Тетралогия Виктора Пелевина как метатекст («Чапаев и Пустота», «Generation «П», «Числа», «Священная книга оборотня»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить художественное своеобразие использования метатекста в тетралогии Виктора Пелевина.
Учитывая специфику творчества рассматриваемого автора, искусно балансирующего на грани между классикой, постмодернизмом и популярной литературой, для этого следует решить следующие конкретные задачи:
1. Выявить общие постмодернистские приметы, нашедшие своё выражение в метатекстуальном пласте тетралогии.
2. Проанализировать, как проявились в «четверокнижии» характерные черты произведений массовой литературы.
3. Охарактеризовать обусловленные мировоззрением писателя индивидуально-авторские особенности использования метатекста в избранных для анализа романах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. "Чапаев и Пустота", "Generation "П", "Числа" и "Священная книга оборотня" как тетралогия ……………………………………………………...16
Глава 2. Метатекст в романах тетралогии…………………………………….53
Заключение……………………………………………………………………...73
Список использованной литературы…………………………………………..78
Приложение……………………….………………………………………….….88

Вложенные файлы: 1 файл

s-tetra.doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

61.Кью-Кит, Вон  Энциклопедия дзэн / Вон Кью-Кит.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.- 400 с.

62.Латынина А. Потом опять теперь / А. Латынина // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-potom/1.html).

63.Липовецкий  М. Голубое сало поколения, или  Два мифа об одном кризисе / М. Липовецкий // Знамя.- 1999.- №11.- С. 207-215.

64.Малявин В. В. Молния  в  сердце  /  В.  В.  Малявин.-  М.:  Наталис,  1997.-

364 с.

65.Мущенко Е. Г. Пелевин Виктор Олегович / Е. Г. Мущенко, Т. А. Никонова (общ. ред.) // Русская  литература ХХ века: Учебное пособие.- Воронеж: Издательство ВГУ, 1999.- С. 764-766.

66.Намкай Норбу, Чогьял Клементе А. Всевышний источник: Основная Тантра Дзогчен Семде / Чогьял Намкай Норбу А. Клементе.- Донецк-М.: Ринчен-линг, 2001.- 350 с.

67.Некрасов Е. [Рецензия] / Е. Некрасов // Октябрь.- 1993.- №5.- С. 185-186.- Рец. на кн.: Пелевин В. О. Синий фонарь: Рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Текст, 1991.- 317 с.

68.Нидал, Лама  Оле Каким всё является на  самом деле: Современное введение  в учение Будды / Лама Оле Нидал.-  СПб.:  Изд-во  «Алмазный  путь»,  1997.- 88 с.

69.Обыденкин А. Три жизни Пелевина в ожидании четвёртой / А. Обыденкин // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-tri/1.html).

70.Павлов М. Generation «П» или «П» forever? / М. Павлов // Знамя.- 1999.- №12.- С. 204-207.

71.Пальчик Ю. В. Взаимодействие эпических жанров в прозе Виктора Пелевина: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Ю. В. Пальчик.- Самара: ООО «ИНСОМА-пресс», 2003.- 24 с.

72.Пирогов Л. Синдром Пелевина – 2 / Л. Пирогов // Лит. газ.- 1999.- 1-7 дек.- С. 10.

73.Пискунов А. Как правильно любить Виктора  Пелевина / А. Пискунов // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-pisk/1.html).

74.Полищук Д. И крутится сознание, как лопасть / Д. Полищук // Новый мир.- 2005.- №5.- С. 173-178.

75.Пригодич В. Новый Пелевин, старый  Лао-Цзы… / В. Пригодич //  Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-prgd/1.html).

76.Пригодич В. Кто такой Пелевин? / В. Пригодич // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-prgd2/1.html).

77.Пронина Е. Фрактальная логика В. Пелевина / Е. Пронина // Вопросы литературы.- 2003.- №4.- С. 5-30.

78.Рей, Р. Нерушимые  истины / Р. Рей.- М.: ООО «Издательство  АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.- 511 с.

79.Роднянская  И. «…и к ней безумная любовь» / И. Роднянская // Новый мир.- 1996.- №9.- С. 212-216.

80.Роднянская  И. Этот мир придуман не нами / И. Роднянская // Новый мир.- 1999.- №8.- С. 207-217.

81.Рождественская  К. Околение П / К. Рождественская // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-roj/1.html).

82.Саканский С. Пелевин и весна / С. Саканский // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-vesna/1.html).

83.Салиева Л. Мифы 90-х, или Вечные ценности  нового поколения / Л. Салиева // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-myth90/1.html).

84.Свердлов М. Как сделан Пелевин: Хорошая защита  для плохой прозы / М. Свердлов // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-sverd/1.html).

85.Свердлов М. Технология писательской власти: О двух последних романах 

В. Пелевина / М. Свердлов // Вопросы литературы.- 2003.- №4.- С. 31-47.

86.Сергеев С. Чапаев и простота (роман в «-х частях с итогом и эпилогом) / С. Сергеев // Новое лит. обозрение.- 1997.- №28.- С. 260-268.

87.Сердюкова  Ю. Символика в повести Пелевина  «Жёлтые стрелы» / Ю. Сердюкова // Сборник  студенческих работ: Материалы научн. студ. конф. 1999 г.- Воронеж, 2000.- Вып. 2.- С. 84-87.

88.Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии / И. В. Силантьев.- Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 1999.- (www.ruthenia.ru/folklore/silantiev1.htm).

89.Скоропанова  И. С. Сфера сознательного и бессознательного  в произведениях Виктора Пелевина / И. С. Скоропанова // Русская постмодернистская  литература: Учебное пособие для  студентов филологических факультетов  вузов.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Флинта: Наука, 2001.- С. 433-440.

90.Славникова  О. Партия любителей П. / О. Славникова // Октябрь.- 2000.- №9.- С. 178-184.

91.Слаповский  А. И. Между большим и средним  пальцем / А. И. Слаповский // Лит. газ.- 1996.- 30 окт.- С. 4.

92.Соломина А. Свобода: надтекст вместо подтекста / А. Соломина // Лит. обозрение.- 1998.- №3.- С. 92-93.

93.Терваган Записи эпохи первоначального накопления кармы / Терваган // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-terv/1.html).

94.Тинглей, Геше  Чжампа Буддийские наставления / Геше Чжампа Тинглей.- Элиста: АПП «Джангар», 1995.- 160 с.

95.Тинлей, Геше  Джампа К Ясному свету: этапы  пути (наставления по Лам-риму) / Геше  Джампа Тинлей.- Омск: Омская областная  типография, 1998.- 288 с.

96.Тинлей, Геше  Джампа Практика необычной Гуру-Йоги: Комментарии на текст «Лама Чодпа» Первого Панчен-ламы Панчена Лобсанга Чокьи Гьялцена / Геше Джампа Тинлей.- М.: Московский буддийский центр Ламы Цонкапы, 2002.- 124 + 10 с.

97.Троицкий А. Из Ухряба в Киркук / А. Троицкий // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-troic/1.html).

98.Трунгпа, Чогьям  Шамбхала: священный путь воина / Чогьям Трунгпа.- Минск, 1992.- 205 с.

99.Трунгпа, Чогъям  Миф свободы и путь медитации / Чогъям Трунгпа.- Киев: «София», М.: ИД «Гелиос», 2001.- 176 с.

100.Тубтен Нгаванг, Геше Колесо бытия / Геше Тубтен  Нгаванг.- СПб.: Издательство «Ясный  свет», 2001.- 40 с.

101Учение Будды: Учебное пособие / Ответственный  за выпуск  Е. Н. Малышев.- Токио: Буке  дэндо кёкай.- 152 с.

102Филиппов Л. Horror Vaculi: О маленьких хитростях дурацкого дела / Л. Филиппов // Знамя.- 1998.- №10.- С. 204-215.

103Филиппов Л. Полёты с Затворником: Вариации  на заданную тему / Л. Филиппов // Звезда.- 1999.- №5.- С. 205-213.

104.Философия  китайского буддизма / Пер. с кит. Е. А. Торчинова.- СПб.: Азбука-классика, 2001.- 256 с.

105.Фрейд З. Толкование  сновидений / З. Фрейд.- Минск: ООО «Попурри», 1997.- 576 с.

106.Фримантл Ф. Сияющая пустота / Ф. Фримантл.- М.: ИД  «София», 2005.- 224 с.

107.Фьори Ч. Я, Путин и секс: Пелевин обнажает Россию / Ч. Фьори // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-fior/1.html).

108.Хализев В. Е. Теория литературы: Учебно-методическое  пособие для студентов филологических  факультетов государственных университетов /   В. Е. Хализев.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 72 с.

109.Харламов И. После Пелевина / И. Харламов // Виктор  Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-harl/1.html).

110.Хёйзинга, Йохан  Homo ludens; В тени завтрашнего дня / Й. Хёйзинга.- М.: Прогресс. Прогресс-Академия, 1992.- 458 с.

111.Хюн Еун, Ким  Поэзия И. Бродского как метатекст / Ким Хюн Еун.- М.: Изд-во Российского  государственного гуманитарного  ун-та, 2003.- 24 с.

112.Цыганов А. Мифология и роман «Чапаев и Пустота» / А. Цыганов // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-myths/1.html).

113.Чандракирти  Введение в Мадхьямику / Чандракирти.- М.: Шечен, 2001.- 330 с.

114.Чупринин С. Сбывшееся небывшее: Либеральный  взгляд на современную литературу – и «высокую», и «низкую» / С. Чупринин // Знамя.- 1993.- №9.- С. 181-188.

115.Шапиро Я. Пепса  по-пелевински / Я. Шапиро // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-pepsa/1.html).

116.Шкловский  Е. ПП, или Победитель Пелевин / Е. Шкловский // Новое лит. обозрение.- 2000.- №41.- С. 426-430.

117.Шо, М. Страстное просветление: Женщины в тантрическом буддизме / М. Шо.- М.: ООО «Добрая книга», 2001.- 368 с.

118.Эпштейн М. Н. Постмодернизм в России: Литература и теория / М. Н. Эпштейн.- М.: Изд-во Элинина, 2000.- 368 с.

119.Эррикер К. Буддизм / К. Эррикер.- М.: ФАИР-ПРЕСС: Информпресс+, 1999.- 304 с.

120.Ямпольская  Е. Пионерская правда / Е. Ямпольская // Виктор Пелевин: сайт творчества  – Статьи -  (http://pelevin.nov.ru/stati/o-yapol/1.html).

 

 

 

 

 

 

Приложение

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11-м классе

Тема урока: Роман В. Пелевина «Generation «П» как постмодернистский текст.

Цели: 1)Воспитывать философское отношение к жизни.

           2)Учить роли эпиграфа, примечаний и композиции.

           3)Развивать навыки самостоятельного  мышления.

Ход урока

Цель познания: Чему учит Пелевин в романе «Generation «П», и учит ли чему-нибудь?

I.Слово учителя (10 мин.)

Цель познания: Каковы основные черты постмодернизма как мировоззрения?

Термин «постомдернизм» может пониматься по-разному и обозначать как направление в современном искусстве, пришедшее на смену модернизму, так и наступившую новую эпоху в развитии человечества. Важнейшей особенностью этого искусства является переоценка всех ценностей. Причин тому было несколько. Возникновение тоталитарных режимов, повлекших за собой мировые войны, обострило у современного человека чувство недоверия к каким бы то ни было масштабным идеологиям. Конфессиональные конфликты и осмысление негативной роли фанатизма на протяжении мировой истории внушили справедливые сомнения в существовании единой «истинной» религии и поколебали авторитет церкви. Развитие средств массовой информации и грязных политических технологий заставили  усомниться в ранее считавшихся незыблемыми либеральных ценностях. Всё это вместе взятое оказало серьёзное влияние на психику современного человека. Прежде всего, это выразилось в росте скепсиса и нигилизма, недоверия к любой информации, связанное с осознанием того, что она исходит из определённого источника и говорится или пишется не «просто так», а «зачем-то», то есть связана с реализацией определённых и порой не слишком благовидных целей того, кто её поставляет. Так, писатель удовлетворяет личные амбиции, навязывая людям свои идеи, реклама приносит деньги производителю, заставляя покупателя приобретать может быть и не нужный ему товар, а предвыборная речь политика помогает последнему «пробиться» во власть. Однако постомодернисты не хотят быть обманутыми  и поэтому делают содержанием своих произведений разоблачение присутствующей в обществе лжи и самих механизмов обмана, производя так называемую «деконструкцию» тех или иных идеологий, издеваясь над ними и показывая их несостоятельность. При этом постмодернисты часто ограничиваются самим разоблачением и, в отличие от писателей-классиков, не выражают в своих произведениях никакой собственной конструктивной позиции. Однако из этого правила есть и исключения. И сегодня мы с вами поговорим о романе как раз одного из таких неоднозначных писателей-постмодернистов - Виктора Пелевина.

     Виктор Пелевин принадлежит к  числу тех современных авторов, относительно которых среди литературоведов  пока не сложилось единого  устоявшегося мнения. Творения молодого  прозаика, получившего букеровскую премию уже за первую книгу своих рассказов «Синий фонарь» (1991), были быстро замечены критикой, однако многие специфические черты его творчества в сочетании с экстравагантным поведением сильно подорвали репутацию писателя, затруднив его признание литературоведами.   

     Так, подчёркнутая замкнутость Пелевина, первое время не дававшего интервью и скрывавшего своё лицо под тёмными очками, заставила иных критиков усомниться в самом существовании писателя, тем более, что общая «виртуальная аура» (выражение Л. Аннинского) его прозы как нельзя лучше способствовала нагнетанию таинственности и  наводила на подобные выводы. Некоторых литературоведов шокировали демонстративный отказ Пелевина от традиционной системы ценностей, постмодернистская деконструкция общепризнанных моделей отношений человека и общества, а также встречающееся на страницах его произведений эпатирующе вольное употребление ненормативной лексики, с которым вы тоже уже успели столкнуться.

     Наконец, интерес писателя к мистике, активное использование захватывающих сюжетов, литературной игры и фантастики, свидетельствующее о явной ориентации текстов на массового читателя, вкупе с нарочитой небрежностью письма в глазах многих критиков поставили под сомнение саму возможность отнесения Пелевина к «серьёзной» литературе. О том, насколько это правомерно, мы сегодня с вами и поговорим.

Вывод: Особенностями постмодернизма как мировоззрения являются переоценка всех ценностей, усиление скепсиса и сомнения и деконструкция различных идеологий.

II.Беседа с классом

1.Вавилонская  башня (5 мин.)

Цель познания: Каков сюжет романа?

Роман понравился? Чем? Кто такой Вавилен Татарский? Чем объясняется странное имя героя? Что он сам говорит о нём друзьям? Кто ещё в романе наделён «библейским» именем? С чем сравнивается в романе история карьеры Татарского?

Вывод: Сюжет романа В. Пелевина «Generation «П» представляет собой историю карьеры «человека с именем города» Вавилена Татарского – его символическое восхождение на Вавилонскую башню и превращение в «земного мужа» золотой богини.

2.Статья Че  Гевары (10 мин.)

Цель познания: Зачем Пелевин вставляет в текст романа статью Че Гевары «Идентиализм как высшая стадия дуализма?»

Кто такой Че Гевара? Почему именно к нему решает обратиться Татарский? Где ещё он упоминается в романе? Мог ли Че Гевара в самом деле высказывать идеи, подобные тем, что изложены в статье? Почему именно ему приписана статья? О чём статья? Что, согласно Че, является причиной  «плачевного состояния человека в жизни»? На кого он при этом ссылается? Что такое «оранус»? (Найдите в тексте цитату). Изложите теорию о трёх «вау-фаторах». Производным от какого слова является понятие «идентиализм»? Что такое «identity»? В чём смысл этой теории? Какое впечатление производит статья на Татарского? Задам провокационный вопрос: какую роль она играет в его истории? (Никакой). Тогда зачем Пелевин вставляет её в роман?

Вывод: С помощью вставленной в роман статьи об идентиализме, вроде бы не имеющей прямого отношения к истории Татарского, постмодернист разоблачает стремление современного человека к деньгам.

3.Смысл названия (5 мин.)

Цель познания: В чём смысл названия романа?

Что означает буква «пи» в заглавии книги?

1)Пепси; Что символизирует пепси-кола в романе?

2)Число «пи» («чёрный пиар» - теневые общественные отношения); 3)Краткое обозначение пса с пятью ногами. В свете последнего значения как можно перевести на русский язык название книги? Какую фразу произносит Татарский Сейфуль-Фарсейкину о своём поколении? А с какого предложения начинается роман? Как вы думаете, что означает посвящение романа «Памяти среднего класса?» Исходя из того, о чём мы говорили, подумайте, что делает наступающее поколение «Пепси» поколением Конца?

Вывод: Называя свою книгу «Поколение Конца», Пелевин делает неутешительный прогноз о том, что коммерциализация сознания ведёт человечество к гибели.

4.Финал (5 мин.)

Цель познания: Зачем Пелевин завершает роман упоминанием о рекламе пива «Туборг»?

Почему Татарский плачет над этой рекламой?

О ролике сказано, что он не окончен… Чего в нём не хватает из того, что обязательно должно быть в рекламном ролике? Где в романе мы находим слоган для этой рекламы? Почему имеется вариант, где один за другим идут тридцать Татарских? Где ещё мы встречаем в романе это число? Кого искали птицы в поэме Аль Газави, если «сируфф» означает «тридцать птиц»? (Объяснить, что 30 Татарских связаны с буддийской идеей перерождения).

Вывод: Завершая роман упоминанием о рекламе пива «Туборг», Пелевин призывает читателя задуматься о смысле жизни – этого бесконечного «одинокого странствия под палящим солнцем».

5.Итоги урока (5 мин.)

Вывод: Разоблачая идеологию общества потребления, Пелевин противопоставляет ей религиозно-философские идеи буддизма.

Домашнее задание: Есть ли в романе положительные герои? В чём смысл эпиграфа к роману?

 

Оформление доски:

 

 

Репродукция

картины Брейгеля «Вавилонская башня»

Двадцатое мая.

 

Роман В. Пелевина «Generation «П» как постмодернистский текст

 

…Миром правит не «кто», а «что». Определённые факторы и импульсы, о которых знать тебе ещё рано.

              Виктор Пелевин «Generation «П»

Домашнее задание

Есть ли в романе положительные герои? В чём смысл эпиграфа к роману?


 

© Андрей Гончарук, 2006

 

 

 

 

 

 

 

1 http://www.pelevin.nov.ru/victorolegovich/

1Шапиро Я. Пепса по-пелевински / Я. Шапиро // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи -  (http://www.pelevin.nov.ru/stati/o-pepsa/1.html).

Информация о работе Тетралогия Виктора Пелевина как метатекст («Чапаев и Пустота», «Generation «П», «Числа», «Священная книга оборотня»)