Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 12:04, дипломная работа
Цель исследования: выявить художественное своеобразие использования метатекста в тетралогии Виктора Пелевина.
Учитывая специфику творчества рассматриваемого автора, искусно балансирующего на грани между классикой, постмодернизмом и популярной литературой, для этого следует решить следующие конкретные задачи:
1. Выявить общие постмодернистские приметы, нашедшие своё выражение в метатекстуальном пласте тетралогии.
2. Проанализировать, как проявились в «четверокнижии» характерные черты произведений массовой литературы.
3. Охарактеризовать обусловленные мировоззрением писателя индивидуально-авторские особенности использования метатекста в избранных для анализа романах.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. "Чапаев и Пустота", "Generation "П", "Числа" и "Священная книга оборотня" как тетралогия ……………………………………………………...16
Глава 2. Метатекст в романах тетралогии…………………………………….53
Заключение……………………………………………………………………...73
Список использованной литературы…………………………………………..78
Приложение……………………….………………………………………….….88
61.Кью-Кит, Вон Энциклопедия дзэн / Вон Кью-Кит.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.- 400 с.
62.Латынина А. Потом
опять теперь / А. Латынина // Виктор Пелевин:
сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
63.Липовецкий М. Голубое сало поколения, или Два мифа об одном кризисе / М. Липовецкий // Знамя.- 1999.- №11.- С. 207-215.
64.Малявин В. В. Молния в сердце / В. В. Малявин.- М.: Наталис, 1997.-
364 с.
65.Мущенко Е. Г. Пелевин Виктор Олегович / Е. Г. Мущенко, Т. А. Никонова (общ. ред.) // Русская литература ХХ века: Учебное пособие.- Воронеж: Издательство ВГУ, 1999.- С. 764-766.
66.Намкай Норбу, Чогьял Клементе А. Всевышний источник: Основная Тантра Дзогчен Семде / Чогьял Намкай Норбу А. Клементе.- Донецк-М.: Ринчен-линг, 2001.- 350 с.
67.Некрасов Е. [Рецензия] / Е. Некрасов // Октябрь.- 1993.- №5.- С. 185-186.- Рец. на кн.: Пелевин В. О. Синий фонарь: Рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Текст, 1991.- 317 с.
68.Нидал, Лама Оле Каким всё является на самом деле: Современное введение в учение Будды / Лама Оле Нидал.- СПб.: Изд-во «Алмазный путь», 1997.- 88 с.
69.Обыденкин А. Три
жизни Пелевина в ожидании четвёртой /
А. Обыденкин // Виктор Пелевин: сайт творчества
– Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
70.Павлов М. Generation «П» или «П» forever? / М. Павлов // Знамя.- 1999.- №12.- С. 204-207.
71.Пальчик Ю. В. Взаимодействие эпических жанров в прозе Виктора Пелевина: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Ю. В. Пальчик.- Самара: ООО «ИНСОМА-пресс», 2003.- 24 с.
72.Пирогов Л. Синдром Пелевина – 2 / Л. Пирогов // Лит. газ.- 1999.- 1-7 дек.- С. 10.
73.Пискунов А.
Как правильно любить Виктора
Пелевина / А. Пискунов // Виктор Пелевин:
сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
74.Полищук Д. И крутится сознание, как лопасть / Д. Полищук // Новый мир.- 2005.- №5.- С. 173-178.
75.Пригодич В. Новый Пелевин, старый
Лао-Цзы… / В. Пригодич // Виктор
Пелевин: сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
76.Пригодич В.
Кто такой Пелевин? / В. Пригодич //
Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи
- (http://pelevin.nov.ru/stati/
77.Пронина Е. Фрактальная логика В. Пелевина / Е. Пронина // Вопросы литературы.- 2003.- №4.- С. 5-30.
78.Рей, Р. Нерушимые истины / Р. Рей.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.- 511 с.
79.Роднянская И. «…и к ней безумная любовь» / И. Роднянская // Новый мир.- 1996.- №9.- С. 212-216.
80.Роднянская И. Этот мир придуман не нами / И. Роднянская // Новый мир.- 1999.- №8.- С. 207-217.
81.Рождественская
К. Околение П / К. Рождественская // Виктор
Пелевин: сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
82.Саканский С. Пелевин и весна
/ С. Саканский // Виктор Пелевин: сайт
творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
83.Салиева Л.
Мифы 90-х, или Вечные ценности
нового поколения / Л. Салиева // Виктор
Пелевин: сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
84.Свердлов М.
Как сделан Пелевин: Хорошая защита
для плохой прозы / М. Свердлов // Виктор
Пелевин: сайт творчества – Статьи -
(http://pelevin.nov.ru/stati/
85.Свердлов М.
Технология писательской
В. Пелевина / М. Свердлов // Вопросы литературы.- 2003.- №4.- С. 31-47.
86.Сергеев С. Чапаев и простота (роман в «-х частях с итогом и эпилогом) / С. Сергеев // Новое лит. обозрение.- 1997.- №28.- С. 260-268.
87.Сердюкова Ю. Символика в повести Пелевина «Жёлтые стрелы» / Ю. Сердюкова // Сборник студенческих работ: Материалы научн. студ. конф. 1999 г.- Воронеж, 2000.- Вып. 2.- С. 84-87.
88.Силантьев И. В.
Теория мотива в отечественном литературоведении
и фольклористике: Очерк историографии
/ И. В. Силантьев.- Новосибирск: Институт
филологии СО РАН, 1999.- (www.ruthenia.ru/folklore/
89.Скоропанова
И. С. Сфера сознательного и
90.Славникова О. Партия любителей П. / О. Славникова // Октябрь.- 2000.- №9.- С. 178-184.
91.Слаповский А. И. Между большим и средним пальцем / А. И. Слаповский // Лит. газ.- 1996.- 30 окт.- С. 4.
92.Соломина А. Свобода: надтекст вместо подтекста / А. Соломина // Лит. обозрение.- 1998.- №3.- С. 92-93.
93.Терваган Записи
эпохи первоначального накопления кармы
/ Терваган // Виктор Пелевин: сайт творчества
– Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
94.Тинглей, Геше Чжампа Буддийские наставления / Геше Чжампа Тинглей.- Элиста: АПП «Джангар», 1995.- 160 с.
95.Тинлей, Геше Джампа К Ясному свету: этапы пути (наставления по Лам-риму) / Геше Джампа Тинлей.- Омск: Омская областная типография, 1998.- 288 с.
96.Тинлей, Геше Джампа Практика необычной Гуру-Йоги: Комментарии на текст «Лама Чодпа» Первого Панчен-ламы Панчена Лобсанга Чокьи Гьялцена / Геше Джампа Тинлей.- М.: Московский буддийский центр Ламы Цонкапы, 2002.- 124 + 10 с.
97.Троицкий А.
Из Ухряба в Киркук / А. Троицкий
// Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи
- (http://pelevin.nov.ru/stati/
98.Трунгпа, Чогьям Шамбхала: священный путь воина / Чогьям Трунгпа.- Минск, 1992.- 205 с.
99.Трунгпа, Чогъям Миф свободы и путь медитации / Чогъям Трунгпа.- Киев: «София», М.: ИД «Гелиос», 2001.- 176 с.
100.Тубтен Нгаванг, Геше Колесо бытия / Геше Тубтен Нгаванг.- СПб.: Издательство «Ясный свет», 2001.- 40 с.
101Учение Будды: Учебное пособие / Ответственный за выпуск Е. Н. Малышев.- Токио: Буке дэндо кёкай.- 152 с.
102Филиппов Л. Horror Vaculi: О маленьких хитростях дурацкого дела / Л. Филиппов // Знамя.- 1998.- №10.- С. 204-215.
103Филиппов Л. Полёты с Затворником: Вариации на заданную тему / Л. Филиппов // Звезда.- 1999.- №5.- С. 205-213.
104.Философия китайского буддизма / Пер. с кит. Е. А. Торчинова.- СПб.: Азбука-классика, 2001.- 256 с.
105.Фрейд З. Толкование сновидений / З. Фрейд.- Минск: ООО «Попурри», 1997.- 576 с.
106.Фримантл Ф. Сияющая пустота / Ф. Фримантл.- М.: ИД «София», 2005.- 224 с.
107.Фьори Ч. Я,
Путин и секс: Пелевин обнажает Россию
/ Ч. Фьори // Виктор Пелевин: сайт творчества
– Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
108.Хализев В.
Е. Теория литературы: Учебно-методическое
пособие для студентов
109.Харламов И.
После Пелевина / И. Харламов // Виктор
Пелевин: сайт творчества – Статьи
- (http://pelevin.nov.ru/stati/
110.Хёйзинга, Йохан Homo ludens; В тени завтрашнего дня / Й. Хёйзинга.- М.: Прогресс. Прогресс-Академия, 1992.- 458 с.
111.Хюн Еун, Ким
Поэзия И. Бродского как метатекст
/ Ким Хюн Еун.- М.: Изд-во Российского
государственного
112.Цыганов А.
Мифология и роман «Чапаев и Пустота»
/ А. Цыганов // Виктор Пелевин: сайт творчества
– Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
113.Чандракирти Введение в Мадхьямику / Чандракирти.- М.: Шечен, 2001.- 330 с.
114.Чупринин С. Сбывшееся небывшее: Либеральный взгляд на современную литературу – и «высокую», и «низкую» / С. Чупринин // Знамя.- 1993.- №9.- С. 181-188.
115.Шапиро Я. Пепса
по-пелевински / Я. Шапиро // Виктор Пелевин:
сайт творчества – Статьи -
(http://pelevin.nov.ru/stati/
116.Шкловский Е. ПП, или Победитель Пелевин / Е. Шкловский // Новое лит. обозрение.- 2000.- №41.- С. 426-430.
117.Шо, М. Страстное просветление: Женщины в тантрическом буддизме / М. Шо.- М.: ООО «Добрая книга», 2001.- 368 с.
118.Эпштейн М. Н. Постмодернизм в России: Литература и теория / М. Н. Эпштейн.- М.: Изд-во Элинина, 2000.- 368 с.
119.Эррикер К. Буддизм / К. Эррикер.- М.: ФАИР-ПРЕСС: Информпресс+, 1999.- 304 с.
120.Ямпольская
Е. Пионерская правда / Е. Ямпольская
// Виктор Пелевин: сайт творчества
– Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/
Приложение
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11-м классе
Тема урока: Роман В. Пелевина «Generation «П» как постмодернистский текст.
Цели: 1)Воспитывать философское отношение к жизни.
2)Учить роли эпиграфа, примечаний и композиции.
3)Развивать навыки
Ход урока
Цель познания: Чему учит Пелевин в романе «Generation «П», и учит ли чему-нибудь?
I.Слово учителя (10 мин.)
Цель познания: Каковы основные черты постмодернизма как мировоззрения?
Термин «постомдернизм» может пониматься по-разному и обозначать как направление в современном искусстве, пришедшее на смену модернизму, так и наступившую новую эпоху в развитии человечества. Важнейшей особенностью этого искусства является переоценка всех ценностей. Причин тому было несколько. Возникновение тоталитарных режимов, повлекших за собой мировые войны, обострило у современного человека чувство недоверия к каким бы то ни было масштабным идеологиям. Конфессиональные конфликты и осмысление негативной роли фанатизма на протяжении мировой истории внушили справедливые сомнения в существовании единой «истинной» религии и поколебали авторитет церкви. Развитие средств массовой информации и грязных политических технологий заставили усомниться в ранее считавшихся незыблемыми либеральных ценностях. Всё это вместе взятое оказало серьёзное влияние на психику современного человека. Прежде всего, это выразилось в росте скепсиса и нигилизма, недоверия к любой информации, связанное с осознанием того, что она исходит из определённого источника и говорится или пишется не «просто так», а «зачем-то», то есть связана с реализацией определённых и порой не слишком благовидных целей того, кто её поставляет. Так, писатель удовлетворяет личные амбиции, навязывая людям свои идеи, реклама приносит деньги производителю, заставляя покупателя приобретать может быть и не нужный ему товар, а предвыборная речь политика помогает последнему «пробиться» во власть. Однако постомодернисты не хотят быть обманутыми и поэтому делают содержанием своих произведений разоблачение присутствующей в обществе лжи и самих механизмов обмана, производя так называемую «деконструкцию» тех или иных идеологий, издеваясь над ними и показывая их несостоятельность. При этом постмодернисты часто ограничиваются самим разоблачением и, в отличие от писателей-классиков, не выражают в своих произведениях никакой собственной конструктивной позиции. Однако из этого правила есть и исключения. И сегодня мы с вами поговорим о романе как раз одного из таких неоднозначных писателей-постмодернистов - Виктора Пелевина.
Виктор Пелевин принадлежит к
числу тех современных авторов,
относительно которых среди
Так, подчёркнутая замкнутость Пелевина, первое время не дававшего интервью и скрывавшего своё лицо под тёмными очками, заставила иных критиков усомниться в самом существовании писателя, тем более, что общая «виртуальная аура» (выражение Л. Аннинского) его прозы как нельзя лучше способствовала нагнетанию таинственности и наводила на подобные выводы. Некоторых литературоведов шокировали демонстративный отказ Пелевина от традиционной системы ценностей, постмодернистская деконструкция общепризнанных моделей отношений человека и общества, а также встречающееся на страницах его произведений эпатирующе вольное употребление ненормативной лексики, с которым вы тоже уже успели столкнуться.
Наконец, интерес писателя к мистике, активное использование захватывающих сюжетов, литературной игры и фантастики, свидетельствующее о явной ориентации текстов на массового читателя, вкупе с нарочитой небрежностью письма в глазах многих критиков поставили под сомнение саму возможность отнесения Пелевина к «серьёзной» литературе. О том, насколько это правомерно, мы сегодня с вами и поговорим.
Вывод: Особенностями постмодернизма как мировоззрения являются переоценка всех ценностей, усиление скепсиса и сомнения и деконструкция различных идеологий.
II.Беседа с классом
1.Вавилонская башня (5 мин.)
Цель познания: Каков сюжет романа?
Роман понравился? Чем? Кто такой Вавилен Татарский? Чем объясняется странное имя героя? Что он сам говорит о нём друзьям? Кто ещё в романе наделён «библейским» именем? С чем сравнивается в романе история карьеры Татарского?
Вывод: Сюжет романа В. Пелевина «Generation «П» представляет собой историю карьеры «человека с именем города» Вавилена Татарского – его символическое восхождение на Вавилонскую башню и превращение в «земного мужа» золотой богини.
2.Статья Че Гевары (10 мин.)
Цель познания: Зачем Пелевин вставляет в текст романа статью Че Гевары «Идентиализм как высшая стадия дуализма?»
Кто такой Че Гевара? Почему именно к нему решает обратиться Татарский? Где ещё он упоминается в романе? Мог ли Че Гевара в самом деле высказывать идеи, подобные тем, что изложены в статье? Почему именно ему приписана статья? О чём статья? Что, согласно Че, является причиной «плачевного состояния человека в жизни»? На кого он при этом ссылается? Что такое «оранус»? (Найдите в тексте цитату). Изложите теорию о трёх «вау-фаторах». Производным от какого слова является понятие «идентиализм»? Что такое «identity»? В чём смысл этой теории? Какое впечатление производит статья на Татарского? Задам провокационный вопрос: какую роль она играет в его истории? (Никакой). Тогда зачем Пелевин вставляет её в роман?
Вывод: С помощью вставленной в роман статьи об идентиализме, вроде бы не имеющей прямого отношения к истории Татарского, постмодернист разоблачает стремление современного человека к деньгам.
3.Смысл названия (5 мин.)
Цель познания: В чём смысл названия романа?
Что означает буква «пи» в заглавии книги?
1)Пепси; Что символизирует пепси-кола в романе?
2)Число «пи» («чёрный пиар» - теневые общественные отношения); 3)Краткое обозначение пса с пятью ногами. В свете последнего значения как можно перевести на русский язык название книги? Какую фразу произносит Татарский Сейфуль-Фарсейкину о своём поколении? А с какого предложения начинается роман? Как вы думаете, что означает посвящение романа «Памяти среднего класса?» Исходя из того, о чём мы говорили, подумайте, что делает наступающее поколение «Пепси» поколением Конца?
Вывод: Называя свою книгу «Поколение Конца», Пелевин делает неутешительный прогноз о том, что коммерциализация сознания ведёт человечество к гибели.
4.Финал (5 мин.)
Цель познания: Зачем Пелевин завершает роман упоминанием о рекламе пива «Туборг»?
Почему Татарский плачет над этой рекламой?
О ролике сказано, что он не окончен… Чего в нём не хватает из того, что обязательно должно быть в рекламном ролике? Где в романе мы находим слоган для этой рекламы? Почему имеется вариант, где один за другим идут тридцать Татарских? Где ещё мы встречаем в романе это число? Кого искали птицы в поэме Аль Газави, если «сируфф» означает «тридцать птиц»? (Объяснить, что 30 Татарских связаны с буддийской идеей перерождения).
Вывод: Завершая роман упоминанием о рекламе пива «Туборг», Пелевин призывает читателя задуматься о смысле жизни – этого бесконечного «одинокого странствия под палящим солнцем».
5.Итоги урока (5 мин.)
Вывод: Разоблачая идеологию общества потребления, Пелевин противопоставляет ей религиозно-философские идеи буддизма.
Домашнее задание: Есть ли в романе положительные герои? В чём смысл эпиграфа к роману?
Оформление доски:
Репродукция картины Брейгеля «Вавилонская башня» |
Двадцатое мая.
Роман В. Пелевина «Generation «П» как постмодернистский текст
…Миром правит не «кто», а «что». Определённые факторы и импульсы, о которых знать тебе ещё рано. Виктор Пелевин «Generation «П» |
Домашнее задание Есть ли в романе положительные герои? В чём смысл эпиграфа к роману? |
© Андрей Гончарук, 2006
1
http://www.pelevin.nov.ru/
1Шапиро
Я. Пепса по-пелевински / Я. Шапиро // Виктор
Пелевин: сайт творчества – Статьи -
(http://www.pelevin.nov.ru/