Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:37, реферат
Футуристы вышли на литературную арену несколько раньше акмеистов. Они
объявили классику и всю старую литературу как нечто мертвое. «Только мы -
лицо нашего времени», - утверждали они. Русские футуристы - явление
самобытное, как смутное предчувствие великих потрясений и ожидание
грандиозных перемен в обществе. Это надо отразить в новых формах.
Футуристы.
Футуристы вышли на
объявили классику и всю старую литературу как нечто мертвое. «Только мы -
лицо нашего времени», - утверждали они. Русские футуристы - явление
самобытное, как смутное предчувствие великих потрясений и ожидание
грандиозных перемен в обществе. Это надо отразить в новых формах. «Нельзя,
- утверждали они, - ритмы современного города передать онегинской строфой».
Футуристы вообще отрицали прежний мир во имя создания будущего; к этому
течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский.
В декабре 1912 г. в сборнике "Пощёчина общественному вкусу" вышла
первая декларация футуристов, эпатировавшая читателя. Они хотели "Сбросить
с парохода современности" классиков литературы, выражали "непреодолимую
ненависть к существовавшему языку", называли себя "лицом времени",
создателями нового "самоценного (самовитого) Слова".
В 1913 г. была конкретизирована эта скандальная программа: отрицание
грамматики, синтаксиса, правописания родного языка, воспевание "тайны
властной ничтожности".
Подлинные же стремления футуристов, т.е. "будетлян", раскрыл
В.Маяковский: "стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни
других". Искусству слова была сообщена роль преобразователя сущего. В
определённой сфере - "большого города" - приближался "день рождения нового
человека". Для чего и предлагалось соответственно "нервной" городской
обстановке увеличить "словарь новыми словами", передать темп уличного
движения "растрёпанным синтаксисом".
Футуристическое движение было
довольно широким и
1911 г. возникла группа эгофутуристов: И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов и
др. С конца 1912 г. сложилось обьединение "Гилея"(кубофутуристы):
В.Маяковский и Н.Бурлюки, В.Хлебников, В.Каменский. В 1913 г.-
"Центрифуга":
Б.Пастернак, Н.Асеев, И.
Всем им свойственно притяжение к нонсенсам городской
действительности, к словотворчеству. Тем не менее футуристы в своей
поэтической практике вовсе не были чужды традициям отечественной поэзии.
Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. Каменский -
на достижения Некрасова и Кольцова. И.Северянин высоко чтил А.К.Толстого,
А.М.Жемчужникова и К.Фофанова, Мирру Лохвицкую. Стихи Маяковского,
Хлебникова были буквально "прошиты" историко-культурными реминисценциями. А
предтечей кубофутуризма
Маяковский назвал Чехова-урбаниста.
Владимира Владимировича
МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (родился 7 (19) июля 1893, с.
Багдади Кутаисской губернии - трагически погиб 14 апреля 1930,
Москва), русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного
искусства 1910 - 1920-х годов. В дореволюционном творчестве форсированная
до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис
(трагедия «Владимир Маяковский», 1914; поэмы «Облако в штанах», 1915;
«Флейта-позвоночник», 1916; «Человек» 1916-1917).
После 1917 г. - сотворение социалистического мифа о миропорядке
(пьеса «Мистерия-буфф», 1918; поэмы «150000000», 1921; «Владимир Ильич
Ленин», 1924, «Хорошо!», 1927) и трагически нарастающее ощущение его
порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до пьесы «Баня»,
1929).
В поэме «Во весь голос» (1930) утверждение искренности своего пути и
надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Реформатор поэтического
языка, оказал большое
влияние на поэзию 20 века.
Семья. Учеба. Революционная
Родился в дворянской семье. Отец Маяковского служил лесничим на
Кавказе. После его смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский учился в
классической гимназии в Кутаиси (1901-1906), затем в 5-й московской
гимназии (1906-1908), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее
образование - художественное: обучался в подготовительном классе
Строгановского училища (1908), в студиях художников С. Ю. Жуковского и П.
И. Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-
1914 гг, исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов).
Еще в 1905 г. в Кутаиси Маяковский
принимал участие в
и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди
московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11
месяцев в Бутырской тюрьме.
Время заключения называл
написанные стихи
у него перед освобождением были
отобраны.
Маяковский и футуризм
В 1911 г. завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Д. Д.
Бурлюком, в 1912 г. организовавшем литературно - художественную группу
футуристов «Гилея». С 1912 г. Маяковский постоянно
принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах,
проводившихся
радикальными объединениями художников-
валет» и «Союз молодежи».
Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным
искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее
«лесенкой»), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное,
впечатление, производимое стихотворной страницей.
Стихи Маяковского были
«Гилея» «Пощечина общественному вкусу», где был помещен и манифест,
подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Бурлюком, в
нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской
классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего
эпохе.
Воплощением идей Маяковского
и его единомышленников-
назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском
театре «Луна-парк» в 1913 его стихотворной трагедии «Владимир Маяковский»
(опубликована в 1914). Декорации для нее изготовили художники из «Союза
молодежи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и
исполнителем главной роли - поэта, страдающего в отвратительном современном
городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают
поэта своим
князем, но не умеют признать и оценить
приносимую им жертву.
«Творец в горящем гимне».
Поэзия 1910-х гг.
В 1913 г. выходит книга Маяковского из четырех стихотворений под
названием «Я», его стихи появляются на страницах футуристских альманахов
(1913-1915 гг «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», начинают
печататься в периодике, издаются поэмы «Облако в штанах» (1915), «Флейта-
позвоночник» (1916), «Война и мир» (1917), сборник «Простое, как мычание»
(1916).
Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства -
социальных контрастов
современной урбанистической
взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге.
Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически
сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, -
«любовь на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте водосточных труб».
Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и
богохульством («Арканом в небе поймали бога»), остается романтиком,
одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки
живого».
Стихи Маяковского 1910-х
в устной форме - с эстрады, на вечерах, диспутах (сборник «Для голоса»,
1923; в журналах, газетах и книжных изданиях стихи часто появлялись в
исковерканном цензурой виде). Для восприятия на слух как нельзя лучше
подходили их короткие рубленые строки, «рваный» синтаксис, «разговорность»
и нарочито фамильярная («панибратская») интонация: «... Вам ли, любящим
баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?».
В сочетании с высоким ростом («здоровенный, с шагом саженным») и
зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный
образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника «безъязыкой
улицы» в «адище города», слова которого не могут быть красивы, они -
«судороги, слипшиеся
комом».
«Любовь - это сердце всего»
Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное
место занимает любовная лирическая тема: «Любовь мою, как апостол во время
оно, по тысяче тысяч разнесу дорог». Любовь «вымучивает душу» страдающего,
одинокого поэта.
В 1915 Маяковский познакомился с Лилей Брик, которая заняла
центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его
возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от
ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины
в «буржуазном» обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта,