Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование жанра, проблематики и особенностей повествования повести «Старик и море». Она будет раскрыта с помощью следующих задач:
- раскрытие значения терминологии;
- разбор характеров представленных героев и данных подтекстов;
- «принцип айсберга» как особый вид повествования.
Введение….....…….………………………………………………………………....3
Основная часть…...………………….………………………………………………6
Жанр, сюжет и особенности повествования………..………………….………..6
Смысл, проблематика и подтексты…………………………………………..…10
Заключение………………………….……………………………………………...13
Список использованной литературы………..…………………………………....15
Но и это осознание не помогло ему свернуть с пути заведомого проигрыша: старик прекрасно понимал, что слишком далеко зашел в море, туда, куда никто еще не заплывал. Но желание доказать миру, морю и прежде всего самому себе собственную состоятельность было выше знания и нехорошего предчувствия. Этот необычный старик верил в то, что у него есть призвание – поймать самую большую рыбу и этим запомниться всем тем, кто не верил в него. А уж как бы гордился им мальчик!
Хемингуэй также акцентирует внимание на снах, которые видит старик: львы – символы счастья, силы и гармонии. Старик наблюдает сны о берегах Африки, он путешествует по просторам , разворачивающимся в его мыслях. Эти бесхитростные картины помогают Сантьяго держаться и верить в завтрашний день, думать только о том, что будет, когда он вернется домой, к мальчику.
Но Сантьяго поймал слишком большую для этих мест рыбу и не смог довезти ее до дома. Доброе море, подарившее ему королевский подарок, в один миг превратилось в сурового учителя, наказавшего нерадивого ученика. И дело здесь не в везении: ни лодка, ни сам старик ни в чем не виноваты – просто человек должен оценивать себя по достоинству и понимать, что может проконтролировать далеко не все, что есть на свете. К Сантьяго так и не пришло понимание собственной исключительности, зато пришло смирение и понимание того, что он самый обыкновенный. И если бы не искренне жалеющий и любящий его Манолин, это чувство было бы сродни разочарованию. Но пока мальчик выбирает его, не все потеряно.
Проведя подробный анализ текста, следует подвести итог написанному:
Заключение
Скрытая под сухим телеграфным слогом Эрнеста Хемингуэя, проблема судьбы человека, его невообразимого одиночества всегда будет актуальна и не оставит равнодушным читателя. Здесь и вечная борьба человека с природой, и противопоставление человека обществу, и глубокое душевное одиночество – все эти животрепещущие проблемы представлены и раскрыты в произведении «Старик и море».
Сантьяго – главный герой произведения – совершенно обычный старик, живущий только за счет того, что поймает в море. Его единственный близкий человек – молодой мальчик Манолин, его ученик, друг и почти что сын. Вся его жизнь сосредоточена вокруг моря, оно помогает ему жить и выживать, помогает помнить о том, что жизнь еще не окончена.
Эту повесть можно назвать притчей или сказкой, уж очень похоже и название, и само повествование. Сюжет не имеет толком ни начала, ни конца – он как бы идет по кругу и этим напоминает миф: что бы ни происходило со стариком, он все равно вернется домой, а завтра наступит новый день и Сантьяго снова пойдет в море.
Странно и забавно еще и то, что для старика тема веры и того же бейсбола совершенно свободно соприкасаются и даже пересекаются. Вместо Христа он верит в великого Ди Маджио, который, в свою очередь, и слышать не слышал о старом рыбаке Сантьяго. Это подчеркивает безыскусную простоту старика, его естественность и в то же время мудрость, которая и привлекла Манолина.
Сантьяго рыбачит не первый день и потому привык сталкиваться и бороться со всякого рода лишениями и ограничениями собственных потребностей. Все, что есть в его жизни – это море, которому, так уж повелось, нужно постоянно доказывать собственную пригодность. Старик в силу своего возраста и физического состояния считается другими моряками слабым и удостаивается в лучшем случае слабого уважения, тесно переплетенного с чувством жалости, но у него есть ум, опыт, необходимая морю выдержка и жгучее желание жить и бороться за свой завтрашний день. Старик любит все, что его окружает, и относится к морю и его обитателям с должным уважением: «Потом ему стало жалко большую рыбу, которую он поймал на крючок. "Ну не чудо ли эта рыба, и один бог знает, сколько лет она прожила на свете"».10
За время плавания Сантьяго ни разу не захотел повернуть домой, он будто сроднился с морем и рыбой, которая относила его все дальше и дальше от родного берега, в места, в которых еще никто не бывал. Он не позволил себе сдаться, каким бы ужасным не было его положение и единственное, о чем он жалел – это то, что рядом нет мальчика, который, конечно, помог бы ему, и, возможно, эта история закончилась бы несколько иначе.
В повести Э.М.Хемингуэя рассказывается о мужественном рыбаке, чья сила воли вызывает восхищение. Его можно надломить, но нельзя победить – и в этом смысл произведения. Старик не смог удержать рыбу, превышающую его массой и размерами в несколько раз, но он не потерял достоинство и веру в завтрашний день. Он обрел смирение, но не потерял желание бороться. Даже когда он возвращался домой, уже не пытаясь отбиваться от акул, он не позволял себе думать о плохом, к нему, наконец, пришло долгожданное осознание того, что человек – отнюдь не хозяин всего сущего, а исключительность старика, которую он сам же себе и придумал, не всегда срабатывает.
Да, море победило Сантьяго, но оно не поглотило его, и хотя бы за это его стоит благодарить. Между природой и стариком был честный поединок, из которого никто не вышел победителем: море потеряло своего обитателя, но и старик его не приобрел. Эрнест Хемингуэй еще и еще раз показывает, что жизнь – прежде всего борьба и что человек может обрести искомое счастье и спокойствие только путем доказательства самому себе собственной состоятельности, силы и крепости.
Список использованной литературы
1. Хемингуэй Э. О жизни и искусстве. Мысли и афоризмы //Дон, 1964. № 7
2. Э.Хемингуэй. Собрание сочинений. М., Художественная литература, 1968, т. 4
3.http://pisatel.clan.su/publ/
4. Эрнест Хемингуэй о литературном мастерстве // М., Иностранная литература, 1962, № 1
5. Подтекст: "Старик и море" Хемингуэя: «О личности и творчестве писателя» / Михаил Свердлов М. // Литература. Приложение к газете "Первое сентября". - 2004. - Март (N 11)
6. Примечание к повести «Старик и море» в издании «Э. Хемингуэй. Избранное. // Послесл. сост. и примеч. Б. Грибанова. // М.: Просвещение, 1984»
7. Анастасьев Н. Творчество Эрнеста Хемингуэя. // М., Просвещение, 1981
1 Э. Хемингуэй «О жизни и искусстве. Мысли и афоризмы» //Дон. 1964. № 7. С. 185
2 «60 советов от великих писателей»: Э.М.Хемингуэй
3 http://ru.wikipedia.org/wiki/
4 Э.Хемингуэй. Собрание сочинений. М., Художественная литература, 1968, т. 4, с. 247
5 Э.Хемингуэй. Собрание сочинений. М., Художественная литература, 1968, т. 4, с. 244
6 Э.Хемингуэй. Собрание сочинений. М., Художественная литература, 1968, т. 4, с. 271
7 Э.Хемингуэй. Собрание сочинений. М., Художественная литература, 1968, т. 4, с. 219
8 Э.Хемингуэй. Собрание сочинений. М., Художественная литература, 1968, т. 4, с. 221
9 Э.Хемингуэй. Собрание сочинений. М., Художественная литература, 1968, т. 4, с. 231
10 Э.Хемингуэй. Собрание сочинений. М., Художественная литература, 1968, т. 4, с. 242
Информация о работе Э. М. Хемингуэй «Старик и море»: жанр, проблематика, особенности повествования