Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 06:09, контрольная работа
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – старейшая и одна из богатейших литератур Европы. На протяжении всего своего развития отличалась тесной взаимосвязью с обществом и историческим процессом. Многие французские писатели были также историками (Вольтер, Мишле, Ренан) и политическими мыслителями (Монтескьё, Руссо, Токвилль). Кроме того, французская литература была всегда близка к философии: от Декарта и Паскаля до Сартра и Камю. По сравнению с другими европейскими литературами очевидно глубокое взаимопроникновение с другими искусствами.
Последние десятилетия 16 в., время политической нестабильности и кровавой религиозной розни, породили феномен «трагического гуманизма». Поздний цикл Ронсара Сонеты к Елене (1578) предвещает поэтику барокко: стиль становится более контрастным и противоречивым. Трагические ноты начинают звучать не только, вслед за Ронсаром, в поэзии (Ф.Депорт, 1546–1606; Ж.де Спонд, 1557–1595), но и в новеллистике этого времени (Лето Б.Пуассено, 1583; Новые истории, как трагические, так и комические, 1585, В.Абанка). Кроме того, жанр новеллы претерпевает структурные изменения, повествование смещается в сторону свободного рассказа, рассуждения об интересующем автора предмете (Утрата, 1584, Г.Буше; Девять утренних бесед и Послеполуденные беседы, обе изд. 1585, Ж.Дагано; Способ добиться успеха, изд. 1610, Ф.Б.де Вервиля). Особым явлением этого периода стали Опыты (1580–1588) Мишеля де Монтеня (1533–1592), написанные в созданном им гибком и вольном жанре эссе. В философских размышлениях автора просматриваются мотивы влиятельной тогда школы стоицизма.
Важнейшая фигура рубежа веков – протестантский мыслитель и писатель Т.А.д"Обинье (1552–1630). Его любовная лирика пронизана военной образностью (Весна, 1573), а в эпическом цикле Трагические поэмы (1577–1578; изд. 1616) картины гражданской войны сочетаются с визионерскими фрагментами, окрашенными апокалиптическими настроениями. Открытия «трагического гуманизма» воплотились в поэтике барокко, расцвет которой приходится во французской литературе на кон. 16 – первую треть 17 вв.
«Классический век». Начало «Классического века» знаменуется тремя событиями: оглашением Нантского эдикта, коронацией Генриха IV в 1598 и открытием первого профессионального театра в Париже (Бургундский отель, 1599). «Классический век», растянувшийся в истории французской культуры на два столетия, характеризуется соседством барочных и классицистических традиций на раннем этапе, господством классицизма в царствование Людовика XIV, деятельностью энциклопедистов и философов эпохи Просвещения в 18 в. – вплоть до Великой французской революции.
К концу 16 в. трагедия вытесняет мистерии со сцен театров. Основой сюжетов барочного театра А.Арди (ок. 1579–1632), ведущего драматурга 1610– 20-х гг., была древняя история и мифология. Среди написанных им в разных жанрах пьес (всего около 700) особенный успех имели трагикомедии. Однако лидирующее положение в литературе театр занял позже – с созданием Французской академии (1635) и утверждением эстетики классицизма; первая половина 17 в. знаменуется также расцветом поэзии (М.А.Сент-Аман, 1594–1661; А.Годо, 1605–1672; Ж.Ф.Сазарен, 1615–1654). Светские салоны, ставшие важнейшим фактом литературной жизни 17 в., устанавливающие литературную моду и определяющие стиль культурного общения, способствовали успеху поэтического творчества В.де Вуатюра (1598–1648).
Салон маркизы де Рамбуйе (осн. в 1608) повлиял на становление прециозной культуры, культуры утонченного светского досуга, предполагающей особые свойства сердца и ума, благородные манеры. В прециозности старались соединить традиции куртуазной культуры с современным хорошим вкусом. Расцвет ее происходит в сер. 17 в. в салоне мадемуазель Мадлен де Скюдери (1607–1701). Прециозной литературной школы не существовало, но прециозницы установили в придворной, дворянской и даже буржуазной среде моду на чтение романов (самый известный – пасторальный роман О.д"Юрфе (1568–1625) Астрея, 1607–1618), романических трагедий Т.Корнеля (1625–1709) и особенно Ф.Кино (1635–1688). Прециозные произведения отличались изощренным остроумием; причем предпочитались жанры, приспособленные для исполнения в светских салонах, – письма, диалоги, короткие эпиграммы, мадригалы. Предпринимались попытки возрождения героической эпопеи: Аларик..,1654, Ж.Скюдери (1601–1667); Хлодвиг,1657, Д.Де Сен-Сорлена (1595–1676). Галантный роман, характерный для прециозного направления, оказал влияние на становление комического (Сумасбродный пастух, 1627–1628, Ш.Сореля, 1602–1674) и психологического романа (Принцесса Клевская, 1678, М.М.де Лафайет, 1634–1693). Противопоставлением галантному роману стали бурлескные романы Ш.Сореля (Комическое жизнеописание Франсиона, 1623, 1626, 1633), П.Скаррона (1610–1660) (Комический роман, 1651–1657), обнаруживающие в себе следы влияния плутовского и раблезианского романа. В пародийном Буржуазном романе (1666) А.Фюретьера (1620–1688) классицизм одерживает победу над барокко.
Классицизм
во Франции – чрезвычайно
Классицистический театр основывается на традициях Ренессанса и полемизирует с ними, создавая собственную, нормативную, эстетику. Наиболее влиятельным эстетическим манифестом направления стала поэма Никола Буало Поэтическое искусство (1674), в которой жанры классифицируются в соответствии со специфической тематикой, стилем, системой персонажей, делятся на высокие (эпопея, трагедия, ода) и низкие (комедия, сатира, басня). Важнейшим законом классицизма объявляется закон художественного правдоподобия, замещающего частную правду. Основы классицизма формулировались также в работах Ф. д"Обиньяка (Практика театра, 1657), П.Корнеля (Рассуждение о трех единствах – действия, времени, места, 1660), Ж.Б.Мольера (Критика «Школы жен», 1663), Ж.Расина (Предисловия к трагедиям «Андромаха», «Британник», «Береника», 1668–1671). Первой «правильной» классицистической трагедией считается Софонисба (1634) Ж.Де Мере (1604–86). Вражда театра Маре, где была поставлена пьеса Мере и все ранние пьесы Корнеля, и театра Бургундского отеля во многом определила направление полемики о правилах трех единств, разгоревшейся в 1630-е. Барочные вольности раннего творчества Корнеля вызвали отрицательное Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид» (1637), составленное по указание Ришельё и отредактированное Ж.Шапленом, одним из главных теоретиков классицизма. Академики нашли сюжет и героиню пьесы Корнеля безнравственными, а «три единства» (действия, места, времени) нарушенными. (Кстати, «три единства» – изобретение не французское; приглашенный на службу к Франциску I итальянский филолог Ю.Ц.Скалигер сформулировал их в своей Поэтике (1561), опираясь на Поэтику Аристотеля). Расцвет классицистической трагедии связан с творчеством Ж.Расина (1639–1699). Если в трагедиях Корнеля (Гораций, 1641; Цинна, 1643; Полиевкт, 1643) борьба в душе героев происходит в основном в форме столкновения гражданского долга и личного чувства и обычно заканчивается победой разума, то в пьесах Расина любовная страсть, как правило, держит верх над моральными обязательствами (Андромаха, 1667; Британник, 1669; Федра, 1677).
НИКОЛА БУАЛО-ДЕПРЕО
МОЛЬЕР в роли Цезаря. СМЕРТЬ ПОМПЕЯ П.Корнеля.
Классическую французскую
В 1660-е в прозе происходит поворот от большого героического романа к романизированной новелле; с другой стороны, роман начинает пониматься как история в частных, «человеческих» аспектах. С этими процессами связана популярность жанров писем (напр., письма М.де Савиньи, 1626–1696) и мемуаров (кардинал де Рец, 1613–1679; Ф.де Ларошфуко, 1613–1680; позднее – Л.де Сен-Симон, 1675–1755). Обращением к опыту Монтеня знаменуется творчество моралистов, которые анализировали нравственно-психологическую природу человека в жанрах максим, афоризмов, эссе и писем (Размышления о духе римского народа…,1663, Ш.де Сент-Эвремона; Максимы,1665, Ф.де Ларошфуко; Характеры, или Нравы нынешнего века,1688, Ж.де Лабрюйера). Идеи моралистов проникли в романы мадам де Лафайет, Мариво (см. ниже) и др. Ж.де Лафонтен (1621–1695) возродил жанр басни, а также создал целую систему повествовательных жанров (от басни, новеллы, до поэмы, повести-сказки). Обращение к «низким» жанрам (басня, сказка), интерес к фольклору и активное использование мотивов и сюжетов литературы Возрождения дают основание считать творчество Лафонтена особым явлением в классицизме 17 в.
Вехой в развития культуры 17 в. стал 1685, год отмены Нантского эдикта. В Истории оракулов (1687) Б.Фонтенеля (1657–1757), с его критикой суеверий, берет начало философский 18 в. (М.Блок). Ш.Перро (1628–1703), опираясь на идею прогресса, провоцирует литературно-эстетическую дискуссию – «спор о древних и новых». В поэме Век Людовика Великого (1687) обосновываются преимущества современной цивилизации (воплощенной в достижениях французов) перед античной. В поддержку «древних» выступили Буало, Расин, Лафонтен, Лабрюйер и др. Перро ответил прозаическим трактатом (Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук, 1688–1697). Писатель утверждал, что «наш век в некотором роде достиг вершины совершенства», – подвергая таким образом сомнению прежние авторитеты. Принцип авторитета в политике, религии, науке и в сфере морали был оспорен учеными и мыслителями конца 17 в. Со смертью великих творцов классицизма произошла стагнация «высших» его жанров: трагедии, поэмы и комедии. Вплоть до Новой Элоизы (1761) Ж.-Ж.Руссо самой читаемой книгой был роман Приключения Телемака (1699) Ф.Фенелона (1651–1715), предвосхитивший философский роман 18 в. (Его Письмо о занятиях Французской академии, 1714, стало компромиссным разрешением «спора».)
В 1630-е появляются первые французские периодические издания («Газетт де Франс» (1631–1914) Т.Ренодо). Д.Де Визе начинает издавать «Меркюр галант» (в дальнейшем «Меркюр де Франс», 1672–1820), публиковавший новости двора и небольшие стихотворные произведения. Д.Де Салло основал «Журналь де саван» (с 1665), первый в Европе научно-литературный журнал. П.Бейль издает с 1684 «Нувель де ля републик де летр» (до 1718). Основанный Ж.Леклерком литературный журнал «Библиотэк универсель э историк» (1686–1693) продолжал выходить под названием «Библиотэк шуази» (1703–1713).
Век философов. В 1690-х роман начинает испытывать влияние новой эстетики – рококо. В последней снимаются классицистически-барочные антиномии возвышенного-низменного, трагического-комического и проч., в основе рококо лежит идея эстетического компромисса. Психологизация повествования в этой поэтике (выражавшаяся, в частности, в предпочтении формы романов-мемуаров) сопровождалась ее гибким взаимодействием с разными жанрово-стилевыми началами. Основная жанровая коллизия романа рококо заключается в столкновении «романических представлений» с «естественными» потребностями человека, с одной стороны, и с нормами общества, с другой. Роман А.-Р.Лесажа (1668–1747) История Жиль Бласа из Сатильяны (1715–1735) восходит к плутовскому роману 17 в. Однако в нем преодолеваются характерные для последнего элементы гротеска, характер героя эволюционирует, а счастливый конец истории предвосхищает просветительский роман. К середине 18 в. противостояние комического и психологического романов оборачивается их взаимодействием в творчестве А.Ф.Прево д"Экзиля (1697–1763) (История кавалера Де Гриё и Манон Леско, 1733) П.Мариво (1688–1763) (Жизнь Марианны, или Приключения графини де***, 1731–1741). С рококо связано творчество А.Гамильтона (1646–1720), К.-П.-Ж. Кребийона-сына (1707–1777), Ж.Казота (1719–1792). Поэтика рококо повлияла на прозу Просвещения (повести Монтескьё, Вольтера), сентименталистский роман (Монахиня, 1760, изд. 1796, Д.Дидро).
Традиции французского театра 17 в. (драматургии Мольера) продолжали Ж.Ф.Реньяр (1655–1709), Ш.Дюфрени (между 1648 и 1654–1724), Данкур (1661–1725), Лесаж. Однако особой популярностью пользовались пьесы Мариво, во многом отошедшего от мольеровской традиции (Игра любви и случая, 1730). С преобладанием морально-дидактического, сентиментально-патетического связана поэтика слезной комедии, создателями которой во Франции были Детуш (1680–1754) и Нивель де Лашоссе (1692–1754). Слезная комедия подготовила развитие серьезной комедии (мещанской драмы), пропагандируемой Дидро.
Наиболее значительным произведением 18 в. считается Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел… (т. 1–35, 1751–1772), в создании которой приняли участие такие просветители, как Монтескьё, Вольтер, Ж.Л.Даламбер, К.А.Гельвеций, П.А.Гольбах, Ж.Л.Л.Бюффон, Руссо. С ней же связан культ философа (приравненного к ученому) в литературе и культуре 18 в. Предтечами философского 18 в. считаются П.Бейль (1647–1706), известный политическими памфлетами и Историческим и критическим словарем (1697) и Б.Фонтенель, один из участников «спора о древних и новых», поддержавший Ш.Перро (Свободные рассуждения о древних и новых, 1688).
Первым выдающимся политическим мыслителем 18 в. стал Ш.Л.Монтескьё (1689–1755). В его философском эпистолярном романе Персидские письма (1721) Франция увидена глазами странствующего перса, которому политическое и социальное устройство страны кажется абсурдным. Поиску идеального государственного строя посвящен трактат Монтескьё О духе законов (1748). В 18 в. повесть становится наиболее популярным повествовательным жанром. Вслед за романом Монтескьё она также обретает философское содержание (Задиг, или Судьба, 1748; Кандид, или Оптимизм, 1759, Вольтера); развитие сюжета в ней определяется логикой философских положений. Повесть Д.Дидро (1713–1784) Белая птица (1749) и его роман Нескромные сокровища (1748) продолжают традицию использования восточного антуража для воссоздания нравов французского общества. В прозаических сочинениях Дидро велика роль диалога (Племянник Рамо, 1762–1779; Жак-фаталист, 1773–1774). Во втор. половине 1750-х Дидро создал новую концепцию драматического искусства (Рассуждения о драматической поэзии, 1758; Беседы о «Побочном сыне», 1758; позднее – Парадокс об актере, 1773–1778), его главным проявлением он считал мещанскую драму (Побочный сын, 1757; Отец семейства, 1758). Просветитель призывал выводить на сцене такого героя, которому зритель мог бы подражать в обыденной жизни. Жанр получил развитие в творчестве М.Ж.Седена (1719–1797), Л.С.Мерсье (1740–1814), П.-О. К.де Бомарше (1732–1799). Однако наиболее известные пьесы последнего (Севильский цирюльник, 1775; Женитьба Фигаро, 1784) обычно относят к комедии нравов. Вольтер (1694–1778) использовал в драматургии классицистическую форму (Эдип, 1718), преобразовав ее под влиянием Шекспира (Брут, 1730; Смерть Цезаря, 1731; Заира, 1732). В его пьесы вложена просветительская идеология, направленная, в частности, против религиозного фанатизма (Фанатизм, или Пророк Магомет, 1742).
Именно различие взглядов на современный театр, высказанное в Письме Даламберу о зрелищах (1758) Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) стало причиной разрыва между автором и просветителями. Руссо полагал, что театр должен быть национальным и народным. В самом начале своего творчества Руссо отвергает идею прогресса, по его мнению, расцвету наук и искусств соответствует развращенное состояние общества (Трактат о науках и искусствах, 1750), а цивилизация встает на пути природной добродетели «естественного человека», «благородного дикаря» (Рассуждение о происхождение неравенства между людьми, 1754). Концепция «естественного человека» стала предметом спора Руссо и Вольтера, державшихся полярных мнений. Вольтер утверждал, что «естественное» начало в человеке – основа современных социальных бедствий. Эти позиции воплощают два главных направления французской мысли эпохи Просвещения: рационализма и сентиментализма. В 1760-х руссоизм произвел переворот во французском романе (Юлия, или Новая Элоиза, 1761; Эмиль, или О воспитании,1762, Руссо), а в 1778–1789 сформировалась литературная школа Руссо: Н.Леонар (1744–1793), С.Мерсье, Н.Ретиф де ла Бретонн (1734–1806). Сентименталисты в своем творчестве особенно внимательны к природе (ее внешнему облику и процессам, происходящим в ней) и эмоциональной жизни человека. Возвышенное начало, доминирующее в практике классицизма, сменяется категорией трогательного. Наиболее крупные французские руссоисты 18 в. – Ж.Бернарден де Сент-Пьер (1737–1814) и А.П.Шенье (1762–1794). Бернарден де Сент-Пьер – автор весьма популярного в 18 в. романа Поль и Виргиния (1788), прославившийся художественными описаниями экзотической природы. Эти писатели предвосхищают романтизм, а сам Руссо считается предшественником романтического движения.