Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:34, реферат
Цель данной работы изучить тему детства в творчестве А.П.Чехова на примере рассказа «Ванька».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить линию «детской» темы в творчестве А.П.Чехова;
- проанализировать рассказ «Ванька»;
- охарактеризовать главного героя произведения;
Введение………………………………………………………………….………3
Тема детства в творчестве А.П.Чехова ………………………………..………5
Анализ рассказа «Ванька»……………………………………………………….7
Характеристика главного героя произведения………………………………..10
Высказывания современников о рассказе……………………………………12
Заключение……………………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………………17
В Ваньке присутствуют и предосторожность, и стремление одновременно. Например, как бы страшно не было мальчику, однако, он все же позаимствовал у хозяев чернил и пера для письма дорогому дедушке. Так он стремился поделиться пусть и с идеализированным дедом, однако, вместе с тем, с человеком самым близким на данный момент. Еще бы, ведь то непродолжительное детство, которое малыш провел в деревне, неразрывно связано с образом дедушки. Отсюда следует, что стремление написать, иметь какое бы то ни было контакт, говорит о желании, еще раз хоть не надолго, вернуться назад, на деревню, не чувствовать себя отданным «в люди».
На мой взгляд, Ванька не один в своем несчастии жить и учиться с богатыми господами. Если сравнить некоторые рассказы Чехова из того же цикла то можно остро прочувствовать тонкую нить от одного персонажа к другому, почувствовать схожесть в их судьбе, в их «трагедии».
Подобно Ваньке, живущему в прозаическом, жестоком мире реальности, одиноки и заброшены внешне благополучные дети рассказа «Событие» — шестилетний Ваня и четырехлетняя Нина, у которых «кошка ощенилась», одарив их первым сознанием причастности к чуду рождения. Взрослые не способны разделить их восторг так же, как и горе, — котят «сожрал Неро», огромный пес. Грубость, ложь и вероломство взрослых потрясают Алешу — восьмилетнего героя рассказа «Житейская мелочь», который доверчиво, под страшным секретом разбалтывает любовнику матери о тайных встречах с отцом, а потом (когда тот, забыв об обещании молчать, устраивает матери сцену), заикаясь и плача, рассказывает сестре, как страшно его обманули. [7, с. 84].
Однако, положение Ваньки, на мой взгляд, ближе всего ситуации героини рассказа «Спать хочется» (1888), тринадцатилетней няньки Варьки. Ванька и Варька — дети общей судьбы: оба сироты, оба из деревни и отданы в семьи сапожников, оба нянчат хозяйских детей и выполняют любую другую работу. Даже матерей их зовут одинаково — Пелагея. Только Варька, обезумевшая от хронического недосыпания, уже перешла за грань, отделяющую настоящее от прошлого. Для нее все перепутано, все смешалось — подробности смерти отца, путешествие с матерью в город на заработки, бесконечное мельтешение по домашним делам под окрики хозяйки и нескончаемый крик младенца, в котором и воплощается для нее все зло мира. В бреду, в полузабытьи она душит ребенка, чтобы, наконец, заснуть. [7, с. 90].
Драма Вани не в том, что его может ожидать подобный финал, и не в том, что его жалобы в прямом смысле слова безадресны, — драма в том, что ему, как и большинству детских персонажей Чехова, «отказано в детстве».
Высказывания современников о рассказе
Существует довольно много комментариев и оценок «детского» цикла писателя Антона Павловича Чехова. Однако, существеннее, на мой взгляд, прислушаться к нашим современникам, считающим некогда открытую тему Чеховым, актуальной и в наше время. И действительно, хотя в наш век детей не отдают «в люди», однако, непонимание и вообще отсутствие элементарной заботы и воспитания, как никогда присутствуют и в современное «детское» время.
Так, для Елены Владимировны Душечкиной (доктор наук, заслуженный преподаватель) чеховский рассказ «показывает, что писатель ищет новые пути святочного жанра в разработке «антирождественских» мотивов, использование которых… имело целью показать несоответствие сути праздника безжалостной реальности жизни». По мнению исследовательницы, деревенский «уют» уютен лишь для того, кто когда-то жил в нем. Объективно — это вечно выпивший и ругающийся дед, нюхающий табак, бедность деревенского дома, убогость жизни. Автор не оставляет читателю никаких иллюзий и надежд на изменение судьбы героя: в отличие от Ваньки, пославшего письмо «на деревню дедушке», читатель знает, что прошлое невозвратимо и все самое лучшее у него уже позади». [2, с. 225].
С наивно-реалистической
точки зрения, принципиально отрицающей
великую реальность чуда, Константин
Макарыч «не сможет» получить
письмо внука, даже если он со всевозможной
точностью обозначит адрес
В пределах этой реальности, в этом художественном мире невозможное, как представляется, чудо как раз происходит. Описанием этого чуда, случившегося в рождественскую ночь, и завершается рассказ: дедушка не только получает письмо, но и, «свесив босые ноги» с печки, «читает письмо кухаркам». Рождественская «встреча» дедушки и внука, таким образом, состоялась. [2, с. 225].
Для тех же, кто не отличает художественную реальность от реальности нехудожественной, сон в художественном произведении не является событием. Поэтому Михаил Михайлович Дунаев (доктор филологических наук, доктор богословия, профессор Московской Духовной академии) и пытается материалистически «объяснять» почему именно Ваньке Жукову приснился именно такой сон, материалистически толковать чудо, а также недоумевать, как же какой - то сон (понимаемый как что-то несбывшееся, то есть ненастоящее – с материалистической точки зрения) мы можем считать особой реальностью поэтического мира. [3, с. 98].
Мнение ученого как бы приземляет читателя, не позволяя, и подумать о том, что дед прочитает письмо и все закончится благополучно. Дунаев сторонник того, что письмо никогда не дойдет до адресата, причисляя Ваньку, к категории оставленного и отвергнутого на фоне всего происходящего.
Тогда как
мне ближе предположение
Реальность рождественского чуда все же мощно вторгается в поэтическую реальность художественного мира текста. Именно поэтому рассказ заканчивается не описанием адреса получателя («На деревню дедушке»), не статичным изображением заснувшего Ваньки, а изображением как раз подвижного и всегда оживающего Вьюна. Около печи, с которой дедушка читает письмо, «ходит Вьюн и вертит хвостом…». Вновь обратим внимание на настоящее время, сопровождающее это изображение и дополнительно придающее ему статус действительно происходящего, а не только возможного события. По-видимому, рождественские «почтовые тройки с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами», которые развозят письма «по всей земле», не миновали и деревню Константина Макарыча…[6, с. 129].
«Дописать» за Чехова текст рассказа торопится и М.М. Дунаев, по мнению которого финал должен быть другим: «Константин Макарыч никогда не получит письма, и светлая надежда обернется тьмою… Ваньке неизбежно представится, что он никому не нужен, что его бросили и оставили в безнадежности… Дед же… ничего не сделает для внука. Ребенок переживет тяжелейшее потрясение, ощущение оставленности». [3, с. 98].
Заключение
Таким образом, несомненно, Антом Павлович Чехов открыл своими произведениями новый этап в развитии детской литературы. Тема детства в творчестве писателя является одной из ведущих тем и наиболее ярко видна в опубликованном в 1889 году сборнике «Детвора».
Вслед за
Чеховым в конце девятнадцатого
начале двадцатого века эту тему развивали
и углубляли в своих
Чехов исследовал, по существу, все стадии развития ребёнка – от младенца до подростка. Дети в произведениях Чехова нравственно чисты, бескорыстны, естественны, непосредственны. Нездоровая нравственная атмосфера семьи формирует в ребёнке самолюбие, жадность, зависть к чужому успеху, подозрительность. Дети, лишённые заботы и ласки взрослых, не теряют доверия к людям, любознательности. Они - выразители высоких принципов морали и человечности.
Одним из них и является Ванька Жуков, темной, зимней ночью, пишущий письмо дедушке. И пусть он и не совсем понимает, что детство его закончилось, так и не успев толком начаться, однако, в такие, еще пока свойственные ему моменты, мальчик беспрепятственно может грезить о теплых веселых деньках, позволяющих ему согреться даже в студеную зимнюю пору. Рассказ «Ванька» из разряда детских, однако, с возрастом воспринимаемых абсолютно по - другому. Поверхностные проблемы заметны в детстве, когда мальчика жаль, а со временем задумываешься, почему такое с ним произошло.
Высказывания наших современников, лишь доказывают, что данная проблематика актуальна и в наше время. «Ожидание чуда», по мнению Душечкиной, позволяет окунуться в потерянный мир детства. А проблематика сна в произведении, по мнению Дунаева, рассматривается как тонкая нить от нежеланной реальности к ожидаемой ситуации.
Отсюда следует, что А. П. Чехов был тонким наблюдателем жизни, умел ненавязчиво обратить внимание читателя на актуальные вопросы своего времени, не делая назидательных выводов, но заставляя глубоко задуматься и современника, и потомка…
Список использованной литературы
1. Дерман А.Б. О мастерстве Чехова. – М., 2009. - 37 с.
2. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ. СПб., 2005. - 225 с.
3. Дунаев М. М. Виртуальное литературоведение. М., 2007 - 98 с.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 2009. - 369 с.
5. Кулешов В. И. Жизнь и творчество А. П. Чехова. – М., 2005. - 86 с.
6. Чудаков А. П. Антон Павлович Чехов. – М., 2007. - 129 с.
7. Чехов А.П. Каштанка. Ванька. Рассказы. Сибирское университетское издательство., 2010. - 56-94 с.