Языковые и композиционные особенности рассказов А.И.Солженицына

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Русскую литературу можно и должно рассматривать как основное национальное хранилище, где собраны бесценные свидетельства о «неучтённых» чувствах и помыслах крестьянского «немотствующего большинства», «людей без архивов». Во второй половине ХХ века традиционный крестьянин, сменив пьедестального героя колхозной литературы соцреализма, получил слово в деревенской прозе Ф. Абрамова, В. Астафьева, Е. Носова, В. Шукшина, В. Белова, В. Распутина и др. Но вначале был Солженицын. Факт, долгое время замалчивавшийся в официальной критике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятия «композиция» и «язык» в их теоретическом толковании………………………………………………………………………...6
Глава 2. Языковые и композиционные особенности рассказов А.И.Солженицына
2.1. Содержательные, композиционные и языковые особенности рассказа «Один день Ивана Денисовича»………………………………………………..10
2.2. Композиционное и языковое своеобразие рассказа А.И.Солженицына «Захар-Калита» ………………………………………………………………….22
2.3. Идейная, композиционная и языковая специфика рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор»…………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

          Важнейшей композиционный принцип рассказов Солженицына – противопоставление двух частей, двух человеческих судеб и характеров, проявивших себя по-разному в общем контексте исторических обстоятельств. Их герои – люди, канувшие в безднах русской истории, и оставившие в ней яркий след. Проблематику этих рассказов формирует конфликт между историей и человеком. Пути разрешения этого конфликта всегда приводят к одному результату: человек раздавлен страшной эпохой, в которую ему выпало жить. Двучастная композиция даёт возможность сопоставить судьбы, сложившиеся совершенно по-разному, и выявить общую их трагическую логику.

         Анализируя такие произведения А.И.Солженицына, как «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Захар-Калита», мы пришли к следующим выводам:

         1.  В рассказе «Один день Ивана Денисовича» Солженицыну удаётся совместить две точки зрения – автора и героя. Точки зрения не противоположные, а схожие идеологически, не различающиеся уровнем обобщения и широтой материала. Эта задача решается почти исключительно стилевыми средствами, когда между речью автора и персонажа существует чуть заметный зазор, то увеличивающийся, то почти исчезающий.

         2.В центре каждого из рассказов «Матрёнин двор» и «Захар-Калита» стоит праведник. И если в «Матрёнином дворе» автор напрямую говорит нам: «не стоит село без праведника», то в рассказе «Захар-Калита», Солженицын называет его «Смотрителем», «Духом Куликова поля», «Стражем». В обоих рассказах Солженицын использует приём затянутой экспозиции. В «Захар-Калите» это применяется потому, что история не терпит спешки. Благодаря этому приёму мы видим пейзаж, концентрируемся на мелких деталях. Затянутая экспозиция используется и в рассказе «Матрёнин двор». Здесь история требует внутренней сосредоточенности. Немаловажную роль в повествовании играет русская деревня 50-х годов. Автор уделяет ей большое внимание, чтобы показать, как нам кажется, как среди этого внутреннего устройства выживала Матрёна.

        3.Солженицын обращается к сказовой манере повествования в «Одном дне Ивана Денисовича» и в «Захаре-Калите», дающей персонажам возможность речевой самореализации, но это не такой сказ, воспроизводящий речь героя, а вводящий образ повествования, позиция которого близка позиции героя. Такая повествовательная форма позволяла в какие-то моменты дистанцировать автора и героя. Автор получил право увидеть и то, чего не мог увидеть его герой. Таким образом, синтаксически-стилистический строй произведений Солженицына сложился в результате своеобразного использования смежных возможностей сказа, сдвигов от «несобственно-прямой» к « несобственно-авторской речи», в равной степени ориентированных на разговорные особенности русского языка.

        4. Важнейшую роль в рассказах «Захар-Калита» и «Матрёнин двор» играют пейзажные и портретные изображения. Но мы пришли к такому выводу, что в «Матрёнином дворе» пейзаж передан звуками в своём преимуществе, а в рассказе «Захар-Калита» - колористикой.  Оба рассказа организованы от первого лица. Автор-повествователь – непосредственный участник сюжета. Речь автора в рассказах образная, правильная и красивая.

        Мы считаем, что сбалансированные хорошие пропорции композиционных и языковых средств дают возможность «окунуться» в мир того времени и места.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

                                            Список литературы

 

1.      Солженицын, А.И. Рассказы. Малое собрание сочинений. Том 3 / А.И.Солженицын. – М.: Инком, 1991.

2.      Архангельский, А. «Поэзия и правда» в малой прозе Солженицына. / А.Архангельский // Литература. – 1993. - № 17.

3.      Архангельский, А. «Поэзия и правда» в малой прозе Солженицына. / А.Архангельский // Литература. – 1993. - № 18.

4.      Борев, Ю. «Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов. / Ю. Борев.- М.: АСТ, 2003.

5.      Василенко,Е. Образы праведников в рассказах А.Платонова «Юшка» и А.Солженицына «Матрёнин двор». /Е.Василенко//Литературное приложение к журналу «1 сентября».- 2010.- №2.

6.      Винокур, Т.Г. О языке и стиле повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»/Т.Г.Винокур//Приложение к журналу «Русский язык».2008.- №23.

7.      Газизова, А.А. Конфликт временного и вечного в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» / А.А.Газизова// Литературное приложение к журналу «Литература в школе».. – 1997. - № 4.

8.      Дунаев, М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. VI/1./М.М.Дунаев.-М.: Христианская литература, 2004.

9.      Карпов, И.П. Автор и политическая реальность (А.И.Солженицын). / И.П.Карпов. – М., 2005.

10. Кожевников, П.Н. «Литературный энциклопедический словарь». / П.Н.Кожевников.- М.: Советская энциклопедия, 1987.

11. Литвинова, В.И. «Жизнь не по лжи». Методические рекомендации по изучению творчества А.И.Солженицына. / В.И.Литвинова. – Акабан: изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова., 1997.

12. Мурашова,О. «Роль и место повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в истории русской литературы. /О.Мурашова//Литературное приложение к журналу «1 сентября».-2010.- №2.

13. Научные доклады: А.И. Солженицын и русская культура. - Саратов, 2004.

14. Николюкин, А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий./А.Н.Николюкин.- М.: Интелвак, 2001.

15. Порубова, Е. Литературное приложение к журналу «1 сентября». / Е.Порубова. – 2002. - № 46.

16. Романова, Г.И. «Захар-Калита». Журнал «Русская словесность». / Г.И.Романова. – 1999. - № 4.

17. Седов, К.Ф. О поэтике повествования в повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». / К.Ф.Седов. – Издательство Сарат. ун-та, 2004.

18. Тимофеев, Л.И., Тураев,С.В. Словарь литературоведческих терминов. / Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев.- М.:Просвещение, 1974.

19. Хижняк, Л.Г. Образ времени в повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». / Л.Г.Хижняк. Издательство Сарат. ун-та, 2004.

20. Чалмаев, В.А. А.С. Солженицын «Жизнь и творчество» Книга для учащихся./В.А.Чалмаев.-М.: Просвещение, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Языковые и композиционные особенности рассказов А.И.Солженицына