Тема детства в творчестве А.П.Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:34, реферат

Краткое описание

Цель данной работы изучить тему детства в творчестве А.П.Чехова на примере рассказа «Ванька».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить линию «детской» темы в творчестве А.П.Чехова;
- проанализировать рассказ «Ванька»;
- охарактеризовать главного героя произведения;

Содержание

Введение………………………………………………………………….………3
Тема детства в творчестве А.П.Чехова ………………………………..………5
Анализ рассказа «Ванька»……………………………………………………….7
Характеристика главного героя произведения………………………………..10
Высказывания современников о рассказе……………………………………12
Заключение……………………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Ванька.docx

— 39.41 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….………3

Тема детства  в творчестве А.П.Чехова ………………………………..………5

Анализ рассказа «Ванька»……………………………………………………….7

Характеристика  главного героя произведения………………………………..10

Высказывания  современников о рассказе……………………………………12

Заключение……………………………………………………………………..15

Список использованной литературы…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

За свою недолгую жизнь Чехов подарил  читателям много замечательных  произведений самых различных жанров: рассказы, повести, драмы, комедии, очерки, фельетоны, путевые записки. Во многих из них заметна забота писателя о  подрастающем поколении, о его воспитании, звучит тема детства. В его отношении  к детям было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно беседовал с ребятами, писал им письма, рисовал занимательные  картинки, большое внимание уделял детскому чтению, критиковал примитивные  дидактические книжки для детей  и второсортные приключенческие  романы, распространяемые среди молодёжи.

Интерес Чехова к миру детства связан с  поиском идейно-эстетического идеала – гуманной, гармонически развитой личности. Его тревожила современная  педагогическая практика, он считал бездушным  и формальным отношение большинства  взрослых к детям. Настойчивый интерес  к подрастающему поколению, к  жизни детей и подростков Чехов  проявляет в 80-е годы 19 в. В 1886 году он пишет рассказы «Ванька», «Детвора», «Гриша», «Событие», которые в течение  короткого времени вошли в  круг детского чтения, стали включаться в хрестоматии, школьные учебники, публиковаться  в детских журналах.

Рассказ «Ванька» А.П. Чехова пронизан темой  детства вместе с углубленным  значением, спрятанным в страницах  письма «на деревню дедушке». Над  Ванькой насмехаются подмастерья, его бьют и не кормят хозяева, ему не дает спать хозяйский «ребятёнок». Одновременно рассказ как будто и о наивности самого героя, не умеющего правильно написать адрес на конверте, в сознании которого «необыкновенно юркий и подвижный старикашка... с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами» является желанным избавителем…»[7, с. 57].

Ванька, будучи обыкновенным ребенком, имеет  определенную потребность высказаться  и пожаловаться, чувствуя некое одиночество, недопонимание со стороны окружающих, в силу того же самого возраста. Центральная  фигура рассказа - главный герой, его  ощущения, окружение и впечатления  от проживаемой жизни. А.П.Чехов стремился  передать некие тяготы и лишения  мальчика сквозь призму детской непосредственности и легкости восприятия, что увенчало его рассказы в «Детской хрестоматии» навсегда.

Ванька, сам по себе уникален, так же как  и жанр «детства» в творчестве писателя. Современный взгляд на происходящее лишь убеждает в этом читателя.

Цель данной работы изучить тему детства в творчестве А.П.Чехова на примере рассказа «Ванька».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить  линию «детской» темы в творчестве А.П.Чехова;

- проанализировать рассказ «Ванька»;

- охарактеризовать  главного героя произведения;

- изучить  высказывания современников и  потомков о произведении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема  детства в творчестве А.П.Чехова

 

Теме  детства Чехов посвятил свыше  двадцати рассказов. В рассказах Чехова о детях фиксируются этико-психологические проблемы, возникающие от непонимания взрослыми мира ребенка и от столкновения детей с миром взрослых. Доказывается, что, размышляя о детях, писатель думал о «взрослых» проблемах, ставших для него «больными вопросами», в том числе о красоте, человеческой и природной, о вольных и счастливых людях, о самой возможности счастья.

На мой  взгляд, тематика детства, а главное  вопросы отсутствия детской поры в жизни некоторых детей просто не могли обойти стороной творчество писателя. Предпосылки возникли еще  в глубоком детстве самого писателя. Антоша Чехов остро ощущал необходимость  «поиграть», проводя бесчисленные дни  и вечера обучаясь портняжному и  счетному делу. Кроме того, пуританское  воспитание отца, с частными порками  и порицаниями, также давало о  себе знать и порой заметно  травмировало неустойчивую детскую  психику. Дело в том, что Чехов, в  так называемом «детском цикле» не размышляет о тяжком детстве отдельного человека, он пишет и о себе, так  как и сам бывал бесправной стороной в отношении родителей  и детей.

Его герои - дети от двух лет («Гриша», «Событие») до подросткового возраста («Мальчики», «Спать хочется»). Внешний облик и характер маленьких персонажей как будто списаны с реальных детей: любознательные и ограниченные, добрые и завистливые, из вполне внешне благополучных семей и сироты, веселые и уже по-взрослому серьезные – разные. [1, с. 37].

 По  жанру подавляющее большинство  этих произведений – рассказы-миниатюры,  в сжатой форме, повествующие  о проблемах, интересных и понятных детям. Это и скромные радости ребят, и их огорчения, невзгоды, тяжёлая жизнь крестьянских детей, оторванных от родной деревни, от семьи и отданных в город, в «услужение» чужим людям («Ванька», «Спать хочется»). А также знакомство с новой жизнью, людьми, с экзотическими для русского ребенка странами («Гриша», «Мальчики»); жизнь животных, отношения между людьми и животными («Беспокойный гость», »Событие»). В рассказе «Событие» сопоставляются два мира - детский, близкий всему живому, чуткий, сострадательный, и взрослый, - обыденно-циничный и безжалостный. Проблема взаимоотношений между детьми и родителями, педагогами и учениками всегда находит свое отражение в произведениях Чехова. Взрослые почти всегда душевно черствые и эгоистичные люди, они даже не пытаются вглядеться в своего ребёнка, понять, что происходит в его душе. А ведь мир детства несоизмеримо богат и уникален при более детальном рассмотрении.

 Так,  например, не разгадали тайны  своего сына Володи Королева  и его друга Чечевицына родители  из рассказа «Мальчики».  И  в этом рассказе также чувствуется  разобщённость двух миров –  взрослого и детского.

В целях  достижения краткости формы Чехов  избегает большого количества действующих  лиц. Их число, как правило, равняется 2-3, а, например, в наиболее популярных рассказах, вошедших в сборник «Детвора»: »Ванька», «Спать хочется», »Беглец» действует фактически один персонаж - ребенок. Эта типичная примета рассказов Чехова сближает его книги с детской литературой: малое количество персонажей характерно для классической детской книжки, т.к. это помогает маленькому читателю хорошо ориентироваться в содержании произведения и характерах действующих лиц, легко запоминать прочитанное.

 Повествование  Чехов обычно начинает с главного  события, устраняя все лишнее, стремительно приближая читателя  к развязке событий. Писатель  аргументировал такую композицию  своих произведений так: «Я привык к рассказам, состоящим только из начал и концов». [5, с. 86].

 И  действительно, в его рассказах  нет длинных отступлений, описаний  и т.д. Примеров тому много:  рассказ «Мальчики» не имеет  экспозиции, он сразу начинается  с возгласа кого-то из дворовых: «Володя приехал!»; «Ванька» также начинается почти сразу же с письма мальчика к деду - основного содержания рассказа и т.д. [7, с. 88].

 Лишь прочтение рассказов, где есть образы детей, даёт право утверждать, что А. П. Чехов обладал так называемой «памятью детства», то есть способностью видеть мир глазами ребёнка, легко воссоздавать речевые особенности любого возраста. Например, в его рассказах часто звучат выражения: игрушечная лошадь – «дохлая», селёдочная голова – «морда», кошка «ощенилась», похожи нет «мышов», как мышление детей того или иного возраста. [7, с. 76].

Детство, по Чехову, самая страшная пора, так  как ребенок полностью зависит  от взрослых и не имеет права на выбор. Дети часто подвергаются не только моральному, но и физическому насилию  со стороны взрослых. В его рассказах  редко встречаются счастливые, любимые  своими родителями дети, причем прямо  об этой нелюбви писатель не говорит, но об этом легко догадывается читатель, а ребенок слишком мал, чтобы  как-то оценивать отношение к  себе отца или матери.

 Лексика рассказов Чехова очень точная и выразительная, синтаксические конструкции простые, часто используются сравнения, метафоры, причем очень самобытные, образные. Герои произведений Чехова обыкновенны, да и события, лежащие в основе рассказов, как правило, внешне довольно ординарны: рождение котят, игра детей в лото, болезнь ребенка и его впечатления от больницы. Зато они значимы с точки зрения этапов внутреннего роста ребёнка, значимы для понимания им сложности и противоречивости взрослого мира, трудности вхождения в этот мир естественного и наивного существа – ребёнка. [6, с. 129].

 

Анализ  рассказа «Ванька»

 

Органично переплетаются в его рассказах  о детях юмор, ирония и лирика. Это характерно не только для рассказов  об относительно счастливом детстве, но и для произведений достаточно драматичных, повествующих о нелегкой судьбе детей, отданных «в люди».

 Рассказ  "Ванька" А.П. Чехова известен, кажется, всей читающей России. Написанный в 1886 году, он с начала  прошлого века входит в многочисленные  «Книги для чтения» и школьные учебники. Как часто происходит в таких случаях, поверхностно понятое «содержание» совершенно затемняет смысловые глубины.

Жанр  рождественского рассказа совершенно преображает то внешнее «содержание», к которому и сводят обычно «смысл» чеховского произведения. Перед нами сюжет о светлом рождественском чуде. Ванька из одноименного рассказа писателя в своем письме к деду рассказывает очень подробно о своих бедах, побоях, которым он подвергается. Рассказ девятилетнего мальчика страшен, но в целом атмосфера произведения не может трактоваться только как трагическая, т.к. в нем много смешных эпизодов: воспоминания ребенка о дедушке, угощавшим деревенских баб нюхательным табаком, о повадках сторожевых собак Вьюна и Каштанки. Часто звучат иронические интонации, невеселый смех: в конце рассказа, когда Чехов резюмирует вполне, как нам кажется, серьезно, что Ванька «…написал адрес: На деревню дедушке». Мальчик, проживший в городе всего три месяца, просто не знает, что это не «адрес». Опустив письмо, как ему подсказали сидельцы из мясной лавки, в почтовый ящик, успокаивается и «убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал». [7, с. 58].

 При  кажущейся «простоте» рассказ имеет весьма сложную композицию. Письмо Ваньки Жукова несколько раз прерывается то воспоминаниями героя, то репликами повествователя, то знаменитым пейзажным описанием: «А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом...». [7, с. 57].

 Следует отметить то, как пишет письмо Ванька. «Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях». [7, с. 57]. Герой принимает молитвенную позу, поэтому поздравление дедушки с Рождеством и пожелание «всего от Господа Бога» нельзя считать только лишь нейтральными речевыми клише.

 Так  же нужно обратить внимание на очень важную деталь - окно. Окно, при более осмысленном рассмотрении, становится не только той границей между «чужим» и «своим», которую преодолевает маленький герой, воображая занесенную снегом родную деревню, но именно оттуда, из внешнего пространства, приходит к Ваньке страстно ожидаемый им ответный импульс. «Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви...» Городское окно Ваньки, отражающее его свечу, и деревенские окна церкви, в которых виднеется рождественский свет лампадок и свечей, неявно сближаются автором. Можно сказать, что взгляд внука, устремленный в темное окно, и взгляд деда, обращенный на «ярко-красные» окна деревенской церкви, в рождественскую ночь мистически встречаются... По крайней мере, Ванька из своего московского угла, несомненно, видит в эту минуту те же окна церкви, на которые - тоже в эту минуту  - «щурит глаза» из темноты его деревенский дедушка…[7, с. 58].

 Ближе  к концу произведения в том  же пространстве («Ванька... вновь уставился на окно») появляется и рождественская елка, за которой «по сугробам» идут Ванюшка (здесь возникает именно такая форма имени героя) и дед. [7, с. 57].

 Написано произведение простым, ясным языком, понятным читателю любого возраста. Описания, как правило, не существуют отдельно от восприятия ребенка. Поэтому время и пространство воспринимаются оценочно, хронотоп может быть добрым и злым, своим и чужим, светлым и темным (в прямом и одновременно в переносном смысле), идеальным (существующим в мечтах) и реальным; часто эти признаки совмещаются.

В рассказе «Ванька» деревня воспринимается как доброе и светлое время-пространство. В речи, формально принадлежащей повествователю, переданы точка зрения героя, воспоминания Ваньки о деревне: «Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом». Этот пейзаж противопоставлен темной мастерской сапожника, где мальчик пишет свое письмо. Из текста ясно, что ему в деревне нет места, что, «отданный в ученье, он попал в мир взрослой жизни, из которой ему уже не вернуться в счастливое время елок и гостинцев». Но Ванька этого не понимает, он еще малыш, пишущий «на деревню дедушке». [7, с. 58].

 

Характеристика  главного героя произведения

 

 Ванька Жуков — главный герой рассказа А.П.Чехова, девятилетний мальчик, сирота. Обученный барышней Ольгой Игнатьевной читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, он был отдан в город «в люди». Дома, в деревне, у него только дед, которому он пишет письмо, жалуясь на свое горькое житье в ученье у сапожника. Конверт и марку он купил заранее. О том, каким должен быть адрес, сидельцы из соседних лавок не рассказали — научили только опустить письмо в почтовый ящик. Адрес у него такой: «На деревню дедушке. Константину Макарычу».

    Образ Ваньки — своеобразное средоточие детской темы у Чехова, выражение авторской концепции детства. Детство у Чехова — особый, утраченный мир, о котором вечно тоскует взрослый человек. Чеховские герои структурно четко поделены на взрослых и детей. Детство и взрослость — два вечно противопоставляемых состояния. Он существует в двух временных измерениях: в идиллическом прошлом и в настоящем. В первом все замечательно — дедушка (в реальной жизни совсем не обязательно добрый и ласковый), собаки — старая Каштанка и хитроумный хулиган Вьюн, поездка с дедом в лес за елкой, Рождество и барышня Ольга Игнатьевна — все полно поэзией. Во втором измерении существует непосильная работа, злые подмастерья, хозяйский гнет («…а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать»). [7, с. 57]. В образе Ваньки сосуществуют различные грани детского миропонимания, тяготеющего к мифологизации окружающего, ориентированного на собственные ценностные представления. Так, мальчик знает, что золоченый орех с господской елки — подлинное сокровище.

Информация о работе Тема детства в творчестве А.П.Чехова