Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 03:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Языкознание".
Нормы, общие для устной и письменной
речи, касаются языкового содержания и
построения текстов. Лексические нормы,
или нормы словоупотребления, - это нормы,
определяющие правильность выбора слова
из ряда единиц, близких ему по значению
или по форме, а также употребление его
в тех значениях, которые оно имеет в литературном
языке.
Лексические нормы отражаются
в толковых словарях, словарях иностранных
слов, терминологических словарях и справочниках.
Соблюдение лексических норм - важнейшее
условие точности речи и ее правильности.
Грамматические нормы делятся
на словообразовательные, морфологические
и синтаксические. Грамматические нормы
описаны в "Русской грамматике" (М.,
1980, т. 1-2), подготовленной Академией наук,
в учебниках русского языка и грамматических
справочниках.
Словообразовательные нормы определяют
порядок соединения частей слова, образования
новых слов.
Словообразовательной ошибкой является
употребление несуществующих производных
слов вместо существующих производных
слов с других аффиксом,
например: описывание характера, продажничество,
беспросвет, произведения писателя отличаются
глубизной и правдивостью.
Морфологические нормы требуют
правильного образования грамматических
форм слов разных частей
речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней
сравнения прилагательных и др.). Типичным
нарушением морфологических норм является
употребление слова в несуществующей
или несоответствующей контексту сл
Синтаксические нормы предписывают
правильное построение основных синтаксических
единиц - словосочетаний и предложений.
Эти нормы включают правила согласования слов
и синтаксического управления,
соотнесения частей предложения друг
с другом с помощью грамматических форм
слов с той целью, чтобы предложение было
грамотным и осмысленным высказыванием.
Нарушение синтаксических норм имеется
в следующих примерах: читая ее, возникает вопрос;
Поэме характерен синтез лирического
и эпического начал; Выйдя замуж за его
брата, никто из детей не родился живым.
Стилистические нормы определяют
употребление языковых средств в соответствии
с законами жанра,
особенностями функционального стиля и
- шире - с целью и условиями общения.
Немотивированное употребление в тексте
слов другой стилистической
окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические
нормы зафиксированы в толковых словарях
в качестве специальных помет, комментируются
в учебниках по стилистике русского языка
и культуре речи.
Стилистические ошибки состоят в нарушении
стилистических норм, включении в текст
единиц, не соответствующих стилю и жанру
текста.
Нормы орфографии - это правила обозначения слов на письме.
Они включают правила обозначения звуков
буквами, правила слитного, дефисного
и раздельного написания слов, правила
употребления прописных (заглавных) букв
и графических сокращений.
Нормы пунктуации определяют
употребление знаков препинания.
Нормы орфографии и пунктуации закреплены
в "Правилах русской орфографии и пунктуации"
(М., 1956), единственном наиболее полном
и официально утвержденном своде правил
правописания. На основе указанных правил
составлены различные справочники по
орфографии и пунктуации, наиболее авторитетными
среди которых считается "Справочник
по орфографии и пунктуации" Д.Э. Розенталя,
неоднократно переиздававшийся, в отличие
от самого официального свода правил,
изданного дважды - в 1956 и 1962 гг.
Орфоэпические нормы включают
нормы произношения, ударения и интонации.
Соблюдение орфоэпических норм является
важной частью культуры речи, т.к. их нарушение
создает у слушателей неприятное впечатление
о речи и самом говорящем, отвлекает от
восприятия содержания речи. Орфоэпические
нормы зафиксированы в орфоэпических
словарях русского языка и словарях ударений.
Интонационные нормы описаны в "Русской
грамматике" (М., 1980) и учебниках русского
языка.
Парадигматика
Парадигматические отношения – это отношения противопоставленности и функционального тождества языковых элементов («ИЛИ – ИЛИ»). Т.е. в парадигму объединяются наборы языковых единиц, сходных по одному из противопоставленных по какому-то другому критерию. Парадигматика определяет, к какому разряду грамматической категории относится та или иная языковая единица, по аналогии с ей подобными.
Примеры иерархических отношений между единицами разных ярусов:
Синтагматические отношения можно определить как отношения сочетаемости элементов одного уровня в речевой цепи, т.е. сочетание фонем с фонемами, морфем с морфемами и т.п. (объединяет единицы языка по непосредственному их сочетанию).
Логической формулой синтагматических отношений является формула «И – И», т.е. и один элемент и другой элемент вместе, рядом, один за другим, образуя ленту, цепь однопорядковых элементов определенной протяженности.
Примеры синтагматических отношений:
Дисциплины, изучающие звуковую сторону языка
Язык представляет собой
многокомпонентную систему, которая,
с одной стороны, обеспечивает
процессы порождения
Деятельность говорящего предполагает
воплощение в высказываниях, адресованных
слушателю, своих знаний, мыслей, оценок.
Функционирование языковой системы в
этих актах начинается с обработки информации,
подлежащей передаче, в семантическом
и прагматическом компонентах, и завершается
теми операциями, которые происходят в
фонологическом компоненте.
Деятельность слушающего заключается
в извлечении из воспринятых высказываний
передаваемой информации. И языковая система
в этом случае начинает обработку высказываний
в фонологическом компоненте, результаты
работы которого передаются другим компонентам
системы. Завершается же процесс интерпретации
высказываний благодаря операциям в семантическом
и прагматическом компонентах.
Процессы передачи и приёма вербальных
сообщений оказываются возможными именно
благодаря тому, что естественный человеческий
язык располагает звуковыми средствами,
образующими в совокупности фонологический
компонент. Этот компонент имеет сложную
структуру, объединяя в себе звуковые
средства, оформляющие материальную сторону
морфем, слов и их словоформ, а также словосочетаний,
простых и сложных предложений, сложных
языковых объектов типа текстов или дискурсов.
Структуру фонологического компонента
языковой системы и особенности его функционирования
в процессах коммуникации изучает фонетика. Термин фонетика унаследован от так
называемого "традиционного" языкознания.
Как самостоятельная дисциплина, фонетика
выделилась в конце 19 в., хотя изучение
звуковой стороны языка и её элементов
уходит в далёкое прошлое. Высокого уровня
фонетические знания достигали уже в древней
Индии, в древней Греции, а в средневековую
пору у арабов.
Предметом фонетики считаются прежде
всего отдельные звуки языка, а при более
широком подходе все звуковые явления
языка (включая тоны, словесное ударение,
фразовую интонацию), служащие кодированию
той смысловой информации, которая должна
быть передана говорящим своему адресату.
Фонетика изучает производство, передачу
и восприятие звуковых сигналов в процессе
речевого общения, а также систему способов
и средств, обеспечивающих кодирование
и декодирование переносимой в звуковых
сигналах лингвистически существенной
информации.
В настоящее время часто говорят не просто
о фонетике, а о фонетических науках, имея
в виду совокупность дисциплин, каждая
из которых имеет свой предмет и свою точку
зрения на звуковую сторону языка.
И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845—1929) различал
антропофонику и психофонетику. Первая,
по его мнению, должна иметь дело со звуками
человеческой речи как физическими явлениями,
второй предстоит заниматься звуками
как психическими явлениями. Для него
фонема являлась психической сущностью,
а звуки он рассматривал как более или
менее точные её реализации.
Разграничение фонетики как естественной
науки и фонологии как науки гуманитарной,
социальной, предпринятое Н.С. Трубецким
(1890—1938), который исходил из разграничения
Ф. де Соссюром (1857—1913) речи и языка, по
сути дела, является развитием бодуэновской
идеи в русле структурализма, предполагая
депсихологизацию понятия фонемы.
В структурном языкознании к ведению
фонетики обычно относят изучение звуковой
субстанции, а к ведению фонологии — исследование
тех отношений, которые связывают звуковые
единицы между собой в данном языке, формируя
его фонологическую систему. Эти отношения
оказываются как бы дематериализованы.
Фонетика при таком подходе часто выводится
за пределы языкознания.
В отечественном языкознании и особенно
в школе Л.В. Щербы (1880—1944) принято считать,
что фонология неразрывно связана с фонетикой
и входит в неё как изучение звуковых явлений
языка с точки зрения собственно лингвистической,
т.е. функциональной (или структурно-функциональной).
Отношения между фонологическими единицами
квалифицируются как отношения между
материальными объектами. Но тем не менее
в целом и в этой школе не снимается противопоставление
в рамках фонетики в широком понимании
фонологии и фонетики в узком смысле и
фонологии.
Фонология имеет дело с функциональными звуковыми
единицами, принадлежащими звуковому
стратуму языка. Эти единицы (как линейные,
или сегментные, следующие в речевой цепи
друг за другом, так и надлинейные, суперсегментные,
просодические, которые накладываются
на цепочки звуковых сегментов, составляющих
материальную сторону морфем, слов, синтаксических
объектов) обслуживают трансляционный
стратум с его правилами словаря и грамматическими
правилами. Они выступают в качестве строительных
(конститутивных) и различительных элементов
в плане выражения знаковых единиц, а со
смысловым (семантико-прагматическим)
стратумом связаны лишь опосредованно.
Базовой фонологической единицей является фонема (в неслоговых языках). И одной из первых
задач фонологии является установление
состава фонем данного языка, выявление
принципов их организации в систему, их
парадигматических отношений и их синтагматических
отношений, т.е. отношений между собой
в речевой цепи.
Для решения этих задач общая фонология
вырабатывает набор методических процедур
и приёмов анализа, которые затем в основном
используются также в анализе как слогов / силлабем, так и суперсегментных единиц (просодем), т.е. для установления
системы слогов в тех языках, где слог
выступает в качестве конститутивной
фонологической единицы, для выявления
системы смыслоразличительных тонов (тонем),
системы акцентных структур, системы интонационных
контуров (интонем).
Фонетика в узом смысле рассматривает
эти звуковые средства в таких аспектах,
как физический (акустический) и биологический
(артикуляционный плюс перцептивный).
Иногда её членят на фонетику артикуляторную,
изучающую производство звука, фонетику
акустическую, исследующую результат
звукопроизводства, и фонетику аудитивную
(или перцептивную), имеющую дело с восприятием
звука.
Единство двух подходов к изучению звуковых
средств языка — фонологического (функционального)
и узкофонетического (материального, субстанциального)
— вытекает из того, что звуковые явления
сами по себе, без определённого их использования
в данном языке, вне их связи с оформлением,
отождествлением и различением языковых
знаков, не представляют существенного
интереса для лингвиста, а каждая из функциональных
звуковых единиц имеет свои материальные
корреляты а) в артикуляционных работах,
б) в акустических свойствах речевых сигналов
и в) в особенностях её восприятия человеческим
органом слуха.
Принято далее, различать: