Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:53, реферат
Всегда было принято считать, что знание логики обязательно для образованного человека. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому — растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.
Логические операции — такие, как определение, классификация, доказательство, опровержение и т.п. — применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но применяются неосознанно и нередко с погрешностями, без отчетливого представления о всей глубине и сложности тех мыслительных действий, с которыми связан каждый, даже самый элементарный акт мышления.
1.ИНТУИТИВНАЯ ЛОГИКА
2.ИНТУИЦИЯ И ЛОГИКА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ
НОВОГО ВРЕМЕНИ
3.ИНТУИТИВНАЯ ЛОГИКА КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
4 Слабость интуитивной логики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО
Тема «Интуитивная логика»
Выполнил:
студент 2 курса
Оглавление
1.ИНТУИТИВНАЯ ЛОГИКА
2.ИНТУИЦИЯ И ЛОГИКА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ
НОВОГО ВРЕМЕНИ
3.ИНТУИТИВНАЯ ЛОГИКА КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
4 Слабость интуитивной логики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
введение.
Всегда было принято считать, что знание логики обязательно для образованного человека. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому — растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.
Логические операции — такие, как определение, классификация, доказательство, опровержение и т.п. — применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но применяются неосознанно и нередко с погрешностями, без отчетливого представления о всей глубине и сложности тех мыслительных действий, с которыми связан каждый, даже самый элементарный акт мышления.
Проблематика современной логики сложна и многообразна. И потому многое осталось за пределами учебного пособия. Его задача в том, чтобы дать общее и доступное представление о законах нашего мышления и о науке, изучающей их, показать логический анализ в действии, в применении к содержательно интересным проблемам, встречающимся в повседневной жизни.
Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном — о человеческом мышлении — то, что может показаться на первый взгляд без необходимости усложненным. К тому же основное ее содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей искусственном языке. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.
Подобно тому как умение говорить существовало еще до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Подавляющее большинство людей и сейчас размышляют и рассуждают, не обращаясь за помощью к особой науке и не рассчитывая на эту помощь. Некоторые склонны даже считать собственное мышление естественным про-"цессом, требующим анализа и контроля не больше чем, скажем, дыхание или ходьба.
Разумеется, это заблуждение. Знакомство уже с первыми разделами книги покажет необоснованность такого чрезмерного оптимизма в отношении наших стихийно сложившихся навыков правильного мышления.
Интуитивная логика
В рассказе Л.Толстого «Смерть Ивана Ильича» есть эпизод, имеющий прямое отношение к логике.
Иван Ильич видел, что он умирает, и был в постоянном отчаянии. В мучительных поисках какого-нибудь просвета он ухватился даже за старую свою мысль, что правила логики, верные всегда и для всех, к нему самому не приложимы. «Тот пример силлогизма, которому он учился в логике Кизеветгера: Кай — человек, люди смертны, потому Кай смертен, казался ему во всю его жизнь правильным только по отношению к Каю, но никак не к нему. То был Кай — человек, вообще человек, и это было совершенно справедливо; но он был не Кай и не вообще человек, а он всегда был совсем, совсем особенное от всех других существо... И Кай точно смертен, и ему правильно умирать, но мне, Ване, Ивану Ильичу, со всеми моими чувствами, мыслями, — мне это другое дело. И не может быть, чтобы мне следовало умирать. Это было бы слишком ужасно».
Ход мыслей Ивана Ильича продиктован, конечно, охватившим его отчаянием. Только оно способно заставить предположить, что верное всегда л для всех окажется вдруг неприложимым в конкретный момент к определенному человеку. В уме, не охваченном ужасом, такое предположение не может даже возникнуть. Как бы ни были нежелательны следствия наших рассуждений, они должны быть приняты, если приняты исходные посылки.
ИНТУИЦИЯ И ЛОГИКА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Новоевропейская культура в течение эпохи
Возрождения формирует новые установки
практической деятельности и ориентирует
культуру на цели и ценности, определяемые
достижением земного блага, богатства
и достоверного знания о природе. Это знание
не только должно быть достоверным и ориентировать
человека в природе, разнообразии ее объектов,
их полезных свойствах и качествах. Кроме
того, оно должно обладать новизной и по
возможности подвергать исчислению полезные
свойства и качества изучаемых объектов
с тем, чтобы приспособить их к использованию
в практической деятельности самого человека.
Так возникает не просто достоверное,
но специализированное знание, накопление
которого формирует науку и собственно
научное знание. Ф.Бэкон составляет классификацию
существующих и возможных наук. В основании
этой классификации лежат представления
о способностяхчеловеческого разума. Память лежит
в основе истории, воображению соответствует
поэзия, источником философии являетсярассудок,
а сама философия определяется в учениях
о Боге, природе и человеке. Познание Бога
определено познанием природы, а средство
познания человеком самого себя дано ему
в рефлексии.
В ХVII - XVIII столетиях наука постепенно
отстаивает право самостоятельного суждения
о природе и устройстве мира, а также о
формах его изучения и исследования. Более
того, Новое Время оказывается временем
возникновения науки как социально-организованной
силы, как особого способа производства
знаний. Последнее поставило новые цели
перед логикой и изменило характер философствования.
Логика развивается теперь в связи с требованием
и необходимостью содействовать “росту
наук”. Фр.Бэкон ставит перед собой задачу
разработать новую логику (ср. название
его основного труда “Новый Органон”).
Такая логика, по мнению Бэкона, претендует
быть “учением о методе”, т.е. некоторой
“методологией”, способной указать ученым
кратчайшие пути к “новым истинам”. Орудие
и познания, и действия человека - это новый
метод истолкования природы, метод открытий
и изобретений, опирающийся на планомерно
поставленный эксперимент. В деятельности
ученого, по Бэкону, можно, предположить
два источника успеха и продуктивности,
а именно: чувственные наблюдения, опыт
и рассудок, здравый смысл. Истинный ученый,
считал Бэкон, “берет пример” с пчелы,
извлекающей сок из цветов сада и поля
и собственным умением преобразующей
его в мед. Он руководствуетсялогикой “истинного наведения”,
индуктивным методом, который требует
исчисления качественных особенностей
и свойств изучаемых объектов. Истинная
индукция суть не простое перечисление
случайных признаков изучаемых предметов,
но систематизация качественных признаков,
а затем отбор и селекция тех из них, которые
могут прирастить знание или навести на
открытие еще неизвестного.
Бэкон предложил составлять таблицы присутствия,
отсутствия и степеней изучаемых свойств
отдельных предметов данного класса. Цель
и задача этих таблиц состоит в том, чтобы
осуществить “представление примеров
разуму” и выделить схему сопоставления
двух явлений с тем, чтобы найти и установить
необходимую связь между ними. Сам Бэкон
рассматривал свои таблицы как приемы
открытия.
Заполнение таблиц требует знания фактов,
и их собирание Бэкон считал важнейшей
задачей науки. Более того, до конца жизни
он работал над составлением “Естественной
и Экспериментальной истории”, к которой
стремился обнаружить логические пути
открытия нового знания, общезначимого
для развития науки и дальнейшего изучения
природы.
Логический метод Бэкона фактически стал
началом индуктивной логики. Как форма движения
мысли индукция тесно связана с историей
опытного познания и научного исследования.[6]
В дальнейшем в задачи и цели индуктивной
логики стало входить установление логических
критериев подтверждаемости или обоснованности
какого-либо общего положения науки или
знания единичными фактами. В такой форме
знание или положение науки выступает
не как утверждение, требующее верификации
по критерию истинное/ложное, но как гипотеза. Сами гипотезы
могут получать свои обоснования различным
образом. Один из методов предполагает оценку ее с точки зрения
эффективности в объяснении уже имеющихся
фактов и в предвидении новых и соответственно,
ее принятии или отклонении от дальнейшего
рассмотрения. В дальнейшем Лейбниц поставит
вопрос о об условиях наибольшей обоснованности
гипотезы и сформулирует эти условия.
Фактически Лейбниц вносит в индуктивную
логику новые принципы вероятностной логики. К их числу Лейбниц
отнес следующие: необходимость непрерывной
шкалы вероятностей, достаточно четкое
определение вероятности или правдоподобности
как меры нашего
знания, а также попытки выяснить закономерности,
возникающие при различных операциях
над вероятностями. В основу вероятностной
логики Лейбниц положил принцип “равно
принимать в расчет равноценные предположения”
и долгое время этот принцип, названный принципом
индифферентности, был основным для построения вероятностной
логики.
В философском контексте необходимость
существования вероятностной логики оправдывалось
тем убеждением, что всякое положение,
добытое при помощи опыта, не может быть безусловно необходимым,
но может быть только вероятным.
Переосмысление в Новое время задач и
целей самой логики, развитие самостоятельных логик, тесно увязанных
с математикой и существующей в ней системой
исчислений, заставило философов обратить
внимание и исследовать своеобразие математического
знания.
Это своеобразие, по мнению философов
ХVII века - Декарта, Лейбница, Спинозы и
Локка - состояло в следующем. С одной стороны,
суждения математических наук обладают
безусловной логической всеобщностью и необходимостью, - т.е. любая доказанная
в математике теорема справедлива не только
для данного единичного объекта, но для
любого объекта из класса объектов, который
имеет в виду доказательство. Но с другой
стороны, логическая необходимость доказываемых
в них теорем не имеет и не может иметь
источник в опыте и эмпирической индукции,
а следовательно остается неясным, где
математика черпает свои основные логические
признаки - всеобщность и необходимость.
Эта трудность снималась учением об интеллектуальной
интуиции, в которой утверждался и объяснялся непосредственный
характер некоторых истин. Сама интуиция
понималась здесь как интуиция рациональная,
т.е. такая, в которой нет никакой грубой
чувственности равно как и мистического
сверхъестественно постижения реальности.
“Под интуицией я разумею не веру в шаткое
свидетельство чувств и не обманчивое
суждение беспорядочного воображения,
но понятие ясного и внимательного ума,
настолько простое и отчетливое, что оно
не оставляет никакого сомнения в том,
что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное
понятие ясного и внимательного ума, порождаемого лишь
естественным светом разума и благодаря
своей простоте более достоверное, чем
сама дедукция”[7].
Как видим, понимание интуиции в Новое
Время оказывалось принципиально иным,
чем в предшествующей философии античности
и средневековья. Отличие, в конечном итоге,
сводилось к тому, что процедуры идеализации, т.е. процедуры
мыслимого конструирования объектов,
не существующих и не осуществимых в действительности
( простейший вид таких объектов - математическая
точка или геометрическая фигура), уже
не содержали в качестве своего основания
ничего чувственного, но “демонстрировали”
способность человеческого интеллекта
к ясному и отчетливому усмотрению некоторых,
- в частности математических, - истин.
Интуиция в представлении рационалистов
XVII века есть высшее проявление единства
знания, и притом знания интеллектуального,
ибо в акте интуиции разум одновременно
и мыслит и созерцает. Тем самым интуиция
оказывалась принадлежащей к роду познания
логического.
Представляется, что это обстоятельство
существенным образом повлияло на развитие
характера науки и ценностной определенности
практической деятельности человека.
Кроме того, изменение представления о
соотношении логики и интуиции в процессе
познания, формулировка теории интеллектуальной
интуиции, в которой интуиция рассматривалась
как важнейшая логическая форма человеческого интеллекта, изменило
представления о разуме, почти разрушило
интуицию реальности божественного присутствия
в мире. Очевидным стало именно несоответствие
универсальности разума как “орудия”
конечному характеру человеческого “тела-машины”.
Эта очевидность создала прецеденты для
изменения этических и эстетических установок
в освоении человеком природы, а в конечном
итоге сняла преграды для технологического
вмешательства в природу. Человек же стал
пониматься в качестве силы, противостоящей
природе и преобразующей ее объекты в
необходимые для себя предметные формы.
Науке стал воздаваться приоритет среди
всех других видов познавательной деятельности
постольку, поскольку именно науке присущ
принцип объективного и беспристрастного
исследования.
Фактически в Новое Время складывалась
и развивалась традиция, когда логик сознательно
стремился “дистиллировать” путь человеческого
познания, отбросив все, что не приводило
к успеху. Тем самым логика стремилась
создать нормы и стандарты самого постижения
истины. Таким образом, в Новое Время изменились
задачи логики - ее ядро отныне составляет
разработка норм истинности и методов
достижения нового знания.
Позитивизм, а затем и логический неопозитивизм
ХХ столетия осознал проблемы и задачи
логики в контексте решения проблем обоснования
научного знания. Именно в этом плане,
собственно говоря, логика выглядит “полезной”.
Неопозитивисты сумели достаточно подробно
проанализировать вопрос о структуре
научного знания, проблему объяснения
и предсказания в науке, вопрос о гипотетичности
научного знания, т.д. Иными словами, сложившиеся
в науке приемы и способы исследования
получали описания в логике как некоторые регулятивные
процедуры, и обратно, с точки зрения этих нормативных
процедур подвергались анализу и оценке
конкретные научные теории.
ИНТУИТИВНАЯ ЛОГИКА КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
При рассмотрении этого вопроса главное то , что в основе
творчества лежит прежде всего поиск истины. Величайшим Творцом предстает
пред человеком Господь Бог. Нет религии выше Истины - считает Блаватская
Е.П.[7]. Познайте Истину и Истина сделает вас свободными, - вещает Иисус
Христос (Евангелие). С позиций же философии, истина - категория
онтологическая.
Поэтому рассмотрение вопросов творчества как экологической ниши духовного
человеческого бытия не будет в достаточной мере достоверно без учета
религиозного чувства и мировосприятия. Кроме того, автор реферата ведет
поиск как в форме, так и сути изложения своего философского
мировосприятия, которые бы облегчили исполнение скромной познавательной
и просветительской миссии, возложенной на себя в качестве основной цели
написания опусов.
Способность к творчеству невозможна без высоких образов, а они коренятся в вере.
Ведь "культура" происходит от слова "культ". В то же время, вера не
отменяет искусства. Наконец, в пределе, каждая минута повседневной жизни
человека - это творчество. Немаловажно осмыслить и русский национальный
образ Истины, во всяком случае попытаться это сделать. В ее основе, судя по
всему, надличная, мистическая идея. К сожалению, у нашего народа стихийная
широта взяла верх над духовной глубиной.
Ведь уже к началу Х1Х века народ остался без миросозерцания. Как считает
Д.Андреев, непоправимый ущерб в этом плане нанес Петр Первый [2].
По мнению Достоевского, человек - явление сверхприродное. Поэтому есть
основания предполагать, что только "всматриваясь в небо" можно надеяться на
возрождение русского народа. Русским чужда мистика расы и крови. Им близка
мистика Родной Земли. Природа русского человека противоречива: ему
свойственна и жалость, и жестокость, и бунт - и смирение. Воистину: "Две
бездны - два лица России". Русский устремлен к Граду Грядущего: поэтому
ему не мил Град Сегодняшний.
При этом следует иметь в виду, что нелогичное для человеческого разума
может оказаться вполне "логичным" для Божьего провидения - Божьего
промысла. Интуиция
- путь к более глубокому
промысла. Сочетание интуиции и логики, логики и интуиции, использование их
как единого целого, - является основой творческого метода автора реферата,
сформулированного как "интуитивная логика". Переход от логического разума к
интуитивному стал как никогда злободневным.
Духовным фундаментом для творчества, по мнению автора реферата, является
просвещенная религиозность. Счастье - удел духа! Бездуховного счастья не
бывает. Бездуховная жизнь проходит даром. И в то же время, человек
определяется не столько суммой верований и убеждений, сколько суммой
поступков.
Исследование духовного мира испокон веков было делом философии. Успехи ее,
увы, не всеобъемлющи. Дело в том, что с расщеплением духовного мира
начинают соответствующим
образом деструктироваться и ег
исследования: позитивисты отдали предпочтение анализу познавательного
начала, науки, а экзистенциалисты - анализу эстетического начала и т.д.
При этом каждый стремился нарисовать свою картину мира в целом, в чем явно
не преуспели. Поэтому, прежде чем давать рекомендации по восстановлению
утраченного единства мира человеческого духа, философия должна начать с
восстановления собственного единства.
Искусство может быть эстетичным средством познания. Оно почти всегда
играло некую познавательную роль. Однако это осуществлялось в нем лишь на
эмпирическом, описательном уровне, зачастую непреднамеренно, в виде своего
рода неизбежного побочного процесса. Г.Мелвилл и Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский
и Ф.Кафка, В.В.Набоков и А.Камю, Т.Манн и Л.Андреев, М.Булгаков и Г.Гессе,
И.Ефремов и А.Азимов - эти и иные художники-мыслители в качестве объекта
исследования избрали наиболее сложный из известных человеку предметов -
самого человека. Формулировались и проблемы личности (ее сложнейшей
структуры, развития и деградации) и проблемы взаимоотношений между человеком
и обществом, человеком
и Мирозданием. Рассматривались проблемы смысла и цели жизни, смерти,