Шпаргалка по дисциплине "Литература"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Литература".

Вложенные файлы: 1 файл

Литература.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

 

Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895-28 декабря 1925)

Имажинист

Мотивы лирики:

1.Тема Родины:

Родина глубоко верующая, нищая, но богатая своей самобытностью, красотой природы. Он осознавал, что  живет в эпоху перемен, поэтому  приход советской власти воспринял  как должное.

«Гой ты, Русь, моя родная…», «Спит  ковыль. Равнина дорогая…» («Знать, у всех у нас такая участь./ И, пожалуй, всякого спроси —/ Радуясь, свирепствуя и мучась,/ Хорошо живется  на Руси.», «Но и все же, новью  той теснимый,/ Я могу прочувственно  пропеть: Дайте мне на родине любимой,/ Все любя, спокойно умереть!»), «Русь советская», («Уже ты стал немного отцветать,/ Другие юноши поют другие песни./ Они, пожалуй, будут интересней —/ Уж не село, а вся земля им мать», «Моя поэзия здесь больше не нужна,/ Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.», «Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.», «Я буду воспевать/ Всем существом в поэте/ Шестую часть земли

 С названьем кратким «Русь».»), «Запели тесаные дроги» («Опять  я теплой грустью болен/

 От овсяного ветерка,/ И на  известку колоколен/ Невольно  крестится рука. /О Русь, малиновое  поле/ И синь, упавшая в реку,/ Люблю  до радости и боли/ Твою озерную  тоску.»), «Русь» («Ой ты, Русь, моя  родина кроткая,/Лишь к тебе  я любовь берегу./Весела твоя  радость короткая/ С громкой песней весной на лугу.»), «Низкий дом с голубыми ставнями…» («Низкий дом с голубыми ставнями,/ Не забыть мне тебя никогда,— /Слишком были такими недавними/Отзвучавшие в сумрак года.», «Как бы я и хотел не любить,/Все равно не могу научиться,/И под этим дешевеньким ситцем/Ты мила мне, родимая выть.»

2.Любовная.

«Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо матери», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!» (Потому, что я с севера, что  ли,/Что луна там огромней в сто  раз,/Как бы ни был красив Шираз,/Он не лучше рязанских раздолий./Потому, что я с севера, что ли.», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!/Там, на севере, девушка тоже,/На тебя она страшно похожа,/Может, думает обо мне...»).

3.Философская.

Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы  теперь уходи понемногу…»(Много дум я в тишине продумал,/Много песен про себя сложил,/И на этой на земле угрюмой/Счастлив тем, что я дышал и жил. /Счастлив тем, что целовал я женщин,/Мял цветы, валялся на траве/И зверье, как братьев наших меньших,/ Никогда не бил по голове.», «Знаю я, что в той стране не будет/Этих нив, златящихся во мгле.../ Оттого и дороги мне люди,/ Что живут со мною на земле.»).

4.Пейзажная.

«О краном вечере задумалась дорога» («Все гуще хмарь, в хлеву покой  и дрема,/Дорога белая узорит скользкий  ров.../И нежно охает ячменная солома,/Свисая с губ кивающих коров.»).

5.Поэт и поэзия.

«Пушкину» («Блондинистый, почти белесый,/ В легендах ставший как туман,/ О Александр! Ты был повеса,/ Как  я сегодня хулиган.», «А я стою, как пред причастьем,/И говорю в  ответ тебе:/Я умер бы сейчас от счастья,/Сподобленный такой судьбе….Чтоб и мое степное пенье/Сумело бронзой прозвенеть..»

«Я иду долиной. На затылке кепи…» («К черту я снимаю свой костюм английский./

 Что же, дайте косу, я вам  покажу —/Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,/ Памятью деревни я ль не дорожу?», «Выводить по долам травяные строчки,/Чтобы их читали лошадь и баран. /В этих строчках — песня, в этих строчках — слово./ Потому и рад я в думах ни о ком,/ Что читать их может каждая корова,/ Отдавая плату теплым молоком.»)

 

Марина Ивановна Цветаева (26 сентября (8 октября) 1892-31 августа 1941)

Символизм

Мотивы лирики:

1.Тема поэта и поэзии, творчество.

«Моим стихам, написанным так рано…»

2.Любовная.

«Стихи к блоку» (дружеская любовь, «Имя твое - птица в руке,/Имя твое - льдинка на языке./Одно - единственное движенье губ/Имя твое - пять букв.»), «Книги в красном переплете» («Из рая детского житья/Вы мне привет прощальный шлете,/Неизменившие друзья/ В потертом, красном переплете./ Чуть легкий выучен урок,/ Бегу тот час же к вам, бывало…»)

3.Философская.

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» («Кто создан из камня, кто  создан из глины,-/ А я серебрюсь  и сверкаю!/ Мне дело - измена, мне  имя - Марина,/ Я - бренная пена морская.», «Дробясь о гранитные ваши колена,/Я с каждой волной - воскресаю!/Да здравствует пена - веселая пена -/ Высокая пена морская!»), «Бабушке» (20летняя полька – смерть).

4.Тоска по родине! Давно…» («Всяк  дом мне чужд, всяк храм мне  пуст,/И все -- равно, и все  -- едино./Но если по дороге –  куст/Встает, особенно -- рябина...»), «Семь холмов – как семь колоколов» («В колокольный я, во червонный день/Иоанна родилась Богослова./Дом — пряник, а вокруг плетень/И церковки златоголовые.», «— Провожай же меня, весь московский сброд,/Юродивый, воровской, хлыстовский!/Поп, крепче позаткни мне рот /Колокольной землей московскою!»).

 

Осип Эмильевич Мандельштам (3 (15) января 1891-27 декабря 1938)

Акмеизм

«Notre Dame». На примере шедевров мировой архитектуры показывает, что свое творчество так же исключительно и подобно тому, как создавались эти памятники, он создает свои великие произведения. «Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

 Я изучал твои чудовищные  ребра, —/ Тем чаще думал  я: из тяжести недоброй/ И я  когда-нибудь прекрасное создам…»

«Бессонница.Гомер.Тугие паруса.» -  погрузившись в историческое прошлое, герой обнаруживает, что миром правит любовь. «И море, и Гомер — все движимо любовью.

Кого же слушать мне? И вот, Гомер  молчит,/И море черное, витийствуя, шумит /И с тяжким грохотом подходит к изголовью.»

«За гремучую доблесть грядущих веков» - протест против Сталинского режима, представленного в образах века-волкодава, кровавого колеса, в своем аресте видит спасение от этого фальшивого общества. Свою силу видит в открыто  выраженном протесте гос.режиму и подчеркивает свое бессмертие. («Мне на плечи кидается век-волкодав,/Но не волк я по крови своей:/Запихай меня лучше, как шапку, в рукав /Жаркой шубы сибирских степей. /Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,/Ни кровавых костей в колесе;», «Потому что не волк я по крови своей/ И меня только равный убьет.».)

«Я вернулся в мой город, знакомы  до слез…»-предчувствие скорого ареста и любовь к городу. («Петербург! У  меня еще есть адреса,/По которым  найду мертвецов голоса./Я на лестнице черной живу, и в висок/Ударяет мне вырванный с мясом звонок,/И всю ночь напролет жду гостей дорогих,/  Шевеля кандалами цепочек дверных.»

 

 

 

Анна Андреевна Ахматова (11 (23) июня 1889-5 марта 1966)

Акмеизм

Лирика Ахматовой сюжетна и  исповедальна.

Мотивы лирики:

1.Любовная. Ярко выражен мотив разлуки :» «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Заплаканная осень, как вдова…» («Заплаканная осень, как вдова/  

В одеждах черных, все сердца туманит... /Перебирая мужнины слова, /Она  рыдать не перестанет. /И будет так, пока тишайший снег /Не сжалится над скорбной и усталой... /Забвенье боли и забвенье нег — /За это жизнь отдать не мало.»).

2.Поэт и поэзия.

«Мне ни к чему одические рати…», «Стихи о Петербурге» 1.Любовь к городу, 2.Любовь, которая останется в  городе навечно.

3.Родина.

«Мне голос был. Он звал утешно.», «Родная земля» - осмысливается предметный, вещественный образ земли («Но ложимся  в нее и становимся ею,/Оттого и зовем так свободно — своею.»), «Не с теми я, к то бросил землю…» («Не с теми я, кто бросил землю/ На растерзание врагам./ Их грубой лести я не внемлю,/ Им песен я своих не дам….Темна твоя дорога, странник,, Полынью пахнет хлеб чужой.»).

4.Философская.

«Приморский сонет» - тема жизни и  смерти, тленности чел.существования («Здесь все меня переживет,/ Все, даже ветхие скворешни/ И этот воздух, воздух вешний,/ Морской свершивший перелет. /И голос вечности зовет…И кажется такой нетрудной, /Белея в чаще изумрудной,/ Дорога не скажу куда...»).

«Перед весной бывают дни такие…» («И лёгкости своей дивится тело,/ И дома своего не узнаешь,/И песню ту, что прежде надоела,/Как новую, с волнением поешь.»)

6.Сохранение русского языка  и речи

«Мужество».

 

Реквием (1935-1961 – глубина пережитого Ахматовой)

Модернизм (акмеизм), лиро-эпический, поэма

В основе сюжета личная трагедия, однако не только личная судьба отражена в поэме. Автор обобщает трагедию : «И если замкнут мой измученный рот,/Которым кричит стомильонный народ…», «Я была тогда с моим народом/Там, где мой народ к несчастью был.», «Очнулась от собственного нам всем оцепенения. (вместо предисловия)».

Чтобы предать вечный смысл, автор  вводит библейскую тематику (глава  «распятие»).

Тема памяти: «У меня сегодня много  дела:/Надо память до конца убить,/Надо, чтоб душа окаменела,/Надо снова научиться  жить.»

 

Михаил Александрович Шолохов (11 (24) мая 1905- 21 февраля 1984)

 «Тихий Дон» 1928-1932

Г.Г. Пантелей Прокофьевич Мелелехов, Петро и Григорий Мелеховы, Дарья, Дуняша, Мирон Григорьевич Коршунов, Наталья и Митька Коршуновы, Астахов  Степан и Аксинья, Евгений Листницкий, Штокман, Мишка Кошевой, Сеогей Платонович Мохов, Лиза и Владимир Моховы, Прхор Зыков (вахмистр), Алексей Урюпин (Чубатый), Бунчук и Анна Погудько, Гаранжа, Федор Дмитриевич Лиховидов, Ротмистр Горчаков и Ольга Николаевна, Кудинов, Копылов, Фицхелауров.

Исторические события 1912-1922 (1ая мировая  война, революция, гражданская война),

Пространство расширяется и  ссужается (начало – мирная, но тяжелая  трудовая жизнь казачества, потом  события разворачиваются в разных уголках России, а в финале Григорий возвращается в разрушенный войной родной хутор татарский.

Название Дог многозначно:

1.река, как часть пейзажа.

«Над Доном на дыбах ходил туман и, шастая по откосу Меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой».

2.Река, как зеркало души героя.

«По Дону наискось волнистый, никем не езженный лунный шлях. Над Доном – туман, а вверху звездное просо…Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. На сердце у Григория сладостная пустота. Хорошо и бездумно».

«Иным, чудно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья. Повитая туманом даль, затопленные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями — все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем».(Аксинья после тяжелой болезни)

Природа в романе Шолохова вмещает все битвы и успокаивает любое трагическое потрясение. Пейзаж в "Тихом Доне" выражает оптимизм, готовность природы бесконечное количество раз рождать неотвратимое будущее. Чтобы ни делали люди, природа вечна и неизменна. И это прекрасно понимают герои Шолохова, умеющие слушать шум леса, замечать красоту простых луговых цветов, любоваться созвездиями. В самые трудные моменты жизни они припадают к земле и ищут у нее забвения.

3.Дон как символ течения жизни  героев.

«Выметываясь из русла, разбивается  жизнь на множество рукавов. Трудно предопределить, по какому она устремит свой вероломный и лукавый ход. Там, где нынче мельчает жизнь, как речка на перекате, мельчает настолько, что видно поганенькую россыпь, – завтра идет она полноводная, богатая...»

4.Дон как неотъемлемая часть  жизни казачества, к нему обращаются  как к батюшке:

«Как ты батюшка, славный Тихий Дон,

Ты кормилец наш – Дон Иванович.

Про тебя лежит слава добрая,

Слава добрая, речь хорошая» (эпиграф  к 3 книге).

Особую роль играют эпиграфы из «Донских песен», которые отражают жизнь и  быт казаков. В них Дон –  неотъемлемая часть жизни.

Подробно воспроизведен быт донского казачества через описание их трудовых будней (казаки на пашне), сценах покоса, заготовки леса, рыбной ловли, строительстве куреней (домов) и гуляний.

Драматизм судьбы Г.Мелехова:

1.Любовный аспект. Безумная страсть  к Аксинье и уважение к матери его детей – Наталье, потеря двух женщин.

2.Исторический фон. Мелехов – герой правдоискатель. Большевики посягают на святыню (его родную землю) – против большевиков. Но с другой стороны он видит зверство и жестокость меньшевиков – против них.

Он осознает ограниченность идей и  белых, и красных, т.к. осознает абсурдность  войны русского против русского. Осознание  того, что ход истории изменить невозможно, и что у жизни «неправильный» ход приводит его к душевным метаниям.

3.Нравственный аспект. Осознание героем убийства, соц.размежевания, распада семейных отношений, родственных связей.

Проблематика произведения : 1.любовная, 2.нравственная, 3.историческая,  4.социальная, 5.политическая, 6.философская, 7.семейная. НО нравственная – главная проблема.

Цитаты: «Кого же я рубил! Братцы, нет мне прощения!...Зарубите…Смерти  предайте!», « Что же вы стоите, сыны тихого Дона? Отцов и дедов ваших расстреливают, имущество ваше забирают, над вашей верой смеются жидовские комиссары!...На конь, казаки, пока не поздно!», «то ж, и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.» Григорий, «Жизнь заставит разобраться, и не только заставит, но и силком толкнет на какую-нибудь сторону» Ефимов Изварин,

«Судьба человека» 1956-1957

Рассказ, (роман-эпопея, т.к. собират.образ, ключ.событие)

Г.Г. Андрей Соколов, Ирина, Анатолий, Настя, Ольга, Крыжнев (предатель), комендант Мюллер, Ванюшка.

Ключ.эпизодами становятся:

1.Убийство

2.Не побоялся отказать Мюллеру  выпить за победу немецких  войск

3. Во время побега смекалист.

Несмотря на пережитое, Соколов  не сломался

 

 

Михаил Афанасьевич Булгаков (3 (15) мая 1891-10 марта 1940)

Реализм, роман, эпос

Г.Г. Азазелло, Бегемот, Михаил Александрович  Берлиоз, Варенуха Иван Савельевич, Воланд, Гелла, Иван Бездомный (Понырев Иван Николаевич), Иешуф Га-Ноцри, Коровьев (Фагот), Левий Матвей, Маргарита Николаевна,  Мастер, Понтий Пилат, Римский Григорий Данилович, председатель жилтоварищества Николай Иванович Босой, Фрида.

Ершалаимская линия вводится разн.способами:

  1. Допрос Иешуа – рассказ Воланда
  2. Казнь Иешуа – сон И.Бездомного
  3. Убийство Иуды и обвинение Понтия Пилата в трусости Левием Матвеем – роман мастера.

2ая реальность романа – советская  Москва 30х годов. Она изображается  саркастически через обличение  пороков

Третья реальность – мир Волонда, где нарушены законы логики и происходят немыслимые события.

Воланд – фигура двоякая : с одной  стороны за грехи наказывает, но за преданность и любовь награждает.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Литература"