Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:40, контрольная работа
В процессе познания человек получает те или иные знания. Для того, чтобы осуществить и развить само познание нужно фиксирование и оформление этого знания. Так же важно в процессе научиться фиксировать неизвестное,- то, что требует выяснения. Именно, вопрос, и является такой формой, в которой мы фиксируем то, что требует выяснения. Для уточнения структуры вопроса необходимо иметь в виду, что выделение неизвестного, происходит всегда в пределах известного, познанного.
1. Введение
В процессе познания человек получает те или иные знания. Для того, чтобы осуществить и развить само познание нужно фиксирование и оформление этого знания. Так же важно в процессе научиться фиксировать неизвестное,- то, что требует выяснения. Именно, вопрос, и является такой формой, в которой мы фиксируем то, что требует выяснения. Для уточнения структуры вопроса необходимо иметь в виду, что выделение неизвестного, происходит всегда в пределах известного, познанного.
Рассмотрим пример: Все планеты нашей солнечной системы вращаются вокруг Солнца; в пределах этого знания может появляться один за другим вопросы. Какой формой обладают их орбиты? С какой скоростью двигаются планеты? За какой период времени, планеты делают полный оборот? И тому подобные вопросы. Теперь можно определить само понятие вопрос:
вопрос, как форма познания, есть способ выделения неизвестного, подлежащего познанию, в пределах чего-то известного
исходя, из выше сказанного, можем сказать, что методологическая роль вопроса, выполнимая им в процессе познания, заключается в определение цели дальнейшего научного исследования. А значит и направление научного поиска.
Когда мы познаем, то вопросы не появляются сами по себе, безосновательно. Каждый вопрос обязательно базируется на уже известном знании. Это знание выступает его базисом и играет роль предпосылки вопроса.
Пример: предпосылкой вопроса: «В какое время года не идет снег?» является высказывания «существует время года, в которое не идет снег».
Познавательная функция вопроса нашла реализацию в виде ответа на поставленный вопрос.
Ответом является новое суждение, которое уточняет или дополняет в соответствии с поставленным вопросом ранее полученное знание.
Под Поиском ответа понимается обращение к определенной области теоретических или эмпирических знаний. Ее так и называют область поиска ответа. Знание, которое приобретено в ответе, расширяя, иногда и уточняя изначально данную информацию, может являться базисом для создания новых вопросов, либо более глубоких вопросов о предмете исследования.
2.Виды вопросов
по структуре и функциям вопросы можно поделить на :
- 1.корректные и некорректные вопросы
- 2.закрытые и открытые вопросы (Уточняющие и восполняющие вопросы)
- 3.простые или сложные вопросы
- 4.вопросы по существу темы и вопросы не по существу
2.1 Корректно и
некорректно поставленные
С точки зрения семантической характеристики вопросы могут быть корректно и некорректно поставленные.
В отличие от суждения вопрос не состоит из утверждения, или отрицания. Информацию, которая выражена в вопросе, не оценивают в терминах истины и лжи. То есть о вопросе нельзя говорить истина или ложно.
Наряду с этим, вопрос в явном или неявном виде может включать или просто опираться на определенное исходное (базисное знание), выступающее предпосылкой вопроса. Качество этого базисного знания в значительной степени воздействует на логический статус вопроса, при этом оценивая корректность и некорректность постановки вопроса.
Корректно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное и непротиворечивое знание.
Пример: «вы, хорошо выспались?».
Некорректно поставленным считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером некорректно поставленного вопроса может служить и такой вопрос: "Какой рост у кентавра?” Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании кентавра. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно поставленном - прежде чем выяснять рост у кентавра, необходимо установить сам факт существования кентавра вообще.
Другой пример, некорректно заданного вопроса:
Что такое «филькина грамота»?
Вопрос задан некорректно, так как его предпосылка состоит в том, что установлено, будто бы «филькина грамота» существует на самом деле, а эта предпосылка ложна, ведь «филькиной грамотой» обычно называют что-то, подходящее под признак неграмотно составленное или составленное для необходимости отделаться поскорее от работы.
В тех случаях, когда некорректно поставленный вопрос умышленно применяют с целью ввести в заблуждение отвечающего. Такой вопрос определяют, как улавливающий, или "провокационный”.
2.2 Закрытые и открытые вопросы
По количеству возможных ответов, вопросы делят на закрытые и открытые.
вопрос считается открытым, если есть возможность дать на него неограниченного количество ответов.
Примеры открытого вопроса:
«Как живется студенту в общежитие?»
«Как читает лекции преподаватель по логике?»
«Что ждет нас в будущем?»
Вопрос считается закрытым, если существует определенное количество ответов, есть выбор из конечного числа заранее подготовленных вариантов. (часто встречаемся с этим при решении тестов, при заполнении анкет, и тому подобные случаи).
Из любого открытого вопроса, можно перестроить и получить закрытый вопрос.
Пример полученных закрытых вопросов:
«Как живется студенту в общежитие?»
а) грустно, скучает по дому
б) нормально, все устраивает
в) хорошо, много забот, скучать не приходиться
Уточняющие и восполняющие вопросы
Относительно познавательной функции, все вопросы можно поделить на два основных типа:
- уточняющие
- восполняющие
Уточняющие вопросы нацелены на установку истинности предпосылки, обычно они определяются наличием частицы «ли». Поэтому их также называют «ли- вопросы»
Пример уточняющих вопросов:
«Правда ли, что конец света будет в 2012году?»
«Действительно ли, ректор нашего ВУЗа, останется на второй срок?»
«Является ли порода белых тигров вымирающей?»
То есть грамматический признак уточняющих вопросов, является именно присутствие в предложении частицы "ли”:
"Правда ли, что...”; "Действительно ли, ...”; "Является ли,...”; и другие выражения, которые подразумевающие эту частицу.
Схема «ли-вопросы» в символической записи изображаются так: ?(p), где "?” - оператор вопроса, "p” - суждение, у которого необходимо выяснить истинность.
Предпосылка, явно выраженная в таких вопросах(«ли-вопросах») - есть знание о предмете ( о конце света; о ректоре; о породе белых тигров ) и знание о возможном признаке этого предмета (о наступлении в 2012году; о возможности остаться на второй срок; о вымирании рода).
Неизвестным в таких вопросах («ли-вопросах») есть принадлежность предмету указанного признака.
Область поиска ответов в уточняющих вопросах(«ли-вопросах») определена выбором одной из альтернатив: р1 \/ р2. Отсюда имеем, еще одно название этого вопроса - закрытый (см. пункт 2.2) или альтернативный вопрос.
Восполняющие вопросы, это вопросы направленные на получение нового знания.
Рассмотрим примеры восполняющих вопросов:
"Где проходил Всемирный чемпионат по футболу 2002 года?”
"Кто изобрел мобильный телефон?”
"Когда произошло сильнейшее землетрясение на территории озера Байкал?»
Грамматическим признаком, в восполняющих вопросах, является присутствие в предложении вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и других вопросов, задавая которые, хотят узнать дополнительную информацию о самом исследуемом объекте.
Схема подобных вопросов («что- вопросов») : ?х(р), где "?”(знак вопроса) - оператор вопроса, "х” - переменная для вопросительного слова, "р” – исходное суждение, которое нуждается в дополнении.
Из рассмотренных выше примеров, к нуждающимся вопросам, в дополнении знаний, можно отнести: Где-то проходил Всемирный чемпионат по футболу; Кто-то изобрел мобильный телефон; Когда-то произошло сильнейшее землетрясение на территории озера Байкал.
область поиска ответов на «что - вопрос» есть множество высказываний, которые определяются вопросительным словом (кто? что? когда? какой? ( и т.д.) . Ответ, который найден, дополняет неопределенное базисное знание новой информацией о свойствах – о времени, об авторе, о месте и т.д. рассматриваемых явлений. Поскольку ответ на «что – вопрос» - есть выбор истинного суждения из множества возможных вариантов, его также называют открытым вопросом.(см. пункт 2.2)
2.3 Простые и сложные вопросы.
В зависимости от логической структуры, как уточняющие, так и восполняющие вопросы могут быть простыми и сложными.
В простые вопросы не входят в качестве составных частей какие либо другие вопросы.
Пример простого вопроса: «Кто основатель «евклидовой геометрии»? »
Для вопросов типа «ли – вопросы» (уточняющих) простым будет вопрос, в котором происходит выяснение истинности лишь одного суждения ? (p). Для вопросов типа «что - вопрос» (восполняющих вопросов) простым вопросом является вопрос, в котором есть единственное вопросительное слово, относящееся к единственному суждению - ?х(р).
Сложные вопросы, это вопросы включающие в себя два и более простых вопросов, при этом они соединены конъюнкцией (союз «и») или дизъюнкцией (союз «или»). В зависимости от типа логической связи сложные вопросы можно поделить на :
- соединительные (конъюнктивные);
- разделительные (дизъюнктивные);
- смешанные (соединительно-разделительные)
Для вопросов типа «ли – вопросы» (уточняющих) сложным вопросом является тот, в котором требуется определить истинность двух и более суждений. Схему соединительного уточняющего вопроса можно представить следующим образом - ?(p/\ q).
Пример сложного конъюнктивного уточняющегося вопроса:
"Являются ли монеты
номиналом в «10 копеек» и «5
копеек» востребованными на
Схема разделительного уточняющего сложного вопроса: ?(p \/ q).
Пример сложного разделительного уточняющегося вопроса:
"Правда ли, что студенты уйдут на летние каникулы с 30 июня, или кто-то раньше?»
Для вопросов типа «что – вопросы» (восполняющих вопросов) сложным будет вопрос, содержащий два и более вопросительных слова, а также вопрос, в котором вопросительное слово или слова относятся к двум и более суждениям.
схемы восполняющих сложных вопросов:
? (х /\ у)р; ? (х \/ у)р;. ? х(р /\ q); ? (х \/ у) (р \/ q) и т .д.
Пример сложного соединительного восполняющего вопроса:
"Где и когда были
подписаны акты о капитуляции
фашисткой Германии и
Схема вопроса следующая: ? (х /\ у) (р /\ q).
Фактически вопрос содержит 4 конъюнктивно связанных простых вопроса:
Первый «?»: "Где был подписан акт о капитуляции фашисткой Германии?”
Второй «?»: "Когда был подписан этот акт?”
Третий «?»: "Где был подписан акт о капитуляции Японии?”
Четвертый «?»: "Когда был подписан этот акт?”
Познавательная функция вопроса отражается в виде вновь полученного суждения - ответа на поставленный вопрос. По содержанию и структуре ответ требуется формулировать в соответствии с поставленным вопросом. Именно, в этом случае, ответ считается релевантным, то есть ответом по существу поставленного вопроса. Ответом, выполняющим свое основное назначение - уточнить неясности или неопределенности, найти новую информацию.
2.4 Вопросы по существу темы и вопросы не по существу
Во время процесса обсуждения проблемных ситуаций в науке, в политике, во время защиты диссертации, или просто деловых переговорах практически нужно различать два вида вопроса относительно обсуждаемой темы:
- вопросы по существу темы
- вопросы не по существу темы
Первый тип вопросов: вопросов по существу темы включает запрос мысли, косвенно или же напрямую относящийся к обсуждению темы. Ответ при этом уточняет или просто дополняет данную информацию. Подобные вопросы позволительны в разном информационном общении. Оценка такого вопроса как релевантного, или по существу темы не формально – структурная, а напротив информационно – содержательная задача. Решение такой задачи определяется знанием существенных характеристик проблемной темы.
Второй тип вопросов: вопросы не по существу темы, не имеющие непосредственного отношения к обсуждению темы. Зачастую, подобные вопросы только внешне вроде связанны с поставленной на обсуждение проблемой, эти вопросы обычно отводят дискуссию в сторону от решения главной проблемы (идеи). Ими часто пользуется тот, кто хочет лишний раз затянуть дискуссию.
Вопросы не по существу темы, обычно не обсуждают в рационально организованной дискуссии, стороны имеют право не давать ответа на них, мотивируя отказ именно тем, что они не имеют отношения к делу.
3. Ответ
Ответ это суждение, которое вызвано вопросом. Уточняющее суждение или дополняющее базисное знание вопроса. Говорят, что ни один ответ не является исчерпывающим до конца, ответ уже является основой для новых вопросов. Тем самым углубляя имеющиеся представления о мире. Ответы, как и вопросы, бывают разных типов.
По области поиска, ответы делят на прямы (из указанной области) и косвенные ответы (например, ответы по средством сказок, притч. Когда оппонент должен сам сделать нужный вывод.)
По объему информации, ответы делят на полные и частичные ответы (устраняющие частично недостаток знания).
По отношению к действительности ответов различают истинные и ложные.
По отношению к вопросу, ответы делятся на ответы по существу и не по существу; положительные и отрицательные ответы; подходящие и неподходящие; тавтологичные, то есть ответ лишь воспроизводит сам вопрос, не давая новых знаний.
4. Зависимость ответа от вопроса.
С точки зрения логики, зависимость между вопросом и ответом ,определена в том, что качество ответа определяется качеством вопроса. Именно поэтому в дебатах и в процессе допроса есть правило: как вопрос поставлен, такой ответ и получен. То есть на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно услышать ясный ответ. Если нужен точный и определенный ответ, то сформулируй точный и ясный вопрос.