Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:09, курсовая работа
Приступая к раскрытию содержания работы, необходимо отметить, что цель данной работы является: рассмотрения теоретических основ понятия как простейшую форму мысли, видов понятий и отношения между ними.
Главные задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы понятия, как форму мысли, отражающую общие существенные и отличительные признаки предмета мысли.
2) Рассмотреть виды понятий, классифицируя их по содержанию и объему, а также рассмотреть отношения между понятиями.
Введение…………………………………………………………………………………...3-4
1. Понятие………………………………………………………………………………….5-6
2. Виды понятий и отношения между ними………………………………..7-10
Заключение………………………………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………………………….12
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Юридический факультет
Дисциплина: Логика и теория аргументации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ВИДЫ ПОНЯТИЙ И ОТНОШЕНИЕ
МЕЖДУ НИМИ
Выполнил:
Шубин Алексей Сергеевич
Студент группы 443 1/2 - 2
Руководитель:
_____________________ доц.Н.Г.Пряхин
Санкт-Петербург, 2013
Введение…………………………………………………………
1. Понятие……………………………………………………………
2. Виды понятий
и отношения между ними……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Тема контрольной работы виды понятий и отношение между ними.
Актуальность этой темы:
1. Наиболее простейшей
в структурном отношении
2. Деление понятий на виды по их содержанию и объему имеет немаловажное значение в логике. Оно позволяет в огромном материале, накопленном науками и повседневной практикой людей, выделять немногие наиболее крупные и распространенные группы, а также более или менее отчетливо представлять особенности этих групп. Знание видов понятий - одно из необходимых условий, обеспечивающих точность и ясность всякого мышления. Это тем более важно в юридической теории и практике. Чтобы правильно оперировать понятием, необходимо не только четко знать его содержание и объем, но и уметь давать ему логическую характеристику.
Логика занимает особое место в системе наук. Особенность ее положения определяется тем, что она выполняет по отношению к другим наукам методологическую роль своим учением об общенаучных формах и методах мышления. Предмет логики - это формы мысли.
Мысль о предмете выражается в слове, которое обозначает предмет, и в то же время материализует мысль. Мысль о каком-либо предмете отражает бесконечное множество, присущих ему свойств, общих и одновременно отличительных, а именно существенных. Простые мысли, выраженные отдельными словами или словосочетаниями, в логике называются понятиями. Например, «дом», «человек», «студент заочного отделения». Сложные мысли образуются из нескольких простых, связанных между собой определенным образом. К сложным мыслям относятся: суждение, умозаключение, доказательство и опровержение.
Приступая к раскрытию содержания работы, необходимо отметить, что цель данной работы является: рассмотрения теоретических основ понятия как простейшую форму мысли, видов понятий и отношения между ними.
Главные задачи:
1) Рассмотреть
теоретические основы понятия,
как форму мысли, отражающую
общие существенные и
2) Рассмотреть
виды понятий, классифицируя
Таким образом, структура работы выглядит так:
Работа состоит из двух глав.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов понятия. В ней рассмотрены возникновение понятия, его определение и функции. А также рассмотрены предметы, входящие в объем понятия, закон обратного отношения объема и содержания и др.
Вторая глава посвящена рассмотрению структуры понятия и подразделения на виды, такие как конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, пустые и непустые, единичные и общие и др. Перечисленные выше виды понятий находятся в определенных отношениях между собой: сравнимые, совместимые, равнозначность и др.
Данная структура предопределила используемую литературу для написания работы. Литература группируется по определению задачи. Характеристика литературы некоторых авторов:
Бочаров В.А., Маркин В.И.
При раскрытии темы используют определение, что понятие есть мысль, которая посредством указания на некоторый признак выделяет из универсума и собирает в класс (обобщает) предметы, обладающие этим признаком. А также авторы используют в качестве доказательств математические формулы и графические схемы.
Иванов Е.А.
Отражает в работе определенную структуру при раскрытии темы, при изучении приводит примеры разной направленности, как с точки зрения прикладной и так юридической наук.
В истории логики при решении вопроса о понятии допускались, прежде всего, две крайности. Одна - это отрыв понятия от действительности, противопоставление ей, неумение увидеть органическую связь с ней. А другая - отожествление понятия с действительностью, неспособность осмыслить его глубокое качественное отличие, его специфику. Чтобы избежать этих крайностей, необходимо вначале установить происхождение понятия и раскрыть его сущность.
Возникновение понятий - объективная закономерность становления и развития человеческого мышления. Это предметный характер окружающего нас мира, то есть наличие в нем отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Все предметы имеют более или менее сложный характер: они состоят из элементов, так или иначе связанных между собой, и обладают теми или иными свойствами. В тоже время они находятся в определенных связях и отношениях с другими предметами. Все то, что характеризует предмет, позволяет рассматривать его именно как данный, а не иной предмет, служит для человека признаком (то есть показателем, приметой, средством признания предмета).
Образование понятия предполагает активность субъекта и включает в себя множество логических приемов. Важнейшими из них выступают анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.
Образование понятия включает в себя множество логических приемов:
1. Анализ - это
мысленное разложение
2. Синтез - мысленное соединение признаков предмета в одно целое.
3. Сравнение
- мысленное сопоставление
4. Абстрагирование
- мысленное сопоставление
5. Обобщение
- мысленное объединение
Все эти логические приемы тесно связаны между собой, образуя единый процесс. Его конечным итогом оказывается мысль, имеющая безгранично разнообразное содержание, но принимающая неизменно одну и ту же форму - понятия.
Понятие - это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве. С изменением и развитием действительности возникают новые понятия. Так, с возникновением частной собственности появляется возможность и ее нарушения - кража, а также средством ее защиты от кражи - прав. Возникновения новых понятий связано и с процессом углубления и развития самого познания, открытием в предметах новых сторон, свойств, связей отношений. [3 с. 45]
Понятия выполняют две основные функции:
1. Познавательная
- в концентрируются успехи
2. Коммуникативная, то
есть функция средства общения.
Являясь наиболее простой формой мышления, понятие имеет сложную структуру, то есть состоит из элементов, определенным образом связанных между собой. Эта структура обусловлена функциями понятия и служит средством их осуществления.
Как форма мысли понятие представляет собой единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Объем отражает собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми, существенными и отличительными признаками. Содержание - элемент структуры понятия, характеризующий совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету. Объем понятия «стол» включает в себя всю совокупность столов, все их множество. Содержание этого понятия - это совокупность таких существенных и отличительных признаков, как искусственности происхождения, гладкость и твердость поверхности, возвышение над землей и т.д.
Предметы, входящие в объем понятия, называются в логике также классом или множеством. Класс (множество) состоит из подклассов (подмножеств). Например, класс явлений, охватываемых понятий «право», включает в себя такие подклассы (подмножества), как исторические формы права - рабовладельческое, феодальное буржуазное, уголовное и т.п. один класс может быть подклассом другого, более широкого, например, право - подкласс общественных явлений. А подкласс, в свою очередь, может выступать как самостоятельный класс (гражданское право по отношению к наследственному праву).
Отдельный предмет, принадлежащий к классу предметов, называется элементом. Например, римское право, современное российское право по отношению к праву в целом. Класс предметов может быть:
- Универсальный, который
включает в себя всю
- Единичный, состоящий из одного предмета (планета Земля, столица России - город Москва)
- Пустой (нулевой), который
не соответствуют никакому
Содержание и объем понятия связаны между собой. Эта связь состоит в том, что определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем, и наоборот. Внутренним законом структуры понятия является закон обратного отношения объема и содержания. Увеличение объема ведет к сокращению его содержания, а увеличение содержания - уменьшение объема и наоборот. [5 с. 39]
2. Виды понятий и отношения между ними
При выделении видов понятий можно учитывать различные их особенности. Понятия делятся на следующие наиболее две значимые характеристики: по содержанию и по объему.
Виды понятий по их содержанию:
I. Конкретные и абстрактные.
Если в понятиях находят свое отражение сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования, то они называются конкретными, например «дуб», «юрист». Абстрактные - это понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно, без этих предметов: «долговечность» (например, дуба), «компетентность» (например, юриста).
Необходимо учитывать
известную относительность
II. Положительные и отрицательные понятия.
Те понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли каких-либо качеств, свойств, называются положительными, например «металл», «живое», «порядок». Отрицательные - понятия, которые характеризуются отсутствием у предметов мысли каких-либо качеств, свойств. В русском языке они выражаются с помощью отрицательных частиц («не»), приставок («без-» и «бес-») и др. например «неживое», «неметалл», «беспорядок». В словах иностранного происхождения используются еще отрицательные приставки «а-», «анти-» («антиобщественный»), «дез-» («дезинформация») и др.
Важно учитывать, что характеристика понятия в качестве положительного или отрицательного имеет сугубо логическое значение и не имеет ничего общего с отсутствующей фактической оценкой самих предметов мысли, отражаемых ею.
III. Соотносительные и безотносительные понятия.
В соотносительных понятиях предмет мысли предполагает существование другого и без него невозможен, а в безотносительных понятиях мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно, Соотносительные понятия: «право» и «обязанность», «судья» и «подсудимый»; безотносительные: «конституция», «закон», «правосудие», «юрисдикция».
IV. Собирательные и несобирательные понятия.
Они различаются в зависимости от того, как соотносятся с охватываемыми ими предметами мысли: с группами предметов в целом или с каждым предметом этой группы в отдельности. Особенность несобирательных понятий заключается в том, что они относятся не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы. Примеры собирательных понятий: «законодательство», «кодекс законов», «прокуратура», «арбитраж»; несобирательных - «закон», «прокурор», «арбитр»
Виды понятий по их объему:
I. Пустые и непустые понятия.
Они различаются в зависимости от того, относятся ли к несуществующим ли к существующим реально предметам мысли. Понятия с нулевым объемом (то есть представляющие пустой класс) называются пустыми. Также к ним относятся понятия об идеализированных объектах («абсолютное черное тело»). Непустые понятия имеют объем, в который входит по крайней мере один реальный предмет: «город», «космическое тело».