Художественная деталь как часть целого в рассказах В. Набокова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового исследования - показать проблематику рассказов В.В. Набокова через выявление, «развертывание» художественной детали.
В соответствии с целью исследования формулируются следующие задачи работы:
- познакомиться с теорией художественной детали в литературоведении;
- познакомиться с критическими и исследовательскими работами по творчеству В.В. Набокова;
- сделать целостные эстетические анализы рассказов «Знаки и символы», «Рождество», «Весна в Фиальте»;
- выявить художественные детали и их смысловое значение в сотворении целого рассказа

Содержание

Введение………………………………………………………………………… ..3
Глава 1. Функциональность и типологическое
многообразие художественной детали….5
Глава 2. Набоков глазами критиков и исследователей его творчества…………………9
Глава 3. Художественная деталь как аккумулятор смысла в рассказах В.В.Набокова «Знаки и символы, «Рождество», « Весна в Фиальте» ................................................12
1.1.Анализ рассказов………………………………………………………………..13
1.2.Вывод по трём рассказам Набокова………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по литературе.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

   Первой и, может  быть, лучшей русской биографией  Набокова стала книга Носик  Б. Мир и дар В. Набокова: первая русская биография писателя. [М., Совм. Изд. «Пенаты» и фирма  «РиД», 1995]. Именно на неё мы в большей степени опирались в своей работе.

 

ГЛАВА  3. Художественная деталь как аккумулятор  смысла в рассказах В.В.Набокова «Знаки и  символы,  «Рождество», « Весна в Фиальте»

 

3.1 АНАЛИЗ РАССКАЗОВ

Уже в самом  названии рассказа Владимира Набокова «Знаки и символы» заложена какая-то тайна. Всем нам известно, что под знаками и символами всегда скрываются глубинные смыслы, порой зашифрованные фразы, которые понятны только определённому кругу людей, а иногда даже сложно отличить знак от символа, настолько порой тонка бывает грань значения между ними.

 Рассказ «Знаки и  символы» пронизан деталями, с  помощью которых создаётся целостная  картина рассказа, я бы сказала  даже загадка, которую читатель  разгадывает постепенно, всё время  обращаясь к тексту, внимательно  перечитывая отдельные строки, расшифровывая имплицитные детали. Художественная деталь тесно связана с таким приёмом в данном рассказе как намёк, и, наверное только  эрудированный читатель может увидеть его, читая между строк. Автор никогда не говорит о героях конкретно, он с помощью детали пытается создать их образ, настроение, душевное состояние. Он прямо не говорит о произошедших событиях в рассказе, давая читателю подумать над произведением, сопоставить факты, тому свидетельство - открытый финал, который оставляет право читателю самому «дописать» конец истории.

Повествование начинается с  того, что родители не знают что  подарить своему сыну, который уже  не мальчик, а молодой человек  приблизительно 20-23 лет «с неизлечимо повреждённым рассудком». Выбор пал на корзиночку с десятью баночками разных фруктовых желе. Хочется спросить, зачем молодому человеку дарить баночки с фруктовым желе ведь он уже не маленький мальчик? Именно с этой художественной детали я бы хотела начать своё исследование: Использование художественной детали для создания целостного смыла рассказа Владимира Владимировича Набокова «Знаки и символы».

Для начала хотелось бы привести примеры использования  изобразительной и лейтмотивной деталей, которые помогают в создании образа  главной героини произведения, матери. «Её тускловато-каштановые волосы были уложены кое-как», «она носила дешёвые чёрные платья», «подставляла свету весеннего дня оголённое лицо», для неё «жить- это значит мириться с утратами одной радости за другой, а в её случае и не радостей даже - всего надежд на улучшение», она думала «о разлитой в мире несметной нежности; об участии этой нежности, которую либо сминают, либо изводят в пустую, либо обращают в безумие.» Мы не знаем ни имени этой женщины, ни сколько ей лет, ни кто она по профессии, известно, что эмигрантка,  несчастная мать, жена, находящаяся в браке уже сорок лет: «миновало ещё двадцать лет, теперь они стали совсем стариками»..Но почему же эта женщина несчастна? 

Мать с самого детства ограждала сын от внешнего мира, препятствовала общению с другими детьми, девушками, с животными. В рассказе приводятся этапы развития фобий у мальчика, которые с каждым годом прогрессировали всё больше и больше: «Четыре года, в парке: пугливый, лоб, в складочках, отводит глаза от настырной белки так же, как от всякого чужака; Шесть лет-это тогда он стал рисовать  чудесных  птиц с человеческими руками и ногами и мучиться от бессонницы, совсем как взрослый мужчина; Снова он, восьмилетний, его уже трудно понять, он боится обоев в коридоре и картинки в книге.  Десять лет: когда все мелкие фобии, которые родители упрямо считали причудами изумительно одаренного мальчика, как бы спеклись в плотный клубок логически переплетенных иллюзий, полностью отгородивших его от любого нормального разума.»

Она решала всё  за сына, но и не только.. за мужа тоже. Последнее слово всегда было за ней. Приведу несколько примеров: «она взяла его за руку», « вручила ему корзинку с баночками, сказав, чтобы он шёл домой», на звонки отвечала она, потому что лучше знала английский». Вот из таких маленьких деталей и описаний складывается образ матери-диктатора, матери - самки, решающей за всех, она будто режиссёр жизней её сына и мужа. Её забота, её любовь оказываются губительными, не позволяющими индивиду стать личностью, почувствовать все тяготы и прелести жизни, узнать что такое любовь, что значит любить и быть любимым. В своём муже она убила мужчину, так и не позволив ему стать главой семьи. Эпизоды: с плачущей девушкой на плече у матери, с мужчиной, безвольно лежащим на кровати, иллюстративно затрагивают тему несчастной любви. Они создают подтекст всего рассказа, раскрывают причину, почему молодой человек заточен в сумасшедший дом, почему он желает покончить с собой. В контекст этих эпизодов легко вписывается эпизод с настойчивыми женскими телефонными звонками в конце рассказа.

Эта женщина, которая  именует себя святым словом «мать», вскормила фобии у сына, превратила его в человека с больным рассудком, оторванным от социума, желающим покончить жизнь самоубийством, потому что он просто всего стал бояться на свете. О его фобиях в рассказе даже была упомянута статья «Мания упоминания» написанная Германом Бриком, и вот что он пишет:  «больной воображает, будто всё, что происходит вокруг, содержит скрытые намёки на его существо и существование. Он исключает из заговора реальных людей, потому что считает себя намного умнее всех прочих». Единственным желанием мальчика было: «продрать в своём мире дыру и бежать». Но что же отец? Неужели он не замечал губительной материнской любви? Видимо нет…, но маленькая деталь, на первый взгляд неприметная, заставила задуматься отца о судьбе сына: «под качающимся и плачущим деревом полумёртвый беспёрый птенец беспомощно дёргался в луже». Только тогда он всерьёз подумал о том, что у него есть сын, которому нужна забота и внимание, о том, что его нужно немедленно забрать из больнице, потому что дома будет гораздо лучше, что можно полночи проводить рядом с ним , меняясь по очереди с женой, что можно найти доктора, который бы наблюдал за здоровьем их мальчика. Но это лишь мысли вслух уставшего от жизни отца, слово которого ничего не значит в этой семье, ведь жена как всегда всё решит за него, а ему лишь остаётся рассматривать, а потом, наверное, съесть «сияющие» баночки с желе, из-за своей «безнадёжно неудобной челюсти», которая ещё раз указывает на его беспомощность в сложившейся ситуации в семье.

Но Набоков  в своём рассказе не относится  к главной героине однозначно. Какой бы она ни была матерью – она всё же мать, любящая своего сына и переживающая за него, а также страдающая из-за судьбы, на которую она обрекла своего единственного сына.

 

Следующий рассказ  к анализу которого мы бы хотела перейти   называется «Рождество». В данном рассказе доминирует использование предметной детали и детали-образа, которые помогает  раскрытию его глубинного смысла.

К Рождеству  русские люди относятся с особым трепетом и теплотой. Этот праздник ассоциируется с рождением Иисуса Христа, началом новой жизни.

Рассказ «Рождество» повествует о перерождении души человека, о том, что человеку, и даже бабочке, нужно внимание, тепло и любовь, а также о том, что может произойти, если  нарушить эти три единства.

Главный герой  рассказа - Слепцов, у него случилось  несчастье - умер сын. Он подавлен горем, кажется, что даже «мебель сочувствует ему, усаживая на «плюшевый стул» и в «до смешного маленький нежилой угол». Слепцов подумывает о своей смерти, потому что не видит смысла, радости в жизни без единственного родного человека, сына. «Завтра рождество, -скороговоркой пронеслось у него в голове.- А я умру. Конечно. Это так просто. Сегодня же..» Однако судьба распорядилась иначе: она  приготовила для него одно очень важное испытание. Когда он велел отпереть дверь большого дома, то она: «с тяжёлым рыданием раскрылась и пахнуло каким-то особенным, не зимним холодком из гулких железных сеней», а «полы тревожно затрещали под его шагами». Всё в этом доме напоминало о присутствии сына: «Нашёл он и порванный сачок, и от кисеи ещё пахло летом, травяным зноем». Слепцов увидел тетради и коробку из-под английских бисквитов с крупным индийским коконом: «О нём сын вспоминал, когда болел, жалел, что оставил, но утешал себя тем, что куколка в нём, вероятно, мёртвая». Отец всегда думал, что у него с сыном есть взаимопонимание, общие интересы: «Ходили по болоту до Боровичей», вместе ездили на велосипедах, играли в шашки, читали скучнейшую «Фрегат Палладу». В синей тетради, которую вёл его сын, помимо пометок о том, что они делали вместе, он нашёл следующие записи: «Проезжал, нарочно два раза, мимо её дачи, но её не видел…», «Мы почти переглянулись. Моя прелесть, моя радость…», «Она, вероятно, уехала, а я с нею так и не познакомился. Прощай, моя радость. Я ужасно тоскую…» Слепцов совсем не подозревал о тайной любви своего сына к девочке, наоборот, он считал, что всё знает о нём. Набоков использовал говорящую фамилию «Слепцов», чтобы показать «слепоту» отца к внутреннему миру мальчику, к его душевным переживаниям. Только с помощью вещей, а именно «синей тетради» отец смог узнать об истинных чувствах сына, о его душе, тонкой и ранимой, способной полюбить в столь раннем возрасте. Именно после такого открытия  происходит перерождение души отца, он меняется. Конечно, прямо в тексте это не показано, но мы можем догадаться об этом, исходя из того, что куколка, находящаяся в коконе, превратилась в красивейшую бабочку после того, как в неё вдохнули человеческое тепло.  В тот момент, когда убитый горем отец осознал свою вину, произошло чудо: ожила бабочка, которую считали давно умершей: «в бисквитной коробочке торчит прорванный кокон, а по стене, над столом, быстро ползёт вверх чёрное сморщенное существо величиной с мышь», «Оно вылупилось оттого, что изнемогающий от горя человек перенёс к себе, в тёплую комнату, оно вырвалось оттого, что сквозь тугой шёлк кокона проникло тепло, оно так долго ожидало этого». Именно эта деталь имеет огромное значение для всего рассказа:  Бог, забрав жизнь одного человека, подарил её другому, пусть даже насекомому, в котором будет вечно жить душа умершего мальчика, потому что бабочка-это символ бессмертия души. В основу образа бабочки положен жизненный цикл, который проходило это насекомое: существование в теле гусеницы, смерть в тёмном коконе и последующее возрождение в виде прекрасной бабочки. Её оживление подарило Слепцову «почти человеческое счастье»- открыло дверь к душе сына и к своей…  душе.

 

В заключительном, третьем рассказе под названием  «Весна в Фиальте» необходимо уделить  внимание значимости использования  детали-образа, которая  нашла своё воплощение в главной героини, Нины, а также значимости детали-предмета.

Герой рассказа, сам того не ведая, становится заложником любви или «романа», «приятельства», он сам даже не знает, как это можно  назвать. История любви развивается  в любимом городе лирического героя, в Фиальте, весной.

Нина- воплощение тайной любви Владимира Набокова к Ирине Гваданини, которая была заядлой собачницей, дрессировщицей пуделей и даже подрабатывала  стрижкой собак. Для Набокова, с его  требовательным вкусом, это был выбор парадоксальный. Он всегда награждал несимпатичных героев дурацкими занятиями: а судьба, в свою очередь, подшутила над ним. Но вернёмся к описанию героини: «несмотря на малый рост и худобу, а может быть благодаря им, была на вид значительно старше своих лет, точно так же как в тридцать два казалось намного моложе». Далее Набоков указывает две очень важные предметные детали которые раскрывают характер героини. На ней была надета «узкая рыжая юбка с разрезом в вдоль голени», а на шее был повязан лимонно-жёлтый шарф. Желтый цвет- это олицетворение интуиции и сообразительности, солнца, тепла, весны и цветов. Этот цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма. Наверное, можно говорить о том, что в ней сочеталась страсть и нежность, которая притягивала, как магнитом лирического героя и остальных мужчин. Для Фердинанда Нина была украшением, дополняющим образ писателя и при этом ассоциировалась у него с лошадью свободно скачущей, нужной ему только от случая к случаю. У Сегюра.. она вызывала положительные эмоции, потому что всё время называла его «Душка такой, Сегюр», живописец, поэт и пианист не отказались бы прогуляться с Ниной. Но для Васеньки, как она его нежно называла, Нина олицетворяла собаку, которая всё понимала, всё чувствовала, но не могла признаться о своей любви к нему, даже её голос напоминал ему лай: «долго не узнавал её лающего голоска, когда она мне позвонила по делу мужа».

Их роман, приятельство или привязанность можно охарактеризовать описанием самой Фиальты: «Фиальта состоит из старого и нового города; но между собой новый и старый  переплелись ... и вот борются, не то чтобы распутаться, не то чтобы вытеснить друг друга, и тут у каждого свои приемы». Фиальта созвучна с названием курортного города, Ялты, где когда-то встретилась чеховская «дама с собачкой» с Дмитрием Гуровым, а также созвучна с цветком - фиалкой. Красивая, добродетельная фиалка с античных времен олицетворяет весну, пробуждение природы и…смерть. Описания цветка точно совпадают с образом и судьбой главной героини. Казалось бы, маленькая деталь - цветок, зашифрованная в названии города, а сколько в ней заложено авторского смысла.

Такие лирические героини, как Нина, по замыслу автора не могут долго жить из-за своей  демонически прекрасной натуры, на которую всё время пытается посягнуть мужчина-собственник, змей-искуситель, василиск (способный убивать все живое не только дыханием, но и взглядом), желающий понять сущность такой женщины, завладеть ею и её красотой, а потом погубить невинную. Но именно волей судьбы им предназначено умереть. И хотелось бы закончить словами Карандышева, героя пьесы «Бесприданница» Александра Николаевича Островского: «Так не доставайся ж ты никому!»

 

 

3.2 ВЫВОД ПО ТРЁМ РАССКАЗАМ НАБОКОВА

 

Наш анализ раскрыло проблематику трёх рассказов Набокова: «Знаки и символы», «Рождество» и «Весна в Фиальте». Основной проблемой рассказа «Знаки и символы» является губительная материнская любовь, не позволяющая индивиду стать личностью. В рассказе «Рождество» - человеческого безразличия к душе другого человека и своей, а также проблема перерождения человека через поиск пути к собственной душе, в третьем рассказе − «Весна в Фиальте» заложена проблема судьбы архитипического образа желанной, но недоступной женщины, обречённой на смерть.

 

Заключение

    Поставленная перед нами цель курсовой работы была успешно достигнута. Изучив функциональность и типологическое многообразие художественной детали, мы перешли к анализу трёх рассказов, выбор которых был не случаен, так как каждое, из выбранных нами произведений, является ярким примером использования художественной детали для создания целого смысла рассказа. Проанализировав их, мы можем говорить о использовании определённого вида детали в каждом из рассказов.   В произведении «Знаки и символы» доминирует использование изобразительной и лейтмотивной деталей. Изобразительная деталь раскрывает образ матери-диктатора, которая своей заботой, сама того не ведая,  загубила жизнь единственному сыну и мужу. Значение лейтмотивная детали состоит в том, что она  указывает нам на переживания, чувства героев, на их душевные состояние, которое расстроено, словно струны поломанной гитары. В целом, настроение всего рассказа, печальное и мрачное, поскольку почти всё время идёт дождь, а люди и маленький птенчик мокнут под ним, и никому до них нет дела.

    В  «Рождестве» превалирует использование предметной детали  и детали-образа. Отличительной особенностью произведений Владимира Набокова является включение в сюжет произведений бабочек. Они присутствуют в каждом из художественных текстов автора (исследователи насчитали 570 таких упоминаний), а также  это  более двадцати видов бабочек, которых современные энтомологи назвали именами его литературных персонажей. В данном рассказе также  есть упоминание о бабочке. Эта маленькая деталь аккумулирует в себе весь смысл рассказа -перерождение души человека в насекомое, бабочку. Для Набокова они были не только  символом бессмертие души, а также страстным увлечением, которое  помогло пережить тоску по родному дому в Петербурге.  Использование предметной детали нашло своё воплощение в интерьере дома главного героя, а также в предметах (тетради, коробка из-под английских бисквитов с крупным индийским коконом, сачок),принадлежавших когда-то его сыну.

Информация о работе Художественная деталь как часть целого в рассказах В. Набокова