Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Литература".
Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895-28 декабря 1925)
Имажинист
Мотивы лирики:
1.Тема Родины:
Родина глубоко верующая, нищая, но богатая своей самобытностью, красотой природы. Он осознавал, что живет в эпоху перемен, поэтому приход советской власти воспринял как должное.
«Гой ты, Русь, моя родная…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…» («Знать, у всех у нас такая участь./ И, пожалуй, всякого спроси —/ Радуясь, свирепствуя и мучась,/ Хорошо живется на Руси.», «Но и все же, новью той теснимый,/ Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой,/ Все любя, спокойно умереть!»), «Русь советская», («Уже ты стал немного отцветать,/ Другие юноши поют другие песни./ Они, пожалуй, будут интересней —/ Уж не село, а вся земля им мать», «Моя поэзия здесь больше не нужна,/ Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.», «Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.», «Я буду воспевать/ Всем существом в поэте/ Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».»)
От овсяного ветерка,/ И на известку колоколен/ Невольно крестится рука. /О Русь, малиновое поле/ И синь, упавшая в реку,/ Люблю до радости и боли/ Твою озерную тоску.»), «Русь» («Ой ты, Русь, моя родина кроткая,/Лишь к тебе я любовь берегу./Весела твоя радость короткая/ С громкой песней весной на лугу.»), «Низкий дом с голубыми ставнями…» («Низкий дом с голубыми ставнями,/ Не забыть мне тебя никогда,— /Слишком были такими недавними/Отзвучавшие в сумрак года.», «Как бы я и хотел не любить,/Все равно не могу научиться,/И под этим дешевеньким ситцем/Ты мила мне, родимая выть.»
2.Любовная.
«Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо матери», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!» (Потому, что я с севера, что ли,/Что луна там огромней в сто раз,/Как бы ни был красив Шираз,/Он не лучше рязанских раздолий./Потому, что я с севера, что ли.», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!/Там, на севере, девушка тоже,/На тебя она страшно похожа,/Может, думает обо мне...»).
3.Философская.
Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходи понемногу…»(Много дум я в тишине продумал,/Много песен про себя сложил,/И на этой на земле угрюмой/Счастлив тем, что я дышал и жил. /Счастлив тем, что целовал я женщин,/Мял цветы, валялся на траве/И зверье, как братьев наших меньших,/ Никогда не бил по голове.», «Знаю я, что в той стране не будет/Этих нив, златящихся во мгле.../ Оттого и дороги мне люди,/ Что живут со мною на земле.»).
4.Пейзажная.
«О краном вечере задумалась дорога» («Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,/Дорога белая узорит скользкий ров.../И нежно охает ячменная солома,/Свисая с губ кивающих коров.»).
5.Поэт и поэзия.
«Пушкину» («Блондинистый, почти белесый,/ В легендах ставший как туман,/ О Александр! Ты был повеса,/ Как я сегодня хулиган.», «А я стою, как пред причастьем,/И говорю в ответ тебе:/Я умер бы сейчас от счастья,/Сподобленный такой судьбе….Чтоб и мое степное пенье/Сумело бронзой прозвенеть..»
«Я иду долиной. На затылке кепи…» («К черту я снимаю свой костюм английский./
Что же, дайте косу, я вам покажу —/Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,/ Памятью деревни я ль не дорожу?», «Выводить по долам травяные строчки,/Чтобы их читали лошадь и баран. /В этих строчках — песня, в этих строчках — слово./ Потому и рад я в думах ни о ком,/ Что читать их может каждая корова,/ Отдавая плату теплым молоком.»)
Марина Ивановна Цветаева (26 сентября (8 октября) 1892-31 августа 1941)
Символизм
Мотивы лирики:
1.Тема поэта и поэзии, творчество.
«Моим стихам, написанным так рано…»
2.Любовная.
«Стихи к блоку» (дружеская любовь, «Имя твое - птица в руке,/Имя твое - льдинка на языке./Одно - единственное движенье губ/Имя твое - пять букв.»), «Книги в красном переплете» («Из рая детского житья/Вы мне привет прощальный шлете,/Неизменившие друзья/ В потертом, красном переплете./ Чуть легкий выучен урок,/ Бегу тот час же к вам, бывало…»)
3.Философская.
«Кто создан из камня, кто создан из глины…» («Кто создан из камня, кто создан из глины,-/ А я серебрюсь и сверкаю!/ Мне дело - измена, мне имя - Марина,/ Я - бренная пена морская.», «Дробясь о гранитные ваши колена,/Я с каждой волной - воскресаю!/Да здравствует пена - веселая пена -/ Высокая пена морская!»), «Бабушке» (20летняя полька – смерть).
4.Тоска по родине! Давно…» («Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,/И все -- равно, и все -- едино./Но если по дороге – куст/Встает, особенно -- рябина...»), «Семь холмов – как семь колоколов» («В колокольный я, во червонный день/Иоанна родилась Богослова./Дом — пряник, а вокруг плетень/И церковки златоголовые.», «— Провожай же меня, весь московский сброд,/Юродивый, воровской, хлыстовский!/Поп, крепче позаткни мне рот /Колокольной землей московскою!»).
Осип Эмильевич Мандельштам (3 (15) января 1891-27 декабря 1938)
Акмеизм
«Notre Dame». На примере шедевров мировой архитектуры показывает, что свое творчество так же исключительно и подобно тому, как создавались эти памятники, он создает свои великие произведения. «Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные
ребра, —/ Тем чаще думал
я: из тяжести недоброй/ И я
когда-нибудь прекрасное
«Бессонница.Гомер.Тугие паруса.» - погрузившись в историческое прошлое, герой обнаруживает, что миром правит любовь. «И море, и Гомер — все движимо любовью.
Кого же слушать мне? И вот, Гомер молчит,/И море черное, витийствуя, шумит /И с тяжким грохотом подходит к изголовью.»
«За гремучую доблесть грядущих веков»
- протест против Сталинского режима,
представленного в образах
«Я вернулся в мой город, знакомы до слез…»-предчувствие скорого ареста и любовь к городу. («Петербург! У меня еще есть адреса,/По которым найду мертвецов голоса./Я на лестнице черной живу, и в висок/Ударяет мне вырванный с мясом звонок,/И всю ночь напролет жду гостей дорогих,/ Шевеля кандалами цепочек дверных.»
Анна Андреевна Ахматова (11 (23) июня 1889-5 марта 1966)
Акмеизм
Лирика Ахматовой сюжетна и исповедальна.
Мотивы лирики:
1.Любовная. Ярко выражен мотив разлуки :» «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», «Заплаканная осень, как вдова…» («Заплаканная осень, как вдова/
В одеждах черных, все сердца туманит... /Перебирая мужнины слова, /Она рыдать не перестанет. /И будет так, пока тишайший снег /Не сжалится над скорбной и усталой... /Забвенье боли и забвенье нег — /За это жизнь отдать не мало.»).
2.Поэт и поэзия.
«Мне ни к чему одические рати…», «Стихи о Петербурге» 1.Любовь к городу, 2.Любовь, которая останется в городе навечно.
3.Родина.
«Мне голос был. Он звал утешно.», «Родная земля» - осмысливается предметный, вещественный образ земли («Но ложимся в нее и становимся ею,/Оттого и зовем так свободно — своею.»), «Не с теми я, к то бросил землю…» («Не с теми я, кто бросил землю/ На растерзание врагам./ Их грубой лести я не внемлю,/ Им песен я своих не дам….Темна твоя дорога, странник,, Полынью пахнет хлеб чужой.»).
4.Философская.
«Приморский сонет» - тема жизни и смерти, тленности чел.существования («Здесь все меня переживет,/ Все, даже ветхие скворешни/ И этот воздух, воздух вешний,/ Морской свершивший перелет. /И голос вечности зовет…И кажется такой нетрудной, /Белея в чаще изумрудной,/ Дорога не скажу куда...»).
«Перед весной бывают дни такие…» («И лёгкости своей дивится тело,/ И дома своего не узнаешь,/И песню ту, что прежде надоела,/Как новую, с волнением поешь.»)
6.Сохранение русского языка и речи
«Мужество».
Реквием (1935-1961 – глубина пережитого Ахматовой)
Модернизм (акмеизм), лиро-эпический, поэма
В основе сюжета личная трагедия, однако не только личная судьба отражена в поэме. Автор обобщает трагедию : «И если замкнут мой измученный рот,/Которым кричит стомильонный народ…», «Я была тогда с моим народом/Там, где мой народ к несчастью был.», «Очнулась от собственного нам всем оцепенения. (вместо предисловия)».
Чтобы предать вечный смысл, автор вводит библейскую тематику (глава «распятие»).
Тема памяти: «У меня сегодня много дела:/Надо память до конца убить,/Надо, чтоб душа окаменела,/Надо снова научиться жить.»
Михаил Александрович Шолохов (11 (24) мая 1905- 21 февраля 1984)
«Тихий Дон» 1928-1932
Г.Г. Пантелей Прокофьевич Мелелехов, Петро и Григорий Мелеховы, Дарья, Дуняша, Мирон Григорьевич Коршунов, Наталья и Митька Коршуновы, Астахов Степан и Аксинья, Евгений Листницкий, Штокман, Мишка Кошевой, Сеогей Платонович Мохов, Лиза и Владимир Моховы, Прхор Зыков (вахмистр), Алексей Урюпин (Чубатый), Бунчук и Анна Погудько, Гаранжа, Федор Дмитриевич Лиховидов, Ротмистр Горчаков и Ольга Николаевна, Кудинов, Копылов, Фицхелауров.
Исторические события 1912-1922 (1ая мировая война, революция, гражданская война),
Пространство расширяется и
ссужается (начало – мирная, но тяжелая
трудовая жизнь казачества, потом
события разворачиваются в
Название Дог многозначно:
1.река, как часть пейзажа.
«Над Доном на дыбах ходил туман и, шастая по откосу Меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой».
2.Река, как зеркало души героя.
«По Дону наискось волнистый, никем не езженный лунный шлях. Над Доном – туман, а вверху звездное просо…Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. На сердце у Григория сладостная пустота. Хорошо и бездумно».
«Иным, чудно обновленным и обольстите
Природа в романе Шолохова вмещает все битвы и успокаивает любое трагическое потрясение. Пейзаж в "Тихом Доне" выражает оптимизм, готовность природы бесконечное количество раз рождать неотвратимое будущее. Чтобы ни делали люди, природа вечна и неизменна. И это прекрасно понимают герои Шолохова, умеющие слушать шум леса, замечать красоту простых луговых цветов, любоваться созвездиями. В самые трудные моменты жизни они припадают к земле и ищут у нее забвения.
3.Дон как символ течения
«Выметываясь из русла, разбивается жизнь на множество рукавов. Трудно предопределить, по какому она устремит свой вероломный и лукавый ход. Там, где нынче мельчает жизнь, как речка на перекате, мельчает настолько, что видно поганенькую россыпь, – завтра идет она полноводная, богатая...»
4.Дон как неотъемлемая часть жизни казачества, к нему обращаются как к батюшке:
«Как ты батюшка, славный Тихий Дон,
Ты кормилец наш – Дон Иванович.
Про тебя лежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая» (эпиграф к 3 книге).
Особую роль играют эпиграфы из «Донских песен», которые отражают жизнь и быт казаков. В них Дон – неотъемлемая часть жизни.
Подробно воспроизведен быт донского казачества через описание их трудовых будней (казаки на пашне), сценах покоса, заготовки леса, рыбной ловли, строительстве куреней (домов) и гуляний.
Драматизм судьбы Г.Мелехова:
1.Любовный аспект. Безумная страсть к Аксинье и уважение к матери его детей – Наталье, потеря двух женщин.
2.Исторический фон. Мелехов – герой правдоискатель. Большевики посягают на святыню (его родную землю) – против большевиков. Но с другой стороны он видит зверство и жестокость меньшевиков – против них.
Он осознает ограниченность идей и белых, и красных, т.к. осознает абсурдность войны русского против русского. Осознание того, что ход истории изменить невозможно, и что у жизни «неправильный» ход приводит его к душевным метаниям.
3.Нравственный аспект. Осознание героем убийства, соц.размежевания, распада семейных отношений, родственных связей.
Проблематика произведения : 1.любовная, 2.нравственная, 3.историческая, 4.социальная, 5.политическая, 6.философская, 7.семейная. НО нравственная – главная проблема.
Цитаты: «Кого же я рубил! Братцы,
нет мне прощения!...Зарубите…
«Судьба человека» 1956-1957
Рассказ, (роман-эпопея, т.к. собират.образ, ключ.событие)
Г.Г. Андрей Соколов, Ирина, Анатолий, Настя, Ольга, Крыжнев (предатель), комендант Мюллер, Ванюшка.
Ключ.эпизодами становятся:
1.Убийство
2.Не побоялся отказать
3. Во время побега смекалист.
Несмотря на пережитое, Соколов не сломался
Михаил Афанасьевич Булгаков (3 (15) мая 1891-10 марта 1940)
Реализм, роман, эпос
Г.Г. Азазелло, Бегемот, Михаил Александрович Берлиоз, Варенуха Иван Савельевич, Воланд, Гелла, Иван Бездомный (Понырев Иван Николаевич), Иешуф Га-Ноцри, Коровьев (Фагот), Левий Матвей, Маргарита Николаевна, Мастер, Понтий Пилат, Римский Григорий Данилович, председатель жилтоварищества Николай Иванович Босой, Фрида.
Ершалаимская линия вводится разн.способами:
2ая реальность романа –
Третья реальность – мир Волонда, где нарушены законы логики и происходят немыслимые события.
Воланд – фигура двоякая : с одной стороны за грехи наказывает, но за преданность и любовь награждает.