Эмотивная характеристика персонажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является составление эмотивной характеристики героя, которая предоставляет возможность рассмотреть соотношение отрицательных и положительных эмоций, испытываемых героем (функционально-семантический признак) на примере фантастического романа Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений».
В соответствии с этим важнейшими задачами являются:
1. изучить и разграничить понятия «эмоция» и «эмотивность»;
2. рассмотреть состав эмотивного фонда, классификацию эмотивов;
3. исследовать эмотивность как языковую категорию: эмотивы на разных уровнях языка;
4. провести анализ лингвистического материала на основе разделения функционально-семантического поля эмотивности по значению состояния и отношения и составить эмотивную характеристику героя романа С. Лукъяненко «Лабиринт отражений»;
5. составить таблицы эмотивов со значением состояния и отношения по художественному произведению.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Функционально-семантическая категория эмотивности и средства ее выражения
1.1. Эмоция, эмоциональность и эмотивность. Дифференциация понятий…..6
1.1.1. Эмоциональная нагрузка слова: определение понятия «эмотивность»……………………………………………………………………101.1.2. Проблемы эмотивности языковых единиц в лингвистике: исследования эмотивности языковых единиц в рамках антропоцентрического направления………. ……………………………………………………………..12
1.2. Эмотивность как языковая категория…………………………………………………………………………16
1.2.1. Эмотивы в лексико-семантической системе языка……………………………………………………………………………...16
1.2.2.Категория эмотивности на фонетическом уровне языка………………...............................................................................................18
1.2.3. Категория эмотивности на синтаксическом уровне языка……………………………………………………………………………...20
Глава 2. Эмотивная характеристика героя фантастического романа
С. Лукъяненко «Лабиринт отражений»
2.1. Краткая характеристика героя ……………………………………………..23
2.2.Критерии эмотивной характеристики персонажа………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы…………………………………………………………….33
Приложение
1.Таблица №1 «Эмотивы со значением состояния»…………………………..35
2.Таблица №2 «Эмотивы со значением отношения»…………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая сдать.docx

— 95.21 Кб (Скачать файл)

Помимо отрицательных  эмоций, составляющих подавляющее большинство, герой испытывает положительные  эмоции, выраженные эмотивами со значением  состояния (радости) и эмотивами со значением отношения (любви).

Пример: Внутри я ликую. Внутри я собран и деловит.

Я снова двадцатилетний юнец, ухаживающий за капризной ровесницей!

Внутри я ликую - предикат эмоций с исходной категориально-эмотивной семантикой – ликовать/радоваться. Имплицитное выражение эмоции радости.

Я снова двадцатилетний юнец, ухаживающий за капризной ровесницей!- использование восклицания и эмотивов – коннотативов  (двадцатилетний юнец, капризная ровесница)

Пример:

– Люблю, – шепчу  я еле слышно.

– А я люблю тебя, –  говорит Вика.

Люблю - предикат эмоций с исходной категориально-эмотивной семантикой – любить. Имплицитное выражение эмоции любви.

Односложность фразы, контекст (шепчу я еле слышно) позволяет зафиксировать, что эмоция любви у героя имеет внешне сдержанный характер, однако именно контекст передает напряжение и искренность чувства, испытываемого героем.

Вывод: исследование показало, что выражение отрицательных эмоций у героя романа происходит с помощью употребления эмотивов-аффективов, сленгизмов, употребления простых структур в предложении, безглагольности, эллипсиса, смысловой незаконченности (многоточие), инверсии и повторов. Также автор использовал вопросительные и восклицательные конструкции для достижения эффекта присутствия живого голоса в тексте.

Положительные эмоции, уступающие количественно отрицательным эмоциям, выражаются эмотивами с исходной семантикой и эмотивами-коннотативами.

Эмотивная характеристика героя  представляет собой следующее:

  1. Герой романа (Леонид) в большей мере испытывает негативные эмоции, выраженные эмотивами со значением отношения: ненависть, и эмотивами со значением состояния: раздражение и печаль. Это дает нам право предполагать, что эмотивный фон персонажа достаточно напряженный. Вместе с тем, нельзя сделать вывод, что данные эмотивы в полной мере характеризуют персонажа с отрицательной стороны.
  2. Наряду с эмотивами, выражающими негативные эмоции, герой испытывает в меньшей мере эмоции, оформленные с помощью эмотивов со значением радости, спокойствия, удивления, любви и интереса. Тем не менее, автор создал полный, правдоподобный и необычный образ, положительный с точки зрения читателя.
  3. Можно предположить, что человеку необходимо меньше средств для выражения нейтральных и положительных эмоций, поскольку значений положительного отношения и состояния меньше (радость, любовь, уважение, доброта), чем значений отрицательных (таких, как гнев, ярость, ненависть, злость, раздражение и их оттенков).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенное исследование позволило  выявить и описать эмотивную  лексику в художественном тексте в функционально-семантическом аспекте. Специфика чувств и эмоций заключается в том, что они одновременно являются и объектом отражения в языке, и средством отражения самих себя и других объектов действительности, а также в том, что их невозможно отделить от отражающего субъекта.

В ходе работы определено, что  в языке категория эмоциональности  трансформируется в категорию эмотивности, которая отражает систему эмоциональных  характеристик языковой личности (его  эмоциональные состояния и отношения  к окружающему миру). Отличительная  особенность категории эмотивности - многообразие форм ее выражения в  языке.

Специфика категории эмотивности  заключается в том, что она  выступает в качестве функционально-семантической  категории, объединяющей множество  языковых элементов на основе общности эмотивной функции.

Наше исследование подтвердило  положение о том, что приоритет  в вербализации эмоций принадлежит  номинативной лексике, так как в  структурах лексических значений номинативных единиц эмотивная сема является яркой, коммуникативно-значимой и всегда отражена в словарных толкованиях. Кроме  того, семантика таких эмотивных  лексем не зависит или минимально зависит от контекста.

В работе установлено, что  лингвистическая категория эмотивности  взаимодействует с категориями  оценочности и экспрессивности. Разграничение этих категорий проводится с учетом функциональной природы  экспрессивности и статуса оценочного и эмотивного содержания в семантике  слова.

Письменный текст, будучи результатом текстовой деятельности, отражает все проявления эмоциональности  человека. Как один из «всепроникающих» аспектов человеческого опыта, эмоции затрагивают и его форму, и  содержание, выражаются в речи персонажей и в эмоциональной позиции  автора, в выборе темы текста и формах его структурной организации. Специфика  представлений эмоциональных состояний  в художественном тексте в отличие, например, от разговорной речи заключается  как в самих лексико-грамматических способах описания переживаний героя, так и в функциональной нагруженности эмотивной ситуации. Речь персонажей зачастую отличается от речи обычных людей: она развернута, разнообразна, метафорична.

В целом, в художественном тексте для передачи эмоционального состояния героя используются различные средства: интонационные, лексико-фразеологические, синтаксические, стилистические.

Эмотивы, входящие в рассматриваемое  поле, относятся к различным стилистическим слоям: нейтральному, разговорному, просторечному.

По количеству исходных эмотивов со значением страха, ненависти, раздражения, печали в романе больше, чем эмотивов со значением радости, спокойствия, любви и равнодушия. Такие показатели важны для раскрытия основного идейно-тематического содержания романа и самого героя. Это связано, видимо, с тем, что данные чувства переживались с невероятной силой, к тому же, наблюдается общая тенденция преобладания отрицательных эмоций над положительными, исходя из индивидуальных особенностей психики человека.

Анализ также показал, что эмотивная лексика в романе представлена значительно большим количеством фразеологических и окказиональных единиц, что позволяет автору ярче передать эмоциональное состояние героя.

Наиболее яркой особенностью функционирования в художественном тексте лексических единиц, обозначающих эмоции и чувства, являются эмотивные  цепочки - комбинация в одном или  ближайших контекстах нескольких эмотивов. В эмотивных цепочках происходит либо сближение смыслов эмотивных единиц, либо их противопоставление, при котором актуализируются дифференциальные и ослабевают общие семы. Таким образом, эмотивные цепочки представлены единицами одного или разных микрополей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск, Издательство Уральского университета. 1989. – 184с.
  2. Буряков М.А. К вопросу об эмоциях и средствах их языкового выражения // Вопросы языкознания, №3, 1979 — С. 47-59.
  3. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. – М.: Комкнига, 2006. – 158с.
  4. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М.: Высш. Шк., 1981. – 320с.
  5. Вульфсон Т.Е. Эмоционально-оценочная лексика и контекст // Русский язык в школе, 1991. №4. — С. 33-38.
  6. Галкина-Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию М.: Изд-во МГУ, 1958. - С. 103-105.
  7. Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учеб. Пособие, М: Рольф; Айрис-пресс, 1997.  448с.
  8. Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1990. – 81с.
  9. Изард К. Эмоции человека. СПб.: Питер, 2005 –212 с.
  10. Лукъяненко С. Лабиринт отражений, 1997.
  11. Маслова В.А. Языковые механизмы экспрессивности. М.: Наука, 1991. - 215с.
  12. Пузырев А.В. Анаграммы как явление языка. – М.: Пенза, 1995. - 378 с.
  13. Советская энциклопедия. М., 1968.
  14. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико - семантической системе языка. Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1987. – 208с.
  15. Шаховский В.И. О роли эмоций в речи // Вопросы психологии: АПН СССР. 1991. № 6. – С. 111-117.
  16. Шаховский В.И. Типы языковых значений эмотивной лексики // Вопросы языкознания, 1994. №1. — 20-26 с.
  17. Шаховский, В.И. Значение и эмотивная валентность единиц языка и речи // Вопросы языкознания /В.И. Шаховский. ИЯШ: 2004 №6. – С.29-33.
  18. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. – М.: Изд-во «Гнозис», 2008. – 416 с.
  19. Понятия эмоциональности, эмотивности, экспрессивности // интернет-изд. 2011,http://gendernii.wordpress.com/2011/06/03/ponyatiya_emocionalnosti_emotivnosti_ekspressivnosti/
  20. Букина Ю.В. К проблеме изучения средств выражения эмоций  в  системе языка и в коммуникации. Филологические науки /7.http://www.rusnauka.com/1_NIO_2013/Philologia/7_124328.doc.htm.

 

Приложение

Таблица №1 «Эмотивы со значением состояния»

Диапазон

Эмотивы  со значением  состояния

 

 

Эмотивная характеристика персонажа фантастического романа  
С. Лукъяненко « Лабиринт отражений»

 

 

Общее количество эмотивов  в тексте

 

 

 

«-»

Страх

1.Глубина! Здесь водятся акулы и спруты!

2. Если вирус обнаруживает, что на компьютере стоит коммуникационное  оборудование, он приклеивает к  каждому твоему письму еще  одно – крошечное, невидимое…  открыточку. Без всякого текста, зато с твоим обратным адресом. Письма уходят вместе, а потом, уже с чужого компьютера, открытка отправляется в службу безопасности «Аль-Кабара».

У меня все внутри похолодело.

3. И до меня доходит, что шофер даже не произнес традиционного приветствия. Что мы уже едем – хотя я не называл адреса.

– Отсюда только одна дорога, – говорит водитель и с ухмылкой поворачивается. У него шрам на щеке и гнилые зубы. Это не программа, конечно, это живой человек.

– Остановите.

– Не положено, – водитель скалится, небрежно руля.

Вот это номер.

– Вика, выход  из виртуальности! – командую я.

Ответа нет.

– Твоя программка тебя не слышит, – сообщает водитель. – Сиди тихо, лады? Так лучше будет.

Про похищения в виртуальности  я еще не слышал…

4. Оцепенение. Виртуальность не лишает подвижности, но все мое тело застыло перед одной только мыслью: « Лететь не меньше минуты…»

5.– Надо им помочь, – беря винтовку поудобнее, говорит Неудачник. Он явно готов лезть к черту в пасть.

– Они уже мертвы! – кричу я. – Они погибли, поверь мне!

6.Может быть, среди нас  ходят люди, которых нет в реальном  мире? Отражения пустоты? Может  быть, ты или я вовсе не существуем? И все наши представления о  реальности – это фантазии ожившей сети?

Мне вдруг становится страшно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого: 6

Раздражение

1.Я смотрю в окно  – мелькают жилые кварталы, набитые небоскребами со всякой мелкой шушерой Диптауна.

2. Последний метр –  самый трудный. Опираюсь о шипастое  каменное колено, пытаюсь уцепиться  за ладонь – не получается. Наверняка у законных посетителей  «Аль-Кабара» есть какой-то иной путь…

Мне же приходится вначале  забираться на гранитный фаллос чудовища. Слышу, как волк хихикает. Блин. Ему смешно…

3. Монстр не зря держит  мост в руке. Уничтожь сторожевую  программу – волосок над пропастью  порвется.

– Зараза.

– Я не поняла.

– Утихни…

4. – Угу. Леня, ты едва  не вляпался в крупные неприятности.

– Развелось хакеров, – буркнул я. – Черт, а что  ты никогда мне не рассказывал  об этой штуке?

– А откуда я знал, что  ты компьютерным взломом занимаешься? – резонно возразил Маньяк.

5. – Виртуальность не  должна быть эрзацем реальности, – убежденно говорит Надя.

– Да, конечно. Превратим нищих и убогих в накопители информации, станем импульсами в электронной сети…

6. Надя наклоняется и чмокает меня в щеку.

– Леня, маркер! – шепчут булавки на моих плечах.

Достаю платок-вирусофаг и стираю помаду со щеки. Грожу Наде пальцем:

– Я предпочитаю оставаться таинственным, девочка.

Кажется, она растерялась. Однако ей хватило выдержки, чтобы  развести руками и неторопливо удалиться.

Блин. Испортила  песню, дура!

Так хорошо поговорили…

7. – Леня, ты куришь травку? – Роман протягивает мне портсигар.

– Нет.

Наверное, он и впрямь алкоголик  и наркоман…

– Говорят, куда безвреднее алкоголя и табака.

– Говорят, что  в Москве кур доят.

8. – Счет! –  зло говорю я в пустоту. –  Счет, живо!

9. Вот те раз. Он сам из полиции. Как минимум – комиссар, раз имеет радужный жетон.

– Давайте, давайте… – говорю я упавшим голосом. – Знал я, что  легавые – скоты, но что настолько…

– Выслушайте меня для начала.

– А что мне  остается? – кричу я. – Что?

10.Вот такого я не ожидал:

– Что за ерунда? Все игры имеют служебные каналы для перемещения между этапами! Вы что – исключение?

– Да.

– Но почему?

– «Лабиринт» имеет крупный  призовой фонд за установление нового рекорда уровня или скоростное прохождение всей игры.

– Я помню, ну и что… большой  фонд?

– Главный приз – полмиллиона  долларов.

11.Я добываю штуцер, гранатомет, бронежилет и немного боеприпасов.  И, не ввязываясь в стычки, пробираюсь  к выходу.

К Неудачнику…  будь он проклят.

12.– Тогда говори адрес… – На мгновение мне кажется, что я победил. Я действительно готов выскочить из глубины, купить билет на самолет и отправиться домой к Неудачнику. Хоть на Сахалин, хоть в Магадан.

– Нет.

Я с досады бью рукой  по стене и отшибаю костяшки пальцев. Командую:

– Тогда вставай!

13.– Ты что, чудик, думал, мы здесь дурака валяем? – спрашивает он.

– Тебе виднее, – огрызаюсь я.

– Мы его каждый час водим! – вопит Анатоль. – Я семь раз его вел! Дик – восемь! Понимаешь, дубина? Мы тут каждый угол знаем! Нюхом чуем, когда что меняется! Понимаешь?

Я начинаю понимать.

14.– Анатоль не сможет меня вывести.

– Почему? – кричу  я. Разговор глухих, ничего не объясняющие  ответы.

Неудачник не отвечает.

Ну и пусть.

Хватит с меня загадок. Я его просто выведу.

И не будет у него выхода – никакого, кроме как уйти с  уровня.

– Вставай! –  кричу я. Хватаю Неудачника за плечи, заставляя встать. Вытаскиваю из кобуры его пистолет, разряжаю и выкидываю.

– Пошли! Марш!

15.И вот тут меня разбирает хохот. Я валюсь на пол, утыкаясь шлемом в ногу Неудачника. Колочу рукой по зеркальному стеклу.

– Урод! – кричу я. – Дубина!

Почему-то Алекс обижается.

– Я ведь в тебя не выстрелил! – кричит он. – А ты в меня –  да!

– Парень, да ты с  катушек съехал! – говорю я. – Мститель, мать твою… Зорро недоделанный… Я – дайвер! Понимаешь? Парнишка, которого ты шлепнул, двое суток в глубине! У него таймер отключен! Он загнуться может, если я его не вытащу! А ты, со своими комплексами… идиот, идиот…

– Дайвер? – тупо повторяет  Алекс.

– Дайвер! – Мне  сейчас плевать на вечную конспирацию. – Мне на этот «Лабиринт»… с  сорокового этажа! Я пытаюсь спасти человека – а ты играешь в войну, щенок! Сколько тебе лет, мальчик?

Алекс отвечает не сразу. Но все-таки отвечает:

– Сорок два.

Меня охватывает новый  приступ хохота.

Вот оно, царство Питера Пена, остров вечных детей.

16.Ты свел со мной счеты? – спрашиваю я. – Ну говори, свел? Или хочешь еще меня лично пристрелить? Валяй!

Кидаю ему пистолет. Раскидываю руки.

– Я… вовсе не о том… – бормочет Алекс. – Если бы вы просто признали собственную неправоту этого было бы вполне достаточно…

– Признаю, – говорю я, обеими руками водружая на грудь трубу гранатомета. – Признаю. Надо было ждать, пока ты меня застрелишь. Доволен?

Алекс отступает на шаг, протестующе  взмахивает руками. Он вовсе не удовлетворен таким исходом, он не успел оправдаться  в собственных глазах.

17.– Публичный дом «Всякие забавы»! – рявкаю я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        17

Печаль

1.– Спасибо, – говорю  я программе, выпрямляюсь. Стою, любуюсь лесом. Черт возьми, как давно я не выбирался из городского смрада…

2. – Мне пора… ко мне пришли…

Он растворяется в воздухе, бокал падает на пол, катится, звеня  и подпрыгивая.

– Удачи тебе, Роман, – говорю я в пустоту.

Одиночество –  изнанка свободы.

У меня не может  быть друга.

2. Я прикрываю глаза.

Глубина-глубина, я не твой… Отпусти меня, глубина…

3. Меня пасли от «Трех  поросят». Роман ушел мгновенно,  а вот я решил прогуляться.

На свою дурную голову.

4. Вот те раз. Он сам из полиции. Как минимум – комиссар, раз имеет радужный жетон.

– Давайте, давайте… – говорю я упавшим голосом. –  Знал я, что легавые – скоты, но что настолько…

– Выслушайте меня для начала.

5.Мне стало  немножко грустно. Что-то изменилось  в наших отношениях. И слишком  резко. Может быть, со временем  это пройдет…

6. Мы вместе, обмениваясь ничего не значащими фразами, выходим из сада. Дверь стоит прямо в траве, напоминая сцену из какого-то старого детского фильма. Вика открывает ее, первая выходит в коридор, я – следом.

Тихо и тоскливо.

7.На мониторе голубизна и падающий человечек. На душе гадко.

Я ввязался в очень серьезную  историю.

8.– Что случилось?

– Очень скверная история. Очень.

– Для кого – скверная?

– Для всей глубины. И  для одного хорошего человека.

– А для тебя? – в  лоб спросил Маньяк, и я невольно вспомнил «Трех мушкетеров».

– Полный швах. Можешь поверить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         8

Волнение

1.Бегу по ленте. Канал  связи прекрасный, через пару  секунд я уже над стеной. Лента под ногами пружинит, подпихивает, торопит. Хохочу, но все же оглядываюсь.

Ого!

Что творится в «Аль-Кабаре»! Улицы заполнены народом, по ленте  уже бегут другие охранники, а  из одного здания выползает что-то огромное, змеистое, неприятное. Нет желания  всматриваться.

Быстрее…

 

2.– Я часто вас здесь  вижу, – сообщает девушка.

Дзинь-дзинь! – тревожный звоночек в мозгу.

– Удивительно, – замечаю  я. – Не так уж часто я тут  появляюсь.

– Зато я – постоянно, – говорит девушка.

Ложь.

3.Нет, этого  не может быть… В банках работают профессионалы. Меня не могли проследить.

4.– Послушай меня… если ты так стесняешься случившегося или боишься… я сам приеду к тебе. Где бы ты ни был. Я частное лицо. Мне плевать на «Лабиринт». Я просто хочу решить твою проблему! Веришь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         4

Обида

1.А самое обидное  то, что мы вовсе не профессионалы. Из хакеров почему-то не получаются дайверы – они принимают виртуальный мир как реальность.

2.Спасибо. Вот чего не люблю, это когда меня толкают в болото, а потом сердечно протягивают руку помощи.

– Я зайду при случае.

 

 

         2

Смущение

1. – Когда дайвер решает  выйти из виртуальности – что  он делает? Просто думает: хочу, мол,  оказаться в реальном мире? Или  как?

– Я слышал, что  один дайвер… – я отвел глаза, – при этом бормочет глупую фразу.

– Какую?

– «Глубина-глубина, я не твой».

– И все?

– Иногда он еще  добавляет: «Отпусти меня, глубина».

– И все? – уныло спросил  Маньяк.

– Да.

– Просто-то как…

2.Та Вика, что на дисплее компьютера, тоже дремлет. Я почувствовал легкий стыд, стыд перед программой, которой изменяю с человеком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2

Удивление

1.–Господин дайвер, как  я понимаю, вы проникли в  наш квартал незаконно…

– Разве? – поражаюсь  я. – Честно говоря, просто искал  работу. Прочитал ваше объявление, прошел по мосту… подчинился этим странноватым охранникам.

3. Бегу по ленте. Канал  связи прекрасный, через пару  секунд я уже над стеной. Лента  под ногами пружинит, подпихивает, торопит. Хохочу, но все же оглядываюсь.

Ого!

Что творится в  «Аль-Кабаре»! Улицы заполнены народом, по ленте уже бегут другие охранники, а из одного здания выползает что-то огромное, змеистое, неприятное. Нет желания всматриваться.

4.Мордовороты сделали вид, что изучают батареи бутылок за спиной Кристиана. Так. Пока они не убедятся в моей кредитоспособности, пива спокойно не выпьешь.

Я медленно выгреб из правого  кармана джинсов охапку бумажной мелочи. Стал разглядывать. Дыхание  охранников снова участилось.

 

Блин, ну неужели  я так погано выгляжу?

5.Ну какая,  к черту, измена – заглянуть  в виртуальный публичный дом?  Там же все – ненастоящее!

6.– Вы ждали его, – говорю я. – Вы знали, что он появится!

– Допускали такую возможность, – уточняет Урман. – Рано или  поздно должен был появиться человек, способный входить в виртуальность  самостоятельно.

– Без компьютера? – Я произношу этот бред, который  – вот ведь смешно – даже не покажется  бредом любому, далекому от компьютеров  и сетей! Это так же смешно, как  представить себе человека, умеющего подключаться к телефонной линии. Это просто глупо.

7.– Блин! –  завопил я.

Это же так просто! Сотня фраз, произносимых когда удачно, а когда невпопад. Программа, обучающаяся на твоих собственных словах, возвращающая тебе твои собственные мысли. Послушно идущая вслед за наивными спасателями… Конечно, ей не нужны никакие каналы связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        7

«+»

Радость

1.Я встал, добрел до  холодильника, вынул банку пива. До двенадцати я не пью, но  ведь сейчас уже почти час. Как удачно проснулся! Все, прощайте, «Амстердам-Навигатор» и «Бавария-86», верные друзья бедных хакеров. Только «Гиннесс», «Хайникен», «Килкенни»… И вместо бельгийской вареной колбасы – нормальный московский сервелат и буженина. А еще… ну, например, кофеварку купить. Хватит с меня растворимого!

2. нырнул в дребезжащую «волгу» и радостно выпалил:

– Гони к Маньяку!

На меня уставились два  очень больших и круглых глаза.

– Вылазь, – так же кратко предложил водитель.

Останавливая следующего желающего подзаработать, я мысленно напоминал себе, что нахожусь не в виртуальности, где терпеливая Вика превратит несложную команду  в понятный адрес, а в реальном мире.

3. В глубине души я был рад, что хоть кому-то открылся. Мои друзья-хакеры делятся на две группы – одна хранит тайны до первой бутылки пива, вторая, после этой самой бутылки, ее как бы забывает. Шурка – из второй.

4.Внутри я ликую. Внутри я собран и деловит.

Я снова двадцатилетний юнец, ухаживающий за капризной ровесницей!

Только, в отличие от юнца, мне не кружит голову мысль о постели.

5.– Я – Стрелок! – кричу я, входя в алый туман портала. На меня оглядываются, и я смеюсь, вскидывая руки к пронзенной молниями арке. – Я – Стрелок! Стрелок! Стрелок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         5

Спокойствие

1.Здесь тихо – и  давит, давит, давит бесконечное  пространство, которого на самом  деле нет.

2. Сидим над обрывом,  и нам хорошо.

3.Я еще не  проиграл, но он этого не знает…

4. – Итак, господин дайвер… Вам приходилось играть в «Лабиринт Смерти»?

– Возможно.

– Вы знаете, что с ними сотрудничают два дайвера?

– Допускаю…

5. Мы выпили и наполнили  бокалы по третьему разу. Канистра ополовинилась, на душе похорошело.

 

 

 

 

         5

Удивление

1.– Не меня ли ты  ждешь, добрый молодец? – спрашивают  из-за спины.  – Может, и тебя, – говорю я, любуясь волком. Черт возьми, великолепен! Он действительно серый, и не просто серый – именно чернистого с проседью волчьего цвета.

2. Господин дайвер, вы  слышали о Заблудившемся Пойнте? Или о Боссе-Невидимке?

Вот чего не ожидал – так это древних баек. Поднимаю голову.

3.– Главный приз – полмиллиона долларов. Эти деньги получит тот, кто сумеет пройти все уровни и уничтожить Принца Пришельцев за сорок семь часов пятьдесят девять минут. – В голосе Гильермо начинает звучать рекламная торжественность.

Ой-ей-ей…

Почему я не игрок?

 

 

 

 

 

 

 

 

         3




 

 

 

 

 

 

Таблица №1 «Эмотивы со значением отношения»

 

Диапазон

Эмотивы  со значением  отношения

 

Эмотивная характеристика персонажа фантастического романа  
С. Лукъяненко « Лабиринт отражений»

Общее количество эмотивов  в тексте

«-»

Ненависть

1.– Как будете оплачивать  счет?

– Вот так, – говорю я, доставая из кармана револьвер. Сильно бью парня в висок. Он пытается защититься, но не успевает. Я смотрю на его побледневшее лицо, встряхиваю за шиворот, приказываю:

– Квартал «Аль-Кабар».

– Данного адреса не существует, – говорит водитель. Он «оглушен»  и покорен.

2. Как я ненавижу тайну, которая окружает нас. Мы боимся друг друга. Мы боимся всего.

3.– Руководство решило сообщить вам, что вы не вправе претендовать на объявленные призы… да? Поскольку работаете по контракту с нами.

Слава богу, он хоть теперь говорит тихо, и нас не слышат.

– И не собирался, – пьянея от злости, сообщаю я.

4.У меня начинают шалить нервы, я выхожу из глубины, ловлю Алекса в сетку прицела и пускаю подряд три ракеты.

Он ухитряется увернуться, и взрывы гремят за его спиной, разнося  в клочья какого-то бедолагу, только выходящего на этап. Однако Алекса оглушает, он сидит на корточках, трясет головой, пытается подняться. Я навожу гранатомет, потом опускаю оружие.

Злость проходит.

5.На тридцать втором уровне меня мгновенно убивают. У входа стоит паренек с винчестером и расстреливает меня в упор. Боеприпасов нет, я пытаюсь добежать к врагу и забить кастетом, но три пули подряд выбивают из меня остатки жизни.

Начинаю уровень заново. Без брони и с одним пистолетом, как водится.

От ярости у  меня темнеет в глазах. Я расстреливаю гаденыша, зигзагом приближаясь к нему, он роняет винчестер и падает навзничь. Начинаю молотить его головой об асфальт, вытрясая при каждом ударе один процент жизни. Он даже не сопротивляется, лишь радостно бормочет.

– Я убил Стрелка! Я убил Стрелка!

 

Отбираю у него все оружие – жаль, его немного – и  ухожу, оставляя полуживого идиота на растерзание монстрам.

6.Мир словно разломился на две половины. На ту, где была любовь, и на ту, где я катался по полу, обнимая пустоту. Будь проклято это раздвоение – после которого чувствуешь себя идиотом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        6

«0»

Равнодушие

1.– Вот, я тебе показала, как мы живем, – говорит Вика. – Интересно?

– Ничего, – говорю я. – Нормально.

«+»

Любовь

1.– Люблю, – шепчу я еле слышно.

– А я люблю тебя, –  говорит Вика.

Уважение

1.-В глубине души я был рад, что хоть кому-то открылся. Мои друзья-хакеры делятся на две группы – одна хранит тайны до первой бутылки пива, вторая, после этой самой бутылки, ее как бы забывает. Шурка – из второй.

Интерес

1.Я протягиваю руку, касаюсь  ее лица.

– Тепло руки, терпкость вина, прохлада вечернего  бриза и аромат цветов, плеск теплых волн, луна в небе и колкий песок  под ногами, – неужели тебе не нравится все это?

– Для этого существует реальность. – Она смотрит мне  в глаза.

2. Залпом осушаю бокал  и щелкаю пальцами, подзывая бармена.

– Джин-тоник, один к одному!

Бармен морщится, но смешивает  требуемое. Блин. Заказать, что ли, текилы с томатным соком – какую рожу он скорчит?

3.– Купи Гальке  женский комбинезон, – предложил  я. – Затащи в глубину… и  ноу проблем!

4. – «Лабиринт» имеет крупный призовой фонд за установление нового рекорда уровня или скоростное прохождение всей игры.

– Я помню, ну и что… большой фонд?

– Главный приз – полмиллиона  долларов.

5.Он идет за мной с первого уровня – и почти ухитряется догнать. Может быть, он тоже дайвер? Еще один претендент на Медаль Вседозволенности?

6.– Ты давно здесь? – осторожно спрашиваю я. Интересно, он еще не утратил счет времени?

Кивок. Хоть это он понимает.

– Твой таймер включен?

Ноль реакции.

Трясу его за плечо, повторяю.

– Ты включил  таймер? Таймер включен?

Информация о работе Эмотивная характеристика персонажа