Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:09, курсовая работа
Приступая к раскрытию содержания работы, необходимо отметить, что цель данной работы является: рассмотрения теоретических основ понятия как простейшую форму мысли, видов понятий и отношения между ними.
Главные задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы понятия, как форму мысли, отражающую общие существенные и отличительные признаки предмета мысли.
2) Рассмотреть виды понятий, классифицируя их по содержанию и объему, а также рассмотреть отношения между понятиями.
Введение…………………………………………………………………………………...3-4
1. Понятие………………………………………………………………………………….5-6
2. Виды понятий и отношения между ними………………………………..7-10
Заключение………………………………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………………………….12
Деление понятий на пустые и непустые тоже в известной мере относительно. Оно обусловлено, прежде всего, подвижностью границ между несуществующим и существующим, нереальным и реальным. Поэтому понятия, являющиеся непустыми в одной системе («шкале ценностей»), могут оказаться пустыми в другой, и наоборот.
II. Единичные и общие понятия.
Если объем понятия составляет лишь один предмет мысли, то оно называется единичным, например «Солнце», «Россия». К единичным относятся также понятия, охватывающие совокупность предметов, если они мыслятся как единое целое, то есть употребляются в собирательном смысле: «Солнечная система», «человечество», «ООН».
Общие понятия
заключают в своем объеме группу
предметов (от 2 до бесконечности), причем
они приложимы к каждому
Объективные отношения между самими предметами находят свое отражение в отношениях между понятиями. Все многообразие этих отношений можно классифицировать также на основе важнейших логических характеристик понятия: его содержания и объема.
Отношение между понятиями по их содержанию:
· Сравнимые и несравнимые.
Сравнимые - понятия, имеющие в своем содержании общие существенные признаки. Например «право» и «мораль» содержат общий признак - «общественное явление». Зачастую к сравнимым относят понятия, имеющие ближайшее общее понятие, независимо от того, совпадают ли они по содержанию во всем остальном или не совпадают, исключают друг друга ли нет (например, «адвокат» и «защитник», «адвокат» и «юрист»).
Несравнимые - понятия, не имеющие сколько-нибудь существенных общих признаков: например «право» и «диагональ», «вина» и «версия».
Отношение между понятиями по их объему:
· Совместимые и несовместимые понятия.
Совместимые - понятия, объемы которых полностью или хотя бы частично совпадают. У несовметсимых - объемы не совпадают полностью.
Между совместимыми складываются следующие отношения:
1. Равнозначность (равнообъемность). В подобном отношении находятся понятия, объемы которых совпадают полностью, хотя их содержание может различаться. Пример: «Ленинград» и «Санкт-Петербург», «Россия» и «Российская Федерация».
2. Подчинение (субординация). В таком отношении находятся понятия, из которых одно входит в объем другого, но не исчерпывает его, а составляет лишь часть. Более общее называется подчиняющим, а менее общее - подчиненным. Из двух общих понятий более общее иначе называется родом, а менее общее - видом. Поэтому отношение между ними именуется также отношением рода и вида или родовидовым отношением. Род включает в себя не менее двух видов. Например, «конституционность» и «законность», «пенсионное обеспечение» и «социальное обеспечение». Но деление понятий на родовые и видовые в логике относительно. Это деление касается лишь двух отдельно взятых понятий, находящихся в отношении подчинения.
Перекрещивание (пересечение). Это отношение существует между понятиями, объемы которых совмещаются лишь частично. Например: «юристы» - «депутаты», «работающие» - «пенсионеры». [7 с. 52]
Несовместимые понятия могут находится с следующих отношениях:
1. Соподчинение (координация).
Данное отношение характеризует понятия, которые имеют общий род и, взятые в отдельности, подчинены ему как виды, а вместе - соподчинены, и, следовательно, обладают одной и той же степенью общности. Например понятия «монархия» и «республика» - соподчиненные: их общий род «формы правления»; «унитарное государство» и «федеративное государство» («формы государственного устройства»).
2. противоречие (контрадикторность).
Это отношение существует между понятиями, из которых одно отражает наличие у предметов каких-либо признаков, а другое - их отсутствие. Важнейшие особенности взаимоотношений противоречащих понятий: исключая друг друга по содержанию в рамках общего для них рода, они по объему полностью исчерпывают объем родового понятия. Например, «трудовые доходы» и «нетрудовые доходы», «справедливый» и «несправедливый». Нетрудно заметить, что область не-А расплывчата, неопределенна. Она охватывает самые разные категории «несправедливых» людей, объединяемых только по одному признаку - отсутствию «справедливости».
3. противоположность (контрарность).
В отношении
противоположности находятся
Таблиц .2.1. Сводная классификация
В данной контрольной работе была рассмотрена логическая категория как понятие.
По определению, понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли. Как форма мысли понятие представляет собой единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Объем отражает собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми, существенными и отличительными признаками. Содержание - элемент структуры понятия, характеризующий совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету.
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики. Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Как и всякая деятельность, мышление имеет свои специфические приемы и методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, научное объяснение и другие, с помощью которых формируются высказывания и теории.
Наиболее общими чертами правильного мышления являются определенность, последовательность и доказательность. Логическая правильность мышления является необходимым условием гарантированного получения истинных результатов в решении задач, возникающих в процессе познания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берков В.Ф. «Логика». Учебник - Мн.: НТООО «Тетра Системс», 1997, 480 с.
2. Бочаров В.А., Маркин В.И. «Основы логики». Учебник - М.: ИНФРА-М, 1997, 296 с.
3. Иванов Е.А. «Логика». Учебник. - М.: Издательство БЕК, 1996, 309 с.
4. «Логика», Библиографический справочник/ авт. Сост. Антонов О.А., Милославов А.С., СПб: Наука, 2001, 488 с.
5. Солодухин О.А. «Логика для юристов», Ростов н/ Д.: Феникс, 2003, 384 с.
6. Локтионов В.И. «Логика». Уч. пособие. - М.: Право и закон XXI, 2004, 128 с.
7. Демидов И.В. «Логика». Учебное пособие для юр. вузов. - М: Юриспруденция, 2000, 272 с.