Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 23:43, контрольная работа
В предисловии к роману «Портрет Дориана Грея» Уальд излагает основные положения эстетической теории: «Художник — тот, кто создает прекрасное... Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо... Художник не моралист... В сущности, искусство - вовсе не жизнь... Всякое искусство совершенно бесполезно».
С точки зрения эстетической теории Оскара Уайльда “Искусство совершенно бесполезно”: понять произведение искусства может лишь человек, тонко чувствующий прекрасное, а для него моральный урок не нужен, ибо он сам живёт по законам красоты (например, лорд Генри). Для других же такое искусство будет недоступным: “Искусство — это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь”.
Убийство Бэзила Холлуорда - самое тяжкое из описанных преступлений. Можно взглянуть на это событие с позиций, отстаиваемых в предисловии к роману. «Художник - тог, кто создает прекрасное» [2, с.5], - гласит первый афоризм. Прекрасное, согласно кодексу эстетизма, превыше всего. Герой, поднявший руку на прекрасное, наказывается. Получается, что убив творца прекрасного - создателя портрета, - он совершает не менее тяжкое преступление.
Среди возможных прототипов героя был художник Бэзил Уорд. Есть мнение, что в 1884 году Уайльд позировал этому художнику, который, окончив картину, сказал: «Как было бы восхитительно, если бы вы могли оставаться таким, какой вы есть, а портрет старился бы и увядал вместо вас». Но этот факт не доказан, а сам Уайльд распространил и другую версию. Он был автором истории, опубликованной в «Сент-Джеймс газете» о том, что канадская художница Фрэнсис Ричардс, с которой Уайльд познакомится в Канаде в 1882 года, написала его портрет в 1887 году. Глядя на него, Уайльд сказал: «Как это трагично! Я буду стареть, а портрет навсегда останется таким, каков он есть. Если бы могло быть наоборот! » Еще об одной версии сообщает Эрнест Даусон, который слышал слова Уайльда, сказанные 9 октября 1890 года в доме Герберта Хорна о том, что прообразом Бэзила Холл уорда был Чарлз Риккетс [9, с.358].
Образ Дориана Грея в романе
В начале романа Дориан Грей предстает перед читателем в образе двадцатилетнего юноши необыкновенной красоты: «Лорд Генри смотрел на Дориана, любуясь его ясными голубыми глазами, золотистыми кудрями, изящным рисунком алого рта. Этот юноша в самом деле был удивительно красив, и что-то в его лице сразу внушало доверие. В нем чувствовалась искренность и чистота юности, ее целомудренная пылкость. Легко было поверить, что жизнь еще ничем не загрязнила этой молодой души» [2, с.26]. Но он не осознает всю силу своего обаяния, не понимает, какое влияние его внешность оказывает на окружающих людей. Дориан ведет размеренный образ жизни, интересуется искусством и занимается благотворительностью.
Встреча в саду с лордом Генри Уоттоном становится для него роковой. Речь лорда Генри о новом гедонизме не оставляет его равнодушным: «Он смутно сознавал, что в нем просыпаются какие-то совсем новые мысли и чувства. Ему казалось, что они пришли не извне, а поднимались из глубины его существа. Да, он чувствовал, что несколько слов, сказанных этим другом Бэзила, сказанных, вероятно, просто так, между прочим, и намеренно парадоксальных, затронули в нем какую-то тайную струну, которой до сих пор не касался никто, и сейчас она трепетала, вибрировала порывистыми толчками» [2, с.30]. А урок о необходимости лечить душу ощущениями Дориан усваивает на всю жизнь. С этого самого момента Дориан, не подозревая об этом, становится объектом научного эксперимента лорда Генри, результаты которого не заставляют себя ждать. Осознание собственной красоты при виде портрета вызвало у Дориана желание остаться молодым: «Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это... за это я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это!» [2, с.39] Готовность отдать душу за то, чтобы остаться молодым и красивым, ведет Дориана к падению, показывая сложное, непростое соотношение героя с портретом.
По мере продвижения к своей цели Дориану часто приходится оказываться перед выбором, который становится с каждым разом все труднее и труднее. Дориан остается глух к отчаянным призывам Бэзила. Он становится последователем ограниченной эстетической теории лорда Генри, который учит его следовать только инстинкту наслаждения и избегать страданий. Культ юности, красоты и наслаждения ведет к самосовершенствованию, учит лорд Генри. И Дориан верит каждому его слову. Он окружает себя красивыми вещами, считая, что красивые вещи помогут ему почувствовать себя истинным гедонистом.
Кажется, что случайная встреча с Сибиллой Вейн может изменить и нарушить ход эксперимента. В душе Дориана рождается чувство, ранее ему незнакомое. Он восхищен Сибиллой н ее игрой: «Поймите, в ней живут все великие героини мира! Она более чем одно существо. Смеетесь? А я вам говорю: она - гений. Я люблю ее: я сделаю все, чтобы и она полюбила меня» [2, с.77]. Он превозносит и обожествляет ее: «Я люблю Сибиллу - и хотел бы поставить ее на золотой пьедестал, видеть весь мир у ног моей любимой» [2, с.106]. Ради Сибиллы Дориан готов совершенствоваться и даже отказаться от идей, внушенных лордом Генри: «Доверие Сибилы обязывает меня быть честным, ее вера в меня делает меня лучше! Когда Сибилла со мной, я стыжусь всего того, чему вы, Гарри, научили меня, и становлюсь совсем другим. Да, при одном прикосновении ее руки я забываю вас и ваши увлекательные, но отравляющие и неверные теории» [2, с.107]. Однако, увидев, как неубедительно и фальшиво исполнила Сибилла роль Джульетты, Дориан приходит в отчаяние и порывает с ней. Оказывается, его влечет не надежная, верная дельная натура, а многогранная личность, способная выразить себя в искусстве [3, с. 114].
С того самого момента, когда Дориан жестоко отверг любовь Сибиллы Вейн, в нем все время борются два противоположные чувства: сочувствие и безразличие. Стоит вспомнить, что изменения портрета начинают происходить именно тогда, когда отвергнутая Дорианом Сибилла Вейн покончила с собой, положив конец жизни, которая для нее оказалась важнее, чем искусство.
Дориан со страхом и интересом наблюдает за изменениями портрета: «Если портрету суждено меняться, пусть меняется. Зачем так глубоко в эго вдумываться? Ведь наблюдать этот процесс будет истинным наслаждением! Портрет даст ему возможность изучать самые сокровенные свои помыслы. Портрет станет для него волшебным зеркалом. В этом зеркале он когда-то впервые по-настоящему увидел свое лицо, а теперь увидит свою душу» [2, с.144]. Связь, которая устанавливается между Дорианом и его портретом, иллюстрирует позицию самого О. Уайльда и отражает его постулат о том, что искусство реальнее жизни, и что жизнь подражает искусству, а не наоборот. Дориан справедливо называет портрет своим дневником.
Постепенно портрет начинает восприниматься не как воплощение красоты, теперь он вселяет ужас в душе его оригинала. Портрет уносят в детскую, где прошли самые чистые и светлые годы Дориана. Теперь же, встав на путь порока, Дориан часто смотрит на свой портрет - свидетельство его грешной взрослой жизни. Невольное сопоставление своей внешности с ужасным портретом, отражающим уродство его же собственной души, не проходит для Дориана бесследно. Он до ужаса боится, что кто-то еще, кроме него, может увидеть жуткий портрет - свидетельство гибели его души, и ради этого он готов стать на путь преступления. Он идет на убийство создателя портрета, Бэзила Холлуорда [3, с. 114].
Однако, убив художника, Дориан хочет стереть следы греха из своей памяти. Собственное падение открывается ему без самообмана: «Он сознавал, что загрязнил ее, растлил свою душу, дал отвратительную пищу воображению, что его влияние было гибельно для других, и это доставляло ему жестокое удовольствие» [2, с.291].
Содрогания души, заставляющие думать, что совесть не окончательно умерла в нем, делают дарованную ему вечную молодость непосильным для него бременем. Жизнь для него превращается в самую настоящую пытку. Ужас становится всеохватывающим. Он уже мечтает освободиться от вредного влияния лорда Генри. Но Дориан осознает, что ничто не сможет очистить его совесть, пока он не раскается в своих грехах. Однако раскаяние выше его сил: «Сознаться? Отдаться в руки полиции, пойти на смерть? Дориан рассмеялся. Какая дикая мысль!» [2, с.294] Поэтому он решается «убить» свою совесть - уничтожить ненавистный портрет, который «знает» все о его грехах [3, с. 119]: «Он убьет прошлое, и, когда прошлое умрет, Дориан Грей будет свободен! Он покончит со сверхъестественной жизнью души в портрете, и когда прекратятся эти зловещие предостережения, он вновь обретет покой» [2, с.296]. Только не знал Дориан, что, убив совесть, он убьет и себя.
Финал романа трагичен. Гибель Дориана произошла потому, что он осознал правду. Трагедия героя в том, что жизнь, которую он вел, требовала от него проявления нравственности намного настойчивее, чем салонная жизнь эстета лорда Генри. И дело вовсе не в том, что эстетическая доктрина неверна по своей сути, а в том, что ее следует пересмотреть с тем, чтобы учитывать не только положительный опыт, но и отрицательный [3, с.142].
Дориан погибает, однако искусство остается, так как у Уайльда красота и искусство вечны. Это подчеркивается тем, что в конце романа, уничтожив портрет, Дориан уничтожает не только свою жизнь, но и красоту. Одновременно совершается чудо возрождения портрета: «Войдя в комнату, они увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто эго» [2, с.297].
В некоторых частностях история Дориана смыкается с жизнью О.Уайльда: о Дориане тоже говорили, что он «намерен перейти в католичество»; он приобщился к мистицизму, как Уайльд к масонству. Дориана едва не забаллотировали в Вест-Эндском клубе; Уайльда задело, когда его вычеркнули из списка потенциальных членов Сэвил-клуба. Уайльд сообщает нечто о себе и своих литературных занятиях, говоря, что Дориан «часто увлекался идеями, заведомо чуждыми его натуре, поддаваясь их коварному влиянию, а затем, постигнув их сущность, насытив свою любознательность, отрекался от них с тем равнодушием, которое не только совместимо с пылким темпераментом, но, как утверждают некоторые психологи, часто является необходимым его условием» [9, с.366].
Возможным прототипом Дориана Грея является Джон Грей, ворвавшийся в уайльдовский кружок весной 1892 года. Дать герою своего романа фамилию Грей было со стороны О. Уайльда формой ухаживания. Скорее всего, он поступил так не для того, чтобы указать на прототип, а для того, чтобы отождествлением с Дорианом польстить Грею [9, с.352].
Семья Вейн
В грязном, запущенном доме на Юсгон Род живет семья Вейн: семнадцатилетняя Сибилла Вейн, ее младший брат Джеймс Вейн и их мать, увядшая женщина.
Мать Сибиллы и Джеймса играет в театре. Но она стремится, чтобы и в жизни присутствовали элементы драматизма. Заметно, что эта женщина знала лучшие дни. Но теперь она живет в долгах: «Я радуюсь, Сибилла, только тогда, когда вижу тебя на сцене. Ты не должна думать ни о чем, кроме театра. Мистер Айзекс сделал нам много добра. И мы еще до сих лор не вернули ему его деньги» [2, с.84].Своим поведением она подтверждает постулат лорда Генри: «В наше время люди всему знают цену, но понятия не имеют о подлинной ценности» [2, с. 66]. Нельзя сказать, что она не любит своих детей, но очень многое для нее значат деньги. Выбор Сибиллы она одобряет только тогда, когда узнает о богатстве Дориана Грея.
Сибилла Вейн
Сибилла Вейн - талантливая актриса, прекрасно играет в шекспировских пьесах. «Когда она играет, забываешь все на свете. Эго неотесанное простонародье, люди с грубыми лицами и вульгарными манерами, совершенно преображаются, когда она на сцене. Они сидят, затаив дыхание, и смотрят на нее. Они плачут и смеются по ее воле. Она делает их чуткими, как скрипка, она их одухотворяет, и тогда я чувствую - это люди из той же плоти и крови, что и я» [2, с. 112], - говорит Дориан.
Сибилла с необычной выразительностью изображает влюбленных девушек до тех пор, пока сама не испытала любви. Как только ее захватывает страсть к Дориану Грею, она становится на сцене неестественной, плохой актрисой. Сибилла теряет дар актрисы, потому что, перестав, как прежде, предпочитать реальной жизни бесплотные тени, она благодаря любви тянется к действительности. Однако ее не только не удручает, но напротив, радует возвращение к неподдельной жизни.
Сибилла и Дориан противоположны друг другу. Она освобождается от театрального притворства, чтобы безыскусно жить в реальном мире. Дориан же, наоборот, стремится существовать в мире искусства [9, с.362].
Сибилла не может пережить такую трагедию и заканчивает жизнь самоубийством. О смерти Сибиллы скорбит лишь ее брат.
Джеймс Вейн
Джеймс Вейн, «коренастый, несколько неуклюжий юноша с взлохмаченными темными волосами и большими руками и ногами. В нем не было и следа того тонкого изящества, которое отличало его сестру. Трудно было поверить, что они в таком близком родстве» [2, с.86], что он испытывает самые нежные чувства к своей сестре. И в отличие от матери, он не принимает выбор сестры: «При всей своей неопытности юноша остро чувствовал, что Сибилле угрожает опасность. От этого светского щеголя, который вздумал за ней ухаживать, добра не жди! Он был аристократ – и Джеймс ненавидел его, ненавидел безотчетно, в силу какого-то классового инстинкта, ему самому непонятного и потому еще более властного» [2, с.92]. После смерти сестры он обещает самому себе отомстить за Сибиллу. Он потратил несколько лет на поиски убийцы, пока однажды в одном из лондонских притонов не услышал заветные слова «Прекрасный Принц»: «Дремавший за столом моряк, услышав эти слова, вскочил и как безумный осмотрелся кругом. Когда из прихожей донесся стук захлопнувшейся двери, он выбежал стремглав, словно спасаясь от погони» [2, с.252]. Дориан сумел убедить Джеймса, что он не тот, кто ему нужен. Осознание того, что он только что чуть не совершил убийство, приводит его в ужас: «Джеймс Вейн, все еще не опомнившись от ужаса, стоял на мостовой. Он дрожал всем телом» [2, с.255]. Но за эту попытку поднять руку на прекрасное Джеймс наказан. Его смерть – еще одно подтверждение постулата о том, что тот, кто покушается на Красоту, – независимо от причин и помыслов – сам становится жертвой.
Заключение
В ходе работы был проанализирован роман О. Уайльда и выявлены основные особенности его образной системы, которые заключаются в следующем:
В каждом из персонажей романа присутствуют автобиографические черты. Так, например, гедонизм, декларируемый О. Уайльдом как эстетическое направление, становится основополагающим принципом для его героя - лорда Генри Уоттона.
Так же, как и О. Уайльд, Бэзил Холлуорд представлен в романе художником, цель которого заключается в поиске идеала красоты.