Закупочная логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Новые принципы организации и управления, основанные на концептуальных подходах и методе мышления, объединяемых общим понятием "логистика", все в большей степени и с успехом применяются на практике наиболее эффективно функционирующими предприятиями, транспортными компаниями, фирмами и объединениями.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая норм вариант.docx

— 70.58 Кб (Скачать файл)

Большинство собственников компаний выражают недовольство системой снабжения своих предприятий: их не устраивают высокие закупочные цены, не меняющиеся перечни поставщиков, большую часть из которых составляют небольшие фирмы–посредники, низкое качество закупаемых оборудования и запчастей, не говоря о длительных сроках поставки и негибком реагировании на изменение производственной потребности. Западные специалисты считают, что партнерские отношения целесообразно иметь с поставщиками дорогостоящей и критичной для производства номенклатуры, число поставщиков которой относительно невелико.

Сотрудничество с ними должно быть направлено на повышение качества закупаемой номенклатуры вплоть до участия в оптимизации соответствующих производственных процессов. Не следует регулярно проводить процедуры выбора таких поставщика, лучше всего заключать с ними долгосрочные контракты, что, однако, не означает, что нужно отказаться от исследования рынка по данной номенклатуре, контроля формирования и структуры цен и анализа эффективности работы по данному соглашению.

Для номенклатуры, закупаемой на конкурентном рынке, целесообразно регулярное проведение процедур выбора поставщика. Это могут быть традиционные конкурсы (тендеры) или же закупки на электронной площадке. Однако российские компании, активно применяющие эти технологии, часто сталкиваются с проблемой их низкой эффективности. Победившие поставщики не выполняют своих обязательств, осуществляют поставку некачественной продукции, срывают сроки поставок, а иногда просто не обладают достаточными производственными мощностями для выполнения заказа. Все эти факты дают возможность многим снабженцам-профессионалам заявлять, что западная практика в России не работает. Однако создание цивилизованного рынка необходимо, поскольку неизбежное вступление России в ВТО может привести к вытеснению с рынка российских компаний западными конкурентами.

Одним из эффективных инструментов развития взаимоотношений предприятий с поставщиками является ведения баз данных и формированием рейтингов поставщиков при появлении профессиональных логистических операторов. Оценка поставщика осуществляется по большому числу параметров: качество продукции/услуг, управление проектом, документация, своевременность поставок, монтаж оборудования, техника безопасности, экология, компетенции и обучение, инновации. Благодаря применению этой методики снабженцы крупных промышленных компаний получают отраслевую базу потенциальных поставщиков, что позволяет сократить собственные затраты на проведение маркетинговых исследований. Кроме того, если снабженец получает заявку на приобретение новой номенклатурной позиции, он также может воспользоваться базой и получить информацию о нужных поставщиках. Это позволит сократить сроки на поиск нового поставщика, а также снизить риски некачественной поставки. Но прежде всего наличие подобных баз данных заставляет поставщиков задуматься о качественном и своевременном выполнении условий договора, что создает предпосылки для развития цивилизованного рынка.

Поставщикам также выгодна разработка подобных отраслевых баз данных. Они получают возможность участвовать в процедурах выбора поставщика в разных компаниях и, таким образом, осваивать новые рынки. При этом снижается количество документов для подготовки к тендерным процедурам. Появляется прозрачная система оценки деятельности поставщика и четкие критерии их работы.

Очевидны также выгоды для руководителей и собственников компаний: они получают более эффективную систему управления поставками, во-первых, за счет сокращения затрат на организацию маркетинга рынка и выбор поставщика, во-вторых, благодаря повышению качества собственной продукции и сокращению сроков поставок за счет улучшения работы контрагентов по договорам.

Оценка поставщиков на ЗАО «НПФ ТЕПЛОКОМ» осуществляется по трем направлениям:

    1. общая информация, характеризующая деятельность поставщика,
    2. данные по результатам выполнения договоров;
    3. оценка использования продукции в производственном процессе.

База данных поставщиков ЗАО «НПФ ТЕПЛОКОМ» содержит так же данные о финансовом состоянии поставщика, опыте работы на рынке, выполнении требований техники безопасности, экологии, внешней безопасности предприятия и т.д. Данные по результатам выполнения договоров содержат информацию о качестве поставляемой продукции по результатам проведения процедур приема груза на складах и соблюдении сроков выполнения договора. Наиболее сложным является третий аспект оценки - со стороны производства. Основная проблема - во взаимодействии между производством и системой снабжения, а также в правильном построении информационных потоков для отслеживания информации по каждой партии поставки.

Сейчас российские компании начинают осознавать необходимость создания цивилизованного рынка поставщиков. В частности, формирование единой базы данных поставщиков началось в нефтегазодобывающей отрасли. Систему оценки поставщиков по результатам выполнения обязательств по договорам с различными контрагентами пытаются создавать электронные торговые площадки.

Предприятия автомобильной отрасли на Западе и Востоке постоянно идут все дальше и дальше в части улучшения работы с поставщиками и оптимизации закупок. Некоторые допускают своих поставщиков на свой конвейер для того, чтобы те сами устанавливали или контролировали установку своих изделий на собираемый автомобиль. В результате чего поставщик не только отвечает за качество своей продукции, но еще и за качество ее установки. Ряд автосборочных предприятий, не смотря на жестокую конкуренцию между собой (скорее всего даже благодаря), создали общую базу данных по всем своим поставщикам и по их продукции. Издержки в результате сократились у тех, кто нашел новые формы кооперации для повышения конкурентоспособности.

Из практики зарубежных и отечественных производителей приборов для теплоучета известно, что качество компонентов является главным источником проблем с качеством прибора в целом. Их доля в общем количестве дефектов прибора и двигателя составляет от 65% до 80% в гарантийный период эксплуатации.

Контроль в закупочной логистике ЗАО «НПФ ТЕПЛОКОМ»

Важнейшей функций в закупочной логистике ЗАО «НПФ ТЕПЛОКОМ» является контроль входных потоков - поставок. Процесс контроля заключается в отслеживании движения материальных потоков, начиная с подтверждения источников генерации получения заказа, согласования условий поставки и завершения проверкой отгрузки и доставки заказанной продукции.

В ходе осуществления контроля над выполнением заказа проверяется соблюдение поставщиком своих договорных обязательств по ассортиментной структуре, мощности материального потока и качеству продукции. Проверка транспортно-экспедиционных посредников заключается в соблюдении сроков доставки, отсутствии повреждений, недостач и т.д. Выполняемая на предприятии функция контроля позволяет регулировать интенсивность материальных потоков и делать выводы о надежности и ответственности поставщика.

Произошедшие непредвиденные сбои в поставках могут привести к временной остановке производства или сокращении объемов производства. При надлежащей организации контроля руководство ЗАО «НПФ ТЕПЛОКОМ» может оперативно получать информацию об объеме и сроках ожидаемых поставках товаров и оперативно принимать соответствующие меры при возможных отклонениях от условий заказа.

Логистическая система контроля над выполнением заказа ЗАО «НПФ ТЕПЛОКОМ» предусматривает прямой постоянный контакт между отправителем и получателем товара. Данное взаимодействие обоюдовыгодно, так как позволяет выявить недостатки в работе поставщика, а для завода иметь надежного поставщика позволяющего работать предприятию без сбоев.

При таком взаимодействии формируются массивы информации о параметрах и структуре материальных потоков, о развитии деловых взаимоотношений с поставщиками. Необходимость координированного контроля над ходом выполнения поставок в условиях расширения хозяйственных связей, динамичности рынка и дальнейшей интеграции с производством привела к широкому применению компьютерных и информационных технологий.

Установленная на ЗАО «НПФ ТЕПЛОКОМ» система контроля предназначена не только за соблюдением условий заказа, но также для выявления на начальной стадии брака, позволяет тем самым избежать попадания в производственный процесс некачественного сырья и материалов. Непосредственная взаимозависимость между качеством сырья и готовой продукции заставляет предпринимателей уделять повышенной внимание качеству исходного сырья.

Сложность осуществления контроля над выполнением заказа обусловлена номенклатурой, ассортиментом поставляемого товара. Параметры, по которым ЗАО «НПФ ТЕПЛОКОМ» осуществляет контроль над выполнением заказа целиком и полностью формируется на основе производственной необходимости, обусловленной конечным продуктом и технологическим процессом. С другой стороны партия поставки зависит от возможности поставщика, вида используемого транспорта, условий хранения продукции и многих других факторов.

При размещении заказа и его реализации завод обязательно согласовывает с поставщиком интервалы материальных потоков. Если интервал отгрузки является ориентиром для поставщика, то и интервал поставки является ориентиром для завода. Интервал отгрузки — это время между двумя следующими друг за другом поставками. Интенсивность интервала отгрузки зависит от транзитной нормы, наличия складских мощностей у грузополучателя и других факторов.

Категория интервала отгрузки в закупочной логистике ЗАО «НПФ ТЕПЛОКОМ» используется при планировании норм запаса, осуществлении контроля над поставками, регулировании производственно-хозяйственной деятельности. При заключении договорных обязательств рассчитывается также частоту поставок (число поставок в отчетном периоде), а через данный показатель — средний интервал поставки.

В случае возникновения отклонения от планового хода процесса поставки логистическая служба ЗАО «НПФ ТЕПЛОКОМ» осуществляющая контроль над выполнением заказа принимает оперативные меры по розыску потерянных грузов, ускорению продвижения материальных потоков, оформлению претензий к виновным. Возникшие недопоставки, срывы поставок, нарушения сроков доставки компенсируются различными видами страхования и возмещения убытков со стороны поставщика, перевозчика. При обнаружении несоответствия входного материального потока условиям договора поставки составляется двусторонний акт о выявленных нарушениях (по ассортименту, количеству, качеству и т.д.).

Для оценки результатов выполнения договорных обязательств по поставкам продукции применяется комплексный показатель, определяемый как произведение трех частных показателей выполнения плана поставок: по срокам, ассортименту и качеству. При этом частные показатели необходимо согласовать между собой. Это означает, что при анализе выполнения обязательств по ассортименту следует учитывать лишь те материальные потоки, которые достигли назначения в срок, а долю ресурсов, соответствующую требованиям по качеству, определять только по продукции, зачтенной в счет поставок по ассортименту.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Основные критерии, по которым формируется база поставщиков: данные о финансовом состоянии поставщика, опыте работы на рынке, выполнении требований техники безопасности, экологии, внешней безопасности предприятия и т.д. Данные по результатам выполнения договоров содержат информацию о качестве поставляемой продукции по результатам проведения процедур приема груза на складах и соблюдении сроков выполнения договора. Оценка использования продукции в производственном процессе

Сейчас, когда благоприятная рыночная конъюнктура позволяет заниматься совершенствованием систем управления, компаниям стоит направить усилия на создание некоммерческих отраслевых партнерств, одной из задач которых будет формирование единых баз данных поставщиков и построение систем оценки. Это позволит сократить затраты на проведение маркетинговых исследований и в будущем работать с более эффективными и нацеленными на результат поставщиками, что даст возможность успешно конкурировать на мировых рынках.

Контроль в логистике - это упорядоченный и по возможности, непрерывный процесс обработки логистической информации для выявления отклонений или расхождений между плановыми и фактическими величинами логистических показателей, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.

 

Заключение

Основные задачи зaкyпoчнoй логистики: oпpeдeлeниe потpeбнocти в мaтepиaльныx pecypcax; исследование рынка закупок; выбор поставщиков; осуществление закупок; контроль поставок; подготовка бюджета закупок; координация и системная взаимосвязь закупок c производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также поставщиками.

Важность проблемы выбора поставщика ресурсов объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых ресурсов, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером предприятия-покупателя в реализации его логистической стратегии.

Для окончательного принятия решения нужно учитывать такие факторы, как мощность предприятия, качество продукции, колебания объемов, создание или сокращение рабочих мест и т.д.

К основным этапам выбора и оценки поставщика на ЗАО "НПФ ТЕПЛОКОМ" относятся: поиск потенциальных поставщиков, проверка поставщиков, анализ потенциальных поставщиков, анализ надежности поставщика.

Основные критерии, по которым формируется база поставщиков на ЗАО «НПФ ТЕПЛОКОМ»: данные о финансовом состоянии поставщика, опыте работы на рынке, выполнении требований техники безопасности, экологии, внешней безопасности предприятия и т.д. Данные по результатам выполнения договоров содержат информацию о качестве поставляемой продукции по результатам проведения процедур приема груза на складах и соблюдении сроков выполнения договора. Оценка использования продукции в производственном процессе

Контроль в логистике на ЗАО «НПФ ТЕПЛОКОМ»  - это упорядоченный и по возможности, непрерывный процесс обработки логистической информации для выявления отклонений или расхождений между плановыми и фактическими величинами логистических показателей, а также анализ этих отклонений для выявления причин расхождений.

Информация о работе Закупочная логистика