Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:04, дипломная работа
Цель исследования: выявить художественное своеобразие использования метатекста в тетралогии Виктора Пелевина.
Учитывая специфику творчества рассматриваемого автора, искусно балансирующего на грани между классикой, постмодернизмом и популярной литературой, для этого следует решить следующие конкретные задачи:
1. Выявить общие постмодернистские приметы, нашедшие своё выражение в метатекстуальном пласте тетралогии.
2. Проанализировать, как проявились в «четверокнижии» характерные черты произведений массовой литературы.
3. Охарактеризовать обусловленные мировоззрением писателя индивидуально-авторские особенности использования метатекста в избранных для анализа романах.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. "Чапаев и Пустота", "Generation "П", "Числа" и "Священная книга оборотня" как тетралогия ……………………………………………………...16
Глава 2. Метатекст в романах тетралогии…………………………………….53
Заключение……………………………………………………………………...73
Список использованной литературы…………………………………………..78
Приложение……………………….………………………………………….….88
Наконец, само построение произведений также обнаруживает характерные сходные тенденции: тяготение к кольцевой композиции, фрагментарность повествования и наличие вставных новелл. Всё это вместе взятое позволяет сделать вывод о том, что произведённое Д. Полищуком объединение обозначенных текстов в цикл нельзя считать чем-то механическим, привнесённым извне, ибо оно органично проистекает из характерных особенностей самих романов.
Как показало проведённое исследование, метатекстуальный пласт повествования присутствует во всех частях тетралогии и представлен в ней, помимо названия произведения и именования его главок, сопровождающими текст предисловиями, эпиграфами, примечаниями, посвящениями, а также высказываниями о создаваемых произведениях в самих текстах, приписанными их повествователям.
В
полном соответствии с
Эпиграфы
для своих произведений
Иногда
присутствующие в тексте
Имеющиеся в первом и заключительном романах тетралогии предисловия представляют собой критические рецензии на соответствующие тексты, приписанные ролевым персонажам. В них с дружественных или враждебных автору позиций даётся более или менее разгромная «опережающая оценка» чисто литературных или идеологических недостатков представленных произведений, призванная ретушировать «корявости авторского слога», высмеять недоброжелательных критиков и обеспечить писателю игровое пространство для отступления.
Тот же постмодернистский принцип бесшабашного «стёба», позволяющий уменьшить степень авторской ответственности за содержание произведения и максимально от него дистанцироваться, реализуют и метатекстуальные высказывания в тексте самих романов. Таковы, в частности, критические замечания одних героев романа о суждениях других, а также указания на детали мифологизированного процесса создания текста, являющиеся частью авторской игры с читателем.
Помимо
концепций постмодернизма, тексты
рассматриваемого автора
Вместе с тем, в творчестве писателя есть ряд особенностей, выводящих его произведения за рамки паралитературы. Так, в его произведениях отсутствует чёткая жанровая определённость, характерная для продуктов масскульта, писатель часто ставит в своих текстах «вечные вопросы», более характерные для русской классики, и пытается найти ответ на них, разрабатывает идеалистические философские концепции.
Однако, пожалуй, наиболее примечательной и парадоксальной чертой, проявившейся в романах Пелевина, отличающей его как от популярной, так и от классической литературы, является его критика современной коммерциализованной массовой культуры с одной стороны и бесполезной и сложной литературной классики - с другой. Эта уникальность позиции рассматриваемого автора объясняется, на наш взгляд, ощутимым противоречием между утилитарно-бытовым восприятием литературы как способа обеспечить себе безбедное существование, стремлением выразить при этом в создаваемых книгах свои любимые идеи и одновременно глубоким (буддийско-даосским по происхождению) недоверием к слову как таковому.
Соответственно,
выражаемое с помощью странных
предисловий и примечаний
Список использованной литературы
Художественные тексты
1.Пелевин В. О. Generation «П»: Роман / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 336 с.
2.Пелевин В. О. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда: Роман и рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Эксмо, 2005.- 384 с.
3.Пелевин В. О. Жёлтая стрела: Повести. Рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 496 с.
4.Пелевин В. О. Жизнь насекомых: Роман / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2001.- 336 с.
5.Пелевин В. О. Жизнь насекомых: Избранные произведения / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2004.- 288 с.
6.Пелевин В. О. Омон Ра: Роман: Рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2000.- 272 с.
7.Пелевин В. О. Священная книга оборотня: Роман / В. О. Пелевин.- М.: Эксмо, 2004.- 384 с.
8.Пелевин В. О. Хрустальный мир: Рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 224 с.
9.Пелевин В. О. Чапаев и Пустота: Роман / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 399 с.
Список использованных сокращений
GП - Пелевин В. О. Generation «П»: Роман / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 336 с.
ЖН - Пелевин В. О. Жизнь насекомых: Роман / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2001.- 336 с.
ЖС - Пелевин В. О. Жёлтая стрела: Повести. Рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 496 с.
СКО - Пелевин В. О. Священная книга оборотня: Роман / В. О. Пелевин.- М.: Эксмо, 2004.- 384 с.;
Ч - Пелевин В. О. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда: Роман и рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Эксмо, 2005.- 384 с.
ЧП - Пелевин В. О. Чапаев и Пустота: Роман / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 399 с.
Научно-исследовательская литература
10.Аннинский
Л. Песнь пепси в утробе
11.Антонов А. Внуяз / А. Антонов // Грани.- 1995.- №177.- С. 125-148.
12.Арбитман Р. Предводитель серебристых шариков: Альтернативы Виктора Пелевина / Р. Арбитман // Лит. газ.- 1993.- 14 июля.- С. 4.
13.Арбитман Р. [Рецензия] / Р. Арбитман // Урал.- 1996.- №5-6.- С. 197-198.- Рец. На кн.: Пелевин В. О. Чапаев и Пустота: Роман / В. О. Пелевин // Знамя.- 1996.- №4.- С. 27-121.- Знамя.-1996.- №5.- С. 23-114.
14.Архангельский А. Пустота. И Чапаев / А. Архангельский // Дружба народов.- 1997.- №5.- С. 190-193.
15.Архангельский
А. Пелевин как система зеркал / А. Архангельский
// Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи
- (http://pelevin.nov.ru/stati/
16.Бабочка Проект
для сайта Пелевина (черновик) / Бабочка
// Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи
- (http://pelevin.nov.ru/stati/
17.Балод А. Иронический
словарь А Хули / А. Балод // Виктор
Пелевин: сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
18.Басинский П. Из жизни отечественных кактусов / П. Басинский // Лит. газ.- 1996.- 29 мая.- С. 4.
19.Барт Р. Смерть
автора / Р. Барт.- Избранные работы:
Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - С. 384-391.- (http://www.durov.com/
20.Басинский П. Новейшие беллетристы / П. Басинский // Лит. газ.- 1997.- 4 июня.- С. 11.
21.Басинский
П. Синдром Пелевина / П. Басинский //
Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи
- (http://pelevin.nov.ru/stati/
22.Белов А. К
вопросу о влиянии К. Кастанеды
/ А. Белов // Виктор Пелевин: сайт творчества
– Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
23.Беляев В. [Рецензия] / В. Беляев // Волга.- 1999.- №7.- С. 155-158.- Рец. на ст.: Филиппов Л. Horror Vaculi: О маленьких хитростях дурацкого дела / Л. Филиппов // Знамя.- 1998.- №10.- С. 204-215.
24.Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн.- СПб.-М.: «Университетская книга» АСТ, 1998.- 400 с.
25.Берхин И. Прогулки
с Котовским / И. Берхин // Виктор Пелевин:
сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
26.Богумил Т. А. В. Г. Шершеневич: Феномен авторской субъективности Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Т. А. Богумил.- Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.- С. 1-17.
27.Быков Д. Побег в Монголию / Д. Быков // Лит. газ.- 1996.- 29 мая.- С. 4.
28.Быков Д. ПВО
– аббревиатура моего имени /
Д. Быков // Огонёк.- 2002.- №22.- (http://pelevin.nov.ru/stati/
29.Великие учителя Тибета (сборник).- М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2003.- 464 с.
30.Володихин Д. Для непонятливых туборгов / Д. Володихин // Лит. газ.- 1999.- 31 марта.- С. 10.
31.Воробьёва
Е. П. Литературная рефлексия в
русской постмодернистской
32.Воробьёв К.
Хороший плохой Пелевин / К. Воробьёв
// Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи
- (http://pelevin.nov.ru/stati/
33.Гаврилов А.
Диалектика пустоты / А. Гаврилов // Виктор
Пелевин: сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
34.Гампопа, Дагпо
Лхардже Сёнам Ринчен
35.Гарчен Ринпоче Махамудра Джигтен Сумгона.- СПб.: Уддияна, 2004. -
160 с.
36.Генис А. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы / А. Генис // Знамя.- 1995.- №12.- С. 210-214.
37.Генис А. Феномен
Пелевина / А. Генис // Виктор Пелевин: сайт
творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
38.Генис А. Беседа десятая: Поле чудес. Витор Пелевин / А. Генис // Звезда.- 1997.- №12.- С. 230-234.
39.Генис А. Машина вычитания: Виктор Пелевин составил новый роман / А. Генис // Общая газета.- 1999.- 27-28 апр.- С. 11.
40.Гинтс Ф. Ингредиенты
страдания / Ф. Гинтс // Виктор Пелевин:
сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
41.Говинда, Лама
Анагарика Медитация и
42.Гьятцо, Геше
Келсанг Вселенское
43.Далай-лама XIV Буддизм Тибета / Далай-лама XIV.- М.-Рига: Нартанг-Угунс, 1991.- 103 с.
44.Далай-лама Мир тибетского буддизма: Обзор его философии и практики / Далай-лама.- СПб.: Нартанг, 1996.- 225 с.
45.Данилкин Л. Господин гексаграмм / Л. Данилкин // Виктор
Пелевин: сайт творчества – Статьи -
(http://pelevin.nov.ru/stati/
46.Долин А. Виктор П-левин: Новый
роман / А. Долин // Виктор Пелевин: сайт
творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
47.Дхаммапада.- Пенза:
Издательство «Алмазное сердце»
48.Еше, Лама Введение в тантру. Трансформация желания / Лама Еше.- М.: ООО Издательский дом «София», 2005.- 224 с.
49.Закуренко А. Искомая пустота / А. Закуренко // Лит. обозрение.- 1998.- №3.- С. 93-96.
50.Зотов И. Пелевин
как капитан Лебядкин / И. Зотов //
Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи
- (http://pelevin.nov.ru/stati/
51.Ильин И. И. Постмодернизм: От истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа / И. И. Ильин.- М.: Итрада, 1998.- 256 с.
52.Каменецкий А. Поздние человеколюбцы
/ А. Каменецкий // Виктор Пелевин: сайт
творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
53.Караев Н. Пелевин
в глазах смотрящего / Н. Караев //
Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи
- (http://pelevin.nov.ru/stati/
54.Кедров К. Влюблённые
числа / К. Кедров // Виктор Пелевин: сайт
творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
55.Колобродов А. [Рецензия] / А. Колобродов // Волга.- 1999.- №7.- С. 154-155.- Рец. на кн.: Пелевин В. О. Generation «П»: Роман / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 1999.- 302 с.
56.Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? Об одной авантюре Виктора Пелевина / С. Корнев // Новое лит. обозрение.- 1997.- №28.- С. 244-259.
57.Короленко
П. Очень нужная и своевременная
книжка / П. Короленко // Виктор Пелевин:
сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
58.Котик В. Пелевин среди нас / В. Котик // Виктор
Пелевин: сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
59.Куллэ В. Красная магия, или Девять способов написания иероглифа «дерево» / В. Куллэ // Лит. обозрение.- 1998.- №2.- С. 75-80.
60.Курский А. [Рецензия] / А. Курский // Волга.- 1999.- №1.- С.180-182.- Рец. на кн.: Пелевин В. О. Жёлтая стрела: Повести: Рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 1996.- 431с.