Фольклорное направление в русской литературе второй половины ХVIII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

XVIII век заложил основу для развития всей последующей русской литературы: в эту эпоху в русской литературе впервые были заложены не только критерии литературы и творчества в целом, но и этические и моральные ценности. Эпоха классицизма утвердила важнейшие каноны жанровой системы и эстетики, а возникновение сентиментализма и романтизма отразило бесконечное развитие историко-литературного процесса. Творчество великих писателей-первопроходцев позволяет увидеть непростой путь русской литературы и культуры, позволивший в дальнейшем говорить об ее удивительной самобытности и богатстве.

Содержание

1.Введение.
1.1.Историко-литературные предпосылки возникновения интереса к фольклору в русском обществе 18 века.
2.1.Идеология сентиментализма.
2.Основная часть
1.2. Отражение фольклора в творчестве русских писателей.
2.2.Родоначальник славянского фэнтези – М.И.Попов.
3.2. Жизнь, этнографические труды и творческая деятельность М.Д.Чулкова.
4.2.Сказочник В.А.Лёвшин.
3.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Фольклорное направление в русской литературе второй половины ХVIII века.docx

— 70.58 Кб (Скачать файл)

  Фольклорное направление  в русской литературе второй  половины ХVIII века

(М.Д. Чулков, В.А. Левшин, М.И. Попов).

 

                               Оглавление.

 

1.Введение.

1.1.Историко-литературные предпосылки возникновения интереса к фольклору в русском обществе 18 века.

     2.1.Идеология сентиментализма.

     2.Основная  часть

1.2. Отражение фольклора в творчестве русских писателей.

2.2.Родоначальник славянского фэнтези – М.И.Попов.

3.2. Жизнь, этнографические труды и творческая деятельность М.Д.Чулкова.

4.2.Сказочник В.А.Лёвшин.

3.Заключение.

 

Введение.

1.1 Историко-литературные  предпосылки возникновения интереса  к фольклору в русском обществе 18 века.

    XVIII век – один  из важнейших периодов развития русской литературы. Именно в это время, для которого характерен поиск новых форм и способов выражения, литература переживает особенный подъем. Поэты и теоретики литературы, стремясь создать истинно русскую литературу, обращаются к фольклорной традиции, литературное творчество начинает занимать важнейшее место в культурной жизни России.

   XVIII век заложил основу для развития всей последующей русской литературы: в эту эпоху в русской литературе впервые были заложены не только критерии литературы и творчества в целом, но и этические и моральные ценности. Эпоха классицизма утвердила важнейшие каноны жанровой системы и эстетики, а возникновение сентиментализма и романтизма отразило бесконечное развитие историко-литературного процесса. Творчество великих писателей-первопроходцев позволяет увидеть непростой путь русской литературы и культуры, позволивший в дальнейшем говорить об ее удивительной самобытности и богатстве.

     

  В 1760-1770-е годы  в России внутри феодально-крепостнической  системы начинают заметно увеличиваться элементы капиталистических отношений. Рост торговли и промышленности повлек за собой еще  более жестокую эксплуатацию крепостных. Екатерина Вторая всемерно усиливает экономическое и политическое господство дворянского класса. Народное недовольство растет. Крестьянская война под руководством Пугачева (1773-1775гг.) потрясла феодальный мир России. В это же время русское просветительство вступает в свой наиболее радикальный период развития, который принято называть эпохой русского Просвещения.  Ввиду слабости русской буржуазии, ведущее место в русском Просвещении заняло передовое дворянство.  В период  Уложения комиссии, перед  Крестьянской войной  1773 - 1775 гг. и после нее, крестьянский  вопрос занимает умы  и является одним из самых жгучих вопросов русской жизни.

        Помещики  стали больше вникать в сельское  хозяйство, ближе столкнулись с проблемами крестьянского труда, появилась необходимость регулировать свои отношения с крестьянами.

    В журнале, в книге, в театре, на живописном холсте  все чаще возникает фигура крестьянина. Создать глубокий, полнокровный образ человека из народа, крестьянина оказалось задачей большой сложности. Одной из первых трудностей было отсутствие приемов литературной передачи языка различных слоев общества, и в особенности языка крестьян. Писатели второй половины 18 века хорошо знали, какую большую роль в создании сценического образа играют особенности речи персонажей. Они стремились передать характер речи не только крестьян, но и подьячих, провинциальных и столичных дворян, военных и т.д.

     Язык героев произведений из крестьянской жизни был только частью общей проблемы народности литературы и искусства. О том, что эта проблема волновала людей 18 века, говорит усиленная работа по собиранию, публикации, изучению фольклора. До нашего времени дошли от 18 века сотни рукописных сборников сказок, песен, былин, пословиц. Характерно, что собиранием и изучением фольклора занимались многие писатели. Изучение народного языка и художественного творчества обогащало писателей знанием народной жизни, приближало к пониманию характера своего народа.

          Принято считать, что первым представителями фольклорного направления в русской литературе 18 века является  прозаик  М.Д.Чулков. В этом направлении он был поддержан М.Поповым  и  В.А.Лёвшиным.

         Значение Чулкова и Попова как первых настойчивых принципиальных и последовательных собирателей и пропагандистов фольклора в русской литературе, очень велико.

  Волна интереса к фольклору в России непосредственно соотнесена с общеевропейским предромантическим движением, является самостоятельной частью этого движения, одной из наиболее ранних частей его.

  Фольклор оставался в быту всех слоев общества признанным в течение всего  XVIII столетия. И если на первых порах русские дворянские классики, по примеру учителей классицизма Франции и Германии, пытались отречься от этого «вульгарного» и старозаветного национального искусства, то в эпоху краткой и неустойчивой стабилизации сумароковского классицизма даже дворянская литература культивировала интерес к фольклору. Еще Тредиаковский признавался, что русские народные песни повлияли на процесс создания им основ русского тонического стихосложения, хотя и считал нужным извиняться перед читателем, что он говорит о «мужицком» и «полном» крестьянском искусстве. Но уже Сумароков, завершитель канонов классицизма в русской литературе XVIII века, имитировал песенный фольклор.

   «Нынче попалась мне на язык, – писал Фонвизин в 1764 г. сестре, – русская песня, которая с ума нейдет: Из-за лесу, лесу темного. Чорт знает! Такой голос (т.е. мотив), что растаять можно; и теперь я пел, а натвердил ее у Елагиных». Даже придворная среда, стараясь   создать фикцию единения трона с народом, пропагандировала фольклор, подчищенный и приглаженный, но осмысляемый как национальное – навыворот – творчество. В начале царствования Екатерины при дворе на святках пели «Заплетися плетень»; Екатерина II, плохо говорившая по-русски, надевала «русское» платье и приказывала придворным дамам носить такой же стилизованный костюм в качестве придворной официальной формы; она заказала Богдановичу собрание русских пословиц. А Елизавета Петровна еще попросту любила послушать народные песни наряду с итальянской оперой, и ее фаворит Разумовский, бывший пастух, а потом певчий, очень хорошо пел эти песни.

2.1.Идеология сентиментализма.

Сентиментализм (от французского sentiment - чувство) - направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Стерна, "Новая Элоиза" Руссо, "Бедная Лиза" Карамзина). Новаторство сентиментализма - в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Карамзину принадлежат примечательные в этом отношении слова: "...И крестьянки любить умеют" ("Бедная Лиза"). Другие утверждали, что простолюдин, близкий к природе, не извращенный аристократическими предрассудками, превосходит в нравственном отношении всякого дворянина.

   Идеология сентиментализма  была близка к просветительской. Большинство просветителей считали, что мир можно сделать совершенным, если научить людей неким разумным формам поведения. Писатели сентиментализма ставили ту же цель, и придерживались той же логики, они утверждали, что не разум, а чувствительность должна спасти мир, воспитав чувствительность во всех людях, можно победить зло. В 18 веке под словом сентиментализм понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека. Сентиментализм - литературное течение, отражающее мир с позиции чувства, а не разума.

Для произведений русской литературы 18 века  характерны следующие признаки:

 

- искания идеального образа  жизни вне цивилизованного общества;

 

- стремление к естественности  в поведении человека;

 

- интерес к фольклору  как форме наиболее непосредственного  проявления чувств;

 

- идеализация средневековья.

 

 В русской литературе  сентиментализм проявился в двух  направлениях: реакционном (Шаликов) и  либеральном (Карамзин, Жуковский).

   Идеализируя действительность, затушевывая противоречия между  дворянством и крестьянством, реакционные  сентименталисты рисовали в своих  произведениях идиллическую утопию: самодержавие и социальная иерархия  святы; крепостное состояние установлено  самим богом ради счастья крестьян; крепостные крестьяне живут лучше  свободных; порочно не само крепостное  право, а злоупотребление им. Отстаивая  эти идеи, князь П.И. Шаликов в  «Путешествии в Малороссию» изобразил  жизнь крестьян полную довольства, веселья, радости. В пьесе драматурга  Н.И. Ильина «Лиза, или торжество  Благодарности» главная героиня, крестьянка, расхваливая свою жизнь, говорит: «Мы живем так весело, как солнце красное». Крестьянин  Архип, герой пьесы «Великодушие, или Рекрутский набор» того  же автора, уверяет: «Да этаких  добрых царей, каковы на святой Руси, изойди весь белый свет, других не найдешь».

    Однако в развитии  отечественного сентиментализма  ведущая роль принадлежала не  реакционным, а прогрессивным, либерально-мыслящим  писателям: А.М. Кутузову, М.Н. Муравьеву, Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому. Белинский  справедливо называл «примечательным  лицом», «сотрудником и помощником  Карамзина в деле преобразования  русского языка и русской литературы»  И.И. Дмитриева – поэта, баснописца, переводчика.

   И.И. Дмитриев оказал  своими стихами несомненное влияние  на поэзию В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова  и П.А. Вяземского. Одно из лучших  его произведений, получившее широкое  распространение – песня «Стонет  сизый голубочек» (1792). Следуя идея  Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева, в  лирике выступили также Ю.А. Нелидинский-Мелицкий, создатель песни «Выду я на реченьку», и поэт И.М. Долгорукий.

    Либерально мыслящие  сентименталисты видели свое  призвание в том, чтобы по возможности  утешить людей в страданиях, бедах, горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте. Воспринимая  жизнь человеческую как превратную  и скоротечную, они славили вечные  ценности – природу, дружбу и любовь. Преодолевая нормативно-догматические требования классицистической поэтики, сентименталисты во многом способствовали и сближению литературного языка с разговорным. По выражению К.Н. Батюшкова, образцом для них является тот, «кто пишет так, как говорит, кого читают дамы!». Индивидуализируя язык действующих лиц, они использовали элементы народного просторечия для крестьян, приказного жаргона – для подьячих, галлицизмы – для светского дворянства .

     Социальная  структура русского крепостнического  государства мешала осуществлению  этой исторической задачи. Складывавшаяся  дворянская культура сознательно  ориентировалась ее идеологами  на сближение с культурой французского  дворянства, ими демонстративно  провозглашалось презрение ко  всему русскому, а особенно —  простонародному. Тем большая заслуга  юной русской литературы, которая  не только поняла жизненную  для себя важность связи с  духовной культурой народа, но  и проявляла настойчивое стремление  сблизиться с национальной почвой  именно в пору интенсивного  освоения художественного опыта  человечества.

 

 

2.Основная часть.

1.2.Отражение фольклора в творчестве русских писателей.

 

  Близость к фольклору вносила характерные черты в облик русского классицизма,  эта близость к стихии народной речи отразилась потом и в метком, остром реалистическом слове Фонвизина, и в неорганизованной никакими учеными канонами речи Державина со всеми ее «неправильностями» , с точки зрения школьной грамматики литературного языка дворянства, и даже в свободных рифмах его поэзии.

Несомненно, под влиянием Ломоносова с середины XVIII в. начинается собирание и издание произведений народного поэтического творчества, а затем и все более широкое его использование в литературе. В 1769 г. вышел «Письмовник» Курганова, включивший в себя песни и пословицы. Затем появилось «Собрание разных песен» (1770—1773)     М. Д. Чулкова.

         В конце XVII и в XVIII в. в русской поэзии начинает разрабатываться жанр лирической, главным образом любовной песни, который складывался не без использования структуры и поэтики народной лирической песни. В конце XVII в. подобные песни сочинял  Квашнин-Самарин. Позже популярны были рукописные сборники песен, в которые включались и авторские, и народные песни.

       Для  популяризации жанра лирических, особенно любовных песен имела  значение деятельность А. П. Сумарокова. Известны его песни «В роще  девки гуляли» и «Калина ли моя, малина моя». В баснях («Терпение», «Злая жена и черти») он использовал сказочные сюжеты. В комедиях он вводил в речь персонажей народные пословицы и поговорки.

       К пословицам  часто обращался Н. И. Новиков. Став  арендатором типографии Московского  университета в 1779 г., Новиков издал  целый ряд сборников фольклорных  произведений: «Новое и полное  собрание российских песен» (1780—1781), сборник пословиц, составленный  А. Барсовым, сборник сказок, составленный  В. Левшиным. Важной заслугой Новикова  было широкое использование произведений  фольклора в социальной, антикрепостнической  сатире. Пословицы и сказки помогали  ему создавать острые обличительные  произведения. Нередко он вкладывал  в уста самих крестьян едкие  высказывания в адрес крепостников-помещиков. Идейное содержание произведений  Новикова чрезвычайно богато. Писатель  широко охватил русскую жизнь, особенно ярко показал положение  крестьян, выступив на защиту  их интересов. Творчество Новикова  оказало большое влияние на  русских писателей, помогло им  оценить значение русского народного  творчества.

Информация о работе Фольклорное направление в русской литературе второй половины ХVIII века