Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:40, контрольная работа
В процессе познания человек получает те или иные знания. Для того, чтобы осуществить и развить само познание нужно фиксирование и оформление этого знания. Так же важно в процессе научиться фиксировать неизвестное,- то, что требует выяснения. Именно, вопрос, и является такой формой, в которой мы фиксируем то, что требует выяснения. Для уточнения структуры вопроса необходимо иметь в виду, что выделение неизвестного, происходит всегда в пределах известного, познанного.
Под точностью и ясностью в этом случае понимается логическая характеристика вопроса (понятийно-структурная) Она проявляется в точности применяемых понятий и вопросительных слов, и в рациональном применении сложных вопросов.
Понятия с двумя смыслами, зачастую встречаются в улавливающих или "провокационных” вопросах, в которых содержится скрытая информация. К подобным вопросам, нередко прибегали древнегреческие софисты
Один из них - софизм "рогатый”, когда просят дать ответ на вопрос: "ты всё ещё носишь рога?” В другой уловке софист интересуется: "Продолжаешь ли ты бить своего отца?”
Скрытые в данных вопросах утверждения являются причиной того, что независимо от того, как ты на них ответишь("да” или "нет”), тот, кто отвечает, всё равно неявно соглашается, что у него существует или были до настоящего времени, рога, или же тот факт, что он избивал раньше или до сих пор бьет, своего отца.
Иной раз неопределенность полученная при ответах и есть результат неясности самих понятий, которые применяются в вопросах.
Приведем пример про используемый еще древними грекам софизм "куча”. Софист интересуется: ”Если из кучи песка удалить одну из песчинок, останется ли куча?” получает ответ: "Да”. Софист снова интересуется: ” А если удалить еще одну песчинку, останется ли куча?” получает утвердительный ответ: "да”. Софист получает утвердительные ответы, до того момента, когда от кучи песка ничего не остается.
такая уловка основывается на неопределенности понятия "куча”. От Софиста поступает предложение убирать из кучи по одной песчинке, при этом само понятие "куча” через количество песчинок не определяется, оно определено через качественные характеристики (форма, относительная величина объекта)
так точность ответа на восполняющий вопрос имеет зависимость от степени определенности вопросительных слов - Кем? Чем? кто? что? где? когда? как? и тому подобные. (слов, не отличающихся достаточной точностью)
Пример: "Кто изобрел телефон?” в данном вопросе, под словом "кто” подразумевается личность, однако не понятно, по какому признаку эта личность должна быть выделена: по национальности, по специальности, по возрасту, по имени и т.д. возникает необходимость и для уточнения слов: "когда” – период, век, год, месяц, число; "где” - континент, страна, регион, город и так далее.
Особые трудности могут появляться при ответе на сложные вопросы. Пример: на конъюнктивный вопрос - "Является ли Уильям Шекспир английским поэтом и автором оперы "Лоэнгрин?”
Ответ: «нет» будет неопределенным, ведь ответ подразумевает по крайне мере 3 возможных ответа:
- "Уильям Шекспир является английским поэтом и автором оперы "Лоэнгрин”;
- " Уильям Шекспир не является английским поэтом и автором оперы "Лоэнгрин”;
- " Уильям Шекспир не является английским поэтом, но является автором оперы "Лоэнгрин”.
То есть неопределенность в ответе случается и когда дается краткое утверждение на дизъюнктивный вопрос
Пример: "хорошо иметь авто или это вредно?” если ответить "Да”, то не понятно, что подразумевается:
- хорошо иметь авто и это вредно;
- хорошо иметь авто, но не вредно;
- не хорошо иметь авто, но это вредно.
Неопределенность кратких ответов можно снять. Так в первом примере это возможно развернутым отрицательным ответом, а во втором примере развернутым утвердительным.
5.Список использованной литературы:
1.Арюлин А.А Учебно-
2.Ерашев А.А., Сластенко Е.Ф. Логика. К.,1993;
3.Хоменко Е.В., Алексюк И.А. Основы логики. К.,1996;
4.Кириллов В.И, Старченко А.А. Логика., М.,1987.
5.http://blogyka.ru/podborka-