Однажды, «на
исходе знойного дня», он сидел «у открытого окна, из которого открывался
прекрасный вид на берега реки и на склон дальнего холма, почти безлесный
после сильного оползня». И вдруг он «увидел там нечто невероятное — какое-
то мерзкое чудовище быстро спускалось с вершины и вскоре исчезло в густом
лесу у подвожья». Чудовище было огромных размеров, и всего поразительней и
ужасней было изображение «Черепа едва ли не во всю грудь». Перед тем как
чудовище скрылось, оно исторгло «неизъяснимо горестный» звук, а человек,
рассказывающий эту историю, «без чувств рухнул на пол*. Рассказ о
таинственном и ужасном, но тут же, на следующей странице, и разоблачение
«фокуса», то есть разъяснение того, каким образом перед взором рассказчика
появилось омерзительное чудовище. Оказалось, что это всего-навсего
насекомое — «сфинкс вида Мертвая голова», внушающее «простонародью
суеверный ужас своим тоскливым писком, а таите эмблемой смерти нагрудном
покрове». Насекомое попало в паутину, которую соткал за окном паук, а глаза
человека, сидевшего у окна, спроецировали его на обнаженный склон далекого
холма. «У страха глаза велики». образ чудовища — иллюзия, порожденная
тревожным психическим состоянием рассказчика, обостренным реальным ужасом —
в Нью-Йорке свирепствовала эпидемия холеры, «бедствие все разрасталось», и
«в самом ветре, когда ов дул с юга... чудилось смрадное дыхание смерти". (В
«Сфинксе» отразилось реальное событие начала 30-х годов прошлого века: в
Нью-Йорке была эпидемия холеры, распространившаяся из Европы.)
«Сфинкс» — рассказ и «страшный» и пародийный, в нем есть и
существенный для Эдгара По мотив социальной сатиры — выраженная как бы
между прочим и в остроумной форме оценка реального состояния американской
демократии. Родственник рассказчика, чей «серьезный философский ум был чужд
беспочвенных фантазий... настоятельно подчеркивал ту мысль, что ошибки в
исследованиях обычно проистекают из свойственной человеческому разуму
склонности недооценивать или же преувеличивать значение исследуемого
предмета из-за неверного определения его удаленности... Таи, например, —
сказал он, — чтобы правильно оценить то влиянию, которое может иметь на
человечество всеобщая и подлинная демократия, необходимо учесть, насколько
удалена от нас та эпоха, в которую это возможно осуществить».
Рассказ «Сфинкс» может дать представление о технологии создания
страшного у Эдгара По, однако для автора это отнюдь не универсальный
способ. И в этом рассказе, далеко не столь значительном, как, например,
рассказ «Падение дома Ашеров», и далеко не столь популярном, как «Золотой
жук», очевидна одна черта, которая, по мнению Достоевского, отличает Эдгара
По «решительно от всех других писателей и составляет резкую его
особенность: это сила воображения. Не то чтобы он превосходил воображением
других писателей; но в его способности воображения есть такая особенность,
какой мы не встречали ни у кого: это сила подробностей», которая способна
убедить читателя в возможности события, даже когда оно «или почти совсем
невозможно или еще никогда не случалось на свете».
«Сила воображения, или, точнее, соображения», говоря словами
Достоевского, позволяла Эдгару По с решительным успехом широко
мистифицировать читателя. Об этой способности и склонности По можно
говорить приводя в пример его «Историю с воздушным шаром» — рассказ-
мистификацию, в котором выдумка о перелете воздушного шара 118 Европы в
Америку оказалась столь правдоподобной, что вызвала сенсацию.
Достоевский обратил внимание на весьма важный содержательный элемент
самых невероятных рассказов Эдгара По. «Он, — писал Достоевский, — почти
всегда берет саму исключительную действительность, ставит своего героя в
самое исключительное внешнее или психологическое положение, и с какою силою
проницательности, с какою поражающею верностию рассказывает о состоянии
души этого человека». Очень часто — души, объятого ужасом, который
испытывал сам Эдгар По.
Вероятно, многие читатели, если их спросить, какой из рассказов Эдгара
По лучшие всего удерживает память , скажут: «Золотой жук». Сам писатель
считал его «наиболее удачным» своим рассказом. «Огромная популярность
«Золотого жука», — верно отмечает Герви Аллен, — объясняется отчасти тем,
что в нем почти отсутствуют болезненные мотивы, преобладающие во многих
других произведениях По». В связи с этим невольно вспоминается признание
Блока: «Мне случалось ощущать при чтении Диккенса ужас, равного которому не
внушает и сам Э. По». Действительно, «эти уютные романы Диккенса — очень
страшный и взрывчатый материал». Однако в «уютных романах Диккенса» нет
болезненных мотивов, связанных с травмированным состоянием психики, что
заметно в рассказах Эдгара По.
«Золотой жук» по жанровым его свойствам обычно присоединяют к
знаменитым детективным рассказам Эдгара По — «Убийства на улице Морг»,
«Тайна Мари Роже» и «Украденное письмо», героем которых является детектив-
любитель Ш. Огюст Дюпен. В этих рассказах — сам автор называл их
«логическими рассказами» — с особым эффектом проявляет себя сила логики и
аналитического соображения. Валерий Брюсов назвал их автора
«родоначальником всех Габорио и Конан-Дойлей» — всех писателей
детективного жанра. Герви Аллен как бы дополняет и развивает это суждение
Брюсова, когда пишет: «Очерк «Шахматный автомат Мельцеля» «явился первым
произведением, где По выступил в роли непогрешимого логика и
проницательного аналитика, предвосхитив метод, к которому прибег позднее в
своих детективных рассказах, таких, как «Убийства на улице Морг», — метод,
увековеченный в триумфе Шерлока Холмсов».
Основную же особенность Эдгара По отметил опять-таки Достоевский. Он
указал на «матерьяльность» его фантастики. Фантастическое в произведениях
Эдгара По оказывается осязаемым, обыденным. Явления невероятные не только
обнаруживаются в повседневности, но повседневность как таковая под
взглядом и пером Эдгара По обретает характер фантастический. Однако при
этом По но был идеалистом-мистиком. «Видно, что он вполне американец, даже
в самых фантастических своих произведениях», — так сказал Достоевский, и
если учесть, что «американец» в данном случае это синоним практицизма,
деловитости, то Эдгар По, материализуя фантастику или же делая все
материально-бытовое фантастическим, явился в этом смысле американцем и
антиамериканцем одновременно. Он видел и показал призрачность, зыбкость
буржуазно-деляческого мира, гордившегося своей разумностью,
основательностью и прочностью. Индивидуалистическая свобода, которую
американцы написали прямо на своем знамени, это, по Эдгару По, одиночество
в толпе, это заброшенность и затравленность личности, это по свобода