Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование жанра, проблематики и особенностей повествования повести «Старик и море». Она будет раскрыта с помощью следующих задач:
- раскрытие значения терминологии;
- разбор характеров представленных героев и данных подтекстов;
- «принцип айсберга» как особый вид повествования.
Введение….....…….………………………………………………………………....3
Основная часть…...………………….………………………………………………6
Жанр, сюжет и особенности повествования………..………………….………..6
Смысл, проблематика и подтексты…………………………………………..…10
Заключение………………………….……………………………………………...13
Список использованной литературы………..…………………………………....15
1
Московский
государственный университет
Факультет издательского дела и журналистики
Кафедра истории литературы
Э. М. ХЕМИНГУЭЙ «СТАРИК И МОРЕ»:
ЖАНР, ПРОБЛЕМАТИКА, ОСОБЕННОСТИ ПОВЕСТВОВАНИЯ
Курсовая работа по дисциплине истории зарубежной литературы
Выполнила Журавлева П.И.
1 курс ФИДиЖ – д/о
Группа ДКидБ 1-4
Руководитель:
Бондарь И.А.
Москва
2013
Содержание
Введение….....…….…………………………………
Основная часть…...………………….…………
Заключение………………………….………………………
Список использованной литературы………..…………………………………..
Введение
«Если книга хорошая и написана она правдиво о том, что вам хорошо известно, то вы можете позволить критикам ругать ее. Тогда их брань будет казаться вам приятным воем койотов в очень холодную ночь, когда вы находитесь в своей собственной хижине, которую сами построили или за которую заплатили своей работой1.»
Темы, которые раскрывает Э. Хемингуэй, никогда не устареют. Это, прежде всего, проблемы морали и нравственности, человеческих взаимоотношений и отношения к самому себе, проблемы формирования личности, чести и отваги – словом, все то, с чем сталкивается человек в самом начале своего развития и чем заканчивает свою жизнь. Посему в наше время Эрнест Хемингуэй и вызывает интерес как прозаик и тонкий знаток человеческого «я».
Говоря о повести, сам писатель отрицал какой-либо намек на символизм в своей работе: «Никакого символизма не существует. Море есть море. Старик есть старик. Мальчик — это мальчик, а рыба — это рыба. Акулы все равны, нет акулы лучше или хуже».2 Эти слова, на мой взгляд, в который раз показывают, что все гениальное – просто, а всякого рода образы – прежде всего фантазия читателя. Но, в то же время, и зарубежные, и отечественные литературоведы говорят о том, что определенная символика в произведении прослеживается.
Особое место в творчестве Эрнеста Хемингуэя занимает природа: ей он порой уделяет целые страницы своих произведений, посвящает ей мысли главных героев и описывает с удивительной емкой точностью. Природа Хемингуэя несет на себе груз философских суждений и чисто эстетической ценности, это противопоставление безжалостного настоящего миру чистоты и невинности: недаром детские воспоминания главных героев зачастую бывают вызваны той или иной погодой.
Произведения Эрнеста Миллера Хемингуэя – яркий показатель двуплановости: за сухим слогом и фразами без прикрас лежит огромная сокровищница правды жизни. В каждой строчке произведения можно совершенно неожиданно для себя найти точную и, хоть и простую, но от этого не теряющую своей гениальности мысль: это именно то, что впоследствии назовут «эффектом айсберга».
Наименование «Старик и море» похоже на название детской притчи, начало повести ее и напоминает: от старого рыбака отвернулась удача. Много дней он скитается по морю, пока, наконец, не ловит рыбу, вес и размер которой способен принести старику много денег и вернуть давно похороненное уважение местных рыбаков. Но, как ни старается Сантьяго бороться с обстоятельствами, сражаясь с сопротивляющейся рыбой, а затем с атакующими лодку акулами, волшебного перехода от несчастья к счастью не происходит: совершенно измотанный старик возвращается домой с привязанным к лодке гигантским обглоданным рыбьим скелетом.
Повесть «Старик и море» увидела свет в 1952 году в журнале «Лайф», который был выпущен тиражом в несколько миллионов экземпляров и принес Э. Хемингуэю мировую славу. Это небольшое произведение удостоилось Пулитцеровской премии в 1953 году, а позднее повлияло и на присуждение Эрнесту Хемингуэю Нобелевской премии по литературе в 1954 году.
«Старик и море» уже много лет считается классикой, она входит и в школьную, и в вузовскую программу по литературе. Несмотря на это, повесть до сих пор не стала объектом многостороннего, комплексного и внимательного изучения. Этот и ранее приведенные факты иллюстрируют актуальность разбираемой мной темы. Опираясь на анализ текста, я постараюсь подробно раскрыть проблематику и дать оценку представленной в повести ситуации.
Целью курсовой работы является исследование жанра, проблематики и особенностей повествования повести «Старик и море». Она будет раскрыта с помощью следующих задач:
- раскрытие значения терминологии;
- разбор характеров представленных героев и данных подтекстов;
- «принцип айсберга» как особый вид повествования.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей в себя 2 раздела, заключение и список использованной литературы. Во вступлении приведены факты о повести, краткий экскурс в содержание и обоснованность актуальности выбранной темы. В основной части раскрыто значение и уникальность принципа айсберга, символика и описание сюжета повести. Первый раздел включает в себя раскрытие концепций произведения, анализ событий повести и описание новаторского стиля, разработанного Э.М.Хемингуэем. Во втором разделе проведен анализ смысла повести и раскрыта ее проблематика, подтексты. Заключение содержит выводы, следующие из проделанной работы.
Основная часть
1. Жанр, сюжет и особенности повествования
Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий.3
Жанр «Старик и море» - повесть, это произведение также относится к классической прозе. Но оно бы не вызывало такого интереса, если бы не так называемый «принцип айсберга», выработанный самим Эрнестом Хемингуэем. Согласно ему, в тексте должна быть выложена ровно одна восьмая информации, остальные семь восьмых, заложенных в подтексте, читатель должен раскрыть сам, используя свой разум, фантазию и жизненный опыт. Этот принцип рождается, прежде всего, из умения подмечать мелочи, что делает его родственным некоторым ответвлениям древнекитайской философии.
Важная составляющая принципа айсберга – скрытая передача сочувствия герою при помощи языка его собственного тела: «Старик чувствовал, как сильно, не ослабевая, тянет большая рыба, а левую руку у него совсем свело. Она судорожно сжимала тяжелую веревку, и старик поглядел на нее с отвращением».4
Старая как мир концепция противопоставления героя жизненным обстоятельствам не утрачивает своей остроты: старик одинок и среди людей, и посреди открытого моря. Зачастую чувствам и эмоциям старика отводится меньше текста, чем описанию природы – это еще один прием, ярко выраженный Хемингуэем. Оставляя нераскрытой тему тех или иных мыслей Сантьяго, писатель как бы предоставляет возможность читателю найти собственную трактовку даже самому маленькому и незначительному эпизоду.
Не следует также
забывать, что почти во всех произведениях
Эрнеста Хемингуэя с самой перв
Центровая область созданного Хемингуэем принципа – проблема судьбы человека: человек по Хемингуэю не в силах исправить то, что уже предрешено кем-то сверху. Бесспорно, то, что человек – хозяин своей судьбы, и никто более не вправе ей распоряжаться, зачастую держит мыслящее существо на плаву, но одновременно с этим человека никогда не покидает осознание того, что он один во всем мире. То же случилось и со стариком. Он победил огромного морского обитателя, но в то же время не смог одержать верх над морем. Борьба между стариком и морем была честной, но, к сожалению, заранее предрешенной главным образом из-за несовершенства человека. Ни опыт, ни какие-никакие силы не помогли мужчине одолеть море, потому что силы такого маленького по сравнению с морем человека небезграничны.
Несмотря на то, что сам Хемингуэй отрицал в своей повести наличие символизма, он ввел туда еще одного главного героя – мальчика Манолина, который появляется только в начале и в конце, от этого запоминаясь еще больше. В то время как все отвернулись от старика, как от человека, потерявшего удачу, Манолин остается рядом. Он заботится о старике, видя в нем прежде всего друга, вселяет в него веру и подбадривает всеми доступными способами. Да и сам старик настолько привязывается к мальчику, что, очутившись в одиночестве в открытом море, не устает раз за разом повторять одну и ту же фразу, по моему мнению, одну из ключевых.
«- Эх, был бы со мной мальчик!
"Но мальчика с тобой нет, - думал он. - Ты можешь рассчитывать только
на себя"».5
Сантьяго – мудрый старик, он, несмотря на отсутствие веры в Бога, понимает и осознает, что в мире все взаимосвязано и несет свой смысл, каким бы он ни был. Он так же, как и все люди, творит себе кумиров, возможно, для того, чтобы попросту не сойти с ума от ощущения брошенности. Любому человеку легче и приятнее думать, что за ним кто-то смотрит, и он сам совершает подвиги ради кого-то. Поэтому Сантьяго как бы заменяет веру в Иисуса Христа верой в великого, по его мнению, игрока в бейсбол, и только это спасает его от отчаяния: «Но я думаю, что великий Ди Маджио мог бы сегодня мною гордиться».6
Героизм старика так и остается невостребованным, но это отнюдь не значит, что он бесполезен: Сантьяго постоянно снятся львы, прежде всего как символ гармонии. Находясь в жестоком море, которое обрекло его на физические и моральные страдания, он обретает странный покой. Кроме того, нескончаемые мысли старика о мальчике дают понять, что для Сантьяго не все потеряно, что он не один на этом свете, что у него есть близкий друг и ученик, который с удовольствием проводит с ним время. Это осознание дорогого стоит.
Повесть заканчивается тем, что Сантьяго возвращается домой и ложится спать. Он, наконец, оказывается дома, среди людей и вещей близких и привычных ему. Во сне он снова видит далекие страны, но на сей раз ничто не тревожит его мирный покой.
Итак, на основе проведенного анализа мне хотелось бы выделить несколько ключевых моментов повести «Старик и море»:
Далее следует подробный разбор данной в повести проблематики, ее смысл и подтексты.
2. Смысл, проблематика и подтексты
Произведение «Старик и море» показывает нескончаемую борьбу человека с окружающим миром, постоянные попытки мыслящего существа доказать природе свою состоятельность и право на что-либо. Природа – такая родная и чуждая человеку одновременно – постоянно проверяет его на прочность, как в случае со стариком Сантьяго. Как и у Толстого в романе «Война и мир», союз «и» в названии произведения Эрнеста Хемингуэя может трактоваться и как связующее звено, и как преграда между «стариком» и «морем». Старик любит и уважает море, акцентирует внимания на всех его частях и обитателях: и на рыбе, и на водорослях, и на планктоне, и на самой воде. Заведомый проигрыш Сантьяго морю состоит в том, что человек – существо несовершенное: у старика немеют руки, его терзает голод, потребность в сне и акулы, учуявшие запах крови и преследующие его до тех пор, пока от добычи не остается ничего, кроме костей.
В первых же строках автор приводит описание своего героя, прочитав которое, еще даже не зная, что будет происходить дальше, начинаешь проникаться к старику щемящей жалостью: «Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака».7
Удивительно и примечательно то, что у старика есть имя – Сантьяго – но Эрнест Хемингуэй на протяжении всей книги называл его исключительно Стариком с большой буквы. Как будто в одном существе выражена вся человеческая мудрость, и один-единственный Старик является олицетворением всей мирской старости с ее опытом, умом и, конечно, потрепанным здоровьем. В противовес всей человеческой старости рядом с Сантьяго находится молодой мальчик – Манолин. Он олицетворяет собой молодость, силу и еще теплящуюся в самом сердце надежду на лучшее и веру в чудо. Он – искренне любящий старика ребенок, он помогает своему учителю и открыто тянется к нему: «Я помню все с самого первого дня, когда ты взял меня в море».8
Старик больше не имеет сил в одиночестве бороться с морем, он признает превосходство этого безграничного водяного пласта и ласково зовет его «la mar», потому что, цитируя: «Порою те, кто его любит, говорят о нем дурно, но всегда как о женщине, в женском роде».9 Он горд и все еще силен духом, поэтому ищет сострадания у моря, а не у вызывавшегося отправиться с ним в плавание мальчика, старик обращается к морю, как к женщине и как к матери. И один факт того, что он чего-то просит, указывает на изначальное смирение Сантьяго, на его осознание неравенства сил.
Информация о работе Э. М. Хемингуэй «Старик и море»: жанр, проблематика, особенности повествования