Контрольная работа по предмету "Логика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 12:23, контрольная работа

Краткое описание

Термин “ логика ” происходит от греческого слова 1оgos, что значит “мысль”, “слово”, “разум”, “закономерность”, и используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин “ логика ” в указанных двух смыслах

Содержание

Вариант №1.
1. Значение термина «логика». Предмет логики и ее место в системе других наук: логика и психология, логика и педагогика, логика и кибернетика, логика и лингвистика, логика и философия.
Виды понятий по содержанию
2. Деление понятий. Правила деления понятий. Ошибки в делении понятий. Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление. Классификация.
3. Сложные суждения и их виды. Логические связки в сложных суждениях.
4. Умозаключение, определение и структура. Дедуктивные, индуктивные умозаключения, умозаключения по аналогии.
5. Сокращённый категорический силлогизм. Виды энтимем.
6. Виды трилемм.
7. Структура спора. Начало и завершение спора.
9.Опровержение. Прямое и косвенное опровержение тезиса. Критика доводов. Выявление несостоятельности демонстрации.
10. Гипотеза. Виды гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы подтверждения гипотез. Опровержение гипотез. Судебно-следственная версия.
Практическое задание для контрольной работы (выполняется всеми студентами)

Задание №2
Сравните взгляды Платона и Аристотеля по данным в таблице критериям:
Задание № 3
Правильно ли сделаны следующие выводы? Обоснуйте свой ответ:
Задание № 4
В приведенных ниже определениях укажите ошибки, если они есть:
Задание № 5
Задание № 6
Установите, какие перечни понятий соответствуют кругам Эйлера
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ( выполняется всеми студентами)

Вложенные файлы: 1 файл

Логика не надо.docx

— 80.13 Кб (Скачать файл)

Критика аргументов  и  критика  демонстрации представляют собой возражения в отношении тезиса противника в  споре . Успешная реализация той  и  другой критики еще не означает полной победы в  споре ; они представляют лишь временное затруднение для  противоборствующей стороны. Опытный  спорщик знает, что эти затруднения  можно ликвидировать с помощью  новых аргументов или на основе исправления  изъянов логической связи отстаиваемого  тезиса  и  аргументов

Подтверждение- широко используемый в практике  спора вид аргументации. Оно особо эффективно, когда существует необходимость обоснования нетрадиционного, инновационного решения, новой перспективной точки зрения или предложения. В рамках подтверждения тезиса из предложенной нестандартной точки зрения выводят следствия и ищут их согласования с реальным положением дел, с фактами.

Чтобы аргументация была сильной, убедительной и приводила к желаемым результатам, необходимо выполнять следующие  правила:

Тезис должен быть сформулирован ясно и точно. Для этого нужно: 1) дать определение всем необходимым понятиям; 2) точно указать, о каком именно отношении между ними идет речь; 3) указать, для какой цели осуществляется аргументация данного тезиса; 4) исключить  из тезиса неявные условия, положения  и следствия (ситуативные или  индексные слова: здесь, теперь, я, мы и т.д.).

* Тезис должен быть тождественным  в течение всего рассуждения,  т.е. не должен меняться в  течение хода аргументации.

* Аргументы, приводимые в подтверждение  к тезису, должны быть истинными   и  не противоречить друг  другу.

* Аргументы должны быть достаточными: не слишком широкими, из которых  следует все, что угодно, но  и  не слишком узкими.

* Аргументы должны быть суждениями, истинность которых доказана  независимо от тезиса (не должно  быть круга в доказательстве).

* Источники аргументов должны  быть известными  и  достоверными.

* Демонстрация аргументации должна  представлять собой правильное  рассуждение, т.е. быть таким  рассуждением, которое соответствует  законам  и  правилам логики.

Участники  спора  нередко нарушают правила аргументации. Эти нарушения  есть не что иное, как ошибки в  аргументации. Рассмотрим наиболее типичные из них.

Ошибки в отношении тезиса.

«Подмена тезиса представляет собой  неявный переход от аргументации исходного тезиса к аргументации другого тезиса. Эта ошибка, как  правило, обусловлена: непониманием предмета рассуждения; волнением человека, когда  психологический фактор превалирует  над логическим; сознательным желанием подмены текста, т.е. обманом. В результате исходный тезис не аргументирован, но вместе с тем создано впечатление  его обоснованности. «Подмена тезиса»  возможна в трех вариантах:

1) «полная подмена тезиса», когда  аргументируют совершенно другой  тезис (например, некто хочет доказать, что нерассудительный человек  глуп, а доказывает, что глупый  человек нерассудителен; с точки  зрения логики это не одно  и то же);

2) «переход в другой род», или  «частная подмена тезиса», когда  аргументируют тезис, либо менее  общий относительно первоначально  сформулированного, либо более  общий.

В первом случае доказывается «слишком мало». Так, утверждая, что развивающиеся  страны существенно упрочили свой экономический  потенциал, недостаточно сослаться  на более высокие, чем в развитых странах, темпы роста совокупного  национального дохода, ибо не будут  учтены такие важные показатели, как  производительность труда, затраты  ресурсов на производство единицы продукции, ее ассортимент и т.д. Во втором случае доказывают «слишком много».

Ошибки в аргументах.

«Основное заблуждение»: в качестве аргументов используют суждения, которые  выдают или пытаются выдать за истинные.

«Предвосхищение основания»: в качестве аргументов используются положения, которые  не являются заведомо ложными, но сами нуждаются в доказательстве, тем  самым предвосхищается их достоверность (например, не следует ссылаться  на мнение авторитетных людей, предварительно не выяснив, что они думают по поводу обсуждаемой проблемы).

«Круг в доказательстве»: аргументы, с помощью которых обосновывается тезис, в свою очередь обосновываются тезисом, часто выраженным при этом в иной форме.

Ошибки в отношении демонстрации. «Мнимое следование» или «не  следует»: связь тезиса и аргументов не имеет необходимого характера.

«От сказанного с условием к сказанному безусловно»: здесь аргумент, истинный лишь в определенном смысле, при  определенных условиях и для данного  времени, используется в качестве верного  при всех условиях и для любого времени. Вследствие этого связь  тезиса и аргумента перестает  быть логически необходимой.

 

10. Гипотеза. Виды гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы подтверждения гипотез. Опровержение гипотез. Судебно-следственная версия.

 

1. Понятие гипотезы   и   ее  структура.  

В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного  знания к более полному. Нам приходится выдвигать  и  затем обосновывать различные предположения для  объяснения явлений  и  их связи  с другими явлениями. Мы выдвигаем  гипотезы , которые могут перейти  при их  подтверждении  в научные  теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты  и  окажутся ложными суждениями.

Гипотеза  - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

 Специфика  гипотезы  - быть  формой  развития  знаний - предопределяется  основным свойством мышления, его  постоянным движением - углублением   и   развитием , стремлением  человека к раскрытию новых  закономерностей  и  причинных  связей, что диктуется потребностями  практической жизни. Ф.Энгельс  писал в своей книге "Диалектика  природы" :"Наблюдение открывает  какой-нибудь новый факт, делающий  невозможным прежний  способ  объяснения фактов, относящихся  к той же группе. С этого  момента возникает потребность  в новых  способах  объяснения, опирающихся сперва только на  ограниченное число фактов  и   наблюдений. Дальнейший опытный  материал приводит к очищению  этих  гипотез , устраняет один  из них, исправляет другие, пока  не будет установлен в чистом  виде  закон".

О познании каких бы явлений не шла речь - явлений природы или  общественной жизни, единичных предметов или закономерностей, новое знание всегда возникает первоначально в форме  гипотезы . Этим  и  объясняется необходимый  и  тем самым всеобщий характер  гипотезы  как формы развития  человеческих знаний.

 Построение   гипотезы  всегда  сопровождается выдвижением предположения,  объясняющего исследуемое явление.  Оно всегда выступает в форме  отдельного суждения или системы  взаимосвязанных суждений о свойствах  единичных фактов или закономерных  связей явлений. Суждение является  проблематичным суждением, в котором  выражено первоначальное предположительное  знание о причинах или свойствах  исследуемых явлений.

Чтобы превратиться в достоверное  знание, предположение подлежит научной  и  практической проверке. Процесс  проверки  гипотезы , протекающий  с использованием различных логических приемов, операций  и  форм вывода, приводит в итоге либо к  подтверждению   гипотезы , либо к  ее   опровержению . В связи с этим следует строго различать  гипотезу   и  доказанные с  ее  помощью положения.  Гипотеза  всегда содержит в себе нуждающееся  в поверке вероятное знание. Доказанное же с  ее  помощью положение  уже не является собственно  гипотезой , ибо содержит в себе проверенное  и  не вызывающее сомнений истинное знание.

Возникающее при  построении   гипотезы  предположение рождается  в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Значит,  гипотеза  - это  не любая догадка, фантазия или допущение, а лишь обоснованное, опирающееся  на конкретные материалы положение.  В соответствии с этим  и  возникновение  гипотезы  - это не хаотический  и  не подсознательный, закономерный логический процесс.

 Построение   гипотезы  - это сложный логический процесс с участием различных форм умозаключений. В отдельных случаях гипотеза  возникает как результат уподобления двух единичных явлений, т.е.  ее  основой выступает аналогия, в других случаях она - результат дедуктивных выводов, чаще всего ее  возникновению предшествует индуктивное обобщение эмпирического материала.

Любая  гипотеза  имеет исходные данные, или основания,  и  конечный результат рассуждения - предположение.  Она  включает также обработку  исходных данных  и  логический подход к предположению. Завершающий  этап  познания - проверка  гипотезы , превращающая предположение в достоверное  знание или опровергающая его.

2.  Виды   гипотез .

В зависимости от степени общности научные  гипотезы  можно разделить  на общие, частные, единичные.

Общая  гипотеза  - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и закономерностях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека. Общие гипотезы  выдвигаются с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Примерами общих гипотез могут служить: развитая в 18 веке М.В.Ломоносовым гипотеза  об атомическом строении вещества, современные гипотезы  акад. О.Ю.Шмидта  и акад. В.Г.Фесенкова о происхождении небесных тел,  гипотезы  об органическом  и неорганическом происхождении нефти.

 Будучи доказанными, они становятся  научными теориями  и  являются  ценным вкладом в  развитие  научных знаний.

Частная  гипотеза  - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении  и  о закономерностях  части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической  деятельности человека.

Частные  гипотезы  находят применение как в естествознании так  и  в общественно-исторических науках. Атхеолог, например, выдвигает частную  гипотезу  о времени происхождения  и  принадлежности обнаруженных при  раскопках предметов. Историк ставит  гипотезу  о взаимосвязи между  конкретными историческими событиями  или действиями отдельных лиц.

Частными  гипотезами  являются  и  те предположения, которые применяются  в судебно-следственной практике, ибо  здесь приходится умозаключать о  единичных событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступлением.

Единичная  гипотеза  - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении  и  закономерностях единичных  фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные  гипотезы  в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально  медикаменты  и  их дозировку.

В ходе доказательства общей, частной  и  единичной  гипотезы  люди строят рабочие  гипотезы .

Рабочая  гипотеза  - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых  этапах  исследования. Рабочая  гипотеза  непосредственно не ставит задачей  выяснение действительных причин исследуемых  явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать  и  систематизировать результаты наблюдений в определенную систему  и  дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.

В судебно-следственной практике при  объяснении отдельных фактов или  совокупности обстоятельств часто  выдвигают ряд  гипотез , по-разному  объясняющих эти факты. Такие  гипотезы  называют  версиями .

Версия  в судебном исследовании - одна из возможных  гипотез , объясняющих  происхождение или свойства отдельных  юридически значимых обстоятельств  преступления или преступление в  целом.

Поскольку перед судом ставится задача установить событие преступления  и  лиц, виновных в его совершении, обобщающая  версия  выдвигается  по поводу главного предмета доказывания.  Она  объясняет всю совокупность существенных обстоятельств события, отвечая на вопросы: какое преступление совершено, кто его совершил, каковы цели, мотивы преступления, вина преступника  и  т.д.

Версии  бывают общие, объясняющие  некоторые обстоятельства или моменты  преступления,  и  единичные, объясняющие  отдельные, индивидуальные факты: кто  исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников,  и  т. д.

Знания, полученные с помощью частных  версий , служат основой для  построения , конкретизации  и  уточнения  общей  версии , объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая  версия  дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных  версий  по поводу еще  не выявленных обстоятельств дела.

3.  Построение   гипотезы   и   этапы   ее   развития .

 Гипотезы  строятся тогда,  когда возникла потребность объяснить  ряд новых фактов, которые не  укладываются в рамки известных  ранее научных теорий или других  их объяснений. Вначале производится  анализ каждого отдельного факта,  а затем анализ их совокупности. Чтобы подтвердить выдвигаемую   гипотезу , проводят дополнительные  научные эксперименты или эксперименты  в ходе следственной практики.

Следующей задачей является синтез фактов  и  формулировка  гипотезы .  Гипотеза  не должна противоречить  ранее открытым  и  подтвержденным практикой теориям. Могут быть выдвинуты  конкурирующие  гипотезы , по-разному  объясняющие одно  и  то же явление, конкурирующими являются  гипотезы  об органическом или неорганическом происхождении нефти  и  др. При  построении   гипотезы  надо учитывать  и  требование, чтобы  гипотеза  объясняла наибольшее количество фактов, а т.ж. была бы по возможности простой  по форме их обоснования.

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Логика"