Шпаргалка по дисциплине "Литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

Литература.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Цитаты: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад.», «Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.» - Раневская, «Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете.», «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню.» - Лопахин, «Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом. Поймите это, Аня.» - Трофимов.

 

Иван Алексеевич Бунин (10 (22) октября 1870-8 ноября 1953)

«Господин из Сан-Франциско» 1915

Реализм, эпос, рассказ.

Тема: социальная

Идея: Бунин показывает забвение нравственных ценностей чел. обществом в их стремлении к мат.благополучию, человек теряет совё «Я», личность.

У героя нет имени – типичность. Пароход Атлантида – устройство общество.

Укор такому обществу Бунин выражает разн. способами:

1.Название корабля – легенда  о  затонувшем острове.

2.Фигура дьявола, наблюдающая  за кораблем.

3.Эпиграф : «Горе тебе, Вавилон,  город крепкий»

 

«Чистый понедельник» 1944

Тема: любовная

Идея: перед героиней стоит выбор  между любовью к Богу и к  мужчине

Ведущий прием в рассказе – антитеза

  1. Изображение героев (Он – Южный красавец, Она – Восточная загадка, желание познать Москву и служение Богу).
  2. Цветовая гамма (черные тона в одежде в начале и голова, покрытая белым платком в конце у героини).
  3. Изображение Москвы (Светская и Церковная).

Цитаты: «И вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня... Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие? Я повернулся и тихо вышел из ворот.», «…только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле.», «Испытав много унижений, много человеческого невнимания, с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой, оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.».

 

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (16 (28) марта 1868-18 июня 1936)

Творчество делят на 2 этапа:

1.Ранний – романтизм.

2. Поздний – реализм.

 «Старуха Изергиль» 1894

Романтизм, эпос, рассказ

3 части : 1.легенда о Ларе, 2.История  жизни Изергиль (Аркадэк),3.Легенда  о Данко.

Лара – горделив, ради собственных целей готов убивать жертвовать другими, а Данко жертвует собой ради других людей.

Черты романтизма:

1.Исключительные, сильные герои.

2.Антиномии (добро-зло, гордость-самопожертвование,  жизнь-смерть).

3.Мистицизм.

4.Чувство, а не разум.

5.Двоемирие (мир людей-мир животных, мир света (поляна) – мир тьмы (лес)).

Цитаты: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно.», «Наказание человека — в нем самом.», «Свобода от всего-это наказание.», «-Вы сказали: «Веди!» - и я повел! – крикнул Данко, становясь против них грудью. – Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!», « Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…»

 

 

«На дне» 1901-1902

Драма, драма, реализм.

Г.Г. Михаил Иванов Костылев, Василиса Карповна, Наташа, Васька Пепел, Клещ (Андрей Митрич), Анна, Настя, Квашня, Бубнов, барон, Сатин, Актер, лука, Алешка, Кривой зоб, Татарин.

Горький показал разл. соц. Проблемы:

1.Сатин – убийство.

2.Актер-пьянство.

3.Пепел-воровство.

4.Настя-проституция.

Заглавие многозначно:

1.Образ ночлежки.

2. Социальный аспект дна.

3.Нравственный аспект.

Также важна философская проблематика – споры Сатина и Луки о правде и лжи, о вере, о человеке.

Цитаты: «(с гордостью) Мой организм отравлен алкоголем... (Актер)»,   «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ. А долг твой мне - это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана... (Костылев)»,  «Нет на свете людей лучше воров! (Сатин)», «А куда они - честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести...Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть... (Пепел)», «На что совесть? Я не богатый... (Бубнов)»,  «...где тепло, там и родина... (Лука)», «Он [человек] - каков ни есть - а всегда своей цены стоит... (Лука)», «Пропил я душу, старик...я, брат, погиб...А почему - погиб? Веры у меня не было... (Актер)», «Человек - все может...лишь бы захотел... (Лука)», «И...чего тебе правда больно нужна...подумай-ка! она, правда-то, может, обух для тебя...(Лука)», «Пепел: ...бог есть? Лука: Коли веришь - есть; не веришь - нет...Во что веришь, то и есть...», «Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! (Сатин)», «И вообще…для многих был…как мякиш для беззубых…(Сатин)», «Он врал…но  - это из жалости к вам, черт вас возьми! (Сатин)», «Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека! (Сатин)».

 

Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок (16 (28) ноября 1880-7 августа 1921)

Мотивы лирики:

1.Любовная. Образ возлюбленной  прошел эволюцию от святой, олицетворяя  идею теоретика-символизма В.Соловьева  о вечной женственности – Софии. («Вхожу я в темные храмы…»

 Позже образ сохранил таинственность, загадку, однако он изображается в других условиях страшного мира. Она – падшая женщина, надменная. («Незнакомка», «в ресторане».)

Для блока любовь-глубокое чувство, которое может разрушить жизнь  человека и его мечты. («На железной дороге» («Три ярких глаза набегающих — Нежней румянец, круче локон: Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон…», «Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул — и поезд в даль умчало.», «Не подходите к ней с вопросами, Вам всё равно, а ей — довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена — всё больно.»), «О доблестях, о подвигах, о славе…» («Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо.», «Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла.», «Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.»))

2.Тема Родины.

Россия – женщина, жена. С одной  стороны она – нищая, а с  другой – богата бескрайними просторами, «разбойной красой». Лир.герой верит  в будущее России, описывая ее настоящее  и прошлое.

«Россия», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» («И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль…»)

«Русь» (разноличные народы, отражает русское сознанье в восприятии родины, (колдуны, ведьмы, черты «Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь.Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь.», «Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах.», «Так — я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу.»)

3.Философская.

«Ночь. Улица.Фонарь. Аптека»»

4.Социальная.

«Фабрика» - протест против эксплуатации раб.населения большевистской властью. («Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине. Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в желтых окнах засмеются, Что этих нищих провели»).

5.Поэт и поэзия.

«О я хочу безумно жить…» - поэтическое  кредо Блока.

 

«12» январь 1918

Символизм, поэма, лиро-эпический.

Г.Г. Петька (любил Катю), Катя, Ванька – любовный треугольник.

Акцент на социальном конфликте.

Новая власть показана жестокой, человеческая жизнь для нее ничто, а превыше  всего гос.интерес.

Блок показал эпоху безвременья, когда новая власть еще не вступила в права, а старая не изжила свой век.

Старый мир – паршивый бездомный  пес, который преследует 12 бойцов.

Старое время показано через  все сословия: писатель (интеллигенция), барыня (дворянство), буржуй (буржуазия), старушка(крестьянство), поп (духовенство). Революция коснулась всех.

Особую роль играет цвет.символика:

1.Черный (вечер, ремни винтовок, людская злоба)

2.Белый (снег, венчик из роз)

3.Красный (плакаты, флаг, кровь)

Цитаты: «Старушка убивается —  плачет,/ Никак не поймет, что значит, /На что такой плакат,/Такой огромный лоскут?/Сколько бы вышло портянок для ребят,/А всякий — раздет, разут...», «А вон и долгополый —/Стороночкой и за сугроб.../Что нынче не веселый,/Товарищ поп?», «А это кто?— Длинные волосы /И говорит в полголоса:/            — Предатели!/— Погибла Россия!/Должно быть, писатель —/Вития...», «  Свобода, свобода,/Эх, эх, без креста!», «(Кате) Эх, эх, согреши!/Будет легче для души!», «Запирайти етажи, /Нынче будут грабежи!», «Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.», «...Так идут державным шагом —/Позади — голодный пёс./Впереди — с кровавым флагом, /И за вьюгой неведим, /И от пули невредим,/Нежной поступью надвьюжной,/Снежной россыпью жемчужной,/В белом венчике из роз —/Впереди — Исус Христос.»

 

Владимир Владимирович Маяковский (7 (19) июля 1893- 14 апреля 1930)

Футурист

Осн.приемы – разные типы комического, гипербола, и развернутая метафора.

Мотивы лирики:

1.Поэт и поэзия.

Лир.герой автобиографичен, творчество понимает, как высшую ценность, а  себя творцом великого, вечного. Его  силы безграничны, в отличие от окр.толпы.

«А вы могли бы?», «Юбилейное» (за живого Пушкина и против памятников, т.е. ценить надо живую поэзию «Александр Сергеич,/да не слушайте ж вы их!/Может,/ я/ один/ действительно жалею,/что сегодня /нету вас в живых.», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» («Пойдем, поэт,/взорим,/вспоем/у мира в /сером хламе./Я буду солнце лить свое,/а ты — свое,/стихами», «Светить всегда,/светить /везде,/до дней последних донца,/светить —/и никаких гвоздей!/Вот лозунг мой —

/и солнца!»

2.илософская.

«Послушайте!» (Заслуги человечества, память о нем, честность перед  самим собой и другими «И, надрываясь/в метелях полуденной пыли,/врывается к богу,/боится, что /опоздал,/ плачет,/ целует ему жилистую руку,/ просит -/ чтоб обязательно была звезда! -

 клянется -/ не перенесет эту  беззвездную муку!»

«Скрипка и немножко неровно» (человеческое отношение друг к другу, счастье от обретенной родственной души).

«Хорошее отношение к лошадям» (««Лошадь, не надо./Лошадь, слушайте —/чего вы думаете, что вы их плоше?/Деточка,/все  мы немножко лошади,/каждый из нас по-своему лошадь».)

«Дешевая распродажа» («все это - хотите? -/сейчас отдам/ за одно только слово/ ласковое,

 человечье.», «За человечье  слово -/ не правда ли, дешево?/ Пойди,/ попробуй,-/ как же,/ найдешь  его!».

3.Любовная.

Любовь возвышенная, одна из самых  значимых ценностей в мире, но она  трагична, безответна. Параллель – Пушкин.

«Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой» («В черном небе /молний поступь,/ гром

/ругней/ в небесной драме,-/ не  гроза,/  а это/  просто/ревность  двигает горами.», «Ты одна/ мне/ростом вровень,/стань же рядом/ с бровью брови…»).

5.Личность и общество.

Протест против бюрократии, толпы.

«Прозаседавшиеся», «Нате!» («А если сегодня  мне, грубому гунну,/кривляться перед  вами не захочется -и вот/ я захохочу и радостно плюну,/плюну в лицо вам/ я - бесценных слов транжир и  мот.»

 

«Облако в штанах» 1914-1915

Модернизм, поэма, лиро-эпический

Подзаголовок – тетраптих.

В основе сюжета – любовный конфликт. Через поэму узнаются три любви  из жизни Маяковского к Софье  Шамординой, Марии Денисовой, Лилии  Брик. Герой автобиографичен : сестры Люда и Оля,упоминание современников Маяковского.к

1.Долой вашу любовь! Мучительное  ожидание сменяется холодным  принятием факта, что Мария выходит замуж за другого: «Что ж, Выходите./Видишь, спокоен, как пульс у покойника». Герой душевно умирает.

2.Долой вашу поэзию! Протест поэзии, воспевающей «любовь к барышням», «цветочек под росами», подлинное искусство должно побуждать к борьбе:

«Я – где боль, везде». Поэт длжен  заботиться не об изяществе своих  стихотворений, а о силе их воздействия  на читателя:

«Сегодня надо кастетом /кроиться миру в черепе.»

3.Долой ваш строй! Отрицает  бесчеловечный и жестокий строй,  в котором царят убийства, расстрелы,  детально прописаны образы больниц,  тюрем, либрозориев.

Лир.герой протестует сильным мира всего, становясь 13 апостолом.

2.Долой вашу религию!

Не отрицает Бога, но выражает ему  протест, т.к. тот равнодушно наблюдает  за его страданиями. Именно Бог, по мнению героя, не дал развиться их любви.

Исторически-культурные образы: Джек Лондон, Джоконда, Помпея, Везувий, «горящие реки Лузитании», Наполеон, Бисмарк, Ротшильд, «пирующий» Мамай,  Иисус Христос, низводит имена Гете, Фауста, Мефистофеля, Заратустра, Гомера, Овидия.

Тема самовосхваления: «Славьте меня!/ Я великим не чета…/Что мне  до Фауста…/Я знаю-/гвоздь у меня в сапоге/кошмарней, чем фантазия у Гете!...», «Пойду по земле,/ на цепочке Наполеона поведу, как мопса.», «Я, воспевающий машину и Англию,/может быть, просто/ в самом обыкновенном Евангелии/ 13 апостол…», «может быть, Иисус Христос, нюхает/ души моей незабудки…»

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Литература"