Интуитивная логика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:53, реферат

Краткое описание

Всегда было принято считать, что знание логики обязательно для образованного человека. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому — растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.
Логические операции — такие, как определение, классификация, доказательство, опровержение и т.п. — применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но применяются неосознанно и нередко с погрешностями, без отчетливого представления о всей глубине и сложности тех мыслительных действий, с которыми связан каждый, даже самый элементарный акт мышления.

Содержание

1.ИНТУИТИВНАЯ ЛОГИКА
2.ИНТУИЦИЯ И ЛОГИКА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ
НОВОГО ВРЕМЕНИ

3.ИНТУИТИВНАЯ ЛОГИКА КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД
4 Слабость интуитивной логики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по логике2.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ                                                                             ДИСЦИПЛИН

 

 

 

                                            РЕФЕРАТ

 

                                        по дисциплине

                                         «ЛОГИКА»

 

                           Тема  «Интуитивная логика»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 2 курса 

                                                                                        группы «3Э-102п» 

                                                                  

                                                                                                     Оруджов А. М.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 Оглавление    

 

    1.ИНТУИТИВНАЯ ЛОГИКА

   2.ИНТУИЦИЯ И ЛОГИКА В  КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ  НАУКИ     

        НОВОГО  ВРЕМЕНИ                             

 

   3.ИНТУИТИВНАЯ ЛОГИКА КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

  4 Слабость интуитивной логики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 введение.     

 

Всегда было принято  считать, что знание логики обязательно  для образованного человека. Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому — растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.

Логические операции — такие, как определение, классификация, доказательство, опровержение и т.п. — применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но применяются неосознанно и нередко с погрешностями, без отчетливого представления о всей глубине и сложности тех мыслительных действий, с которыми связан каждый, даже самый элементарный акт мышления.

Проблематика современной  логики сложна и многообразна. И  потому многое осталось за пределами  учебного пособия. Его задача в том, чтобы дать общее и доступное  представление о законах нашего мышления и о науке, изучающей их, показать логический анализ в действии, в применении к содержательно интересным проблемам, встречающимся в повседневной жизни.

Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном —  о человеческом мышлении — то, что может показаться на первый взгляд без необходимости усложненным. К тому же основное ее содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей искусственном языке. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.

Подобно тому как умение говорить существовало еще до возникновения  науки грамматики, так и искусство  правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Подавляющее большинство людей и сейчас размышляют и рассуждают, не обращаясь за помощью к особой науке и не рассчитывая на эту помощь. Некоторые склонны даже считать собственное мышление естественным про-"цессом, требующим анализа и контроля не больше чем, скажем, дыхание или ходьба.

Разумеется, это заблуждение. Знакомство уже с первыми разделами  книги покажет необоснованность такого чрезмерного оптимизма в  отношении наших стихийно сложившихся  навыков правильного мышления.

В предмете логики особое  место занимает  интуитивная   логика.  Что оно  с собой   представляет   и  вчем   отражается  его суть и значения описывается   ниже   по   теме.

 

                      Интуитивная логика

 

В рассказе Л.Толстого «Смерть  Ивана Ильича» есть эпизод, имеющий прямое отношение к логике.

Иван Ильич видел, что  он умирает, и был в постоянном отчаянии. В мучительных поисках  какого-нибудь просвета он ухватился  даже за старую свою мысль, что правила  логики, верные всегда и для всех, к нему самому не приложимы. «Тот пример силлогизма, которому он учился в логике Кизеветгера: Кай — человек, люди смертны, потому Кай смертен, казался ему во всю его жизнь правильным только по отношению к Каю, но никак не к нему. То был Кай — человек, вообще человек, и это было совершенно справедливо; но он был не Кай и не вообще человек, а он всегда был совсем, совсем особенное от всех других существо... И Кай точно смертен, и ему правильно умирать, но мне, Ване, Ивану Ильичу, со всеми моими чувствами, мыслями, — мне это другое дело. И не может быть, чтобы мне следовало умирать. Это было бы слишком ужасно».

Ход мыслей Ивана Ильича продиктован, конечно, охватившим его отчаянием. Только оно способно заставить предположить, что верное всегда л для всех окажется вдруг неприложимым в конкретный момент к определенному человеку. В уме, не охваченном ужасом, такое предположение не может даже возникнуть. Как бы ни были нежелательны следствия наших рассуждений, они должны быть приняты, если приняты исходные посылки.

ИНТУИЦИЯ И ЛОГИКА В  КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ                        НАУКИ   НОВОГО  ВРЕМЕНИ 

 
 Новоевропейская культура  в течение  эпохи Возрождения   формирует  новые установки практической деятельности и ориентирует культуру на цели и ценности, определяемые достижением земного блага, богатства и достоверного знания о природе. Это знание   не только должно быть достоверным  и ориентировать человека в природе, разнообразии ее объектов,  их полезных свойствах и качествах. Кроме того, оно должно  обладать новизной и  по возможности подвергать исчислению полезные свойства и качества изучаемых объектов с тем, чтобы приспособить их к использованию в практической деятельности самого человека. Так возникает  не просто достоверное, но специализированное знание,  накопление которого формирует науку и собственно научное знание.  Ф.Бэкон составляет классификацию существующих и возможных  наук. В основании этой  классификации  лежат представления о способностяхчеловеческого разума. Память лежит в основе истории, воображению соответствует поэзия, источником философии являетсярассудок,   а сама философия определяется в учениях о Боге, природе и человеке. Познание  Бога определено познанием природы, а средство познания человеком самого себя дано ему в рефлексии. 
В ХVII - XVIII столетиях  наука постепенно отстаивает право самостоятельного суждения о природе и  устройстве мира, а также о формах его изучения и исследования. Более того,  Новое Время  оказывается временем возникновения науки  как социально-организованной силы, как особого способа производства знаний. Последнее поставило новые цели перед логикой и изменило характер философствования. 
 Логика развивается теперь в связи с требованием и необходимостью содействовать “росту наук”. Фр.Бэкон ставит перед собой задачу разработать новую логику (ср. название его основного труда “Новый Органон”). Такая логика, по мнению Бэкона, претендует быть “учением о методе”, т.е. некоторой “методологией”, способной указать ученым кратчайшие пути к “новым истинам”. Орудие и познания, и действия человека - это новый метод истолкования природы, метод  открытий и изобретений, опирающийся на планомерно поставленный эксперимент.  В деятельности  ученого, по Бэкону,  можно,  предположить два источника успеха и продуктивности, а именно: чувственные наблюдения, опыт  и рассудок, здравый смысл.  Истинный ученый, считал Бэкон, “берет пример” с пчелы, извлекающей сок из цветов сада и поля и собственным умением преобразующей        его в мед.   Он руководствуетсялогикой    “истинного наведения”,  индуктивным методом, который  требует исчисления качественных особенностей и свойств изучаемых объектов. Истинная индукция суть не простое перечисление случайных признаков изучаемых предметов,  но систематизация качественных признаков, а затем отбор и селекция тех из них,  которые могут прирастить знание или навести на открытие еще  неизвестного.   
 Бэкон предложил составлять таблицы присутствия, отсутствия и степеней  изучаемых свойств отдельных предметов данного класса.  Цель и задача этих таблиц состоит в том, чтобы осуществить “представление примеров разуму” и выделить схему сопоставления двух явлений с тем, чтобы найти и установить необходимую связь между ними. Сам Бэкон рассматривал свои таблицы как приемы открытия. 
  Заполнение таблиц требует знания фактов, и их собирание Бэкон считал важнейшей задачей науки. Более того, до конца жизни он работал над составлением  “Естественной и Экспериментальной истории”, к которой стремился обнаружить логические пути  открытия нового знания, общезначимого для развития науки и дальнейшего изучения природы. 
Логический метод Бэкона фактически стал началом индуктивной логики. Как форма движения мысли индукция тесно связана с историей опытного познания и научного исследования.[6]  В дальнейшем в задачи и цели индуктивной логики стало входить установление логических критериев подтверждаемости или обоснованности какого-либо общего положения науки или знания единичными фактами. В такой форме знание или положение науки выступает  не как утверждение, требующее верификации по критерию  истинное/ложное, но как гипотеза. Сами гипотезы могут получать свои обоснования различным образом. Один из методов предполагает оценку ее с точки зрения эффективности  в объяснении уже  имеющихся фактов и в предвидении новых и соответственно, ее принятии или отклонении от дальнейшего рассмотрения. В дальнейшем Лейбниц поставит вопрос о об условиях наибольшей обоснованности гипотезы и сформулирует эти условия. Фактически Лейбниц  вносит в индуктивную логику новые  принципы    вероятностной логики. К их числу Лейбниц отнес следующие: необходимость непрерывной шкалы вероятностей, достаточно четкое определение вероятности или правдоподобности как меры нашего знания, а также попытки выяснить закономерности, возникающие  при различных операциях над вероятностями. В основу вероятностной логики Лейбниц положил принцип “равно принимать  в расчет равноценные предположения” и долгое время этот принцип, названный принципом индифферентности, был основным для построения вероятностной логики. 
В философском контексте необходимость существования вероятностной логики оправдывалось тем убеждением,   что всякое положение, добытое при помощи  опыта, не может быть безусловно необходимым, но может быть только вероятным.  
Переосмысление в Новое время задач и целей  самой логики, развитие самостоятельных логик, тесно увязанных с математикой и существующей в ней системой исчислений,   заставило философов обратить внимание и исследовать своеобразие  математического знания. 
Это своеобразие, по мнению философов ХVII века - Декарта, Лейбница, Спинозы и Локка -  состояло в следующем. С одной стороны, суждения математических наук обладают безусловной логической всеобщностью и необходимостью, - т.е. любая доказанная в математике теорема справедлива не только для данного единичного объекта, но для любого объекта из класса объектов, который имеет в виду доказательство.  Но с другой стороны, логическая необходимость доказываемых в них теорем не имеет и не может иметь источник в опыте и эмпирической индукции, а следовательно остается неясным, где математика черпает свои основные логические признаки - всеобщность и необходимость. Эта трудность снималась учением об интеллектуальной интуиции, в которой утверждался и объяснялся непосредственный характер некоторых истин. Сама интуиция понималась здесь как интуиция рациональная, т.е. такая, в которой нет никакой грубой чувственности равно как и мистического сверхъестественно постижения реальности. “Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и  то же, прочное  понятие ясного и  внимательного ума, порождаемого лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция”[7]. 
Как видим, понимание интуиции в Новое Время оказывалось принципиально иным, чем в предшествующей философии античности и средневековья.  Отличие, в конечном итоге, сводилось к тому, что процедуры идеализации, т.е. процедуры мыслимого конструирования объектов, не существующих и не осуществимых в действительности ( простейший вид таких объектов - математическая точка или геометрическая фигура),  уже не содержали в  качестве своего основания ничего чувственного, но “демонстрировали” способность человеческого интеллекта к  ясному и отчетливому усмотрению некоторых, - в частности математических, - истин. Интуиция в представлении рационалистов XVII века есть высшее проявление единства знания, и притом знания интеллектуального,    ибо в акте интуиции разум одновременно и мыслит и созерцает. Тем самым интуиция оказывалась принадлежащей к роду познания логического.  
Представляется, что это обстоятельство существенным образом повлияло на развитие характера науки и ценностной определенности практической деятельности человека.   Кроме того, изменение представления о соотношении логики и интуиции в процессе познания, формулировка теории интеллектуальной интуиции, в которой интуиция рассматривалась  как важнейшая логическая форма   человеческого интеллекта, изменило   представления о   разуме, почти разрушило интуицию реальности божественного присутствия в мире.  Очевидным стало именно несоответствие универсальности разума как “орудия” конечному характеру  человеческого “тела-машины”. Эта очевидность создала прецеденты для изменения этических и эстетических установок в освоении человеком природы, а в конечном итоге сняла преграды для технологического вмешательства  в природу.  Человек же стал пониматься в качестве силы, противостоящей природе и преобразующей ее объекты в необходимые для себя предметные формы. Науке стал воздаваться приоритет среди всех других видов познавательной деятельности постольку, поскольку именно науке присущ принцип объективного и беспристрастного исследования.  
 Фактически в Новое  Время складывалась и развивалась  традиция, когда логик сознательно стремился “дистиллировать” путь человеческого познания, отбросив все, что не  приводило к успеху. Тем самым логика стремилась создать нормы и стандарты самого постижения истины.    Таким образом,  в Новое Время изменились задачи логики -  ее ядро отныне составляет  разработка норм истинности и методов достижения нового знания.  
 Позитивизм, а затем и логический неопозитивизм ХХ столетия осознал  проблемы и задачи логики в контексте решения проблем обоснования научного знания. Именно в этом плане, собственно говоря, логика  выглядит  “полезной”. Неопозитивисты сумели достаточно подробно проанализировать вопрос о структуре научного знания, проблему объяснения и предсказания в науке, вопрос о гипотетичности научного знания, т.д. Иными словами, сложившиеся в науке приемы и способы исследования получали описания в логике как некоторые регулятивные процедуры, и обратно, с точки зрения этих нормативных  процедур  подвергались анализу и оценке конкретные научные теории.

 

 

 

  ИНТУИТИВНАЯ ЛОГИКА КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

                  

При   рассмотрении   этого    вопроса    главное  то , что в основе 

творчества лежит прежде всего поиск истины.  Величайшим Творцом предстает

пред человеком Господь  Бог.  Нет религии выше  Истины  - считает Блаватская

Е.П.[7]. Познайте Истину и  Истина сделает вас свободными, - вещает Иисус

Христос  (Евангелие).  С  позиций  же  философии, истина - категория

онтологическая.

Поэтому рассмотрение вопросов творчества как  экологической  ниши духовного

человеческого  бытия не будет в достаточной  мере достоверно без учета

религиозного  чувства  и  мировосприятия.  Кроме  того, автор реферата  ведет

поиск  как  в  форме, так  и сути изложения своего философского

мировосприятия, которые  бы  облегчили  исполнение  скромной познавательной

и  просветительской миссии,   возложенной на себя в качестве основной цели

написания опусов.

Способность к  творчеству невозможна без высоких образов, а они коренятся в вере.

  Ведь "культура" происходит от слова "культ".  В то же время, вера  не

отменяет  искусства.  Наконец, в  пределе, каждая минута повседневной жизни

человека - это  творчество.  Немаловажно осмыслить  и русский национальный

образ Истины, во всяком случае попытаться это сделать.  В ее основе, судя по

всему, надличная, мистическая идея. К сожалению, у  нашего народа стихийная

широта взяла  верх над духовной глубиной.

Ведь уже  к началу Х1Х века народ остался  без миросозерцания.  Как считает

Д.Андреев, непоправимый ущерб в этом плане нанес Петр Первый [2].

По мнению Достоевского, человек - явление сверхприродное.  Поэтому есть

основания предполагать, что только "всматриваясь в небо" можно надеяться на

возрождение русского народа.  Русским чужда мистика расы  и крови.  Им близка

мистика Родной Земли. Природа русского человека противоречива:  ему

свойственна и  жалость, и жестокость, и бунт - и  смирение.  Воистину: "Две

бездны - два  лица России". Русский  устремлен  к Граду Грядущего:  поэтому

ему не мил Град Сегодняшний.

При этом  следует  иметь  в виду, что нелогичное для человеческого разума

может оказаться  вполне  "логичным"  для  Божьего  провидения  - Божьего

промысла.  Интуиция  - путь к более глубокому проникновению  в сущность этого

промысла.  Сочетание интуиции и логики, логики и  интуиции, использование их

как единого  целого, - является основой творческого  метода автора реферата,

сформулированного как "интуитивная логика". Переход  от логического разума к

интуитивному  стал как никогда злободневным.

Духовным фундаментом  для творчества, по мнению автора реферата, является

просвещенная  религиозность.  Счастье  -  удел духа!  Бездуховного счастья не

бывает.  Бездуховная  жизнь проходит даром.  И в то же время, человек

определяется  не столько суммой верований и убеждений, сколько суммой

поступков.

Исследование  духовного  мира  испокон  веков  было делом философии. Успехи ее,

увы, не всеобъемлющи. Дело в том, что с расщеплением  духовного  мира

начинают соответствующим  образом деструктироваться и его философские

исследования: позитивисты отдали предпочтение анализу  познавательного

начала, науки, а  экзистенциалисты  -  анализу  эстетического начала и т.д.

При этом каждый стремился нарисовать свою картину  мира в целом, в чем явно

не преуспели.  Поэтому, прежде чем давать рекомендации по восстановлению

утраченного единства мира  человеческого  духа, философия  должна  начать  с

восстановления  собственного единства.

Искусство может  быть  эстетичным  средством познания.  Оно почти всегда

играло некую познавательную роль.  Однако это осуществлялось  в нем лишь  на

эмпирическом, описательном уровне, зачастую непреднамеренно, в виде своего

рода неизбежного  побочного процесса. Г.Мелвилл и  Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский

и  Ф.Кафка, В.В.Набоков  и  А.Камю, Т.Манн и Л.Андреев, М.Булгаков и Г.Гессе,

И.Ефремов и  А.Азимов - эти и  иные  художники-мыслители  в  качестве  объекта

исследования  избрали наиболее сложный из известных  человеку предметов -

самого человека. Формулировались и  проблемы личности (ее сложнейшей

структуры, развития и деградации) и проблемы взаимоотношений  между человеком

и  обществом, человеком

и Мирозданием.  Рассматривались  проблемы  смысла  и  цели жизни, смерти,

Информация о работе Интуитивная логика